Статья РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Физика – 9 класс. Автор: Мустафина Елена Анатолевна

Автор: Мустафина Елена Анатолевна
Рабочая программа по физике  9 класс

Количество часов в неделю:  3 ч

Количество часов в год: 102 ч

 


Автор: Мустафина Елена Анатолевна

 

Утверждаю

Директор МАОУ «Авторский лицей Эдварса № 90»

___________________________ А.Р.Эдварс

Приказ № 694-2 от 01.09.2015 г

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Физика – 9 класс

 

Учитель: Мустафина Елена Анатольевна

 

Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы. 3-е издание, стереотипное. Москва «Дрофа» 2010.Составители- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадиев.

Учебник: Физика 9 класс Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика.9 класс. – М.: Дрофа, 2014

 

Согласовано: Рассмотрено на заседании МО

Замиректора по УВР учителей математики, физики и

информатики

Протокол № 1 от 28 августа 2015

___________Л.Ф.Белоглазова Председатель МО С.П.Чирочкина

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Количество часов в неделю: 3 ч

Количество часов в год: 102 ч

Статус документа

Рабочая программа по физике 9 кл .

Рабочая программа по физике для 9 класса МАОУ «Авторский лицей Эдварса № 90» разработана в соответствии со

следующими нормативными документами:

Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы. 3-е издание, стереотипное. Москва «Дрофа» 2010.

Составители- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадиев.

Физика. Рабочие программы по учебникам А.В.

Перышкина

, Е.М.

Гутник

. 7-9 классы. Издательство «Учитель»

Волгоград 2014

Автор – составитель Г.Г. Телюкова

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

(

с изменениями);

Приказа

Минобрнауки

России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014)    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644);

СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях”;

Основная образовательная программа для 8-11 классов.

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 9 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.

 

Цели

развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

 

Задачи

знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики и включена внеурочная деятельность.

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план для школы отводит 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю. В  программе предусмотрен резерв свободного учебного времени  для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

 

Ценностные ориентиры содержания

учебного предмета

 

        Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

      Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

• в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

     В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

• понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

      Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:

• правильного использования физической терминологии и символики;

• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

 

Планируемые результаты

 

В результате изучения физики ученик 8 класса должен:

 

Знать/понимать:

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.

Смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия.

Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

 

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение , механические колебания и волны, электромагнитную индукцию

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы.

Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени , силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от масс груза и жесткости пружины.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;

Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях

Решать задачи на применение изученных физических законов

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников информации ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных,

 

 

ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощью рисунков и презентаций, графиков . математических символов и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.

 

Система оценки

Оценка ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану,

 

сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

 

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

 

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

 

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

 

оценка контрольных работ

 

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

 

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

 

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки ивух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

 

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

 

оценка лабораторных работ

 

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

 

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

 

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

Перечень ошибок:

грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

Неумение выделять в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее

решенным

в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

Неумение определить показания измерительного прибора.

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

Нерациональный выбор хода решения.

недочеты

Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки

График реализации рабочей программы по физике 9 класса

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на

Примерное количество самостоятельных работ, тестов, зачетов и физ. диктантов учащихся

 

 

 

Уроки

Лабораторные работы

Контрольные работы

 

1

Прямолинейное равномерное движение

6

6

0

0

2

2

Прямолинейное равноускоренное движение

10

10

1

1

 

5

 

 

 

 

№ 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

 

Контрольная работа1 «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение»

 

 

3

Законы динамики

Импульс тела. Закон сохранения импульса

23

23

1

0

7

 

 

 

 

№2 « Измерение ускорения свободного падения»

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

0

3

3

 

 

 

 

-

Контрольная работа 2 "Законы динамики."

Контрольная работа 3 "Закон всемирного тяготения"

Контрольная работа 4 "Закон сохранения импульса

»

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Механические колебания. Звук

12

12

1

1

 

 

 

 

 

№ 3 « Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины»

Контрольная работа №5

« Механические колебания и волны. Звук

3

 

 

 

 

 

 

 

5

Электромагнитное поле

18

18

1

1

2

 

 

 

 

№4 « Изучение явления электромагнитной индукции»

Контрольная работа 6

« Электромагнитное поле»

 

7

 

Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер

22

22

1

2

6

 

 

 

 

№ 5 « Изучение деления ядер урана по фотографиям треков»

Контрольная работа № 7 « Строение атома и атомного ядра»

1 итоговая контрольная работа за курс 9 класса в форме ЕГЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Резерв

6

5

0

 

2

 

Итого

102 ч

57

5

8

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание программы

 

Механика

Основы кинематики.

