Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений» у детей 5 - 6 лет (старшая группа) ☼
Автор: Плотникова Татьяна Егоровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка» п. Пурпе
Рабочая программа
«Формирование элементарных математических представлений»
у детей 5 - 6 лет (старшая группа)
Составила:
воспитатель 1 кв. категории
Плотникова Татьяна Егоровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательному компоненту «Формирование элементарных математических представлений» у детей 5 - 6 лет (старшая группа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Т.М. Бондаренко. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.
-З.А.Михайлова. Математика от трех до семи.
- И.Н.Чеплашкина. Математика – это интересно. 5-6 лет.
-В.В.Восбович. Сказка «малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава».
- В.В.Воскобович. Сказка 2нетающие льдинки озера Айс».
Данная программа является одним из направлений решения образовательной области – «Познавательное развитие».
Программа рассчитана на: 36 периодов в неделю – 1 период. Длительность одного периода – 20 минут.
Цель программы - формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Задачи:
- формировать представления о числах до 10 на основе действий с предметами и измерений с помощью условной мерки;
- подводить к пониманию состава числа из единиц и из групп;
- учить систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру;
- формировать представления о том, что мерка является единицей измерения;
- учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого;
- учить классификации форм предметов по заданным эталонам геометрических фигур;
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;
- учить на конкретных примерах устанавливать последовательность событий (вчера, сегодня, завтра).
Особенности организации образовательного процесса
Особенностью данной программы является комплексный подход к организации непосредственно организованной деятельности, направленной на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия. Активное включение в процесс непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» сохранных анализаторов и речи, как эффективного средства компенсации зрительной недостаточности, учитывает приоритетное направление ДОУ.
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием, работа строится согласно тематическому планированию. Тематическое планирование составляется согласно календарю познавательной деятельности, который объединяет непосредственно образовательную деятельность единым смысловым содержанием.
При составлении рабочей программы учитывался компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей. В каждую непосредственно организованную деятельность включена физкультминутка продолжительностью 3 минуты, гимнастика для снятия зрительного напряжения.
Кроме того, некоторые виды разделов программы дают возможность реализовать как часть непосредственно образовательной деятельности и национально-региональный компонент.
Формы работы с детьми
Формы работы | Средства и технологии |
Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми | Рассматривание, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций (КВН, викторина), игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, коллекционирование, моделирование (конструирование), реализация проектов, развивающая игра, интегративная деятельность, ситуативный разговор, рассказ, беседа. Демонстрационные опыты, математические развлечения, беседы, задания с четкими правилами, самостоятельная деятельностью Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов), словесные (рассказ, беседа, чтение), практические (игра: дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры, в том числе строительные; труд в природе: индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты. |
Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. | Проектирование и макетирование, познавательно-исследовательская деятельность, сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа. |
Самостоятельная деятельность детей | Самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки), сюжетно-ролевые игры, рассматривание, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование. |
Образовательная деятельность в семье | Беседы, рассматривание иллюстраций. Совместные семейные проекты. Участие в различных тематических конкурсах. |
Предпочтительной формой организации образовательного процесса является непосредственно образовательная деятельность в организованных видах деятельности.
Сопутствующие формы обучения:
ü Совместная деятельность педагога с детьми – беседы в течение дня общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций на определённые темы.
ü Постоянное проведение наблюдений за состоянием погоды, за погодными и природными явлениями, сезонными изменениями в природе и т.д.
ü Экспериментирование: с различными материалами, с водой, снегом, воздухом и т.д.
ü Экскурсии.
ü Создание различных макетов, коллекций, панно, альбомов и т.д.
ü Чтение различной познавательной литературы.
