Статья Пути и средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольная образовательная организация. Автор: Лаптева Ирина Владимировна

Автор: Лаптева Ирина Владимировна
Пути и средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Лаптева Ирина Владимировна

Глава 2. Пути и средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольная образоватедьная организация

2.1 Анализ уровня развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Для решения задач исследования нами была проведена опытно - экспериментальная работа, включающая в себя три этапа:

1. констатирующий

2. формирующий

3. контрольный

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 24 ребенка старшей группы, 8 воспитателей, 24 родителя детского сада № 1" Аленушка". Целью данной работы являлось выделение и обоснование педагогических условий воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста, реализуемые в условиях дошкольная образоватедьная организация.

Целью констатирующего этапа являлось выявление уровня толерантности детей старшего дошкольного возраста с помощью следующих методов: беседа и проведения методик с детьми «Необитаемый остров», «Помощники», анкетирование родителей, беседа с воспитателями.

Для выявления уровня толерантности детей была проведена беседа, в ходе которой детям задавались вопросы (Приложение 1).

Оценка знаниям давалась по следующим параметрам:

- полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7,8, 9 - высокий уровень;

- достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 9, 10, 11 - средний уровень;

- неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 9, 10, 11 - низкий уровень;

- неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы - группа риска

Обобщенные результаты, полученные в ходе эксперимента таковы:

Из 24 детей 3 не смогли ответить на основные вопросы, 3 показали достаточно высокий уровень т.е. давали четкие ответы с объяснением, 18 детей мы отнесли к среднему уровню т.к. эти дети давали достаточно полные ответы на вопросы.

Данные, полученные в ходе констатирующего этапа, отражены нами в таблице 1.

Таблица 1.

Выявления уровня толерантности детей на констатирующем этапе

Уровень толерантности у детей Констатирующий этап

Количество детей %

Высокий уровень 3 12

Средний уровень 18 76

Низкий уровень 3 12

 

В целях выяснения толерантности детей с позиции родителей, мы провели анкету. Анкета включала в себя 6 вопросов с 4 вариантами ответов:

Результат анкетирования показал, что с позиции родителей, их дети проявляют высокий уровень толерантности к другим. Ответы родителей были запротоколированы.

С целью анализа позиции воспитателя по отношению к толерантности детей дошкольного возраста и условий, в которых должна осуществляться данная сторона воспитания, с воспитателями была проведена беседа, которая включала в себя 6 вопросов.

В анкетировании принимали участие 8 воспитателей. Четыре педагога старших дошкольных групп, два педагога средних групп, два педагога ясельных групп. Большинство из них отметили, что сложности в работе возникают, прежде всего, от нехватки знаний и методик формирований межличностных отношений, психолого-педагогических условий создания предметно-развивающей среды национального уклона. Также немаловажен факт нехватки методической литературы и наглядных пособий.

Результат анкетирования послужил основанием для проведения беседы. В ходе неё мы выяснили, что материальные возможности создания предметно-развивающей среды с национальным уклоном в данном детском саду не так уж высоки.

Воспитатели имеют некоторое представление о национальной предметно-развивающей среде - 75 %. Они все стараются принимать участие в ее создании и организации - 100 %. По их мнению (100%) игрушки и предметы должны отображать национальный колорит, они должны в некоторой форме повторять некоторые предметы из окружающего мира и быта взрослых. Педагоги стараются принимать участие в различных видах деятельностей детей (75%).

В большинстве своем имеющаяся и планирующаяся для изготовления предметно-развивающая среда группы направлена на развитие знаний детей о культуре и быте русских и бурят (100%), причем, практически не учитываются культурные традиции других наций представленных в группе. О своей работе, в деле привития основ дружбы и толерантности, среди детей посещающих ДОУ, воспитатели отмечали проведение праздников, утренников, занятий, бесед. Так же ориентированных на две доминирующие в детском саду нации (100%), что на наш взгляд совершенно не правильно. Педагог детского дошкольного учреждения должен учитывать и знакомить детей со всем национальным многообразием не только сада, но и мира в целом, для того чтобы ребенок в будущем мог правильно строить свои межнациональные отношения, основываясь на равноправии, а не на превосходстве одного народа над другим. На основе миролюбия и терпимости.