 

Механическое движение. Относительное движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение . Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

Ускорение – векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Ускорение свободного падения.

Фронтальные лабораторные работы

Исследование равноускоренного движения тела без начальной скорости.

Демонстрации

- Относительность движения.

- Прямолинейное и криволинейное движение.

- Стробоскоб

- Спидометр

- Сложение перемещений.

- Падение тел в воздухе и разряженном газе ( в трубке Ньютона)

- Определение ускорения при свободном падении .

- Направление скорости при движении по окружности.

Внеурочная деятельность

- изготовление самодельных приборов для демонстрации равномерного и неравномерного движения

- изготовить прибор для демонстрации закона падения тел

- изготовить простейший прибор для наблюдения сложения различного вида движений

- определение скорости движения кончика минутной и кончика часовой стрелки часов

- с помощью рулетки определите координаты точки подвеса комнатного светильника по отношению к системе отсчета, связанной с одним из нижних углов комнаты

- пользуясь отвесом секундомером и камнями разной формы и различного объема определите, ускорение свободного падения.

 

Основы динамики

 

Инерция. Инертность тел.

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета . Масса – скалярная величина. Сила – векторная величина. Второй закон Ньютона. Сложение сил.

Третий закон Ньютона. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести

Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.

Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость и перегрузки. Сила трения. Фронтальные лабораторные работы

Измерение ускорения свободного падения.

Демонстрации

- проявление инерции

- сравнение масс

- измерение сил

- Второй закон Ньютона

- Сложение сил, действующих на тело под углом к друг другу

- третий закон Ньютона

 

Внеурочная деятельность

- изготовить прибор для наблюдения инерции движения

- положив на край стола небольшой предмет, столкните его и зафиксируйте место. Куда он упадет. Измерив высоту стола и дальность полета найдите скорость которую вы сообщили при толчке.

Законы сохранения в механике

 

Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.

Значение работ К. Э. Циолковского для космонавтики. Достижения в освоении космического пространства.

Демонстрации

- закон сохранения импульса

- реактивное движение

- модель ракеты

Внеурочная деятельность

- сделать действующую модель реактивной водяной трубы

- знакомство с эффектом Магнуса

 

 

Механические колебания и волны

 

Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза.

Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине. Формула периода колебаний пружинного маятника.

Превращение энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечны и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скорость ее распространения и периодом ( частотой)

Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.

Фронтальные лабораторные работы

Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины

Демонстрации

- свободные колебания груза на нити и на пружине

- зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза

- зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины

- вынужденные колебания

- резонанс маятников

- применение маятника в часах

- распространение поперечных и продольных волн

- колеблющиеся тела как источник звука

- зависимость громкости звука от амплитуды колебаний

- зависимость высоты тона от частоты колебаний

Внеурочная деятельность

- получение поперечной волны на веревке или на резиновой трубке

- изготовить математический маятник, используя нить с грузом, закрепленную в дверном проеме. Определите период и частоту колебания и изучите , зависит ли период колебания маятника от амплитуды .

- воспользовавшись мат. маятником в дверном проеме замените груз флаконом из под шампуня, а дно проткните иголкой. Заполните флакон водой подкрашенной и на пол положите лист бумаги. Затем приведите маятник в колебательное движение, а бумагу медленно перемещайте. По полученному графику определите период, амплитуду колебаний.

- на примере струнного инструмента проверьте в чем отличие звуков, испускаемых толстыми струнами от тонких, перемещая палец по грифу , исследуйте . как зависит высота тона от длины свободной части струны.

 

Электромагнитные явления

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Действие магнитного поля на проводник с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель постоянного тока. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразование электроэнергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанции. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Фронтальные лабораторные работы

Изучение явления электромагнитной индукции

Демонстрации

- обнаружение магнитного поля проводника с током

- расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током

- усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника

- применение электромагнитов

- движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле

- устройство и действие электрического двигателя постоянного тока

- модель генератора переменного тока

- взаимодействие постоянных магнитов

Внеурочная деятельность

- исследование: поднесите компас вначале ко дну , а затем к верхней части железного ведра, стоящего на земле. У дна стрелка повернется южным полюсом , а в верхней части – северным .Объясните.

- изготовление простейшего гальванометра

 

Строение атома и атомного ядра

 

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, и гамма- излучения.

Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Протонно – нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные реакции . Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях

Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике . Дозиметрия.

