Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

публикация методической разработки урока по литературе ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Вольская Нелли Ивановна

«Реализация ФГОС в образовательном процессе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

«Лирика Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова и А.А. Фета – поэтов второй половины  XIX века».

 Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений «Литература – 9 класс».

 Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинация

             «Методическая разработка занятия (урока)»

 

 

Пояснительная записка

В соответствии с тематическим планированием  на данную тему отводится пять часов учебного времени. Но введение карантинных дней из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки привело к необходимости сжатия изучаемого материала. В «Программе для общеобразовательных учреждений, 5-11 кл.,  под редакцией Т.Ф. Курдюмовой» в разделе «Методика» дается следующее пояснение для педагогов: «Существует традиция блокового изучения произведений  Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета и других поэтов второй половины XIX века. Это дает возможность сопоставления их творчества, суждений о богатстве лирической картины эпохи, ее сложности и многообразия. Обзоры включают поэтические произведения по выбору учителя и учащихся».

Представленные уроки - это уроки изучения художественного произведения и  применения знаний и умений. В ходе двух уроков должны быть достигнуты предметные результаты, то есть, учащиеся должны обзорно познакомиться  с биографией поэтов, с основными особенностями поэтического языка каждого поэта, метапредметные и личностные результаты, то есть развитие большинства видов универсальных учебных действий. 

         В содержании урока  учитываются возрастные психолого-педагогические особенности учеников.  При формулировании заданий на карточках для учащихся применялась технология «6 шляп»:   как удобный способ управлять мышлением и переключать его, как  один из инструментов развития творческого мышления.

Все виды УУД формируются при реализации деятельностного подхода в организации обучения. Ученики ставят личные и групповые цели деятельности. Вместе с учителем планируют свою работу, действуют по составленному  плану.  Работают в группах, в парах и индивидуально.  При работе с   информацией заполняют таблицу, совместно находят ответы на поставленные вопросы. Оценивая полученные результаты,   выбирают для самостоятельной домашней работы определенный уровень.   Подводят итоги урока.

На различных этапах урока  используется технология ОС «Школа 2100»  - технология оценивания учебных успехов: при проверке домашнего задания,  на стадии реализации смысла и стадии рефлексии.

Благодаря наличию в учебниках (2 части)  небольших  биографических статей о Н.А. Некрасове и Ф.И. Тютчеве, а также размещению в книгах (в 1-ой и 2-ой частях литературы) необходимых для анализа на уроке произведений поэтов, учащиеся могут самостоятельно изучить часть материала заранее  (домашнее задание).  Это  позволит значительно сократить время для изучения данной темы, а также поможет организовать на занятии процесс по изучению творчества писателей на конкретных  лирических текстах. К сожалению, в учебнике-хрестоматии под редакцией Т.Ф. Курдюмовой не представлен материал по творчеству А.А. Фета.  Учителю необходимо подготовить учащегося, который выступит с рефератом о жизни и творчестве поэта, а также напечатать раздаточный материал с изучаемыми  на занятии стихотворениями А.А. Фета.

На уроке используется презентация, подготовленная учителем, с помощью которой ученики знакомятся с портретами писателей и с видами мышления в технологии «6 шляп».

Содержание урока соответствует требованиям ФГОС ООО и ориентировано на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. На уроке формируются:

·       умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность, то есть регулятивные УУД,

·       умения результативно мыслить и работать с информацией, то есть познавательные УУД, 

·       умения самостоятельно делать выбор, то есть личностные УУД,

·       умения общаться, взаимодействовать, читательские умения, то есть коммуникативные УУД.

 

 

Урок литературы в 9  классе

Тема:  Лирика Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова и А.А. Фета – поэтов второй половины XIX века.

                     

Цель урока: развитие личности через  творчество поэтов второй половины XIX века.

Планируемые результаты:

Предметные:

·       знакомство с биографией поэтов (обзорно), с основными особенностями поэтического языка каждого поэта

Метапредметные:

·       обучение сопоставительному анализу лирических произведений с разных позиций мышления

·        развитие навыков систематизации, обработки, воспроизведения информации по заданной теме

·       развитие умения аргументировать

·       развитие умения работать в группе

Личностные:

·        личностное отношение к поэтам, их творчеству

·       развитие кругозора

Тип урока:

1 урок: урок  изучения художественного произведения

2 урок: урок применения знаний и умений

Методы урока: репродуктивный, частично - поисковый, метод «6 шляп» (критическое мышление), иллюстративный.

Форма обучения: групповая, парная,  индивидуальная

Оборудование: портреты  поэтов (презентация прилагается),  тексты стихотворений, карточки с заданиями, шесть шляп: белая,  красная, желтая, синяя, зеленая, черная.

