Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений» у детей 5 - 6 лет (старшая группа)

Автор: Плотникова Татьяна Егоровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Березка» п. Пурпе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«Формирование элементарных математических представлений»

 у детей  5 - 6 лет (старшая группа) 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Составила:                                                                                                                

                                                                                                  воспитатель 1 кв. категории

                                                                                                      Плотникова Татьяна Егоровна

                                                                                   

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по образовательному компоненту «Формирование элементарных математических представлений» у детей  5 - 6 лет (старшая группа) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

         - Т.М. Бондаренко. Комплексные занятия в старшей  группе детского сада.

         -З.А.Михайлова. Математика от трех до семи.

         - И.Н.Чеплашкина. Математика – это интересно. 5-6 лет.

         -В.В.Восбович. Сказка «малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава».

         - В.В.Воскобович. Сказка 2нетающие льдинки озера Айс».

   Данная программа является одним из направлений  решения образовательной области – «Познавательное развитие».

Программа рассчитана на: 36 периодов в неделю – 1 период. Длительность одного периода – 20  минут.

Цель программы - фор­мирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружаю­щего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, про­странстве и времени.

Задачи:

- формировать представления о числах до 10 на основе действий с предметами и измерений с помощью условной мерки;

- подводить к пониманию состава числа из единиц и из групп;

- учить сис­тематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру;

- формировать представления о том, что мерка является единицей измерения;

- учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого;

- учить классификации форм предметов по заданным эталонам геометрических фигур;

- совершенствовать умение ориенти­роваться в  окружающем пространстве; понимать смысл пространствен­ных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), сле­ва — справа, между, рядом с, около); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;

- учить на конкретных примерах устанавливать последовательность событий (вчера, сегодня, завтра).

 

Особенности организации образовательного процесса

Особенностью данной программы является комплексный подход к организации непосредственно организованной деятельности, направленной на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия. Активное включение в процесс непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» сохранных анализаторов и речи, как эффективного средства компенсации зрительной недостаточности, учитывает приоритетное направление ДОУ.

В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием, работа строится согласно тематическому планированию. Тематическое планирование составляется согласно календарю познавательной деятельности, который объединяет непосредственно образовательную деятельность единым смысловым содержанием.

При составлении рабочей программы учитывался компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы дошкольного учреждения по сохранению и укреплению  здоровья детей. В каждую непосредственно организованную деятельность включена физкультминутка    продолжительностью 3 минуты,   гимнастика   для снятия зрительного напряжения.

Кроме того, некоторые виды разделов программы дают возможность реализовать как часть непосредственно образовательной деятельности и национально-региональный компонент.

 

Формы работы с детьми

 

Формы работы

Средства и технологии

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми

Рассматривание, наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций (КВН, викторина), игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, коллекционирование, моделирование (конструирование), реализация проектов, развивающая игра, интегративная деятельность, ситуативный разговор, рассказ, беседа.

Демонстрационные опыты, математические развлечения, беседы, задания с четкими правилами, самостоятельная деятельностью

Наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов), словесные (рассказ, беседа, чтение), практические (игра: дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры, в том числе строительные; труд в природе: индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты.

Совместная образовательная деятельность, осуществляемая

 в ходе режимных моментов.

Проектирование и макетирование, познавательно-исследовательская деятельность, сюжетно-ролевые игры, развивающие игры, создание коллекций, проектная деятельность, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа.

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки), сюжетно-ролевые игры, рассматривание, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование.

Образовательная  деятельность в семье

Беседы, рассматривание иллюстраций. Совместные семейные проекты. Участие в различных тематических конкурсах.

 

Предпочтительной формой организации образовательного  процесса является непосредственно образовательная деятельность в организованных       видах деятельности.

Сопутствующие формы обучения:

ü     Совместная деятельность педагога с детьми – беседы в течение дня общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций на определённые темы.

ü     Постоянное проведение наблюдений за состоянием погоды, за погодными и природными явлениями, сезонными изменениями в природе и т.д.

ü     Экспериментирование: с различными материалами, с водой, снегом, воздухом и т.д.

ü     Экскурсии.

ü     Создание различных макетов, коллекций, панно, альбомов и т.д.

ü     Чтение различной познавательной литературы.

