Автор: Ванюкова Любовь геннадьевна
Путь к здоровью.
Аннотация
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является формирование здорового образа жизни среди учащихся. Задача школы – дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в школе является важным звеном в укреплении физического и психического здоровья подрастающего поколения.
Быть здоровым и пропагандировать здоровье, здоровый образ жизни – одна из главных задач, которые стоят перед школой.
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Современное состояние нашего общества таково, что физическое, психическое и нравственное здоровье населения находятся на угрожающе низком уровне. Об этом свидетельствуют статистические данные по заболеванию, смертности населения, употреблению алкоголя табака и наркотиков. Только 10% юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, здоровы. Высокая интенсивность учебного процесса часто не соответствует возможностям детского организма, способствует развитию гиподинамии, что приводит к росту нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний
Какую роль в сохранении здоровья подрастающего поколения может сыграть школа? Педагогический коллектив МБОУ «Виловатовская СОШ» поставил перед собой следующие задачи:
1.Формирование у школьников через урочные и внеурочные формы деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья.
2.Развитие материально-технической базы школы для сохранения здоровья обучающихся.
3.Осуществление медико-физиологического мониторинга здоровья обучающихся.
4.Организация деятельности педагогического коллектива по профилактике вредных привычек.
Для решения задач была разработана Программа «Путь к здоровью»
по формированию здоровьесберегающей среды. Участниками программы являются учащиеся, учителя-предметники, врачи-специалисты, классные руководители, родители.
Формирование системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни занимает большое место в учебно-воспитательной работе школы. Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Перегрузка детей школьного возраста учебными занятиями в школе и дома оказывает негативное влияние на их здоровье. Для обеспечения нормальной учебной нагрузки, расписания уроков составляется с учетом дневной и недельной биологической кривой работоспособности учеников. Педагоги выполняют гигиенические требования к организации урока, учитывают объем учебного материала, применяют разные методы и приемы проведения уроков, а также подвижных физкультминуток и гимнастики для глаз. Организация физического воспитания учащихся в школе определяется: учебными программами по физической культуре; программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В режиме учебного дня проводятся физкультминутки на уроках, подвижные перемены, ежедневный спортивный час в режиме ГПД. Во внеурочное время - спортивные праздники и занятий в спортивных секциях. Ежемесячно организуются дни здоровья, в каникулярное время – спортивные мероприятия и экскурсии на свежем воздухе. Классные руководители совместно с родителями, начиная с первого класса, организуют экскурсии, туристические походы, что способствует формированию навыков ЗОЖ и в семье. Спортивные секции только в школе посещают около 40% учеников. Для наших ребят открыты двери в спортивные секции Горномарийской детско-юношеской спортивной школы, где занимаются юные лыжники, легкоатлеты, футболисты, дзюдоисты и любители зимнего полиатлона. Учащиеся школы всегда активно участвуют в районных соревнованиях, праздниках, в школьных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты». Команды школы побеждали и занимали призовые места в районных соревнованиях по футболу, баскетболу, волейболу, становились победителями республиканских соревнований. На базе Горномарийского ДДТ ученики школы занимаются спортивным туризмом и ориентированием.
В школе проводится работа по улучшению материально-технической базы: заменена учебная мебель, проведен ремонт отопительной системы, водопроводных и канализационных сетей, освещенность кабинетов приведена в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями.
Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. Школа участвует в операциях «Зеленый уголок», «Живи родник!».
Одним из направлений внеклассной работы по ЗОЖ является организация школьного оздоровительного лагеря во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5-7 классов. По итогам школьный детский оздоровительный лагерь «Улыбка», где отдыхали 55 детей, занял 1 место в районе и отмечен Почетной грамотой Администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район»
Неотъемлемой частью здоровьесберегающей деятельности школы является организация динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, предоставление им своевременной медицинской помощи, учет детской заболеваемости и ее профилактика, поддержание психического здоровья учащихся. Оценку состояния здоровья детей осуществляют квалифицированные специалисты, медицинские работники Козьмодемьянской ЦРБ, организовано психолго – педагогического сопровождения каждого учащегося на протяжении всех лет его обучения в школе, ведется мониторинг состояния здоровья учащихся, как медработниками, так и каждым классным руководителем.
По итогам углубленного медицинского осмотра учащихся можно проследить динамику заболеваний учащихся школы. За последний год количество больных школьников уменьшилось.
Каждый человек мечтает и хочет жить долго и счастливо, но не всякий может жить правильно. Особенно это относится к людям, которые подвержены различным вредным привычкам, в том числе табакокурению и алкоголизму.
В школе проводится большая работа по профилактике вредных привычек: акция: «Я выбираю спорт как альтернативу вредным привычкам», месячник месячника по борьбе со СПИДом. Ежегодно проводятся мониторинги по выявлению учащихся “группы риска”, по изучению динамики употребления ПАВ. Психолого-педагогическая служба школы ведет постоянную с разными группами учащихся, что даёт позитивный результат.
Родительский комитет совместно с администрацией школы разработал комплекс мер по формированию иммунитета к алкоголю и табакокурению среди учащихся. Инициатива исходила от председателя родительского комитета Лешканова Ю.В., человека обладающего удивительной жизненной энергией, пропагандирующего здоровый образ жизни на каждом шагу. Собрана литература и получены видеофильмы по профилактике вредных привычек от ведущих специалистов страны по данной проблеме. На уроках и на классных часах, учащиеся узнавали о вреде табака и алкоголя, одновременно среди родителей распространялся видеоматериал по проблеме для индивидуальной работы с детьми. Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда. Это подтверждают наши выпускники, которые продолжают учиться в вузах и колледжах. Для выпускников здоровый образ жизни жизненное кредо. Формирование здорового образа жизни школьников - актуальная и насущная задача не только каждого учителя, но и всего общества в целом.
Литература
Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья, - Москва: Сталкер, 2004.
Барин Л.Г. Мама, папа, я – здоровая семья, - СПб.: Питер, 2005.
Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни. Москва.: Центр, 2004.
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3
Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2
Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8.
Ванюков Олег Степанович,
директор школы
Ванюкова Любовь Геннадьевна,
заместитель директора по воспитательной работе
МБОУ «Виловатовская СОШ»
Горномарийский район,
Республика Марий Эл
comments powered by HyperComments