Статья Публикация статьи. Автор: Ермолаева Ольга Ивановна

Автор: Ермолаева Ольга Ивановна
Конспект занятия


Автор: Ермолаева Ольга Ивановна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (подготовительная группа) «ГОЛУБОЕ ЧУДО ГЖЕЛИ»

Автор занятия: Ермолаева Ольга Ивановна.

Программное содержание:

Дать понятие «декоративно-прикладное искусство». Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели. Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материал и оборудование:

Гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, относящиеся к гжельской и др. промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Гуашь синяя, кисти, вода, салфетка, силуэтные заготовки рыбки из белой бумаги.

Предварительная работа:

Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

П:Сегодня, ребята, наше занятие посвящено «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

 

Друзья мои, сегодня на занятие хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана?
Из чего бывает сделана посуда?
Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

Конечно нет, только бы роспись пострадала.

А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома?
Эта уж точно осталась бы цела.
А пластиковая посуда?
А стеклянная?

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.
Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться?
Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Как называется посуда, которую вы сложили из осколков?
Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе.

На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой. Педагог читает стихи:

 

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

 

Где изготавливают эту посуду?
Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашей выставкой.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?
Верно, нарядная, красивая, праздничная.
Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно–прикладному искусству.
Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись.
Рассмотрим роспись поближе.
Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?
Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
Что нарисовано на вазе?
Где расположен цветок?
Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

Показ слайдов…

Воспитатель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

 

Физкультминутка «Посуда»

 

Вот большой стеклянный чайник,
(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.
(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,
(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,
(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг)

 

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают. Педагог читает стихи:

Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель! Синие розы по белому фону Море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

Какие вы молодцы! Такие красивые тарелочки сделали. Настоящие мастера-умельцы. В старину люди говорили: «Умелец себе и людям радость приносит». Это про вас.

Скажите, чем мы сегодня занимались? А о каком промысле мы разговаривали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня, ребята, наше занятие посвящено «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

 

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. А Начиналось все с глины. Сама природа одарила эту местность. И жили на этой глиняной земле гончары, то есть все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. А потом завертел мастер гончарный круг, положил шматочек глины и чего-только из под рук у него не выходит: молочные крынки, тарелки, миски.

 

2. Уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду. Говорят, что небо гжельское, как нигде в России синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия. По белому фону изделия рука художника ведет кисточку с синей краской.

 

3. Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

А сейчас мы послушаем Наташу Лаврищеву, она прочтет красивое стихотворение об этой розе.

 

4. Эту птицу можно рисовать только кистями, а можно в последнем шаге – где тоненькие завитки, использовать синюю гелевую ручку поверх высохшей краски.

А Амира Шарипова прочитает стихотворение о птице

 

5. Рисовали на посуде художники-мастера различные узоры из сеточек, полосочек, цветов, листочков. Изображали художники сказочных животных, птиц. Очень затейливая, нарядная получилась роспись.

 

6. Что только не делают в Гжеле! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, сахарницы, масленки, подносы, вазы. Все изделия гжельских мастеров удивительно красивы.

7.Полюбилась людям красивая посуда и стали называть ее нежно-голубое чудо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переходим к столу…

Давайте полюбуемся нашей выставкой. Какая это посуда? Как ее можно охарактеризовать? (верно, нарядная, красивая, праздничная)

Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относят декоративно-прикладному искусству.

Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело-синяя роспись.

Рассмотрим роспись поближе.

Какой цвет использовали мастера?
Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?
Что нарисовано на вазе?
Где расположен цветок?
Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
Где закрашено синей краской полностью?
Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

 

Сегодня вы будете мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи

 

 

– Дети, мы находимся с вами в художественной мастерской, а вы художники. И сегодня этой дивной гжельской росписью вы будете расписывать рыбку.

– Давайте вспомним элементы, которые вы будете использовать в росписи.

 

При выполнении работы вы должны быть аккуратными. 


– Давайте вспомним технику рисования красками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог занятия:

Любуются. Рассматривают. Педагог читает стихи:

Синяя сказка – глазам загляденье, Словно весною капель, Ласка, забота, тепло и терпенье Русская, звонкая Гжель! Синие розы по белому фону Море цветов голубых. Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

Какие вы молодцы! Таких красивых рыбок сделали. Настоящие мастера-умельцы. В старину люди говорили: «Умелец себе и людям радость приносит». Это про вас.

