Статья Рабочая программа по изобразительному искусству. Автор: Шафикова Зимфира Гафуровна

Автор: Шафикова Зимфира Гафуровна
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Школа России.


Автор: Шафикова Зимфира Гафуровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рассмотрено»

на методическом обьединении учителей начального цикла

Руководитель МО

______З.Г.Шафикова

«___» __________________20___

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____ В.З. Шайхитдинова

«__»________________20___г.

 

«Утверждаю»

Директор МОУ «Курмановская СШ»

____Ф.С.Даутова

«__»_______________20___г.

 

«Курмановская средняя школа»

 

 

 

 

 

Рабочая программа по изобразительному искусству

Класс 2

Ступень образования начальная

Уровень обучения базовый

Количество часов в год 34

Количество часов в неделю 1

 

 

 

 

 

Составила учитель начальных классов

Шафикова З.Г

Курманова

2018

 

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»).

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

•развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

•умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

•умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

• принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

Познавательные УУД:

•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

•осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

•использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

Коммуникативные УУД:

•овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

• слушать собеседника и понимать речь других;

• принимать участие в диалоге;

• задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

• принимать участие в работе парами и группами;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

• признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

• оценивать собственное поведение и поведение окружающих,использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» должны отражать:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Обучающийся научится:

- развивать наблюдательность и представления о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм;

- понимать роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и Южного Урала;

- понимать влияния формы предмета на представление о его характере;

- владеть понятиями: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, пропорции и перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания, зрительный центр композиции;

- знать основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов;

- знать многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью и т.д.) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;

- знать виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);

- уметь выполнять изображение на плоскости с помощью линии;

- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров;

- уметь изображать на плоскости с помощью пятна;

- владеть элементарными приемами работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема, вытягивание формы);

- создавать модели предметов бытового окружения человека народов Южного Урала.

Обучающийся получит возможность научиться:

- экспериментировать и исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

 

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе Южного Урала, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы Южного Урала в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи Художественные музеи Челябинска. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие уральской природы в черепановском кружеве Южного Урала, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных Южного Урала: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях народов Южного Урала. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве народов Южного Урала. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (Каслинское и кусинское чугунное литье, златоустовская гравюра).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ в культуре народов Южного Урала. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве народов Южного Урала.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Южного Урала

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, П.Сезанн, В.Ван Гог и др.). Страницы истории Южного Урала в живописи

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и народов Южного Урала. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры (Памятники архитектуры Челябинска) и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Южноуральский пейзаж в работах А.М. Васнецова, А.К. Денисов-Уральский, Н.А. Русаков. Городской пейзаж в живописи И.Л. Вандышева. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала. Образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества в культуре народов Южного Урала.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов Южного Урала (Мечети и мавзолеи на Южном Урале). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков (Парки, скверы, бульвары городов и сел Южного Урала), транспорта и посуды, мебели и одежды, книг (Детские книги южноуральского художника-графика А.В. Гилёва) и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно- тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Чем и как работают художники

8ч.

2

Реальность и фантазия

7ч.

3

О чем говорит искусство

11ч.

4

Как говорит искусство

 

Итого:

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

по учебному предмету «Изобразительное искусство»

 

Автор / авторский коллектив Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М.

Наименование учебника «Изобразительное искусство» (2 класс)

Издательство «Просвещение»

 

2 класс «ИСКУССТВО И ТЫ», 34 часа

 

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов в раздела

урока

Тема урока

Содержание НРЭО

Текущий

контроль

успеваемости

1

Чем и как работают художники

8 часов

1

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

 

 

 

 

 

2

Пять красок – все богатство цвета и тона.

 

 

 

 

 

3

Пастель, цветные мелки, акварель и их выразительные возможности.

 

Практическая работа

 

 

 

4

Выразительные возможности аппликации.

 

 

 

 

 

5

Выразительные возможности графических материалов.

 

Самостоятельная работа

 

 

 

6

Выразительность материалов для работы в объеме.

 

Практическая работа

 

 

 

7

Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может быть выразительным

 

Творческая работа (проект)

 

 

 

8

Неожиданные материалы.

 

 

2

Реальность и фантазия

7 часов

9

Изображение и реальность.

 

 

 

 

 

10

Изображение и фантазия.

 

 

 

 

 

11

Украшения и реальность.

 

Практическая работа

 

 

 

12

Украшение и фантазия.

 

 

 

 

 

13

Постройка и реальность.

Природные конструкции Южного Урала

 

 

 

 

14

Постройка и фантазия.

 

 

 

 

 

15

Братья – Мастера всегда работают вместе.

 

ИЗО-викторина

3

О чём говорит искусство

11 часов

16

Изображение природы в различных состояниях.

Южноуральская природа в живописи русских российских художников.

Практическая работа

 

 

 

17

Выражение характера изображения животных.

Животные Южного Урала

Практическая работа

 

 

 

18

Выражение характера человека в изображении.

Былинные герои Южного Урала

Самостоятельная работа

 

 

 

19-20

Выражение характера человека в изображении.

 

Практическая работа

 

 

 

21

Образ человека и его характер. Работа в объеме.

 

Самостоятельная работа

 

 

 

22-23

Выражение характера человека через украшение.

 

Творческая работа (проект)

 

 

 

24-25

Человек выражает свои чувства, мысли и отношения к миру.

 

Самостоятельная работа

 

 

 

26

Обобщение занятий. Урок-соревнование.

 

 

4

Как говорит искусство

8 часов

27

Цвет, как средство выражения.

 

 

 

 

 

28

Цвет, как средство выражения.

 

Самостоятельная работа

 

 

 

29

Линия, как средство выражения: ритм линий.

 

 

 

 

 

30

Линия, как средство выражения: характер линии.

 

Самостоятельная работа

 

 

 

31

Ритм пятен, как средство выражения

 

Практическая работа

 

 

 

32

Пропорции выражают характер.

 

Самостоятельная работа

 

 

 

33-34

Ритм, линия, пятно, цвет, пропорция – средства выразительности.

 

Стандартизированная контрольная работа

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x