Статья Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Автор: Левченко Олеся Васильевна

Автор: Левченко Олеся Васильевна
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Образовательная система "Начальная школа XXI века".


Автор: Левченко Олеся Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1»

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

 

Рассмотрена

на заседании ШМО учителей начальных классов

Руководитель _____Бердникова И.Г.

Протокол № 1 от 31.08.2018 г.

 

Согласована

Заместитель директора по УВР

______________С.А.Дементьева

 

Утверждена

Директор___________Е.В. Верёвкина

Приказ № 126 – ОД от 31.08.2018 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

1 КЛАСС

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

Срок реализации: 1 год

УМК: Образовательная система «Начальная школа XXI века»

Учитель: Левченко Олеся Васильевна

 

содержание

стр.

 

1. Пояснительная записка………………………………………………………..………...……………………………….3

2. Перечень нормативных документов, используемых при составлении программы………..…………………………...7

3.Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………………………..……………………………9

4.Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по окружающему миру в 1 классе………….….12

5. Содержание программы …………………………………………………………………………………………………13

6. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………….17

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса…………………………..….......34

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)», требованиями основной образовательной программыОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы «Начальная школа XXI века» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

Изучение предмета «Окружающий мир» важно не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании обучающимися самого себя, своего Я.

На основе усвоенных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся окружающем мире, освоение доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1.Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция даёт возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчленённость восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель).Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек – природа – общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», человек и другие люди», человек и его самость», «Человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей – природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний,

необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учётом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введён специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету«Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьника о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т.п. Всё это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определённым требованиям.

Центральной идеей, на которой строится

интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и в обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития общества людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняется новыми понятиями и терминами.

При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:

- знания, накопленные ребёнком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

- зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т.е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов практических работ.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.

 

Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Мы – школьники», «Твоё здоровье».

Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи».

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Тема: «Родная природа».

Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества.

Темы: «Родной край», «Наша страна Россия».

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса – определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причём эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира, деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

о

рганизацию целенаправленной деятельности

восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности обучающихся.

 


2.ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ,ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«

Об образовании в Российской Федерации

»

.

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373

«

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

»

(Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства и науки РФ от 06.10.2009г. № 373».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643

«

О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373

«

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

»

(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2015 N 35916)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №1089»

Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 N 1047 (ред.

О

т 14.08.2015)

«

Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

»

(Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2013 N 30213)

Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N253

 

«

Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

»

Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 29.04.2014г № 08-546 «О федеральном перечне учебников».

Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 N 729 (ред.

О

т 16.01.2012)

«

Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях

»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 N 15987)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва

«

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

»

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10

«

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

»

(утв.

П

остановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189).

Письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 09.03.2016 №04-05/273

«Методические рекомендации по проектированию рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности на уровне начального общего образования»

Приложение к письму Министерства образования Республики Башкортостан от 09.03.2016 г. № 04-05/273

«Методические рекомендации по проектированию рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности на уровне начального общего образования»

Письмо Министерства образования Республики Башкортостан от 08.08.2016 №04-05/884

«Методические рекомендации по проектированию и организации режима выполнения домашнего задания на уровне начального общего образования»

Приложение к письму Министерства образования Республики Башкортостан от «08» июля 2016 г. №04-05/884 от 08.08.2016

«Методические рекомендации по проектированию и организации режима выполнения домашнего задания на уровне начального общего образования»

Основная образовательная программа н

ачального общего образования.

Программа начального общего образования по

окружающему миру

за 1 класс

Н.Ф.Виноградовой«Образовательная система. Начальная школа ХХ

I

века»

М.

:

Издательский центр

Вентана – Граф, 2015

.

 

 

 

3.требования к уровню подготовки обучающихся

 

Изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребёнка как школьника:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Другая группа личностных результатов передаёт социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.

Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

под

интеллектуальными действиями

понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

под

регулятивными действиями

понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

под

коммуникативными действиями

понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;

ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

– определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

участвовать в труде по уходу за растениями уголка природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

В 1 классе применяется безоценочная система обучения. Отметки за знания и умения обучающихся не ставятся, а даётся словесная оценка (похвала): «хорошо», «отлично».

Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы улучшить работу.

Знания, умения и навыки обучающихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса.

В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт усвоения основных вопросов  курса окружающий мир каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению.

