Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
ВКонтакте Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа элективного курса "Развитие математическая грамотность" | Василенко Татьяна Анатольевна. Работа №359442

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рабочая программа элективного курса: "Математической граммотности" для обучающихся 6-9 классов, разработанная учителем математики и информатики МБОУ СОШ №1 Василенко Татьяной Анатольевной. 

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Приморского края‌‌

Администрация городского округа Спасск-Дальний

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

________________________

Протокол № 1 от «31» 08 2023 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Методист

________________________

О.Л. Пигулевская

Приказ №160 от «31» 08 2023 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

А.С. Митин

Приказ №160 от «31» 08 2023 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

элективного курса «Математической грамотности»

для обучающихся 6-9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о. Спасск_Дальний2023

 

 

 

Пояснительная записка

 

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь, общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных3 исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния4. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

Целеполагание

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;

- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Программа опирается на следующие определение вида грамотности:

Математическая грамотность: способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

Метапредметные и предметные

 

 

Математическая грамотность

6 класс

Уровень понимания и применения

применяет математические знания для решения разного рода проблем

7 класс

Уровень анализа и синтеза

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

8 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

9 класс

Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации

 

Личностные результаты

 

Математическая грамотность

6-9 классы

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей

 

 

 

 

 

 

 

 


2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

 

6-й класс

Текстовые задачи, решаемыеарифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение,работа. Геометрические задачи на построение и на изучение свойствфигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.

7-й класс

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрическиезадачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практическогосодержания. Решение задач реальной жизни. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

 

8-й класс

 

Работа с информацией, представленной в форметаблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.Вычисление расстояний на местности встандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические инеаналитические методы решениялгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения междусторонами треугольника), относительное расположение, равенство.Математическое описание зависимости междупеременными в различных процессах.

Интерпретация трёхмерных изображений,построение фигур.Определение ошибки измерения, определениешансов наступления того или иного события.Решение типичных математических задач,требующих прохождения этапа моделирования.

9-й класс

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.Представление данных в виде диаграмм.Простые и сложные вопросы.Построение мультипликативной модели с тремясоставляющими.

Задачи с лишними данными.Решение типичных задач через системулинейных уравнений.Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями вуме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления изависимости.


3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

5 класс

пп

Название раздела и тема урока

Кол-во часов

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

1

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия.

1

Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

1

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.

1

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

Проведение рубежной аттестации.

1

6 класс

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

1

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.

1

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.

1

Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

1

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

1

Графы и их применение в решении задач.

1

Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге,конструирование.

1

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности.

1

Проведение рубежной аттестации

1

7 класс

Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.

1

Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.

1

Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу.

1

Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

1

Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.

1

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.

1

Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы.

1

Решение геометрических задач исследовательского характера.

1

Проведение рубежной аттестации.

1

8 класс

Работа с информацией, представленной в форме таблиц,диаграммстолбчатойиликруговой,схем.

1

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

1

Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения.

1

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.

1

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.

1

Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.

1

Определение ошибки измерения,определение шансов наступления того или иного события.

1

Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.

1

Проведение рубежной аттестации.

1

9 класс

Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы.

1

Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы.

1

Построение мультипликативной модели с тремя составляющими.

1

Задачи с лишними данными.

1

Решение типичных задач через систему линейных уравнений.

1

Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.

1

Решение стереометрических задач.

1

Вероятностные, статистические явления и зависимости.

1

Проведение рубежной аттестации.

1

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×