 

Распределение учебного материала по разделам

 

Раздел

Программное содержание

 

Формирование элементарных математических представлений

Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить способам уравнивания множеств (5 больше 4, если к 4 добавить 1, то будет 5, поровну, столько же, одинаково). Формировать представления о числах до 10 на основе действий с предметами и измерений с помощью условной мерки. Учить считать в пределах 10, опираясь на счёт реальных предметов и объектов, сравнивать последовательные числа в пределах 10 и понимать отношения рядом стоящих чисел (5 5 на 1). Упражнять в сравнении результатов количественного и порядкового счёта. Учить понимать соответственно вопросы сколько? который? и правильно отвечать на них. Учить различать и называть цифры от 0 до 9. Формировать представление о независимости результатов счёта от величины пересчитываемых предметов, их пространственного расположения, направления счёта (слева направо, справа налево, с любого предмета и т. п.). Знакомить с образованием числового ряда в пределах 10 путём пересчитывания по единице. Подводить к пониманию состава числа из единиц и из групп. Познакомить со знаками +, -, =. Учить фиксировать процесс счёта с помощью разрезных цифр и знаков: 1+1=2, 2+1=3 и т. п.  Использовать при счёте реальных предметов окружающей обстановки различные анализиторы: зрительный, слуховой, тактильно двигательный.

Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: сис­тематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зе­леная уже желтой и всех остальных лент» и т. д. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опос­редованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.  Учить определять сколько раз условная мерка уложилась в измеряемом объекте, соотносить количество мерок с числом. Формировать представления о том, что мерка является единицей измерения. Учить сравнивать две протяжённости (длины) наложением, приложением и способом сравнения результатов измерения с помощью условных мерок. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), вы­ше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Форма. Упражнять видению формы геометрических фигур в окружающих предметах. Учить классификации форм предметов по заданным эталонам геометрических фигур. Дать представление о четырехугольнике и его элементах: четыре угла, четыре стороны, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Учить строить из палочек четырёхугольник (квадрат, прямоугольник), рисовать его, вырезать по контуру, обводить по шаблону, трафарету. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориенти­роваться в  окружающем пространстве; понимать смысл пространствен­ных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), сле­ва — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, око­ло Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина». Учить ориентироваться на листе бумаги: выделять правую (левую) стороны, середину листа бумаги, верхний правый (левый) угол, нижний правый (левый) угол.

Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Дать первоначальные представления о неделе: в неделе 7 дней, дни называются по разному. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), опре­делять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Формировать первоначальные представления о возрасте: познакомить со смысловым содержанием вопроса «Сколько тебе лет?».

 

 

Тематический план

 

п/п

Тема (раздел)

Количество НОД

В том числе:

практической  НОД

1.

«Путешествие  в сказочный лес»

1

1

2.

«Птичий двор»

1

1

3.

«Страна  Муравия»

1

1

4.

«Забавные фигурки»

1

1

5.

«Разноцветные жильцы»

1

1

6.

«Лесная школа»

1

1

7.

«Волшебный квадрат»

1

1

8.

«Математика – это интересно»

1

1

9.

«Три пингвина»

1

1

10.

«Нетающие льдинки озеро Айс»

1

1

11.

«Занимающие задачи Незримки Всюсь»

1

1

12.

«Математика – это интересно»

1

1

13.

«Малыш Гео, ворон Метр и дядя Слава»

1

1

14.

«Зверята – цифрята»

1

1

15.

«Малыш Гео,паук Юк и паучата»

1

1

16.

«Математика – это интересно»

1

1

17.

«Лабиринты цифр»

1

1

18.

«Жители волшебной страны»

1

1

19.

«Состав числа»

1

1

20.

«Интересная математика»

1

1

21.

«Сказка  про ворона Метра, малыша Гео и паука Юка»

1

1

22.

«День рождение пчелки Жужи»

1

1

23.

«Задания ворона метра»

1

1

24.

«Бал в королевском дворце»

1

1

25.

«Игровая считалка»

1

1

26.

«Город говорящих попугаев»

1

1

27.

«Помоги расселить жильцов»

1

1

28.

«Медвежонок Винни –Пух и поросенок Пятачок»

1

1

29.

«Разноцветные палочки»

1

1

30.

«Волшебная страна Фиолетового леса»

1

1

31.

«Поездка в  большой магазин»

1

1

32.

«Математика – это интересно»

1

1

33.

«Встреча в фиолетовом лесу»

1

1

34.

«История о волшебном шнурке»

1

1

35.

«Клуб веселых и находчивых»

1

1

36.

«В гостях у Магнолика»

1

1

 

Итого:

36

36

 

 

 

Требования к результатам освоения компонента образовательной области воспитанниками

 

Воспитанник должен

Раздел программы

Знать

 

- Знает и называть круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо).                                                                                  

– Знает знаки «+», « - «, «=».                                                                                           – Знает пространственные предлоги и  наречия (из, на, под, по, в, за, рядом, впереди, сзади, назад, вверху, внизу, справа, слева, направо, налево, вокруг, кругом).