Успехи первоклассников определяются отношением ученика к учебе, его старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением, (динамикой) в овладении формируемыми знаниями, умениями, навыками и, наконец, уровнем усвоения учебного материала. Такая оценка деятельности ребёнка в I классе дается в словесной форме и должна носить преимущественно характер поощрения, похвалы. Это не исключает возможности отметить те или  иные негативные стороны в работе ученика. Однако во всех случаях оценка должна даваться доброжелательным тоном и нести положительные стимулы к дальнейшей работе ученика. Важно чтобы все замечания и указания учителя были аргументированы на языке, доступном пониманию ребёнка.

Выбирая формы оценки, учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС

 

Обучение окружающему миру предусматривает использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (в парке, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идёт с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуации удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов в 1 классе – 66.

Введение. Этот удивительный мир.

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы– школьники.

Ты – первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Железнодорожный переезд», «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд.

Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Ты и здоровье.

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода – факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Мы и вещи.

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа.

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Родная страна.

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь).

Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.).

Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Экскурсии.

Сезонные экскурсии «Времена года»; хозяйство по выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы.

Уход за комнатными растениями. Выполнение творческих работ.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение окружающего мира в первом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа и материал учебно-методического комплекта рассчитаны на 64 часов, 2 часа в неделю, что. Из них на проведение:

– стартовой диагностической работы – 1 ч;

– диагностических работ – 2 ч;

– итоговой комплексной работы – 1 ч;

– экскурсий – 10 ч.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета «Окружающий мир»

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

Человечество как многообразие народов, культур, религий.

Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

 

Учебно-тематический план

( 32 учебные недели, 2 часа в неделю)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение. Этот удивительный мир

2

Мы — школьники

3

Родная природа

24ч

4

Семья

5

Труд людей

6

Наша страна — Россия.

Родной край

14ч

7

Твоё здоровье

8

Я и другие люди

 

ИТОГО

64ч

 

 

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

УМК:

1. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций в 2-х частях. Часть 1. – Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.(1)

2. Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций в 2-х частях. Часть 2. – Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.(2)

 

п/п

Наименование темы

Кол- во часов

Использование

элементов УМК

Планируемые виды деятельности обучающихся

Сроки проведения

Корректи-ровка

I четверть

1.

Нас окружает удивительный мир.

1

стр.4-5 (1)

 

Сформулировать понятие «окружающий мир». Классифицировать и объединять разные предметы и объекты окружающего мира. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Сентябрь

1 неделя

 

2.

Давай познакомимся.

1

стр.6-7 (1)

 

Ориентироваться в пространстве.Познакомиться с одноклассниками. Рассказать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется).Учиться составлять описательный рассказ по картинкам. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2 неделя

 

3.

Мы – школьники. Экскурсия по школе.

1

стр.8-12 (1)

 

Знать для чего дети ходят в школу. Знать назначение всех предметов в классе. Ориентироваться в пространстве.

Учиться находить свой класс во время экскурсии по школе; познакомиться со школой, её помещениями, их назначением. Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

2 неделя

 

 

4.

Правила поведения в школе.Стартовая диагностическая работа.

 

1

стр.13-14 (1)

 

Оценивать своё поведение в школе. Сформулировать и обсудить правила поведения в школе, во всех её помещениях, во время урока, на перемене. Знать и соблюдать эти правила.

3 неделя

 

5.

Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в парк.

1

стр.15-17 (1)

 

Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года сезонные изменения в природе. Анализировать и устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Определять причины природного явления. Сравнивать внешний вид разных деревьев. Наблюдать за птицами.Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

6.

Что нам осень подарила.

1

стр.18-20 (1)

 

Описывать растения пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Обсудить особенности внешнего вида различных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу. Обобщать свои знания. Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

7.

Грибная пора. ИКТ:чтение информации в таблице.

1

стр.21-22 (1)

 

Познакомиться с богатствами осеннего леса. Сравнивать и описывать грибов и плодов различных кустарников и деревьев леса. Работать с таблицей (календарь сбора грибов). Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

8.

Семья.

1

стр.23(1)

 

Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье

Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Составлять рассказ: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья».

Составлять рассказ описание: «Моя мама», «Моя бабушка». Чтение и обсуждение стихотворений И. Мамина «Простое слово» и «Бабушка». Выполнение заданий в рабочей тетради.

5 неделя

 

9.

О маме.

1

стр.24-25 (1)

 

 

5 неделя

 

10.

Любимые занятия.