Для воспитания детей в духе уважения и формирования знаний детей о культуре других народов, по словам воспитателя, как правило, проводятся праздники. Что касается игр, мы отметили также как и праздники, перечень игр, которым обучают детей, принадлежит к двум основным нациям, представленным в группе, т.е. бурят и русских, например: «Салочки», «Жмурки», «Шагай на адан» и др. На наш вопрос, считает ли воспитатели достаточной свою работу по формированию у дошкольников представлений о культуре, как своего народа, так и о культурах других народов достаточной? Мы получили следующий ответ: «Мы считаем свою работу вполне достаточной, это обоснованно тем, что в группе в основном преобладают две нации»(75%). Мы считаем данную позицию педагогов в корне не верной, работа педагога должна включать в себя намного больший объем по данной проблеме, об этом нами были сделаны вышеизложенные выводы.

Диагностика толерантности как одной из составляющих социально-коммуникативной компетентности детей 5-7 лет осуществлялось по двум методикам: «Необитаемый остров» и «Помощники».

Диагностика по методике «Необитаемы остров».

Цель этой методики выявить умение детей выслушать другого человека, с уважением отнестись к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.

Оценка результатов осуществлялась по следующим критериям:

Высокий уровень (3 балла) - ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умения выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, убедить;

Средний уровень (2 балла) - ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь, может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;

Низкий уровень (1 балл) - ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своего мнения, либо проявляет отрицательную направленность в общении.

В ходе проведения данной методики удалось выявить, что 10 детей из 24, проявляют активную инициативу как в общении так и в организаторских способностях, и относятся к высокому уровню, 14 детей - средний уровень, имея свою точку зрения, они все таки идут за наиболее активными детьми. Детей с низким уровнем не оказалось.

Диагностика по методике «Помощники».

Цель этой методики выявить умение детей взаимодействовать в системах «ребенок - ребенок», соотносить свои желания, стремление с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.

Оценка результатов проводилась по следующим критериям:

Высокий уровень (3 балла) - ребенок берет на себя функцию организатора, распределяет обязанности, проявляет умение выслушать сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступить, убедить, способен оказать взаимопомощь, и обратиться в случае затруднения, за помощью к взрослому или сверстнику;

Средний уровень (2 балла) - ребенок недостаточно инициативен, принимает предложение более активного ребенка, однако может возразить, учитывая свои интересы , принимает помощь других, но сам не обращается;

Низкий уровень (1 балл) - ребенок не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своих предложений, от помощи взрослого и сверстников отказывается.

Результат методики показал, что 42% детей проявляют организаторские способности и относятся к высокому уровню, 58% детей - средний уровень, детей с низким уровнем не отмечается. Данные занесены в таблицу 2 (Приложение).

Таким образом, данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволили нам определить основные направления педагогической деятельности: определение и апробирование системы работы с детьми по выявлению у них уровня толерантности.

2.2 Педагогические условия развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста

При рассмотрении психолого-педагогических предпосылок детских взаимоотношений следует обратить внимание на

направления развития поликультурного воспитания:

· Доброжелательность, вежливость, терпение.

· Социальная ответственность.

· Критичность мышления.

· Мобильность поведения.

· Коррекция тревожности, страха.

· Коммуникабельность.

· Автономность поведения.

· Социальная адаптированность.

· Социальный оптимизм.

· Умения выражать положительные эмоции.

Отношение ребёнка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Поэтому уже в дошкольном учреждении у детей необходимо:

· Формировать представления о многообразии человеческих отношений.

· Формирование культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов.

· Формирование опыта межнационального общения.

Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие. Её содержание находится в зависимости от поликультурной среды детской группы.

Поликультурная образовательная среда ДОУ, будет эффективно развиваться, если:

· Процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающий различные культуры.

· В условиях Детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости.