Уметь

 

- Умеет считать в пределах 10-ти, опираясь на счет реальных предметов;                             

- Умеет различать и называть цифры от 0 до 9;                                                                                  - Умеет сравнивать последовательные числа в пределах 10-ти;                                                   - Умет сравнивать результаты количественного и порядкового счета;                               - Умеет уравнивать множества;                                                                                                                                           - Умеет определять свое местоположение в пространстве;                                                  - Умеет ориентироваться  на микроплоскости (листе бумаги, доске, столе);          

- Умеет определять пространственное расположение предметов относительно себя;                                                                                                                            - Умеет соотносить  эталоны формы с формой объемных тел и предметов;         

- Умеет соотносить эталоны формы и формы предметного изображения;          

- Умеет соотносить  предметы по величине (выбор ребенком игрушки заданной величины).

Иметь представления

 

- Имеет представление о независимости результата счета от величины пересчитываемых предметов, их пространственного расположения;                                      

- Имеет представление об образовании числового ряда в пределах 10-ти путем присчитывания по единице;                                                                           - Имеет представление о том, что мерка является единицей измерения.                                      

- Имеет представление о временных понятиях: сегодня, завтра, вчера; о неделе (в неделе 7 дней и дни называются по-разному).                                                                 

     Высокий - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение.

Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина). Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи.

Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.

Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий, этапность и результат, а также самостоятельно осуществляет действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняет её и этапность выполнения.

Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Средний - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.

Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей.

Имеет представления о временных и пространственных отношениях.

Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий.

Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику, комбинаторику, преобразование.

Низкий - Ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел.

Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств.

Путается в определении временных и пространственных отношений.

Выполняет действия в заданной последовательности.

Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику, преобразование интереса не проявляет.

Методика обследования.

Методика N 1 - Выявление умений счёта.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку посчитать до 10.

Методика N 2 - Выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 0 до 9, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7).

Методика N 3 - Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать восемь игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.

Методика N 4 - Выявление умений отсчитывать количество на одну единицу больше или меньше.

Материал. По 10 ёлочек и грибов.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку отсчитать ёлочек на одну больше, чем грибов (4), после чего даёт задание отсчитать грибов на один меньше, чем ёлочек (7).

Методика N 5 - Выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счёт.

Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковь, картофель, огурец.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковь по счёту; а затем посчитать по порядку все овощи.

Методика N 6 - Выявление умений сравнивать две группы предметов.

Материал. Перед ребёнком пять больших матрёшек и пять маленьких в кругу.

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.

Методика N 7 - Выявление умений сравнивать предметы по длине.

Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками - 0,5 см).

Инструкция к проведению. Воспитатель задаёт вопросы: Одинаковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.

Методика N 8 - Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал . Два красных круга и один треугольник; два зелёных квадрата и один прямоугольник; три жёлтых прямоугольника и два треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.

Инструкция к проведению . Задаются следующие вопросы: Сколько треугольников? Сколько четырёхугольников? Сколько красных фигур? Назови зелёные фигуры.

Методика N 9 - Выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).

Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребёнку сказать, что находится слева от него.

      Методика N 10 - Выявление знаний о днях недели.

Инструкция к проведению . Воспитатель предлагает ребёнку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, како день недели будет завтра.

Методика N 11 - Выявление умений классифицировать геометрические фигуры.

Материал. Набор блоков Дьенеша, обручи красного, зелёного, белого цвета.

Инструкция к проведению . Ребёнку сообщается правило: фигуры разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри зелёного - все треугольники, а внутри белого - все большие. Далее ребёнку предлагается разложить фигуры в соответствии с правилом. После выполнения задания ребёнок должен рассказать, какими свойствами обладают фигуры, расположенные в обручах.

Методика N 12 - Выявление умений действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом.

Материал. Карточки с изображением последовательности сервировки стола, кукольная посуда, предметы-заместители.

Инструкция к проведению . Ребёнку предлагается сервировать стол в соответствии с этапами сервировки, которые изображены на картинках, и рассказать о том, что ребёнок делает на каждом этапе.

Методика N 13 - Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.

Материал. Карточка с изображением человечков (См. "Математика от 3 до 7", стр. 133, игра "Кого не хватает?").

Инструкция к проведению . Ребёнку предлагается поразмышлять и сказать, какого человечка не хватает.