Распределение учебного материала по разделам
Раздел | Программное содержание
|
Формирование элементарных математических представлений | Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить способам уравнивания множеств (5 больше 4, если к 4 добавить 1, то будет 5, поровну, столько же, одинаково). Формировать представления о числах до 10 на основе действий с предметами и измерений с помощью условной мерки. Учить считать в пределах 10, опираясь на счёт реальных предметов и объектов, сравнивать последовательные числа в пределах 10 и понимать отношения рядом стоящих чисел (5 5 на 1). Упражнять в сравнении результатов количественного и порядкового счёта. Учить понимать соответственно вопросы сколько? который? и правильно отвечать на них. Учить различать и называть цифры от 0 до 9. Формировать представление о независимости результатов счёта от величины пересчитываемых предметов, их пространственного расположения, направления счёта (слева направо, справа налево, с любого предмета и т. п.). Знакомить с образованием числового ряда в пределах 10 путём пересчитывания по единице. Подводить к пониманию состава числа из единиц и из групп. Познакомить со знаками +, -, =. Учить фиксировать процесс счёта с помощью разрезных цифр и знаков: 1+1=2, 2+1=3 и т. п. Использовать при счёте реальных предметов окружающей обстановки различные анализиторы: зрительный, слуховой, тактильно двигательный. Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов. Учить определять сколько раз условная мерка уложилась в измеряемом объекте, соотносить количество мерок с числом. Формировать представления о том, что мерка является единицей измерения. Учить сравнивать две протяжённости (длины) наложением, приложением и способом сравнения результатов измерения с помощью условных мерок. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. Форма. Упражнять видению формы геометрических фигур в окружающих предметах. Учить классификации форм предметов по заданным эталонам геометрических фигур. Дать представление о четырехугольнике и его элементах: четыре угла, четыре стороны, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Учить строить из палочек четырёхугольник (квадрат, прямоугольник), рисовать его, вырезать по контуру, обводить по шаблону, трафарету. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Учить ориентироваться на листе бумаги: выделять правую (левую) стороны, середину листа бумаги, верхний правый (левый) угол, нижний правый (левый) угол. Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Дать первоначальные представления о неделе: в неделе 7 дней, дни называются по разному. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Формировать первоначальные представления о возрасте: познакомить со смысловым содержанием вопроса «Сколько тебе лет?». |
Тематический план
№ п/п | Тема (раздел) | Количество НОД | В том числе: практической НОД |
1. | «Путешествие в сказочный лес» | 1 | 1 |
2. | «Птичий двор» | 1 | 1 |
3. | «Страна Муравия» | 1 | 1 |
4. | «Забавные фигурки» | 1 | 1 |
5. | «Разноцветные жильцы» | 1 | 1 |
6. | «Лесная школа» | 1 | 1 |
7. | «Волшебный квадрат» | 1 | 1 |
8. | «Математика – это интересно» | 1 | 1 |
9. | «Три пингвина» | 1 | 1 |
10. | «Нетающие льдинки озеро Айс» | 1 | 1 |
11. | «Занимающие задачи Незримки Всюсь» | 1 | 1 |
12. | «Математика – это интересно» | 1 | 1 |
13. | «Малыш Гео, ворон Метр и дядя Слава» | 1 | 1 |
14. | «Зверята – цифрята» | 1 | 1 |
15. | «Малыш Гео,паук Юк и паучата» | 1 | 1 |
16. | «Математика – это интересно» | 1 | 1 |
17. | «Лабиринты цифр» | 1 | 1 |
18. | «Жители волшебной страны» | 1 | 1 |
19. | «Состав числа» | 1 | 1 |
20. | «Интересная математика» | 1 | 1 |
21. | «Сказка про ворона Метра, малыша Гео и паука Юка» | 1 | 1 |
22. | «День рождение пчелки Жужи» | 1 | 1 |
23. | «Задания ворона метра» | 1 | 1 |
24. | «Бал в королевском дворце» | 1 | 1 |
25. | «Игровая считалка» | 1 | 1 |
26. | «Город говорящих попугаев» | 1 | 1 |
27. | «Помоги расселить жильцов» | 1 | 1 |
28. | «Медвежонок Винни –Пух и поросенок Пятачок» | 1 | 1 |
29. | «Разноцветные палочки» | 1 | 1 |
30. | «Волшебная страна Фиолетового леса» | 1 | 1 |
31. | «Поездка в большой магазин» | 1 | 1 |
32. | «Математика – это интересно» | 1 | 1 |
33. | «Встреча в фиолетовом лесу» | 1 | 1 |
34. | «История о волшебном шнурке» | 1 | 1 |
35. | «Клуб веселых и находчивых» | 1 | 1 |
36. | «В гостях у Магнолика» | 1 | 1 |
| Итого: | 36 | 36 |
Требования к результатам освоения компонента образовательной области воспитанниками
Воспитанник должен | Раздел программы |
Знать
| - Знает и называть круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо). – Знает знаки «+», « - «, «=». – Знает пространственные предлоги и наречия (из, на, под, по, в, за, рядом, впереди, сзади, назад, вверху, внизу, справа, слева, направо, налево, вокруг, кругом). |
Уметь
| - Умеет считать в пределах 10-ти, опираясь на счет реальных предметов; - Умеет различать и называть цифры от 0 до 9; - Умеет сравнивать последовательные числа в пределах 10-ти; - Умет сравнивать результаты количественного и порядкового счета; - Умеет уравнивать множества; - Умеет определять свое местоположение в пространстве; - Умеет ориентироваться на микроплоскости (листе бумаги, доске, столе); - Умеет определять пространственное расположение предметов относительно себя; - Умеет соотносить эталоны формы с формой объемных тел и предметов; - Умеет соотносить эталоны формы и формы предметного изображения; - Умеет соотносить предметы по величине (выбор ребенком игрушки заданной величины). |
Иметь представления
| - Имеет представление о независимости результата счета от величины пересчитываемых предметов, их пространственного расположения; - Имеет представление об образовании числового ряда в пределах 10-ти путем присчитывания по единице; - Имеет представление о том, что мерка является единицей измерения. - Имеет представление о временных понятиях: сегодня, завтра, вчера; о неделе (в неделе 7 дней и дни называются по-разному). |
Высокий - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение.
Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина). Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи.
Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.
Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий, этапность и результат, а также самостоятельно осуществляет действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняет её и этапность выполнения.
Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.
Средний - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.
Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей.
Имеет представления о временных и пространственных отношениях.
Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий.
Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику, комбинаторику, преобразование.
Низкий - Ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел.
Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств.
Путается в определении временных и пространственных отношений.
Выполняет действия в заданной последовательности.
Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику, преобразование интереса не проявляет.
Методика обследования.
Методика N 1 - Выявление умений счёта.
Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 10.
Методика N 2 - Выявление знаний цифр.
Материал. Набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 0 до 9, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7).
Методика N 3 - Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать восемь игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.
Методика N 4 - Выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.
Материал. По 10 ёлочек и грибов.
Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше, чем грибов (4), после чего даёт задание отсчитать грибов на один меньше, чем ёлочек (7).
Методика N 5 - Выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт.
Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковь, картофель, огурец.
Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковь по счёту; а затем посчитать по порядку все овощи.
Методика N 6 - Выявление умений сравнивать две группы предметов.
Материал. Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.
Методика N 7 - Выявление умений сравнивать предметы по длине.
Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками - 0,5 см).
Инструкция к проведению. Воспитатель задаёт вопросы: Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.
Методика N 8 - Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал . Два красных круга и один треугольник; два зелёных квадрата и один прямоугольник; три жёлтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.
Инструкция к проведению . Задаются следующие вопросы: Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников? Сколько красных фигур? Назови зелёные фигуры.
Методика N 9 - Выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.
Методика N 10 - Выявление знаний о днях недели.
Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, како день недели будет завтра.
Методика N 11 - Выявление умений классифицировать геометрические фигуры.
Материал. Набор блоков Дьенеша, обручи красного, зелёного, белого цвета.
Инструкция к проведению . Ребёнку сообщается правило: фигуры разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри зелёного - все треугольники, а внутри белого - все большие. Далее ребёнку предлагается разложить фигуры в соответствии с правилом. После выполнения задания ребёнок должен рассказать, какими свойствами обладают фигуры, расположенные в обручах.
Методика N 12 - Выявление умений действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.
Материал. Карточки с изображением последовательности сервировки стола, кукольная посуда, предметы-заместители.
Инструкция к проведению . Ребёнку предлагается сервировать стол в соответствии с этапами сервировки, которые изображены на картинках, и рассказать о том, что ребёнок делает на каждом этапе.
Методика N 13 - Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.
Материал. Карточка с изображением человечков (См. "Математика от 3 до 7", стр. 133, игра "Кого не хватает?").
Инструкция к проведению . Ребёнку предлагается поразмышлять и сказать, какого человечка не хватает.
Методика N 14 - Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.
Материал. Набор элементов "Вьетнамской игры".
Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается из элементов "Вьетнамской игры" придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.
