Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа кружка «Искусство твоего народа». | Лобенкова Ольга Викторовна. Работа №240435

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лобенкова Ольга Викторовна
 Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа.

 

  Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.

  Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

 Развивать художественно-творческие способности у детей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38

 

 

«Согласовано»

Руководитель МО

 

__________О.В.Лобенкова

 

Протокол №1

От 28.08.2014г.

«Согласовано»

Замиректора по ВР

 

_____________О.Н.Смашнева

 

________2014г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №38

____________С.А.Лопаева

Приказ №_____________

 

от ________.2014г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Искусство твоего народа».

 

(5 – 6 классы)

 

Учитель высшей категории Лобенкова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 – 2015 учебный год

 

Учебно – тематический план

к рабочей программе кружка

« Искусство твоего народа».

 

 

п/п

Название разделов

Количество

часов

Теория

Практика

Дата

занятия

 

Раздел 1 .Вводное занятие

1

 

 

 

1.

Введение. Правила ТБ.

 

1

 

 

 

Раздел 2 . «Народный календарь, ремесла, обычаи и обряды, народные праздники».

21

 

 

 

2.

Из истории народов России. Народный календарь

Творческая работа «Месяцеслов».

 

1

1

 

3.

Русь деревянная

Творческая работа «Русь деревянная»

 

1

1

 

4.

Колокольный звон

Творческая работа «Роспись колокольчика».

 

1

1

 

5.

Русский дом

- Внутренний мир избы

- Обряд новоселья

Творческая работа «Изразец».

 

1

1

 

6.

«Соль-белое золото»

Творческая работа «Украшение солонки».

 

1

1

 

7.

Костюм-душа народа.

-Женский головной убор.

-Древние воины. Мужской костюм.

Творческая работа «Украшение женского головного убора и военных доспехов».

 

1

2

 

8.

Азъ, Буки, Веди.

-Когда и кем был изобретен славянский алфавит;

-Как и чем писали в старину;

-Берестяные грамоты;

Творческая работа «Народ лубок».

 

1

1

 

9.

Ремесла-традиции Руси.

.Творческая работа «Берестяной туяс».

 

1

1

 

10

Народная игрушка

Творческая работа « Русская матрешка».

 

1

1

 

11

Зимние узоры.

Творческая работа « Вологодское кружево».

 

 

 

1

1

 

 

Раздел 3. « Русские народные праздники».

10

 

 

 

12

Осенний праздник «Капустки»

Творческая работа «Ах, капустка объеденье»

 

1

1

 

13

Зимний праздник «Рождество»

-Колядки;

-Святые вечера;

-Гадание на прошлое поглядание

Творческая работа «Рождественские посиделки».

 

1

1

 

14

Ой, ты Масленица!

Творческая работа «Прощай широкая масленица».

 

1

1

 

15

Весенний праздник «Пасха»

Творческая работа «Роспись пасхального яйца»

 

 

1

1

 

16

Летний праздник «Ивана Купалы»

-Купальские легенды, обряды, игры.

Творческая работа «Иван Купала»

 

1

1

 

17

Раздел 4.Традиционные народные куклы

2

 

 

 

18

Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки.

 

1

1

 

Всего 34 17 17

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа кружка «Искусство твоего народа».

 

Пояснительная записка

 

 

Рабочая программа кружка «Искусство твоего народа» по духовно-нравственному направлению разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС),

2010 г

Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция)

;

Примерная программа воспитания и социализации

обучающихся

.

О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002 года №30-51 -433\16

Положение о рабочей программе во внеурочной деятельности

 

Рабочая программа кружка «Искусство твоего народа» составлена на основе Примерных программ художественно – эстетического цикла (стандарты второго поколения) и состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно – прикладного искусства .

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

На протяжении многовековой истории мира соблюдение обрядов, ритуалов и иных традиций способствовали развитию народной философии и декоративных искусств, играли важную роль в организации жизни общества.

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.

Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.

Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-13 лет.

Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа, 34 занятия по 1 часу в неделю).

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

 

 

Программа имеет четкую структуру и ценна тем, что знакомясь с фольклором, предметами обихода, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси.

 

В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.

 

Цель программы:

 

• Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа

 

Задачи программы:

 

• Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;

 

• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

 

• Развивать художественно-творческие способности у детей;

 

 

Задачи:

Обучающие:

Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

Обучить технологиям различных видов рукоделия.

 

Воспитательные:

Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

 

Развивающие:

Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

Развивать положительные эмоции и волевые качества.

Развивать моторику рук, глазомер.

 

Мотивационные:

Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические:

Формирование общественной активности.

Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Программа кружка дополнительного образования «Искусство твоего народа» по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.

 

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Дидактические игры;

• Работа с различными художественными материалами;

 

Срок реализации программы: 1 год

 

Предполагаемые результаты:

• Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;

 

• Наличие у детей представлений о предметах обихода, народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;

 

• Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;

 

• Формирование уважения к историческому наследию.

 

• Развитие творческих способностей детей.

 

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

 

Должны знать:

 

Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

Народные художественные промыслы России и родного края.

Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

 

Должны уметь:

 

Правильно организовать свое рабочее место.

Работать по шаблону.

Изготавливать разные игрушки и сувениры.

Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

 

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. ост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

 

3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - №

 

4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.

 

5. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал - 2010. - № 4.

 

6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×