Методика N 14 - Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.

Материал. Набор элементов "Вьетнамской игры".

Инструкция к проведению. Ребёнку предлагается из элементов "Вьетнамской игры" придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.

 


Показатели достижений  ребенка по познавательному развитию в старшей  группе

Группа «__________________________»                                                                Дата проведения диагностики:_________________20_____г

 

Ф.И.ребенка

ФЭМП

Количество и счет

   

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

времени

Владеет счетом в пределах 10; знает цифры от 0 до 9.

 

Составляет число из единиц (в пределах 10).

 

Различает количественный и порядковый счет (сколько, который по счету), правильно отвечает на заданные вопросы

Различает количественный и порядковый счет (сколько, который по счету), правильно отвечает на заданные вопросы.

 

Оперирует знаками +, -, =.

 

Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств.

 

Словесно обозначает параметры величины (понимание, называние):

Соотносит предметы по величине (выбор ребенком игрушки заданной величины).

 

Устанавливает размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины

Сериация по величине (5-7 величин с незначительным разностным порогом).

 

 

Различает и называет круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо).

 

Соотносит эталоны формы с формой объемных тел и предметов. Соотносит эталоны формы и формы предметного изображения

Различает  близкие формы (круги – овалы, прямоугольники – квадраты).

 

Умеет анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.

 

Определяет свое местоположение в пространстве

Понимает пространственные предлоги и  наречия (из, на, под, по, в, за, рядом, впереди, сзади, назад, вверху, внизу, справа, слева, направо, налево, вокруг, кругом)

 

 

Микроориентировка на листе (верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх, слева направо и в разных направлениях).

 

Имеет представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

 

На конкретных примерах устанавливает последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто проводил:  воспитатель  ____________________________________ /_________________/

                                                                                        Ф.И.О.                                                            роспись           

 

 

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 


Календарно - тематическое планирование по образовательному компоненту «Формирование элементарных математических представлений»

образовательной области «Познавательное развитие»

 

 

Месяц

Дата

проведения

п/п

Тема, форма проведения.

 

 

 

 

Цель

Содержание

Средства обучения

план

факт

Краткий  ход

Компонент ДОУ

 

сентябрь

09.09

09.09

1

«Путешествие в сказочный лес»

(Бондаренко стр. 168)

 

1.Закрепить знания детей о днях недели.

2.Развивать комбинаторные способности путем комбинирования цвета и формы. Развивать творческое воображение.

 

1.Математическая игра «Дни недели».

2.Математическая игра «Путешествие в фиолетовый лес».

 

 

 

Развитие умения ориентироваться в малом пространстве.

Учить отличать пространственные направления от себя.

Ковролин, панорама Фиолетового леса, изображения ворона метра, паука Юка (Сказка  В.Воскорбовича «Малыш Гео, ворон Метр и я, дядя Слава»); цветовые  пятна эталона или волшебные квадраты В.Воскобовича.

16.09.

16.09.

2

«Птичий двор»

(Бондаренко стр. 178).

 

 

1.Развивать комбинаторные способности.

2.Развивать логическое мышление. творческое воображение.

 

 

 

 

1.Математичская игра «Сложи узор».

2.Математичческая игра «Найди недостающую фигуру»

Развитие глазомера и глазодвигательных функций.

Научение пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предмета.

Ковролин, лодочка, сложенная  из волшебного квадрата В.Воскобовича 9 или игрушка), изображения уточек и гусей 9 10 штук) наборы кубиков «Сложи узор», таблица с логическими задачами на поиск недостающей фигуры. Теради. Карандаши.

23.09

23.09.

3

«Страна Муравия»

(Бондаренко стр. 186).

 

 

1.Развивать  умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур.

2.Развивать познавательные способности: внимание, память, мышление; способствовать подготовке руки к письму.

1.Математическая игра «Помоги муравьишкам».

2. Математическая игра

«Страна Муравия».

Развитие точных соотносящих внешних практических действий.

Формировать внимание на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету.

Набор блоков Дьенеша, коробочки – домики, игра «Чудо соты», приложение «Лабиринты цифр».

30.09.

30.09.

4

«Забавные фигурки»

(Бондаренко стр. 198).

 

1.Развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

2.Развивать внимание , мышление, память, речь, воображение, творческие  способности.

1.Математическая игра «Блоки Дьенеша».

2.Математичская игра  В.Воскобовича.

3.Конструирование по схемам  игры «Чудо соты».

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Развитие глазодвигательных функций.

Формирование представлений о сенсорных эталонах.