 

Фронтальные лабораторные работы

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

Внеурочная деятельность

- изготовить модель атома

 

Возможные экскурсии: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники.

 

Возможные исследовательские проекты: см. в тематическом планировании

 

 

9.Учебно – методический комплект

1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014

2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2014

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2014

КИМ - Марон А. Е. Физика.9 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2014. – 128 с.: ил.

дополнительная

3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2014

4. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 9 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2012

5. Лебединская В.С\ Физика 9 класс. Диагностика предметной обученности.- Волгоградчитель,2014

Содержание материала комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания. Комплект рекомендован Министерством образования РФ

Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:

знаний основ физики

(монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента, физический диктант)

приобретенных навыков

самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)

развитых свойств личности:

творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности,

коммуникативности

, критичности, рефлексии.

 

Используемые технические средства

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

 

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей

 

Образовательные диски

Учебные демонстрации по всему курсу физики основной школы с подробными комментариями. DVD диск.6 ИМЦ Арсенал образования, 2012

Презентации, созданные учителем и детьми в процессе образовательного процесса по каждой изучаемой теме

Комплект физического ГИА оборудования для проведения лабораторных работ

Таблицы

Обозначения, сокращения

КЭС КИМ ГИА – коды элементов содержания контрольно измерительных материалов ГИА

КПУ КИМ ГИА – коды проверяемых умений контрольно – измерительных материалов ГИА

Л.Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2014

Р. – Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2014

 

Оборудование, используемое при выполненияи лабораторных работ по физике

(согласно инструктивно-методическому письму)

 

Исследование равноускоренного движения.

.

 

· Желоб лабораторный -1

· Шарик диаметром 1-2 см -1

· Цилиндр металлический -1

· Метроном (1 на весь класс)

· Лента измерительная -1

Измерение ускорения свободного падения.

 

· Прибор для изучения движения тел -1

· Полоски миллиметровой и

копировальной бумаги – 1

· Штатив с муфтой и лапкой –1

Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.

· Штатив с муфтой и лапкой -1

· Шарик с прикрепленной нитью - 1

· Метроном (один на весь класс) -1

Изучение явления электромагнитной индукции.

 

· Миллиамперметр -1

· Катушка-моток -1

· Магнит дугообразный -1

· Источник питания (4,5 В) -1

· Катушка с железным сердечником -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

· Модель генератора электрического

· тока (1 на весь класс) -1

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

· Фотография треков заряженных частиц – 1

Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

· Фотографии треков заряженных частиц –1

 

Информационное обеспечение

Название сайта

Электронный адрес

Коллекция ЦОР

http://school-collection.edu.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации

http://genphys.phys.msu.ru

Уроки по молекулярной физике

http://marklv.narod.ru/mkt

Физика в анимациях.

http://physics.nad.ru

Интернет уроки.

http://www.interneturok.ru/distancionno

Физика в открытом колледже

http://www.physics.ru

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http://fiz.1september.ru

Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии

http://www.gomulina.orc.ru

Задачи по физике с решениями

http://fizzzika.narod.ru

Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина

http://elkin52.narod.ru

Заочная физико-техническая школа при МФТИ

http://www.school.mipt.ru

Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

http://www.edu.delfa.net

Кафедра и лаборатория физики МИОО

http://fizkaf.narod.ru

Квант: научно-популярный физико-математический журнал

http://kvant.mccme.ru

Информационные технологии в преподавании физики: сайт И. Я. Филипповой

http://ifilip.narod.ru

Классная физика: сайт учителя физики Е. А. Балдиной

http://class-fizika.narod.ru

Краткий справочник по физике

http://www. physics.vir.ru

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Образовательный сервер «Оптика»

http://optics.ifmo.ru

Обучающие трёхуровневые тесты по физике: сайт В. И. Регельмана

http://www. physics-regelman.com

Онлайн-преобразователь единиц измерения

http://www.decoder.ru

Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ

http://www. phys.spb.ru

Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физпрактикум и демонстрации

http://genphys. phys.msu.ru

Теория относительности: Интернет-учебник по физике

http://www.relativity.ru

Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов

http:// fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/

Уроки по молекулярной физике

http://marklv.narod.ru/mkt/

Физика в анимациях

http://physics.nad.ru

Физика в Интернете: журнал «Дайджест»

http://fim.samara.ws

Физика вокруг нас

http://physics03.narod.ru

Физика для учителей: сайт В. Н. Егоровой

http://fisika.home.nov.ru

Физикау: сайт для учащихся и преподавателей физики

http://www.fizika.ru

Физика студентам и школьникам: сайт А. Н. Варгина

http://www.physica.ru

Физикомп: в помощь начинающему физику

http://physicomp.lipetsk.ru

Электродинамика: учение с увлечением

http://physics.5ballov.ru

Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке

http://www.elementy.ru

Эрудит: биографии учёных и изобретателей

http://erudit.nm.ru

 