Скажите, чем мы сегодня занимались? А о каком промысле мы разговаривали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи о гжели:

1. Сине-белая посуда
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела. 
Голубыми, синими
Нежными, красивыми.

2. В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит
Вдоль этой речки
Деревенька стоит
Заросли ивы вдоль речки бегут
Умельцы в той деревеньке живут
Расписную посуду они мастерят
Синим по белому чудо творят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ребята, если бы вы были мастерами и мастерицами, что бы вы хотели расписать на радость людям?

Посуду.

– Итак, сказка продолжается:

Ходит сказка у ворот водит с нами хоровод. Подарила для игры разноцветные шары.

Дети в кругу, взявшись за руки водят хоровод.

Воспитатель разбрасывает шары.

Дети берут по одному шару.

А теперь ищи столы, где такие же шары. (Подготовлено оборудование для рисования)

Дети подходят к столам где лежат шары нужного цвета (шары объемные, внутри находятся чашки и блюдца для росписи).

Воспитатель подходит к первому столу:
Интересно что же там? (Достает из большого шара чашки)

Вот они удивительно белы.
Мастера, скорей за дело.
Украшайте чашки смело.
Составляй любой узор, 
Чтобы радовал он взор.

Шар волшебный дай ответ ты раскрой нам свой секрет!

Воспитатель подходит ко 2 – му столу

Воспитатель достает блюдце расписанное под гжель.
Вот листок, а здесь цветок и красивый завиток! Нам понятно очень дружно 
Блюдца украшать нам нужно!

Шар волшебный дай ответ ты раскрой нам свой секрет!

 

Дети садятся за столы.

– Дети, мы находимся с вами в художественной мастерской, а вы художники. И сегодня вы будете расписывать чайную посуду.

 

– Давайте вспомним приемы, которые вы будете использовать в росписи чашек и блюдец.

Рисуем концом кисти, всем ворсом, примакиванием рисуем листочки (мазки).

– Посмотрите на ваши краски. Все необходимые краски есть на ваших столах? 
– Какого цвета не хватает?

Голубого.

– Как получить голубой цвет?

Надо взять на кисточку немного белой гуаши и положить на палитру. Затем вымыть хорошо кисточку водой и только после этого набрать на нее синей краски и смешать два цвета между собой. Получится новый волшебный цвет – голубой. Цвет моря и неба.

При выполнении работы вы должны быть аккуратными. 
– Давайте вспомним технику рисования красками.

Лишнюю краску отжать о край банки. Промыть кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую

– Дети, обратите внимание на таблицу с элементами гжельской росписи.
Каждый может украсить свою чашку и блюдце любым узором из тех, что изображены на таблице, но можно и самим придумать необычный узор. Однако в узоре обязательно должны сочетаться голубые и синие цвета.

 

Пальчиковая гимнастика:

 

В процессе работы помогаю советом, напоминанием.

 

– Вот закончилась работа, молодцы вы, мастера!

 

Анализ:

В каких работах хорошо передан узор?

Какие элементы росписи использованы?

Какая работа удачна по технике

рисования?

 

Недаром доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Любуясь выполненной работой, говорили: «Мастер золотые руки».
– Дети, а какие вы знаете пословицы и поговорки?

 

– Красна птица пением, а человек умением
– Хорошая работа два века живет.
– Дерево дорого плодами, а человек делами.
– Жизнь дана на добрые дела.

– Наше занятие подходит к концу. И мы должны вернуться из сказки обратно в группу.
– Закройте глаза и повернитесь вокруг себя. Раз, два, три повернись в нашей группе окажись.
Сказка чаще приходи с нами дружбу заводи.

 

– А сейчас вот эту красивую гжельскую розу мы будем передавать друг другу и говорить спасибо за совместную работу. 
– Спасибо, ребята за занятие. Мне было очень приятно с вами работать.

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс - Рисование птицы в стиле Гжель:

Эту птицу можно рисовать только кистями, а можно в последнем шаге - где тоненькие завитки, использовать синюю гелевую ручку поверх высохшей краски.

 

 

Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x