Ковролин. Блоки «дьенеша, схемы; игра В.Воскобовича «Чудо – цветик», схемы.

октябрь

07.10

07.10

5

«Разноцветные жильцы»

(Бондаренко стр. 209).

 

 

1.Учить решать головоломки.

2.Развивитие аналитической деятельности, умение классифицировать объекты.

1.Математическая игра

 «Головоломки».

2.Математическая  игра «Блоки Дьенеша».

Развивать зрительную память и внимание.

Развитие и активизация сохранных анализаторов.

Счетные палочки, блоки Дьенеша, карточки с домиками, конструктор или строительные наборы.

14.10

14.10

6

«Лесная школа»

(Бондаренко стр. 220).

 

Учить детей решать логические задачи на поиск недостающей фигуры. Учить путем зрите5льного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающие из 6  предложенных фигур.

 

1.Математическая игра

 «Заполни клетки».

2.Математическая  игра «Сложи узор».

 

Учить понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов.

Формировать умение создавать пространственный образ по словесному описанию.

Логические таблицы, 6 карточек с фигурами.

21.10

21.10

7

«Волшебный квадрат»

(Бондаренко стр 229)

Способствовать освоению приемов конструирования геометрических фигур и алгоритмов предметных форм.

Развивать воображение, внимание, память.

 

 

1Математическая игра «Квадрат Воскобовича».

2.Конструирование «Конверт, домик, летучая мышь».

3.Игра «Чей голос».

Учить перемещать и изменять положение объектов в двумерном пространстве. Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

Изображение ворона Метра, геометрические фигуры: трапеция, квадрат; волшебный квадрат Воскобовича.

28.10

28.10

8

«Математика – это интересно»

(Бондаренко стр.238).

 

Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес, умение довести начатое дело до конца.

Способствовать развитию мелкой моторики руки, пространственное мышление и творческого воображения.

1.Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет).

2.Коструирование (квадрат Воскобовича).

Развитие и активизация сохранных анализаторов.

 

Рабочая тетрадь «Это интересно». Игра «Квадрат Воскобовича», блоки Дьенеша.

ноябрь

11.11

11.11

9

«Три пингвина»

(Бондаренко стр. 247).

Развивать умение доказывать правильность суждений.

Учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умение их комбинировать.

1.Математическая игра

 «Отгадай и докажи».

2.Математическая  игра «Кубики для всех».

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего замечать цвет, воспитывать интерес, любознательность.

Игра «Кубики для всех», рисунки задания.

 

 

18.11

18.11

10

«Нетающие льдинки озера Айс»

(Бондаренко стр. 257).

 

Познакомить детей с эталонами  формы и величины, соотношением целого и части, с физическими свойствами: прозрачность, гибкость; развивать сенсорные познавательные  и творческие способности.

1.Математическая игра

 «Прозрачный квадрат».

2.Конструирование «Лошадка»

 

Обучение мыслительной работе с пространственными образцами.

Развитие навыков прослеживания глазами.

Игра «Прозрачный квадрат» В.Воскобовича, схемы. Сказка «Нелетающие льдинки озера Айс».

25.11

25.11

11

«Занимательные задачи Незримки Всюсь»

(Бондаренко стр.265).

 

 

Учить решать занимательные задачи.

Продолжить знакомство  детей с геометрическими фигурами, и их элементами; развивать сенсорные, психические , творческие способности.

Способствовать развитию умения составлять различные предметы из пластинок «Прозрачного квадрат».

1.Математическая игра

 «Прозрачный квадрат».

2.Занимательные задачи.

3.Конструирование «Парусник», «Самолетик».

Использование зрительного восприятия, как средства установления причинно-следственных связей.

 

Игра «Прозрачный квадрат»,

Сказка «Нелетающие льдинки озера Айс»,

Волшебный мешочек, полоски липкой ленты.

02.12

02.12

12

«Математика – это интерсно»

(Бондаренко стр. 273).

 

Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, познавательный интерес.

Учить детей делать несложные игрушки.

1.Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет).

2.Коструирование «Кот».

Развитие пространственного мышления.

Активизация оперирования представлениями о предмете при пространственной ориентировке.

 

Рабочая тетрадь «Математика - это интересно», карандаши.

Декабрь

09.12

09.12

13

«Малыш Гео, ворон Метр  и дядя Слава»

(Бондаренко стр. 283).

 

Познакомит детей  с понятием «Кривая линия», используя для этого  наглядный способ и свободное  моделирование; уточнить точки пресечения двух кривых линий, используя для этого бумагу и карандаш.