Показатели достижений ребенка по познавательному развитию в старшей группе
Группа «__________________________» Дата проведения диагностики:_________________20_____г
| Ф.И.ребенка | ФЭМП | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество и счет
| Величина | Форма | Ориентировка в пространстве времени | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владеет счетом в пределах 10; знает цифры от 0 до 9.
| Составляет число из единиц (в пределах 10).
| Различает количественный и порядковый счет (сколько, который по счету), правильно отвечает на заданные вопросы | Различает количественный и порядковый счет (сколько, который по счету), правильно отвечает на заданные вопросы.
| Оперирует знаками +, -, =.
| Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств.
| Словесно обозначает параметры величины (понимание, называние): | Соотносит предметы по величине (выбор ребенком игрушки заданной величины).
| Устанавливает размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины | Сериация по величине (5-7 величин с незначительным разностным порогом).
|
Различает и называет круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо).
| Соотносит эталоны формы с формой объемных тел и предметов. Соотносит эталоны формы и формы предметного изображения | Различает близкие формы (круги – овалы, прямоугольники – квадраты).
| Умеет анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
| Определяет свое местоположение в пространстве | Понимает пространственные предлоги и наречия (из, на, под, по, в, за, рядом, впереди, сзади, назад, вверху, внизу, справа, слева, направо, налево, вокруг, кругом)
|
Микроориентировка на листе (верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх, слева направо и в разных направлениях).
| Имеет представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
| На конкретных примерах устанавливает последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом) |
| |||||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кто проводил: воспитатель ____________________________________ /_________________/
Ф.И.О. роспись
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Календарно - тематическое планирование по образовательному компоненту «Формирование элементарных математических представлений»
образовательной области «Познавательное развитие»
Месяц | Дата проведения | № п/п | Тема, форма проведения.
| Цель | Содержание | Средства обучения | ||||
план | факт | Краткий ход | Компонент ДОУ | |||||||
| ||||||||||
сентябрь | 09.09 | 09.09 | 1 | «Путешествие в сказочный лес» (Бондаренко стр. 168)
| 1.Закрепить знания детей о днях недели. 2.Развивать комбинаторные способности путем комбинирования цвета и формы. Развивать творческое воображение.
| 1.Математическая игра «Дни недели». 2.Математическая игра «Путешествие в фиолетовый лес».
| Развитие умения ориентироваться в малом пространстве. Учить отличать пространственные направления от себя. | Ковролин, панорама Фиолетового леса, изображения ворона метра, паука Юка (Сказка В.Воскорбовича «Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава»); цветовые пятна эталона или волшебные квадраты В.Воскобовича. | ||
16.09. | 16.09. | 2 | «Птичий двор» (Бондаренко стр. 178).
| 1.Развивать комбинаторные способности. 2.Развивать логическое мышление. творческое воображение.
| 1.Математичская игра «Сложи узор». 2.Математичческая игра «Найди недостающую фигуру» | Развитие глазомера и глазодвигательных функций. Научение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предмета. | Ковролин, лодочка, сложенная из волшебного квадрата В.Воскобовича 9 или игрушка), изображения уточек и гусей 9 10 штук) наборы кубиков «Сложи узор», таблица с логическими задачами на поиск недостающей фигуры. Теради. Карандаши. | |||
23.09 | 23.09. | 3 | «Страна Муравия» (Бондаренко стр. 186).
| 1.Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур. 2.Развивать познавательные способности: внимание, память, мышление; способствовать подготовке руки к письму. | 1.Математическая игра «Помоги муравьишкам». 2. Математическая игра «Страна Муравия». | Развитие точных соотносящих внешних практических действий. Формировать внимание на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету. | Набор блоков Дьенеша, коробочки – домики, игра «Чудо соты», приложение «Лабиринты цифр». | |||
30.09. | 30.09. | 4 | «Забавные фигурки» (Бондаренко стр. 198).
| 1.Развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач. 2.Развивать внимание , мышление, память, речь, воображение, творческие способности. | 1.Математическая игра «Блоки Дьенеша». 2.Математичская игра В.Воскобовича. 3.Конструирование по схемам игры «Чудо соты». | Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие глазодвигательных функций. Формирование представлений о сенсорных эталонах. | Ковролин. Блоки «дьенеша, схемы; игра В.Воскобовича «Чудо – цветик», схемы. | |||
октябрь | 07.10 | 07.10 | 5 | «Разноцветные жильцы» (Бондаренко стр. 209).
| 1.Учить решать головоломки. 2.Развивитие аналитической деятельности, умение классифицировать объекты. | 1.Математическая игра «Головоломки». 2.Математическая игра «Блоки Дьенеша». | Развивать зрительную память и внимание. Развитие и активизация сохранных анализаторов. | Счетные палочки, блоки Дьенеша, карточки с домиками, конструктор или строительные наборы. | ||
14.10 | 14.10 | 6 | «Лесная школа» (Бондаренко стр. 220).