 

5.Учебные компетенции и способы деятельности

 

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

 

владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Выработка компетенций:

 

Общеобразовательных, знаниево - предметных ( учебно - познавательная и информационная компетенция)

самостоятельно и мотивированно организо

вывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

использовать элементы причинно-следствен

ного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развёр

нуто обосновывать суждения, давать определения, приво

дить доказательства;

использовать мульти

медийные

ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, мате

матизации информации, презентации результатов познава

тельной и практической деятельности;

оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

 

предметно-ориентированных, репродуктивно – деятельностных(социально – трудовая и компетенция личностного самосовершенствования

понимать возрастающую роль науки, усиление вза

имосвязи и взаимного влияния науки и техники, превра

щение науки в непосредственную производительную силу общества;

осознавать взаимодействие человека с окружа

ющей средой, возможности и способы охраны природы;

развивать познавательные интересы и интеллектуаль

ные способности в процессе самостоятельного приобрете

ния физических знаний с использованием различных источ

ников информации, в том числе компьютерных;

воспитывать убеждённость в позитивной роли физи

ки в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, сре

дств св

язи и др.;

овла

девать умениями применять полученные знания для объяс

нения разнообразных физических явлений;

 

применять полученные знания и умения для безопас

ного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 

Ценностно – смысловой, общекультурной и коммуникативной

понимать ценностные ориентации ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир

умение ученика выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков

Приобретение опыта освоения учеником научной картины мира

Овладение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, умение задавать вопрос и вести дискуссию, владение разными социальными ролями в коллективе

 

 

Формирование универсальных учебных действий

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Формировать УУД на уроках физики при изучении конкретных тем школьного курса в 9 классе отражены в КТП.

Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; 

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

уметь устанавливать причинно-следственные связи;

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

владеть общим приемом решения учебных задач;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

 

7.Результаты освоения курса физики

 

Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

 

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

 

Календарно-теметическое планирование

 

 

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

 

 

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

 

Предметные результаты:

- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

 

Календарно-тематическое планирование

РАЗДЕЛ 1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (43 часов)

Тема 1. Прямолинейное равномерное движение (6 часов)

№ п\п

дата

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Контроль

 

примечание

 

план

факт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

знать

уметь

 

 

1

 

 

Механическое движение

Что изучает механика? Основная задача механики. Общие сведения о движении. Относительность движения..

 

Знать понятия: механическое движение, система" отсчета

Уметь привести примеры механического движения

Физический диктант. Упражнения после §

 

2

 

 

Траектория, путь и перемещение

Траектория, путь, перемещение, определение координаты движущегося тела.

Знать понятия: траектория, путь и перемещение.

Уметь объяснить их физический смысл

Физический диктант. Упражнения после §

 

3-4

 

 

Прямолинейное равномерное движение

Прямолинейное равномерное движение.

Скорость, путь, координата,

перемещение при равномерном прямолинейном движении.

Знать понятие:, прямолинейное равномерное движение.

 

Уметь описать и объяснить графики

Самостоятельная работа.

Упражнения после §

 

5-6

 

 

Графическое

представление

движения

Графики зависимости скорости, перемещения и координаты от времени при равномерном движении. Связь между кинематическими величинами.

Знать понятие:, прямолинейное равномерное движение

Уметь строить графики X(t), V(t)

Самостоятельная работа. Упражнения после §

 

Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение (10 часов)

№ п\п

дата

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Контроль

 

примечание

 

план

факт

 

 

знать

уметь

 

 

7

 

 

Прямолинейное

равноускоренное

движение

Мгновенная скорость. Средняя скорость.

 

Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение.

 

Уметь описать и объяснить Прямолинейное

равноускоренное

движение

Физический диктант

 

8-9

 

 

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Ускорение, единицы его измерения. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.

Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении.

Уметь объяснить физический смысл

Самостоятельная работа

 

10

 

 

Прямолинейное

равноускоренное

движение

Путь, перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Пути проходимые за последовательные равные промежутки времени.

