Рабочая программа кружка «Искусство твоего народа». | Лобенкова Ольга Викторовна. Работа №240435
Автор: Лобенкова Ольга Викторовна
Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа.
Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
Развивать художественно-творческие способности у детей.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38
«Согласовано»
Руководитель МО
__________О.В.Лобенкова
Протокол №1
От 28.08.2014г.
«Согласовано»
Зам.директора по ВР
_____________О.Н.Смашнева
________2014г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ №38
____________С.А.Лопаева
Приказ №_____________
от ________.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Искусство твоего народа».
(5 – 6 классы)
Учитель высшей категории Лобенкова О.В.
2014 – 2015 учебный год
Учебно – тематический план
к рабочей программе кружка
« Искусство твоего народа».
№
п/п
Название разделов
Количество
часов
Теория
Практика
Дата
занятия
Раздел 1 .Вводное занятие
1
1.
Введение. Правила ТБ.
1
Раздел 2 . «Народный календарь, ремесла, обычаи и обряды, народные праздники».
21
2.
Из истории народов России. Народный календарь
Творческая работа «Месяцеслов».
1
1
3.
Русь деревянная
Творческая работа «Русь деревянная»
1
1
4.
Колокольный звон
Творческая работа «Роспись колокольчика».
1
1
5.
Русский дом
- Внутренний мир избы
- Обряд новоселья
Творческая работа «Изразец».
1
1
6.
«Соль-белое золото»
Творческая работа «Украшение солонки».
1
1
7.
Костюм-душа народа.
-Женский головной убор.
-Древние воины. Мужской костюм.
Творческая работа «Украшение женского головного убора и военных доспехов».
1
2
8.
Азъ, Буки, Веди.
-Когда и кем был изобретен славянский алфавит;
-Как и чем писали в старину;
-Берестяные грамоты;
Творческая работа «Народ лубок».
1
1
9.
Ремесла-традиции Руси.
.Творческая работа «Берестяной туяс».
1
1
10
Народная игрушка
Творческая работа « Русская матрешка».
1
1
11
Зимние узоры.
Творческая работа « Вологодское кружево».
1
1
Раздел 3. « Русские народные праздники».
10
12
Осенний праздник «Капустки»
Творческая работа «Ах, капустка объеденье»
1
1
13
Зимний праздник «Рождество»
-Колядки;
-Святые вечера;
-Гадание на прошлое поглядание
Творческая работа «Рождественские посиделки».
1
1
14
Ой, ты Масленица!
Творческая работа «Прощай широкая масленица».
1
1
15
Весенний праздник «Пасха»
Творческая работа «Роспись пасхального яйца»
1
1
16
Летний праздник «Ивана Купалы»
-Купальские легенды, обряды, игры.
Творческая работа «Иван Купала»
1
1
17
Раздел 4.Традиционные народные куклы
2
18
Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.
1
1
Всего 34 17 17
Рабочая программа кружка «Искусство твоего народа».
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Искусство твоего народа» по духовно-нравственному направлению разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС),
2010 г
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция)
;
Примерная программа воспитания и социализации
обучающихся
.
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16
Положение о рабочей программе во внеурочной деятельности
Рабочая программа кружка «Искусство твоего народа» составлена на основе Примерных программ художественно – эстетического цикла (стандарты второго поколения) и состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно – прикладного искусства .
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-13 лет.
Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа, 34 занятия по 1 часу в неделю).
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа имеет четкую структуру и ценна тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.
В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.
Цель программы:
• Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа
Задачи программы:
• Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
• Развивать художественно-творческие способности у детей;
Задачи:
Обучающие:
Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
Развивать положительные эмоции и волевые качества.
Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
Социально-педагогические:
Формирование общественной активности.
Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Программа кружка дополнительного образования «Искусство твоего народа» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
• Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
• Дидактические игры;
• Работа с различными художественными материалами;
Срок реализации программы: 1 год
Предполагаемые результаты:
• Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
• Наличие у детей представлений о предметах обихода, народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
• Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
• Формирование уважения к историческому наследию.
• Развитие творческих способностей детей.
Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
Должны знать:
Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
Народные художественные промыслы России и родного края.
Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
Должны уметь:
Правильно организовать свое рабочее место.
Работать по шаблону.
Изготавливать разные игрушки и сувениры.
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.
3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - №
4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.
5. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал - 2010. - № 4.
6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)