| Учить детей решать логические задачи на поиск недостающей фигуры. Учить путем зрите5льного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающие из 6 предложенных фигур.
| 1.Математическая игра «Заполни клетки». 2.Математическая игра «Сложи узор».
| Учить понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов. Формировать умение создавать пространственный образ по словесному описанию. | Логические таблицы, 6 карточек с фигурами. | |||
21.10 | 21.10 | 7 | «Волшебный квадрат» (Бондаренко стр 229) | Способствовать освоению приемов конструирования геометрических фигур и алгоритмов предметных форм. Развивать воображение, внимание, память.
| 1Математическая игра «Квадрат Воскобовича». 2.Конструирование «Конверт, домик, летучая мышь». 3.Игра «Чей голос». | Учить перемещать и изменять положение объектов в двумерном пространстве. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации. | Изображение ворона Метра, геометрические фигуры: трапеция, квадрат; волшебный квадрат Воскобовича. | |||
28.10 | 28.10 | 8 | «Математика – это интересно» (Бондаренко стр.238).
| Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес, умение довести начатое дело до конца. Способствовать развитию мелкой моторики руки, пространственное мышление и творческого воображения. | 1.Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет). 2.Коструирование (квадрат Воскобовича). | Развитие и активизация сохранных анализаторов.
| Рабочая тетрадь «Это интересно». Игра «Квадрат Воскобовича», блоки Дьенеша. | |||
ноябрь | 11.11 | 11.11 | 9 | «Три пингвина» (Бондаренко стр. 247). | Развивать умение доказывать правильность суждений. Учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умение их комбинировать. | 1.Математическая игра «Отгадай и докажи». 2.Математическая игра «Кубики для всех». | Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего замечать цвет, воспитывать интерес, любознательность. | Игра «Кубики для всех», рисунки задания. | ||
| 18.11 | 18.11 | 10 | «Нетающие льдинки озера Айс» (Бондаренко стр. 257).
| Познакомить детей с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, с физическими свойствами: прозрачность, гибкость; развивать сенсорные познавательные и творческие способности. | 1.Математическая игра «Прозрачный квадрат». 2.Конструирование «Лошадка»
| Обучение мыслительной работе с пространственными образцами. Развитие навыков прослеживания глазами. | Игра «Прозрачный квадрат» В.Воскобовича, схемы. Сказка «Нелетающие льдинки озера Айс». | ||
25.11 | 25.11 | 11 | «Занимательные задачи Незримки Всюсь» (Бондаренко стр.265).
| Учить решать занимательные задачи. Продолжить знакомство детей с геометрическими фигурами, и их элементами; развивать сенсорные, психические , творческие способности. Способствовать развитию умения составлять различные предметы из пластинок «Прозрачного квадрат». | 1.Математическая игра «Прозрачный квадрат». 2.Занимательные задачи. 3.Конструирование «Парусник», «Самолетик». | Использование зрительного восприятия, как средства установления причинно-следственных связей.
| Игра «Прозрачный квадрат», Сказка «Нелетающие льдинки озера Айс», Волшебный мешочек, полоски липкой ленты. | |||
02.12 | 02.12 | 12 | «Математика – это интерсно» (Бондаренко стр. 273).
| Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, познавательный интерес. Учить детей делать несложные игрушки. | 1.Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет). 2.Коструирование «Кот». | Развитие пространственного мышления. Активизация оперирования представлениями о предмете при пространственной ориентировке.
| Рабочая тетрадь «Математика - это интересно», карандаши. | |||
Декабрь | 09.12 | 09.12 | 13 | «Малыш Гео, ворон Метр и дядя Слава» (Бондаренко стр. 283).
| Познакомит детей с понятием «Кривая линия», используя для этого наглядный способ и свободное моделирование; уточнить точки пресечения двух кривых линий, используя для этого бумагу и карандаш. | 1.Математическая игра «Геоконт». 2.Конструирование «Змея», «Месяц», «Тропинка».