Знать понятие ускорение

Уметь решать графические задачи

Самостоятельная работа

 

11

 

 

Прямолинейное

равноускоренное

движение

Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении.

Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении

Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике

Самостоятельная работа

 

12-13

 

 

Относительность механического движения '

Графики зависимости кинематических величин от времени.

применять относительность механического движения при решении задач

Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости

Самостоятельная работа

 

14

 

 

Оценка погрешностей измерений

Абсолютная и относительная погрешность измерений

Абсолютная и относительная погрешность измерений

Уметь определять абсолютную и относительную погрешность '

Практическая работа

 

15

 

 

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Знать Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении.

Приобретение Навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента)

Оформление работы, вывод

 

16

 

 

Контрольная работа 1: «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение»

Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении Связь между кинематическими величинами.

Графики зависимости скорости, перемещения и координаты от времени при равномерном движении.

Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение

Контрольная работа: чтение графиков, определение, искомой величины

 

Тема 3

Законы динамики (27 час)

№ п\п

дата

Раздел, название урока в поурочном планировании

Дидактические единицы образовательного процесса

Планируемые результаты

Контроль

знаний учащихся

примечание

 

 

 

 

знать

уметь

 

 

 

план

факт

 

 

 

 

 

 

17

 

 

Первый заkон Ньютона

Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Применения явления инерции.

Знать формулировку закона инерции, первого закона Ньютона, понятие «Инерциальные системы отсчёта»; вклад зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

 

Уметь объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчёта, связанной с Землёй, в системе отсчёта, связанной с Солнцем; оценивать значение перемещения и скорости тела, описывать траекторию движения одного и того же тела относительно разных систем отсчёта, объяснять применение явления инерции.

Тестирование

(определения, примеры)

 

18-19

 

 

Второй закон Ньютона

Соотношение между силой и ускорением. Масса. Второй закон Ньютона. Движение тела под действием силы тяжести.

Знать смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, делать выводы на основе экспериментальных данных.

Знать формулировку Второго закона Ньютона.

 

Уметь вычислять равнодействующую силы, используя второй закон Ньютона при решении задач, объяснять движение тела под действием силы тяжести.

Физический диктант

 

20

 

 

Третий закон Ньютона

Третий закон Ньютона.

Примеры проявления и применения третьего закона Ньютона в природе.

Знать формулировку третьего закона Ньютона.

Уметь решать задачи на применение третьего закона Ньютона

Фронтальный опрос

 

21-22

 

 

Три закона Ньютона

Закон инерции.

Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Силы в механике. Примеры действия сил. Измерение сил. Сложение сил. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Знать формулировки законов Ньютона, соотношение между силой и ускорением, понятие массы, её обозначение, единицу измерения.

 

Уметь решать задачи по теме.

Решение качественных задач

 

23

 

 

Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх

Ускорение. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении Связь между кинематическими величинами.

Объясняют свободное падение (физический смысл)

Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении

Самостоятельная работа

 

24

 

 

Решение задач на свободное падение

Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении Связь между кинематическими величинами.

Связь между кинематическими величинами. Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении

Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении

Самостоятельная работа

 

25 26

 

 

Решение задач Три закона Ньютона

Законы Ньютона.

Равнодействующая сил, действующих на тело.

Действия с векторами.

Знать условия движения тела по окружности.

решать задачи на определение параметров движения тела под действием нескольких сил

Уметь решать задачи с применением трех законов Ньютона.

Уметь приводить примеры действия и применения «центробежных сил» в природе и технике.

 

Фронтальный опрос

 

27 28

 

 

Решение задач

Свободное падение

Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении Связь между кинематическими величинами.

Уравнения скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении Связь между кинематическими величинами.

Уметь решать задачи по теме.

Применение формул для равноускоренного движения.

Фронтальный опрос

 

29 30

 

 

Подготовка к к

Контрольная работа 2 Законы Ньютона

Законы Ньютона.

Равнодействующая сил, действующих на тело.

Действия с векторами.

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Уметь решать задачи по теме

Контрольная работа

 

31

 

 

Закон всемирного тяготения

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения, его зависимость от географической широты.

Знать смысл величин: «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения».

 

Уметь рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над землёй в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.

Самостоятельная работа

 

32 33

 

 

Сила тяжести и ускорение свободного падения

зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей

Закон Всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения, его зависимость от географической широты.

Уметь рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над землёй в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.