Время урока: 90 минут

Ход урока:

публикация методической разработки урока по литературепубликация методической разработки урока по литературепубликация методической разработки урока по литературе

 

 

 

 

1. Вступительное слово учителя.

Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны,  откликаясь на актуальные социальные проблемы времени.  Давайте посмотрим, что было характерно для поэзии  60-х годов 19 века через призму творчества таких поэтов как Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и Н.А. Некрасов 

2. Стадия вызова.

Я предлагаю вам выступить  в роли экспертов или литературных критиков и в ходе урока заполнить рабочий лист:

Поэты

Темы творчества

Тезис «За поэзией – будущее!»

Аргументы «за»

Аргументы «против»

 

 

 

 

Далее учащиеся в парах знакомятся с информацией  о жизни и творчестве Н.А. Некрасова и Ф.И. Тютчева.  Подготовленный учащийся (домашнее задание) рассказывает биографию А.А. Фета, читает по заранее предложенному учителем списку стихи поэта.

- Какие факты из жизни  поэтов, с которыми вы познакомились сегодня, показались особенно интересными?

- Что объединяет этих поэтов?

- Какие явления и события они делают предметом изображения?

- Назовите основные мотивы, темы творчества Н.Некрасова, Ф. Тютчева, А. Фета. Насколько это было актуально для 50-х, 60-х годов 19 века? Что в это время происходило в обществе?

Учитель.

 В это сложное историческое время, когда происходит размежевание дворянских, революционно-демократических и аристократических группировок, отказ некоторых лириков затрагивать в своем творчестве актуальные, злободневные вопросы действительности вызывало резкую негативную реакцию критики. Стихотворения поэтов «чистой» лирики сравнивали с творчеством А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова не в пользу современников, утверждая, что время лириков прошло. Поэзию начинает вытеснять проза. В это время на литературном Олимпе появляются такие талантливые прозаики как Тургенев, Толстой, Достоевский…

Л. Н. Толстой  негативно оценивал творчество А. Фета, игнорировал  произведения Ф. Тютчева. Может быть,  прав был Л. Толстой? Может быть, не стоит нам сегодня знакомиться с творчеством этих поэтов? Может быть, не стоит воспринимать поэзию после Пушкина и Лермонтова как литературное наследие? Чем сегодня нам, живущим в 21 веке, может быть интересна, необходима поэзия Тютчева, Фета, Некрасова?

3. Стадия реализации смысла.

Начнем мы с вами работать по группам по методике «6 шляп» Эдварда де Боно. Разделимся на 6 групп. У каждой «шляпы», у каждой группы – свой способ мышления.

 «Красная шляпа» - эмоции.                                                                                    «Желтая шляпа» - позитивная оценка.                                                                        «Черная шляпа»  - критика.                                                                                     «Зеленая шляпа» - креативность, идеи.

 «Белая шляпа»- только факты, информация.                                                         «Синяя шляпа»- выводы, подведение итогов.

 

Раздать карточки с заданием. Предупредить детей о необходимости аргументировать свои ответы, используя факты  биографии писателя (писателей), особенности лирики поэта (поэтов), строчки из стихотворений.

 

«Белая шляпа» (факты, информация)

- Найдите убедительные аргументы для обоснования необходимости изучения творчества писателей XIX века в XXI веке.

«Красная шляпа» (эмоции)

- Представьте себя в роли одноклассника, который любит поэзию XIX века. Как бы вы реагировали на его месте?

«Черная шляпа»  (критика)

- Вы пессимистичны. Докажите, что ни отказ от изучения лирики поэтов XIX века, ни внимательное   изучение творчества поэтов  XIX века ничего  в 

мировоззрении, в познании жизни учащимися  XXI века не изменит.                                                                            

«Желтая шляпа» (позитивная оценка)  

- Представьте себя в роли учителя. Сформулируйте, как можно убедить девятиклассников в необходимости изучения творчества поэтов XIX века.                                                                  

«Зеленая шляпа» (креативность, идеи, творчество, новое в решении проблемы)

- Обоснуйте свои выводы в защиту тех, кто считает, что поэты XVIII века – это прошлое, а за поэзией XIX века – будущее.

«Синяя шляпа» (эксперты, выводы, подведение итогов)

- Подведите итоги дискуссии. Насколько удалось участникам обсуждения убедить слушателей (класс) в необходимости изучения творчества поэтов XIX века.

 

 

4. Стадия рефлексии.

·     Прием «Открытый микрофон»: учащимся предоставляется возможность высказать своё мнение на основе заполненных рабочих листов.

·     Создание синквейна.  «1. Поэзия

                                        2……….