1.Математическая игра

 «Геоконт».

2.Конструирование «Змея», «Месяц», «Тропинка».

 

Упражнять в счёте на ощупь, используя тактильные анализаторы.

Развитие пространственного мышления.

Развитие умения ориентироваться в малом пространстве.

«Геоконт –конструктор большой, радуга «набор резинок, изображение Малыша Гео и ворона Метра.

16.12

16.12

14

«Зверята и цифрята»

(Бондаренко стр. 292).

Развивать внимание. Закрепить знание цифр и чисел натурального  ряда. Способствовать усвоению счета и отсчета в пределах десяти. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и сопоставлять, объединять предметы по признакам.

1.Математическая игра

 «Цифры по порядку».

2.Математическая  игра «Цифроцирк».

3.Математическая игра

 «Разноцветные цифры».

 

Использование зрительного восприятия в развитии геометрического мышления.

Цифры, забавные цифры, игра Воскобовича,  ковролин, изображение Магнолика.

23.12

23.12

15

«Малыш Гео, паук Юк и паучата»

(Бондаренко стр. 303).

 

Дать детям понятие «угол», познакомить с прямым, острым, тупым углами. совмещая углы и стороны, делать четкую линию сгиба.

Учить делать цветные флажки: сгибать лист бумаги пополам, с

 

1.Математическая игра

 «Геоконт».

2.Конструирование «Флажки к Новому году»

 

Обучение умению удерживать стимул в поле зрения. Развитие глазомера и глазодвигательной функции.

«Геоконт – конструктор», набор цветных  резинок, прямоугольники цветной бумаги.

 

30.12

30.12

16

«Математика – это интересно»

(Бондаренко стр. 313).

 

Стимулировать развитие мыслительных способностей детей, любознательность, познавательный интерес; умение довести начатое дело до конца.

Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет).

2.Коструирование «Заяц хваста».

 

 

 

Упражняться в сравнении результатов количественного и порядкового счета. Учить понимать соответственно вопросы сколько? Который? Обучать способам уравнивания множеств (5 больше 4-х и т.д.)

Рабочая тетрадь «математика - это интересно», карандаши.

Январь

13.01.

13.01

17

«Лабиринты цифр»

(Бондаренко стр. 324).

 

Развивать логическое мышление.

Развивать конструктивные способности, умение составлять из частей целое. Учить выполнять арифметические действия на сложение.

1.Игровое упражнение

«Соедини точки».

2.математическая игра «Построй космический корабль».

3.Математическая игра «Узнай и напиши»

Подводить детей к пониманию состава числа из единиц и из групп. Учить составлять ряды из предметов в ритмичной цветовой последовательности.

Тетради, игра Воскобовича, схема сложения, игровое пособие «Лабиринты цифр».

 

20.01

20.01

18

«Жители волшебной

страны»

(Бондаренко стр. 334).

 Развивать творческое воображение. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Продолжать учить складывать полоски бумаги, украшать фонарики готовыми формами.

 

1.Математическая игра

 «Узнай, где солнышко».

2.Математическая игра «Уникуб»

3.Конструирование «Фонарики для жителей волшебного леса»

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего замечать цвет, воспитывать интерес, любознательность. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

Изображение солнца, игра Воскобовича, игра «Уникуб», полоски цветной бумаги.

Февраль

27.01

 

19

«Состав числа»

( Бондаренко стр.342).

Закрепить счет, познакомить с составом числа первого  десятка с помощью зрительного, слухового и тактильно- осязательного анализаторов; способствовать совершенствованию мелкой моторики руки ребенка.

Закрепить умение складывать объемные корзинки, дополнять изделия украшениями.

1.Математическая игра

 «Пять математических корзинок».

2.Конструирование «Корзинка»

Продолжать знакомить детей с образованием числового ряда путём присчитывания по единице. Выполнять практические действия в соответствии словесной инструкции.

Ковролин, волшебные веревочки –липучки, игра Воскобовича, забавные цифры, квадратные листы цветные.

03.02.

03.02

20

«Интересная математика»

(Бондаренко стр. 353).

Стимулировать развитие познавательных интересов, любознательность, познавательный интерес; умение довести начатое дело до конца. Учить детей изготовлять машины из различных форм.

 

 

 

Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет).

2.Коструирование «Грузовая машина».

 

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги: выделять правую (левую) стороны, середину листа бумаги, верхний правый (левый) угол, нижний правый (левый) угол.

Рабочая тетрадь «Математика - это интересно», карандаши, коробочки маленькие и большие, иллюстрации  разных машин.