| Упражнять в счёте на ощупь, используя тактильные анализаторы. Развитие пространственного мышления. Развитие умения ориентироваться в малом пространстве. | «Геоконт –конструктор большой, радуга «набор резинок, изображение Малыша Гео и ворона Метра. | ||
16.12 | 16.12 | 14 | «Зверята и цифрята» (Бондаренко стр. 292). | Развивать внимание. Закрепить знание цифр и чисел натурального ряда. Способствовать усвоению счета и отсчета в пределах десяти. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять, объединять предметы по признакам. | 1.Математическая игра «Цифры по порядку». 2.Математическая игра «Цифроцирк». 3.Математическая игра «Разноцветные цифры».
| Использование зрительного восприятия в развитии геометрического мышления. | Цифры, забавные цифры, игра Воскобовича, ковролин, изображение Магнолика. | |||
23.12 | 23.12 | 15 | «Малыш Гео, паук Юк и паучата» (Бондаренко стр. 303).
| Дать детям понятие «угол», познакомить с прямым, острым, тупым углами. совмещая углы и стороны, делать четкую линию сгиба. Учить делать цветные флажки: сгибать лист бумаги пополам, с
| 1.Математическая игра «Геоконт». 2.Конструирование «Флажки к Новому году»
| Обучение умению удерживать стимул в поле зрения. Развитие глазомера и глазодвигательной функции. | «Геоконт – конструктор», набор цветных резинок, прямоугольники цветной бумаги. | |||
| 30.12 | 30.12 | 16 | «Математика – это интересно» (Бондаренко стр. 313).
| Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес; умение довести начатое дело до конца. | Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет). 2.Коструирование «Заяц хваста».
| Упражняться в сравнении результатов количественного и порядкового счета. Учить понимать соответственно вопросы сколько? Который? Обучать способам уравнивания множеств (5 больше 4-х и т.д.) | Рабочая тетрадь «математика - это интересно», карандаши. | ||
Январь | 13.01. | 13.01 | 17 | «Лабиринты цифр» (Бондаренко стр. 324).
| Развивать логическое мышление. Развивать конструктивные способности, умение составлять из частей целое. Учить выполнять арифметические действия на сложение. | 1.Игровое упражнение «Соедини точки». 2.математическая игра «Построй космический корабль». 3.Математическая игра «Узнай и напиши» | Подводить детей к пониманию состава числа из единиц и из групп. Учить составлять ряды из предметов в ритмичной цветовой последовательности. | Тетради, игра Воскобовича, схема сложения, игровое пособие «Лабиринты цифр». | ||
| 20.01 | 20.01 | 18 | «Жители волшебной страны» (Бондаренко стр. 334). | Развивать творческое воображение. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Продолжать учить складывать полоски бумаги, украшать фонарики готовыми формами.
| 1.Математическая игра «Узнай, где солнышко». 2.Математическая игра «Уникуб» 3.Конструирование «Фонарики для жителей волшебного леса» | Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего замечать цвет, воспитывать интерес, любознательность. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. | Изображение солнца, игра Воскобовича, игра «Уникуб», полоски цветной бумаги. | ||
Февраль | 27.01 |
| 19 | «Состав числа» ( Бондаренко стр.342). | Закрепить счет, познакомить с составом числа первого десятка с помощью зрительного, слухового и тактильно- осязательного анализаторов; способствовать совершенствованию мелкой моторики руки ребенка. Закрепить умение складывать объемные корзинки, дополнять изделия украшениями. | 1.Математическая игра «Пять математических корзинок». 2.Конструирование «Корзинка» | Продолжать знакомить детей с образованием числового ряда путём присчитывания по единице. Выполнять практические действия в соответствии словесной инструкции. | Ковролин, волшебные веревочки –липучки, игра Воскобовича, забавные цифры, квадратные листы цветные. | ||
03.02. | 03.02 | 20 | «Интересная математика» (Бондаренко стр. 353). | Стимулировать развитие познавательных интересов, любознательность, познавательный интерес; умение довести начатое дело до конца. Учить детей изготовлять машины из различных форм.
| Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет). 2.Коструирование «Грузовая машина».
| Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги: выделять правую (левую) стороны, середину листа бумаги, верхний правый (левый) угол, нижний правый (левый) угол. | Рабочая тетрадь «Математика - это интересно», карандаши, коробочки маленькие и большие, иллюстрации разных машин. | |||
10.02. | 10.02 | 21 | «Сказка про ворона метра, малыша Гео и паука Юка» (Бондаренко стр. 366).