                                        3………

                                        4………

                                        5. Вечные темы, не ограниченные эпохой»

 

5. Домашнее задание (уровневое, дифференцированное)

1. Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

2. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

3. Сочинение – миниатюра «Лирика поэтов XIX века – прошлое?»

 

 

 

 

 

 


Приложения

(карточки с заданием, рабочие листы, тексты стихотворений,  используемые на уроке)

 

1.    Рабочий лист.

 

Поэты

Темы творчества

Тезис «За поэзией – будущее!»

Аргументы «за»

Аргументы «против»

 

 

 

 

 

2.     Карточки с заданием

 

«Белая шляпа» (факты, информация)

- Найдите убедительные аргументы для обоснования необходимости изучения творчества писателей XIX века в XXI веке.

«Красная шляпа» (эмоции)

- Представьте себя в роли одноклассника, который любит поэзию XIX века. Как бы вы реагировали на его месте?

«Черная шляпа»  (критика)

- Вы пессимистичны. Докажите, что ни отказ от изучения лирики поэтов XIX века, ни внимательное   изучение творчества поэтов  XIX века ничего  в 

мировоззрении, в познании жизни учащимися  XXI века не изменит.                                                                           

«Желтая шляпа» (позитивная оценка)  

- Представьте себя в роли учителя. Сформулируйте, как можно убедить девятиклассников в необходимости изучения творчества поэтов XIX века.                                                                  

«Зеленая шляпа» (креативность, идеи, творчество, новое в решении проблемы)

- Обоснуйте свои выводы в защиту тех, кто считает, что поэты XVIII века – это прошлое, а за поэзией XIX века – будущее.

«Синяя шляпа» (эксперты, выводы, подведение итогов)

- Подведите итоги дискуссии. Насколько удалось участникам обсуждения убедить слушателей (класс) в необходимости изучения творчества поэтов XIX века.

 

3. Стихотворения А.А. Фета

 

А) «Чудная картина…»

 

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

 

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

1832

Б) Деревня


Люблю я приют ваш печальный,
И вечер деревни глухой,
И за летом благовест дальный,
И кровлю, и крест золотой.

Люблю я немятого луга
К окну подползающий пар,
И тесного, тихого круга
Не раз долитой самовар.

Люблю я на тех посиделках
Старушки чепец и очки;
Люблю на окне на тарелках
Овса золотые злачки;

На столике близко к окошку
Корзину с узорным чулком,
И по полу резвую кошку
В прыжках за проворным клубком;

И милой, застенчивой внучки
Красивый девичий наряд,
Движение бледненькой ручки
И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфоровых чашек
И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,
Прохлады вечерней струю
И вас, любопытные глазки,
Живую награду мою!

1842 год

 

В)  «Нет, я не изменил…»

 

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви,

И старый яд цепей, отрадный и жестокой,

Еще горит в моей крови.

 

Хоть память и твердит, что между нас могила,

Хоть каждый день бреду томительно к другой, -

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,

Когда ты здесь, передо мной.

 

Мелькнет ли красота иная на мгновенье,

Мне чудится, вот-вот, тебя я узнаю;

И нежности былой я слышу дуновенье,

И, содрогаясь, я пою.

 

2 февраля 1887

 

Г) «Я был опять в саду твоем…» 

 

Я был опять в саду твоем,

И увела меня аллея

Туда, где мы весной вдвоем

Бродили, говорить не смея.

 

Как сердце робкое влекло

Излить надежду, страх и пени,—

А юный лист тогда назло

Нам посылал так мало тени.

 

Теперь и тень в саду темна,

И трав сильней благоуханье;

Зато какая тишина,

Какое томное молчанье!

 

Один зарею соловей,

Таясь во мраке, робко свищет,

И под навесами ветвей

Напрасно взор кого-то ищет.

Июнь 1857

 

Д) «На заре ты ее не буди…»

 

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

 

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

 

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

 

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

 

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

1842

 

Е) «Я в даль иду моей дорогой…»

 

Я вдаль иду моей дорогой
И уведу с собою вдаль
С моей сердечною тревогой
Мою сердечную печаль.

Она-то доброй проводницей
Со мною об руку идет
И перелетной, вольной птицей
Мне песни новые поет.

Ведет ли путь мой горной цепью
Под ризой близких облаков,
Иль в дальний край широкой степью,
Иль под гостеприимный кров, —

Покорна сердца своеволью,
Везде, бродячая, вольна,
И запоет за хлебом-солью,
Как на степи, со мной она.

Спасибо ж тем, под чьим приютом
Мне было радостней, теплей,
Где время пил я по минутам
Из урны жизненной моей,

Где новой силой, новым жаром
Опять затрепетала грудь,
Где музе-страннице с гусляром
Нетруден показался путь.

Апрель 1845

 

Пожалуйста, подождите.
x
×