РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «Очумелые ручки»

Автор: Телкина Вера Михайловна

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладываются основы здорового образа жизни. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания  и  индивидуальности ребенка.

Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой,   работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом ) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление   различных полезных предметов для  сада и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей   дошкольного возраста от 4-5лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Объединяются дети, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно предлагать детям  художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших дошкольников  объектов труда.

 Цель программы:

 1.развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности;

   2.развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

У  детей еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер.  Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

     3.Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

 Задачи работы с детьми 4-5 лет.

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения ИЗО искусства, понимать содержание, средства выразительности ( цвет, форма, композиция ), подводить к пониманию того, что передают настроение.

Поощрять самостоятельность, инициативу при выборе содержания изображаемого.

Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения, соотношения личного опыта с фактами, описанными в них.

Формировать образные представления о предметах и явлениях природного характера, видеть их общие, типичные признаки и свойства, понимать взаимосвязь и красоту природных явлений.

Развивать художественное восприятие произведений искусства. Подводить к пониманию единства содержания и средств выразительности в разных видах искусства.

Формировать навыки и умения собственности, творческой, изобразительной декоративной деятельности.

Формировать представления о некоторых видах русского народного декоративного искусства; что их образ и узор, элементы взяты человеком из природы, окружающего мира.

 

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Направления работы.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Основной формой работы являются занятия, деятельность которых будут проходить два раза в неделю в группе из 6 – 8 человек. Продолжительность взаимодействия взрослого и детей будет составлять от 15 до 20 минут. В процессе первых дней ребенок в доступной форме будет получать информацию теоретического характера, далее будут проходить практические мероприятия. Данная программа рассчитана на один год обучения детей среднего дошкольного возраста.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия будут проводиться в кабинете, который соответствует требованиям техники безопасности, пожарной безопасности и санитарным нормам. В кабинете обеспечена хорошая освещенность, нормальная температура и влажность воздуха, проводится периодическое проветривание. Имеется аптечка с медикаментами для оказания первой помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование

 

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

Сентябрь

 

Заготовка бросового и природного материалов.

Продолжать знакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок.

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон, косточки, веточки, сухоцветы, семена.

 

Октябрь

Звери и птицы по желанию детей

Композиция из листьев, цветов, косточек, семян

Портрет Осени

Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца.

Шишки, листья, палочки, клей, веточки, цветы, семена, ягоды.

Ноябрь

Платочек

Шапочки для гномиков

Преобрази кусочек ткани (по желанию)

Коллекция “Ткани” (пополнить)

Продолжать учить детей работать с тканью разного вида и качества; создавать поделки и одежду для кукол, преобразовывая ее с помощью скрепления степлером и клеем; умение радоваться полученному результату.

Ткань, бумага, краски, ножницы, нитки, иголка.

Декабрь

Снежинки

Цепочки

Елочки

Маски

Конверт

Аппликация “Птичья столовая”

Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию.

Бумага, клей, ножницы.

Январь

Снежки

Гусеница

Детский сад

Закрепить знания детей о поролоне и его свойствах; способствовать созданию уже знакомых поделок, усложняя их по своему желанию, проявляя фантазию, творчество; желание работать в коллективе и доводить начатое дело до конца.

Поролон, ножницы, шнурки, маркеры, клей, детали от конструктора.

Февраль

Домики

Роботы

Таблетки для игры в больницу

Открытка в подарок папе

Обогатить знания детей о разнообразии бросового материала и его использование при изготовлении поделок; напомнить правила безопасности в работе с мелкими деталями, клеем, ножницами; развивать фантазию; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Цветной картон и бумага, упаковочная бумага, клей, ножницы, коробочки, пуговицы, бусинки, проволока.

Март

Кулончики

Цветок

Открытка в подарок маме

Учить детей делать поделки из знакомого материала, дополняя и оформляя их нитками, ленточками; развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Ножницы, нитки, бусинки, клей, пуговицы, ленточки, ткань.

Апрель

Кораблики

Вертушки

Самолеты

Собачка

Закрепить умение детей работать с разнообразным материалом, применяя знакомые приемы и методы, проявлять творчество, фантазию, инициативу, дружеские взаимоотношения.

Бумага, клей, поролон, мех, ткань.

Май

 

Выставка работ

                                       

                                          Содержание программы

 Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Материально-техническое обеспечение

 

Материально-технические средства

Учебно-методические средства

Отдельный кабинет со столами и стульями для 10-12 человек

Учебные пособия

Компьютерная техника:  компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, акустическая система.

- презентации

- аудиозаписи

Доска

Раздаточный природный  материал, иллюстрации, плакаты, фотографии,  и т.д.

Оформленное игровое пространство

Плакаты, фотографии,  и т.д. и т.д.

 

 

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап -знакомство со свойствами материалов.

2 этап- обучение приемам изготовления.

3 этап- изготовление поделок.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.

Работа с родителями предполагает: папки -  раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Ожидаемый результат.

Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

Научатся видеть необычное в обычных предметах

Разовьют мелкую моторику рук.

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада,   района.  

 

Уровни освоения программы. Уровни усвоения программы оцениваются по 10 бальной системе. Низкий (от 1 до 3 баллов). Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, замечает характерные признаки предметов, может образно высказывать свои суждения по поводу воспринятого. Владеет техническими навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Средний (от 4 до 6 баллов) Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Может самостоятельно и целенаправленно соотносить воспринятое со своим опытом. Общается по поводу воспринятого со сверстниками и взрослыми. Использует в собственной деятельности навыки и умения для создания образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Высокий (от 7 до 10 баллов). Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общения с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит характерные и индивидуальные признаки предметов. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности.

Планирует свою работу, как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве.

По  окончании  программы  обучения  воспитанники  должны  знать:

правила  пользования  инструментами  и  приспособлениями  для  аппликации; приёмы  вырезания  деталей; 

правила  работы  с  ножницами  и  клеем;

основные  характеристики  материалов  и  их  применение;

 Должны  уметь:

соблюдать  технику  безопасности;

выполнять  основные  приёмы  при  аппликации  из  ткани  и  бумаги;

составлять  рисунок  по  эскизу;

доводить  работу  до  конца;

 

 Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”.  Тематика, содержание, сложность и трудоемкость  заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших дошкольников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

 К концу обучения дети должны знать:

название и назначение материалов – бумага,   пластилин;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея;   

правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу обучения дети  должны уметь:

анализировать под руководством педагога  изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

А.Бахметьев, Т.Кизяков «Очумелые ручки».- М.: «Просвещение»,2005.- 178с.

Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги». – М.: «Изд –во «Акцидент», 2001. – 85с.

Т.М. Геронимус «Работаем с удовольствием»

С.И.Гудилина «Чудеса своими руками».- Спб.: «Просвещение»,2009. – 155с.

М.А.Гусакова «Аппликация  в дет.саду». – М.: «Мозаика – Синтез», 2002. – 128с.

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”

Н.Докучаева “Сказки из даров природы”  

Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

Н.М.Конышева “Секреты мастеров”  

М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

“Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)

В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”

Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x