| Познакомить с конструированием геометрических фигур, развивать пространственное мышление и творческое воображение. Учить складывать животных из деталей игры «Колумбово яйцо». | 1.Математическая игра «Геоконт». 2.Математическая игра «Колумбово яйцо» 3.Конструирование «Домик для зайки» | Упражнять видению формы геометрических фигур в окружающих предметах. Учить детей классификации форм предметов по заданным эталонам геометрических фигур. | Игра «Геоконт», игра «Колумбово яйцо», квадратные листы бумаги.
| |||
| 17.02 | 17.02 | 22 | «День рождение пчелки Жужи» (Бондаренко стр. 375)
| Развивать сенсорные способности, психические процессы: внимание, память, мышление, творческие способности и мелкую моторику руки; способствовать развитию умения закрашивать и штриховать. | 1.Математическая игра «Чудо - соты». 2..Конструирование фигурок из деталей игры «Чудо – соты» | Использовать при счете реальных предметов окружающей обстановки различные анализаторы: зрительный, тактильно-двигательный, слуховой. | Игра Воскобовича «Чудо –соты», персонажи: пчелка Жужа, галчонок, котенок, медвежонок. Краб. | ||
24.02 | 24.02 | 23 | «Задания ворона Метра» (Бондаренко стр383)
| Учить раскладывать веревочки в порядке возрастания и убывания длины. Способствовать развитию у детей представления о числе на основе счета и измерения.
| 1.Математическая игра «Разложи предметы по порядку». 2.Математическая игра «Веселый поезд» | Учить детей определять свое местоположение в пространстве с использованием игр.
| Ковролин, ворон Метр, веревочки. Палочки Кьюизенера. | |||
02.03 | 02.03 | 24 | «Бал в королевском дворце». (Бондаренко стр. 392).
| Стимулировать развитие познавательных интересов, любознательность, познавательный интерес; умение довести начатое дело до конца. Способствовать развитию мелкой моторики рук пространственного мышления.
| Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет). 2.Коструирование «Туфелька для золушки».
| Учить детей с помощью условных мерок сравнивать протяжность предметов (длину). | Рабочая тетрадь «Математика - это интересно», карандаши, игра «Квадрат Воскобовича». | |||
Март | 09.03 | 09.03 | 25 | «Игровая считалка» (Бондаренко стр. 403).
| Развивать сенсорные способности, показать независимость количества от пространственного расположения и размера предметов. | 1.Математическая игровая считалка «Шел домой Глеб». 2..Конструирование «Кошечка». | Формировать и развивать цветовое восприятие – как основы восстановления зрительных функций. | Игровое пособие Воскобовича, волшебные веревочки, бумажные квадраты.
| ||
16.03 | 16.03 | 26 | «Город говорящих попугаев» (Бондаренко стр 414).
| Закрепить счет, знание цифр. Развивать способности ориентироваться в пространстве, логическое мышление, мелкую моторику руки. | 1.Математическая игра «Забавные цифры». 2..Конструирование «Конструктор игр». | Учить считать в пределах 10-ти, опираясь на счет реальных предметов и объектов, сравнивать последовательность числа в пределах 10-ти | Забавные цифры, «Конструктор цифр» Воскобовича, схемы. | |||
23.03 | 23.03 | 27 | «Помоги расселить жильцов» (Бондаренко стр. 424).
| Развивать память. Учить группировать предметы по наличию одного свойства. Закрепить умения и навыки в работе с бумажными полосками.
| 1.Математическая игра «Что изменилось?»». 2.Математическая игра «Найди свой домик»» 3.Конструирование «Цветы». | Учить воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета и формы (мозаика, орнамент). | Ковролин, «Волшебные веревочки», комплект геометрических фигур, карточки «Дьенеша. | |||
Апрель | 30.03 | 30.03 | 28 | «Медвежонок Винни – Пух и поросенок Пятачок»
| Стимулировать развитие познавательных интересов, любознательность, познавательный интерес; умение довести начатое дело до конца. Учить детей делать коврик. | Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет). 2.Коструирование «Плетенный коврик для Винни – Пуха»».
| Учить определять сколько раз условная мерка уложилась в измеряемом объекте, соотносить количество мерок с числом. Учить действовать по цветовому сигналу. | Рабочая тетрадь «Математика - это интересно», карандаши, полоски цветной бумаги. | ||
06.04 | 06.04 | 29 | «Разноцветные палочки» (Бондаренко стр. 443).