· В содержание образования ДОУ включены эмоциональный, духовный, интеллектуальный модуль, связывающий между собой изучение культур разных народов.

С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре реализуются разные средства, формы и методы работы:

· Расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия.

· Знакомство с произведениями искусства, предметами быта и фольклора.

· Празднование национальных праздников и знаменательных дат в истории разных стран и народов.

· Устное народное творчество.

· Художественная литература.

· Общение с представителями разных национальностей.

· Экскурсии в музеи (музыкальных инструментов, этнографический и т.д.).

· Использование культурного пространства города.

· Создание благоприятных условий для расширения круга общения с детьми и взрослыми других национальностей.

· Организация выставок и мини-музеев.

· Восприятие музыкальных произведений.

· Постановка танцев народов мира.

Основой комфортного полноценного развития личности ребёнка в ДОУ, является включение в педагогический процесс дополнительного этно-календаря.

Применяя в практике работы с детьми перечисленные средства, формы и методы, мы помним, что поликультурное воспитание дошкольника осуществляется в процессе:

· Формирования любви к своей семье.

· Ознакомление с детским садом и ближайшим к нему окружением.

· Формирования чувства уверенности в себе.

· Развития у детей способности критически мыслить, самостоятельно делать выводы.

· Воспитания социальных навыков.

· Развития элементарных представлений об истории и культуре России, о людях других национальностей.

Цель поликультурного воспитания: способствовать развитию познавательного интереса, формированию представлений о жизни своих предков и человечества в целом, специфике бытования народной культуры в России и других странах; содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкального искусства, и, как следствие, формированию поликультурности, как одного из важнейших личностных качеств ребёнка-дошкольника.

В современном обществе все чаще говорят о воспитании человека «мира», то есть человека толерантного, умеющего жить в многокультурной полиэтнической среде и принимать этот мир со всеми его сложностями и многообразием. Как вырастить, воспитать такого человека? Известные ученые, педагоги, общественные деятели говорят о необходимости формирования личности через культуру. В богатствах культуры передается опыт, который каждый должен «освоить и усвоить», подключаясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума. Проблема воспитания культурного человека сложна. Она всегда стояла в обществе и никогда не была решена на 100%.

Изучение учебно-воспитательного процесса, организуемого в группе, позволило нам выявить следующие проблемы: недостаточное использование потенциала старшего дошкольного возраста в формировании толерантности; недостаточное целевое использование потенциальной возможностью социально - культурной деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста; отсутствие научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме; низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности в семье; низкий уровень этнического самосознания современных родителей; недостаточная развивающая и обучающая среда в группе по данной проблеме.

Для устранения данных проблем, мы поставили перед собой цель обеспечить условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста. В основе работы с детьми был положен раздел образовательной программы

«Старший дошкольник входит в мир социальных отношений», Новизной и отличительной особенностью работы с детьми явилась сконструированная система формирования толерантности, в которой были определены организационно- педагогические условия, пути и способы реализации комплексной образовательно - воспитательной деятельности, состоящей из целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности), содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности), операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно - пространственная среда воспитания), оценочно - регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности) компонентов.

В содержание программы мы включили широкий спектр средств социально- культурной деятельности: праздники, и другие массовые формы с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; праздники «Рождество», «Колядки», «В гостях у мастеров»(дымковские игрушки) и экскурсии в библиотеку на вечер встречи народных сказок, просмотр сказок разных народов, например украинская сказка «Собака и волк», киргизская сказка «Девочка и Луна (Легенда о загадочном силуэте на Луне и о лунном затмении)», «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», игры «Салочки», «Жмурки», «Шагай назад»(Игра в лодыжки), «Тетера» с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира.

Содержание программы потребовало пересмотра предметно - пространственной среды группы. В соответствии с принципами толерантной среды были подобраны произведения детских писателей и поэтов разных стран, произведения устного народного творчества людей разных национальностей; куклы в одежде людей разных национальностей; народные игрушки, оформили уголок мира . Для того чтобы оценить эффективность реализации программы нами были разработаны критерии оценки, куда вошли следующие параметры: наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях; знание сказок разных народов; наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях; уровень знаний об истории города, в котором живёт, достопримечательностях, главных улицах; о странах, людях, их населяющих, традициях, играх, о великих людях мира. Проявление уважения к старшим, чуткость, вежливость, сострадание; уровень умения управлять своими чувствами, настроением; умение оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть.