Самостоятельная работа

 

34

 

 

Равномерное движение по окружности

Равномерное движение по окружности

 

Знать: природу, определение криволинейного движения, приводить примеры физическую величину,
единицу измерения периода, частоты, угловой
скорости

Уметь решать задачи по теме

Фронтальный опрос

 

35

 

 

 

 

 

Движение

искусственных

спутников

Первая космическая скорость

Первая космическая скорость.

Опыт Кавендиша по измерению гравитационной постоянной.

Условия запуска искусственного спутника земли на круговую и эллиптическую орбиты

Уметь пояснять требования к высоте ИСЗ над землёй, приводить примеры конкретных запусков, иметь представление о второй и третьей космических скоростях и соответствующих орбитах, проводить расчёты по формулам. Уметь рассчитывать первую космическую скорость

Самостоятельная работа

 

36

 

 

Контрольная работа Закон всемирного тяготения 3

Закон всемирного тяготения

Знать закон всемирного тяготения

Уметь решать задачи по теме

Контрольная работа

 

37 38

 

 

Импульс.

Закон сохранения

импульса

Импульс. Закон сохранения импульса

Знать смысл понятий: взаимодействие, закон, импульс; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс; смысл физических законов: закон сохранения импульса.

 

Уметь описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел; приводить примеры практического использования физических знаний: закон сохранения импульса. Вклад зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

тест

 

39

 

 

Реактивное движение

Реактивное движение

Знать практическое использование закона сохранения импульса. Написать формулы и объяснить

Уметь применять полученные знания для решения физических задач по теме «Импульс».

диктант

 

40

 

 

Механическое движение

Механическое движение

Знать сущность реактивного движения, назначение, конструкцию и принцип действия ракет

Уметь применять полученные знания для решения физических задач по теме «Импульс».

Обобщение и систематизация знаний

 

41-42

 

 

Подготовка к к Закон сохранения

импульса

Импульс. Закон сохранения импульса

Знать смысл понятий: взаимодействие, закон, импульс; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс; смысл физических законов: закон сохранения импульса

Уметь решать задачи по теме. Проецировать закон сохранения импульса на оси.

Фронтальный опрос

 

43

 

 

Контрольная работа "Закон сохранения импульса4

Импульс. Закон сохранения импульса

Знать Определение импульса силы, импульса, закон сохранения импульса.

Уметь применять знания при решении типовых задач

Контрольная работа

 

 

Раздел 2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ , ЗВУК (12 часов)

№ п\п

дата

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Контроль

 

примечание

 

план

факт

 

 

знать

уметь

 

 

44

 

 

Свободные и вынужденные колебания

Свободные и вынужденные колебания Амплитуда, период и частота колебаний. Гармонические колебания.

Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры

Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний.

Физический диктант

 

45

 

 

Величины, характеризующие колебательное движение

Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические колебания

Знать уравнение колебательного движения. Написать формулу и объяснить

Уметь определять амплитуду, период и частоту колебания.

Фронтальный опрос

 

46

 

 

Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Колебательные движения. Нитяной маятник. Период колебаний. Ускорение свободного падения.

Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Самостоятельная работа

 

47

 

 

Превращение энергии при колебаниях

Превращение энергии при колебаниях. Математический

маятник. Пружинный маятник.

Знать понятие математического маятника, пружинного маятника, процесс превращения энергии при колебаниях

Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела

Самостоятельная работа

 

49

 

 

Распространение колебаний в упругой среде. Волны

Виды механических волн.

Основные характеристики волн.

Знать определение механических волн. Основные характеристики волн

Уметь различать виды механических волн, определять скорость, длину, частоту, период волны.

Фронтальный опрос

 

49

 

 

Волны в среде

Источники звука.

Звуковые волны.

Скорость звука.

Громкость и высота звука.

 

Знать характер распространения колебательных процессов в трехмерном, пространстве

Уметь описывать возникновения звуковых волн при колебаниях камертона; на примере камертона объяснять, как увеличить громкость звука.

Беседа по

вопросам

параграфа

 

50 51

 

 

Звуковые волны

Причины распространения звуковых волн в среде, их отражение.

Звуковой резонанс. Ультразвук и его применение.