| Закрепить представления детей о днях недели. Развивать познавательные способности: память, внимание, умение наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять; продолжать знакомить с соотношением целевого и части. | 1.Математическая игра «Дни недели». 2.Математическая игра «Прозрачная цифра». 3.Математическая игра «Геоконт».
| Учить различать и называть цифры от 0 до 10-ти. Учить воспринимать расположение геометрических фигур на плоскости с учётом цвета и формы. | Ковролин, разноцветные веревочки, изображения животных, игра «Прозрачная цифра», игра «Геоконт». | |||
13.04 | 13.04 | 30 | «Волшебная страна фиолетового леса» (Бондаренко стр. 454).
| Продолжать знакомство детей с временными понятиями. Развивать познавательные способности: внимание, память, мышление; способствовать освоению математического содержания. | 1.Математическая игра «Сутки». 2.Математическая игра «Лабиринты цифр» 3.Конструирование «Песик». | Учить детей ориентировке в частях суток и днях, используя распорядок дня: «Что мы делаем утром (ночью, днем, вечером)?» | Ковролин, предметные картинки, кружочки из липкой ленты, часы, листы с игровыми заданиями. | |||
| 20.04 | 20.04 | 31 | «Поездка в большой магазин» (Бондаренко стр. 466).
| Развивать умение ориентироваться по карте. Упражнять в умении увеличивать и уменьшать числа в пределах десяти.
| 1.Математическая игра «Отправляемся в путь». 2.Математическая игра «Мы пришли в универмаг» 3.Конструирование «Автобус». | Учить различать и называть цифры от 0 до 10-ти. Учить воспринимать расположение геометрических фигур на плоскости с учётом цвета и формы. | План –схема местности, предметные картинки, рисунок магазина,; различные коробки. | ||
27.04 | 27.04 | 32 | «Математика – это интересно» (Бондаренко стр. 476).
| Стимулировать развитие мыслительных способностей детей. Учить создавать цветок. | Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет). 2.Коструирование «Красивые цветы».
| Упражнять в сравнении результатов количественного и порядкового счёта. Учить детей ориентировке в частях суток и днях, используя распорядок дня: «Что мы делаем утром (ночью, днем, вечером)?» | Рабочая тетрадь «Математика -это интересно», карандаши, полоски цветной бумаги. | |||
11.05 | 11.05 | 33 | «Встреча в Фиолетовом лесу» (Бондаренко стр. 487).
| Развивать математические представления (освоение состава десяти, соотношения целого и части), творческие способности. | 1.Математическая игра «Чудо - цветик». 2..Конструирование «Животные на волшебной поляне». | Знать, называть и сличать величину предметов путем наложения и приложения.
| Ковролин, игра Воскобовича «Чудо-ь цветик», схемы сложения фигурок, изображения девочки Дольки, Малыша Гео, карандаши. | |||
Май | 04.05 | 04.05 | 34 | «История о волшебном шнурке» (Бондаренко стр.497). | Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. Развитие логического мышления, моторики рук. | 1.Математическая игра «Где больше?». 2.Математическая игра «Рассмотри состав» 3.Конструирование узоров с помощью «Шнура – затейника».». | Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности, различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник».
| Набор геометрических фигур, мерок, прозрачные сосуды различной емкости и формы, игра «Шнурок – затейник». | ||
18.05 | 18.05 | 35 | «Математический КВН» (Бондаренко стр. 505).
| Способствовать развитию находчивости, сообразительности, взаимопомощи. | Конкурс «Занимательные задачи» 2.Конкурс «Живые числа» 3.Конкурс капитанов». | Обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в пространстве относительно себя.
| Занимательные задачи, карточки с цифрами, магнитофонная запись, два листа с нарисованными геометрическими фигурами. | |||
25.05 | 25.05 | 36 | «В гостях у Магнолика» (Бондаренко стр.515).
| Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. | 1.Игра «Назовите всех цифрят» 2.Чудо –крестики» 3.Игра «Чудо –соты». 4.Игра «Собери грибочки». 5.Игра «Собери цветы». 6.Пальчиковая игра «Цветок» 7.Игра «Собери цифры»
| Учить различать и называть цифры от 0 до 10-ти. Учить воспринимать расположение геометрических фигур на плоскости с учётом цвета. Формировать и развивать цветовое восприятие – как основы восстановления зрительных функций. формы | Ковролин, картинка с изображением Магнолика, забавные цифры, игры: «Чудо – соты», «Чудо – крестики», «Конструктор цифр», |