"Путешествие в гости к бабушке Маше"

Автор: Долбина Дарья Владимировна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ»

 

 

 

 

Тема: «Путешествие  в деревню к бабушке Маше»

 

Цели:

 

Коррекционно-образовательные:

-       Расширить и углубить представления детей о домашних животных.

 

Коррекционно-развивающие:

-       Развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику.

-       Закреплять образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-       Развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.

-       Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать слова гиперболы.

-       Развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

 

Коррекционно-воспитательные:

-       Воспитывать любовь и заботу о домашних животных.

-       Формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.

 

 

Ход занятия:

Логопед:
Я приглашаю вас в гости в деревню. Это далеко. И отправимся мы с вами в путешествие необычным транспортом - на ковре-самолёте. Для того чтобы наш ковёр-самолёт взлетел, нам с вами нужно сделать упражнение «Моторчики».



ПРОВЕДЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ «МОТОРЧИКИ»

 

Дуй нам ветер, ветерок,
Дуй не в спину, а в лицо,
Дуй сильней, сильней, сильней,
Чтоб ковёр летел быстрей.
(Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СЛОВЕСНАЯ ИГРА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

 

- Вот мы с вами и оказались в деревне. Посмотрите, кто это нас встречает?
(На столах муляжи домашних животных: свинья, корова, собака...)
- Кто это?
- Животные.
- Давайте их назовём.
(Дети дают полный ответ):
- Это корова, это собака и т. д.
- А как вы думаете, какие это животные?
- Почему?

 

ИГРА «УЗНАЙ СИЛУЭТЫ»

 

Логопед:
Детки, приехали мы с вами в гости к бабушке Маше, а у неё беда. Все животные перепутались. Давайте поможем бабушке Маше разобраться кто где.
(Использование зашумлённых силуэтов домашних животных)

 

РЕЧЕВАЯ ИГРА С МЯЧОМ «БОЛЬШОЙ-БОЛЬШУЩИЙ»

 

Логопед:
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть на полянке. Но игра наша непростая. Я буду кидать мяч и называть часть тела маленького животного (детёныша), а кто мяч поймает, будет мне называть часть тела большущего животного.

 

У щенка лапки, а у большой собаки - лапища.
У котёнка усики, а у большого кота...(усищи).
У жеребёнка хвостик, а у лошади...(хвостище).
У поросёнка пятачок, а у свиньи...(пятачище).
У телёнка глазки, а у коровы...(глазищa).

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ «ПРАЗДНИК»

 

Логопед:
Пока мы с вами отдыхали, совсем забыли, что у поросёнка бабушки Маши сегодня день рождения. Она хочет приготовить ему сюрприз - пригласить в гости всех его друзей. Друзья живут в своих домиках, а из каких домиков они придут, и что подарят, мы с вами сейчас выясним.
(Игровое пособие-коллаж с изображение домашних животных, их домиков, и чем они питаются)

 

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ХАВРОНЬЯ»

 

Логопед:
Хорошо гости веселятся, давайте покажем, как Хавронья веселится.

 

Вот двор.
(Показывает ладонь)
Во дворе лужа.
(Круговые движения указательным пальцем одной руки по ладони другой)
В луже Хавронья.
Она всегда спросонья
Делает зарядку:
Поднимает по порядку
Ножку переднюю левую,
Ножку переднюю правую,
Ножку заднюю левую,
Ножку заднюю правую.
Потом хвостиком махнёт,
И снова заснёт.
(Сгибают-разгибают пальцы обеих рук; рука сжата в кулак; разгибают и сгибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой; соответствующее движение мизинцем)

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЗАБЫЛИ»
УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

 

Логопед:
Хотели гости сфотографироваться на празднике. Да фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось.
(Использование индивидуальных карточек, с изображение домашних животных, без чего либо; с возможностью дорисовать недостающее)

 

Логопед:
- Это кто?
Ребёнок:
- Это кролик, у него нет ушей. Он безухий.
Логопед:
- Ты дорисовал уши, и теперь кролик какой?
Ребёнок:
- Ушастый.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ»

 

Логопед:
Посмотрите, у бабушки есть еще фотографии, какие они все разные. Давайте посмотрим и найдём различия.

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СЛОВЕСНАЯ ИГРА «КТО ЧЕМ ЗАЩИЩАЕТСЯ»

 

Логопед:
Вы знаете, у бабушки  хозяйство большое. Не уследишь. Иногда бывает, и звери лесные нападают. А кто чем защищается, мы сейчас узнаем.

Чем защищается корова, коза - копытами.
Кошка защищается (чем?) - когтями.
Лошадь защищается (чем?) - копытами.
Собака защищается (чем?) - зубами.
Кролик защищается (чем?) - лапами.

РЕЧЕВАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОШЕЧКА»

 

Логопед:
Посмотрите, кошечка пришла, что-то мурлычет. А какая хитрая поиграть хочет. Вставайте в кружок, немного поиграем.

 

Села кошка под кусточек.
(Сесть на корточки)
Сыра скушала кусочек.
(Похлопать, погладить себя по животику)
Встала кошка, потянулась.
(Встать, потянуться)
Её шёрстка развернулась.
(Погладить друг друга)

 

ИТОГ

 

 

Логопед:
Пора нам возвращаться в детский сад. Бабушке Маше помогли, узнали много нового, интересного. Скажите, что вам запомнилось в нашем путешествии. А ещё бабушка Маша прислала нам гостинцы. Усаживайтесь на наш ковёр-самолёт. И можно в полёте немного отдохнуть, подремать. 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x