Опыт работы показал, что каждая тема модифицированной программы даёт обширный материал для формирования толерантности. На каждом занятии мы проводили своих воспитанников по ступенькам формирования толерантного сознания. Знакомство детей доброму отношению к людям проходило через нестандартные занятия (занятие - экскурсия) «Нестандартные» занятия представляют собой новые формы обучения с элементами новых коммуникативных технологий, успешность которых напрямую зависит от толерантности субъектов коммуникаций. К ним относятся личностно-ориентированые технологии, такие как: диалог, дискуссия, сотрудничество. Мы пытались создать условия для свободного высказывания детей, соблюдали баланс между специально организованными видами деятельности и двигательной, интеллектуальной активностью своих воспитанников.

В работе с детьми использовались разнообразные методы и приемы: упражнения детей в элементарном анализе и сравнении предметов (дома тёплых и холодных стран; одежда для различного климата и т.д.), создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах. Конечно, формирование толерантности происходило постепенно общие результаты указывают на то, что у детей развито умение анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей со взрослыми; сформированы представления о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях.

В то же время проблему толерантности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования толерантности: изучить пути взаимодействия детского сада со школой; изучить условия формирования толерантности на разных ступенях дошкольного воспитания. Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирования толерантности обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста.

2.3 Анализ результатов исследования

Контрольный этап опытно-экспериментальной работы включал в себя проведения сравнительного анализа полученных результатов, и ставил своей целью определения уровня изменений, которые произошли в представлении детей старшего дошкольного возраста в сфере знаний о толерантности.

На контрольном этапе использовались те же методы исследования с детьми, что и в ходе констатирующего. Вопросы беседы с детьми должны были в определенной степени выявить уровень сформированности толерантности. Данный метод способствовал выявлению того, какого рода знания были у детей после проведенной работы. Детям задавались те же вопросы (Беседа «Я и мир вокруг меня»). Оценка результатов проводилась по тем же критериям.

Сравнительные данные при беседе с детьми, отражены нами в диаграмме 1.

Рисунок 1. Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапа.

Из этих данных видно, что до создания нами системы работы по формированию толерантности, у детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем представления было выявлено 12%, после проведенной работы процент детей с низким уровнем значительно уменьшился до 5%. Средний уровень увеличился на 6%, и даже высокий уровень увеличился на 1%.

Важно отметить, после проведенной нами работы дошкольники стали внимательнее относится друг к другу, взрослым, стараться оценивать свои поступки, дети стали охотнее обсуждать значение толерантных поступков, также стремиться реализовать полученные знания, представления в своем поведении к другим.

Таким образом, предложенная нами система работы с детьми старшего дошкольного возраста способствовала формированию у них представлений о толерантности.

Выводы. Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность - игру и продуктивные виды деятельности. На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция. Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Заключение

 

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность. В философии существует несколько подходов к понятию «толерантность». Наиболее близкий нам - понимание толерантности как уважение чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога. Поиск компромисса в ситуациях, допускающих это.

В социальном плане толерантность означает уважение, принятие и правильного понимания богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Основа толерантности - признание права на отличие.

Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагогике.

Формирование толерантности - процесс очень длительный и начинать его, по нашему мнению, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.

Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.

Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность - игру и продуктивные виды деятельности.

На втором этапе важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу.

И на третьем этапе ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.

Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.

Итак, выделенные нами задачи исследования в ходе работы были решены. Мы уточнили сущность и структуру понятия «толерантность», проанализировав философскую и психолого-педагогическую литературу.

Осветили проблему формирования толерантности в дошкольном детстве.

Наметили содержание и средства формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, цель исследования нами была достигнута. Мы обосновали содержание, пути и средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x