10.02.

10.02

21

«Сказка про ворона метра, малыша Гео и паука Юка»

(Бондаренко стр. 366).

 

Познакомить с конструированием геометрических фигур, развивать пространственное мышление и творческое воображение. Учить складывать животных из деталей игры «Колумбово яйцо».

1.Математическая игра

 «Геоконт».

2.Математическая игра «Колумбово яйцо»

3.Конструирование «Домик для зайки»

Упражнять видению формы геометрических фигур в окружающих предметах. Учить детей классификации форм предметов по заданным эталонам геометрических фигур.

Игра «Геоконт», игра «Колумбово яйцо», квадратные листы бумаги.

 

 

 

 

 

 

17.02

17.02

22

«День рождение пчелки Жужи»

(Бондаренко стр. 375)

 

Развивать сенсорные способности, психические процессы: внимание, память, мышление, творческие способности и мелкую моторику руки; способствовать развитию умения закрашивать и штриховать.

1.Математическая игра

 «Чудо - соты».

2..Конструирование фигурок из деталей игры «Чудо – соты»

Использовать при счете реальных предметов окружающей обстановки различные анализаторы: зрительный, тактильно-двигательный, слуховой.

Игра Воскобовича «Чудо –соты», персонажи: пчелка Жужа, галчонок, котенок, медвежонок. Краб.

24.02

24.02

23

«Задания ворона Метра» (Бондаренко стр383)

 

Учить раскладывать веревочки в порядке возрастания и убывания длины. Способствовать развитию у детей представления о числе на основе счета и измерения.

 

 

1.Математическая игра

 «Разложи предметы по порядку».

2.Математическая игра «Веселый  поезд»

Учить детей определять свое местоположение в пространстве с использованием игр.

 

Ковролин, ворон Метр, веревочки. Палочки Кьюизенера.

02.03

02.03

24

«Бал   в королевском дворце». (Бондаренко стр. 392).

 

Стимулировать развитие познавательных интересов, любознательность, познавательный интерес; умение довести начатое дело до конца.

Способствовать развитию мелкой моторики рук пространственного мышления.

 

Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет).

2.Коструирование «Туфелька для золушки».

 

Учить детей с помощью условных мерок сравнивать протяжность предметов (длину).

Рабочая тетрадь «Математика - это интересно», карандаши, игра «Квадрат Воскобовича».

Март

09.03

09.03

25

«Игровая считалка»

(Бондаренко стр. 403).

 

Развивать сенсорные способности, показать независимость количества от пространственного расположения и размера предметов.

1.Математическая игровая считалка

 «Шел домой Глеб».

2..Конструирование  «Кошечка».

Формировать и развивать цветовое восприятие – как основы восстановления зрительных функций.

Игровое пособие Воскобовича, волшебные веревочки, бумажные квадраты.

 

 

16.03

16.03

26

«Город говорящих попугаев» (Бондаренко стр 414).

 

Закрепить счет, знание цифр.

Развивать способности ориентироваться в пространстве, логическое мышление, мелкую моторику руки.

1.Математическая игра

 «Забавные цифры».

2..Конструирование  «Конструктор игр».

Учить считать в пределах 10-ти, опираясь на счет реальных предметов и объектов, сравнивать последовательность числа в пределах 10-ти

Забавные цифры, «Конструктор цифр» Воскобовича, схемы.

23.03

23.03

27

«Помоги  расселить жильцов» (Бондаренко стр. 424).

 

 

Развивать память. Учить группировать предметы по наличию одного свойства. Закрепить умения и навыки в работе с бумажными полосками.

 

 

 

 

1.Математическая игра

 «Что изменилось?»».

2.Математическая игра «Найди свой домик»»

3.Конструирование «Цветы».

Учить воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учётом их цвета и формы (мозаика, орнамент).

Ковролин, «Волшебные веревочки», комплект геометрических фигур, карточки «Дьенеша.

Апрель

30.03

30.03

28

«Медвежонок Винни – Пух и поросенок Пятачок»

 

Стимулировать развитие познавательных интересов, любознательность, познавательный интерес; умение довести начатое дело до конца.

Учить детей делать коврик.

Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет).

2.Коструирование «Плетенный коврик для Винни – Пуха»».

 

Учить определять сколько раз условная мерка уложилась в измеряемом объекте, соотносить количество мерок с числом. Учить действовать по цветовому сигналу.

Рабочая тетрадь «Математика - это интересно», карандаши, полоски цветной бумаги.

06.04

06.04

29

«Разноцветные палочки»

(Бондаренко стр. 443).