Знать понятие «звуковые волны», привести примеры

Уметь объяснять различие скоростей распространения в различных средах, приводить примеры явлений, связанных с распространением звука в различных средах

Фронтальный опрос

 

52

 

 

Высота и тембр звука. Громкость звука

Основные характеристики звуковых волн

Знать физические характеристики звука: высота, тембр, громкость

Уметь решать задачи по теме

Беседа по вопросам

 

53

 

 

Распространение звука. Скорость звука

Длина волны, частота, период, скорость распространения волн

Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах

Уметь решать задачи по теме

Беседа по вопросам

 

54

 

 

Отражение звука. Эхо Механические колебания и волны. Звук

Границы звуковых частот, инфразвук, ультразвук

Знать особенности поведения звуковых волн, на границе раздела двух сред, уметь объяснить

Уметь решать задачи по теме

Самостоятельная . работа -(решение типовых задач)

 

55

 

 

Контрольная работа

"Механические колебания и волны" 5

Частота, период, уравнение гармонических колебаний Длина волны, частота, период, скорость распространения волн

Знать характер распространения колебательных процессов в трехмерном, пространстве

Уметь решать задачи по теме «Механические ко; лебания и волны. Звук

Контрольная работа

 

РАЗДЕЛ III. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (18 часов)

№ п\п

дата

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Контроль

 

примечание

 

 

 

 

знать

уметь

 

 

 

план

факт

 

 

 

 

 

 

56

 

 

Магнитное поле

Силовые линии магнитного поля их расположение относительно источников магнитного поля

Знать понятие «магнитное поле»

Правило буравчика

Пользоваться правилом буравчика

Беседа по вопросам

 

57

 

 

Графическое изображение магнитного поля

Силовая характеристика магнитного поля.

Вектор магнитной индукции. Единицы измерения вектора магнитной индукции

Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков

Решение качественных задач

 

58-59

 

 

Действие магнитного поля на проводник с током

Сила Ампера, правило левой руки

Знать силу Ампера, силу Лоренца (физический смысл)

Уметь применять правило левой руки для нахождения направления силы Ампера

Самостоятельная работа

 

60-61

 

 

Индукция магнитного поля

Единицы измерения вектора магнитной индукции

Знать силовую характеристику магнитного поля ндукцию

Уметь определять направление вектора магнитной индукции.

Самостоятельная работа

 

62

 

 

Решение задач

Силовые линии магнитного поля их расположение относительно источников магнитного поля

Знать силу Ампера, силу Лоренца Вектор магнитной индукции. Единицы измерения вектора магнитной индукции

Уметь решать задачи на применение силы Ампера, силы Лоренца

Решение типовых задач

 

63

 

 

Магнитный поток

Формулу и физический смысл магнитного потока

Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить

Уметь решать задачи на применение формулы магнитного потока

Беседа по вопросам

 

64

 

 

Явление электромагнитной индукции

Определение Явления электромагнитной индукции

Знать понятия: электромагнитная индукция; написать формулу и объяснить

Понимать физический смысл Явления электромагнитной индукции и его практическое применение

Решение типовых задач

 

65

 

 

Лабораторная работа №3 Изучение явления электромагнитной индукции

Определение Явления электромагнитной индукции.

Знать: -понятие электромагнитная индукция;

-технику безопасности при работе с электроприборами

Уяснить физический смысл Явления электромагнитной индукции и его практическое применение

Оформление работы. Вывод.

 

66

 

 

Получение переменного электрического тока

способы получения

электрического тока

Знать способы получения

электрического тока.

Понимать физику процесса

Самостоятельная работа

 

67

 

 

Электромагнитное поле

Основные силовые характеристики электромагнитного поля. Напряженность электрического поля и вектора магнитной индукции

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования

Понимать как распространяется электромагнитное поле, знать источники поля

Тест

 

68

 

 

Электромагнитные волны

Взаимное расположение Напряженность электрического поля и вектора магнитной индукции в электромагнитной волне

Знать основные характеристики Электромагнитных волн

Понимать механизм возникновения электромагнитных волн

Беседа по вопросам

 

69

 

 

Шкала электромагнитных волн

Инфракрасная, видимая, ультрафиолетовая, рентгеновская часть спектра

Знать зависимость

свойств излучений от их длины, приводить примеры

Уметь решать задачи количественные и качественные задачи о теме

Решение

качественных задач

 

70 71

 

 

Электромагнитная

природа света

Свет – электромагнитная волна

Знать историческое развитие взглядов на природу света

Уметь решать задачи количественные и качественные задачи о теме

Беседа по вопросам (шкала электромагнитных волн)

 

72 73

 

 

«Электромагнитное поле» Контрольная

Работа 6

Основные силовые характеристики электромагнитного поля. Напряженность электрического поля и вектора магнитной индукции

Знать силу Ампера, силу Лоренца Вектор магнитной индукции. Единицы измерения вектора магнитной индукции

Применять правило буравчика, правило левой руки

Контрольная

Работа

 

РАЗДЕЛ IV. СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ АТОМНЫХ ЯДЕР (22 часа)

№ п\п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Контроль

 

примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

план

факт

 

 

знать

уметь

 

 

74

 

 

Радиоактивность

как свидетельство

сложного строения атома.