 

Закрепить представления детей о днях недели. Развивать познавательные способности: память, внимание, умение наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять; продолжать знакомить        с соотношением  целевого и части.

1.Математическая игра

 «Дни недели».

2.Математическая  игра «Прозрачная цифра».

3.Математическая игра   «Геоконт».

 

Учить различать и называть цифры от 0 до 10-ти. Учить воспринимать расположение геометрических фигур на плоскости с учётом цвета и формы.

Ковролин, разноцветные веревочки, изображения животных, игра «Прозрачная цифра», игра «Геоконт».

13.04

13.04

30

«Волшебная страна фиолетового леса»

(Бондаренко стр. 454).

 

 

Продолжать знакомство детей с временными понятиями. Развивать познавательные способности: внимание, память, мышление; способствовать освоению математического содержания.

1.Математическая игра «Сутки».

2.Математическая игра «Лабиринты цифр»

3.Конструирование «Песик».

Учить детей ориентировке в частях суток и днях, используя распорядок дня: «Что мы делаем утром (ночью, днем, вечером)?»

Ковролин, предметные картинки, кружочки из липкой ленты, часы, листы с игровыми заданиями.

 

20.04

20.04

31

«Поездка в большой магазин»

(Бондаренко стр. 466).

 

Развивать умение ориентироваться по карте.

Упражнять в умении увеличивать и уменьшать числа в пределах десяти.

 

1.Математическая игра «Отправляемся в путь».

2.Математическая игра «Мы пришли в универмаг»

3.Конструирование «Автобус».

Учить различать и называть цифры от 0 до 10-ти. Учить воспринимать расположение геометрических фигур на плоскости с учётом цвета и формы.

План –схема местности, предметные картинки, рисунок магазина,; различные коробки.

27.04

27.04

32

«Математика – это интересно»

(Бондаренко стр. 476).

 

Стимулировать развитие мыслительных способностей детей.

Учить создавать цветок.

Работа с дидактическим пособием «Математика – это интересно» (5-6 лет).

2.Коструирование «Красивые цветы».

 

Упражнять в сравнении результатов количественного и порядкового счёта.

Учить детей ориентировке в частях суток и днях, используя распорядок дня: «Что мы делаем утром (ночью, днем, вечером)?»

Рабочая тетрадь «Математика -это интересно», карандаши, полоски цветной бумаги.

11.05

11.05

33

«Встреча в Фиолетовом лесу»

(Бондаренко стр. 487).

 

Развивать математические представления (освоение состава десяти, соотношения целого и части), творческие способности.

1.Математическая игра

 «Чудо - цветик».

2..Конструирование  «Животные на волшебной поляне».

Знать, называть и сличать величину предметов путем наложения и приложения.

 

Ковролин, игра Воскобовича «Чудо-ь цветик», схемы сложения фигурок, изображения девочки Дольки, Малыша Гео, карандаши.

Май

04.05

04.05

34

«История о волшебном шнурке»

(Бондаренко стр.497).

Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

Развитие логического мышления, моторики рук.

1.Математическая игра «Где больше?».

2.Математическая игра «Рассмотри состав»

3.Конструирование узоров с помощью «Шнура – затейника».».

Формировать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности, различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник».

 

Набор геометрических фигур, мерок, прозрачные сосуды различной емкости и формы, игра «Шнурок – затейник».

18.05

18.05

35

«Математический КВН»

(Бондаренко стр. 505).

 

Способствовать развитию находчивости, сообразительности, взаимопомощи.

Конкурс «Занимательные задачи»

2.Конкурс «Живые числа»

3.Конкурс капитанов».

Обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в пространстве относительно себя.

 

Занимательные задачи, карточки с цифрами, магнитофонная запись, два листа с нарисованными геометрическими фигурами.

25.05

25.05

36

«В гостях у Магнолика»

(Бондаренко стр.515).

 

 

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.  Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

1.Игра «Назовите всех цифрят»

2.Чудо –крестики»

3.Игра «Чудо –соты».

4.Игра «Собери грибочки».

5.Игра «Собери цветы».

6.Пальчиковая игра «Цветок»

7.Игра «Собери цифры»

 

Учить различать и называть цифры от 0 до 10-ти. Учить воспринимать расположение геометрических фигур на плоскости с учётом цвета.  Формировать и развивать цветовое восприятие – как основы восстановления зрительных функций.  формы

Ковролин, картинка с изображением Магнолика, забавные цифры, игры: «Чудо – соты», «Чудо – крестики», «Конструктор цифр»,

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x