состав радиоактивного излучения и его компонентов, их свойства; планетарная модель атома, размер ядра атома сравнительно с размерами электронной оболочки.

Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей)

Уметь: по таблице Менделеева определять заряды ядер атомов химических элементов, описывать ход опыта Резерфорда.

Беседа по

вопросам

 

75 76

 

 

Строение атома. Схема опыта Ре-зерфорда

схему проведения опытов Резерфорда и полученных на их основе выводов.

Знать строение атома по Резерфорду, показать на моделях

Уметь: объяснять выводы из опытов Резерфорда.

Самостоятельная работа

 

77 78

 

 

Радиоактивные превращения атомных ядер

правило смещения Содди; определения массового числа, зарядового числа.

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности

Уметь: применять правило Содди для определения взаимного положения в таблице Менделеева исходного элемента и элемента, образующегося в результате его распада.

Физический диктант

 

79 80

 

 

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц

Камера Вильсона. Треки элементарных частиц

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений

Понимать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений

конспект

 

81

 

 

Открытие протона и нейтрона

Знать: электроны, протоны, нейтроны, атомные ядра, атомы нельзя увидеть непосредственно, но только с помощью специальных приборов и установок.

Знать историю открытия протона и нейтрона

Уметь: приводить исторические факты об открытиях элементарных частиц.

Беседа по вопросам

 

82 83

 

 

Состав атомного ядра. Ядерные силы

состав атомного ядра, изотопы нуклоны

Знать строение ядра атома, модели Резерфорда

 

Уметь: приводить примеры применимости изотопов в народном хозяйстве.

Физический диктант

 

84 85

 

 

Энергия связи. Дефект масс

новый вид взаимодействия (ядерное) и его особенности; смысл словосочетания «дефект масс».

Знать понятие «прочность атомных ядер»

Уметь: находить энергию связи по формуле Эйнштейна, дефект масс.

Самостоятельная работа

 

86

 

 

Энергия связи. Дефект масс

Решение задач

состав атомного ядра, изотопы нуклоны

Знать понятие «прочность атомных ядер» состав атомного ядра, изотопы нуклоны

Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс

Физический диктант

 

87

 

 

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции

новый способ получения энергии, открытый при наблюдении деления ядер урана

Понимать возможные неуправляемые последствия этого явления.

Понимать механизм деления ядер урана

Самостоятельная работа

 

88

 

 

Ядерный реактор

принцип действия ядерного реактора

Знать устройство ядерного реактора

Уметь: объяснять принцип действия ядерного реактора; применять полученные знания при решении задач.

Физический диктант

 

89

 

 

 

 

Лабораторная работа

Камера Вильсона. Треки элементарных частиц

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений

Приобретение навыков при работе с оборудованием

Оформление работы, вывод

 

90

 

 

Термоядерные реакции

Термоядерные реакции

Знать условия протекания, термоядерной реакции.

Уметь работать по фотографии

Оформление работы, вывод

 

91

 

 

Атомная энергетика

Атомные электростанции

Знать преимущества и недостатки атомных электростанций

Понимать принцип работы

Беседа

 

92

 

 

Биологическое действие радиоактивных излучений

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмыакон радиоактивного распада. Период полураспада

Знать правила защиты от радиоактивных излучений

Уметь: приводить неоспоримые факты о необходимости использования ядерной энергии и соблюдении правил техники безопасности при её использовании.

Беседа

 

93 94

 

 

Строение атома и атомного ядра

Решение задач

Состав атомного ядра. Ядерные силы

Знать понятие «прочность атомных ядер» состав атомного ядра, изотопы нуклоны

Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра»

Тест

 

95

 

 

Контрольная работа 7 «СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА»

 

Состав атомного ядра. Ядерные силы правило смещения Содди; определения массового числа, зарядового числа.

Знать основные понятия характеризующие атом и атомное ядро

Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра»

Контрольная работа 4 «СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА»

 

 

96

 

 

Итоговая контрольная работа 8

Основные понятия пройденных тем

Знать формулы и определения основных физических понятий пройденных тем

Обобщение и систематизация полученных знаний

Итоговая контрольная работа

 

97-102

 

 

Резерв (6ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x