1

стр.26-28 (1)

 

Рассказать о любимых занятиях членов своей семьи в свободное время. Обмениваться мнениями с одноклассниками. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Октябрь

1 неделя

 

11.

Воскресный день.

1

стр.29-30 (1)

 

 

1 неделя

 

12.

Как из зерна получилась булка.

1

стр.31-32 (1)

 

Обсуждение пословицы: «Худ обед, когда хлеба нет». Описывать и сравнивать различные хлебные изделия. Познакомиться с профессиями людей, участвующих в производстве хлеба.Построить последовательность трудового процесса. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2 неделя

 

13.

Человек и домашние животные. Забота о домашних животных.

1

стр.33-34 (1)

 

Классифицировать виды домашних животных, проанализировать, почему их так называют, какую пользу приносят они людям. Познакомиться с профессиями людей, ухаживающих за животными. Обсудить и сформулировать правила ухода за домашними животными.Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

14.

Октябрь уж наступил. Экскурсия в парк.

1

стр.35-39 (1)

 

Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Классифицировать виды птиц: перелётные и зимующие. Анализировать и установить причину отлёта перелётных птиц на зиму и зимовки оседлых птиц. Помогать птицам пережить зиму. Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

15.

Явления природы. ИКТ: чтение информации в таблице.

1

стр.40-43 (1)

 

 

4 неделя

 

16.

Где ты живёшь?

1

стр.44-45 (1)

 

Рассказать о своём родномгороде.Сравнивать и различать город и село. Описывать здания разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Труд людей родного города. Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

17.

Правила поведения на дорогах. Практическая работа.

1

стр.46-49 (1)

 

Моделировать и обсуждать свой путь из дома в школу. Познакомиться с правилами поведения на дорогах.Выполнение заданий в рабочей тетради.

Ноябрь

1 неделя

 

 

 

 

II четверть

18.

Ты и вещи.

1

стр.50-53 (1)

 

Познакомиться с профессиями людей, работающих на производстве. Классифицировать предметы по заданному признаку. Сформулировать и обсудить правила отношения к вещам и окружающим предметам. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать свои знания, делать выводы. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Ноябрь

 

2 неделя

 

19.

Кто работает ночью.

1

стр.54-55 (1)

 

Познакомиться с профессиями людей, работающих ночью. Обсудить значение их труда для общества. Устанавливать причинно-следственные связи. Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

2 неделя

 

20.

Что такое здоровье. Охрана здоровья.

1

стр.56-58 (1)

 

Уметь слушать учителя. Познакомиться с органами чувств человека, их назначением. Сформулировать и соблюдать правила охраны зрения, вкуса, слуха. Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

21.

Правила гигиены.

 

1

стр.59-60 (1)

 

Сформулировать и соблюдать правила гигиены. Уточнить понятия: аккуратный – неаккуратный, чистоплотный – нечистоплотный (чистюля – грязнуля). Читать и анализировать стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», В.Маяковского « Что такое хорошо и сто такое плохо».

3 неделя

 

22.

О режиме дня. Практическая работа.

1

стр.61-62(1)

Уточнить понятие «режим дня», обсудить и проанализировать необходимость его соблюдения. Уточнить понятия: организованный – неорганизованный. Устанавливать временные связи. Обобщать полученные знания, применять их. Ориентироваться во времени. Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

23.

Закаливание.

1

стр.63-65 (1)

 

Уточнить понятие «закаливание». Обсудить и уточнить необходимость закаливания. Познакомиться с правилами и способами закаливания.

4 неделя

 

24.

Ноябрь – зиме родной брат. Экскурсия в парк

1

стр.66-67 (1)

 

Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Описывать растения пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Проводить опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеризовать животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Уметь различать: домашних, диких животных. Моделировать ситуации безопасного обращения с растениями и животными, правила ухода за ними. Ухаживать за растениями в классном уголке природы. Знать, какие птицы остаются зимовать в городе, почему; наблюдать за птицами, помогать им. Выполнение заданий в рабочей тетради.

5 неделя

 

25.

Звери – млекопитающие. ИКТ:представление информации в таблице

1

стр.68-71 (1)

 

 

Декабрь

1 неделя

 

26.

Что мы знаем о птицах. Помощь птицам зимой.

1

стр.72-76 (1)

 

 

2 неделя

 

27.

Родной край. Экскурсия по городу.

1

стр.77-79 (1)

 

Узнать и проанализировать характерные особенности разных населенных пунктов: город, село. Познакомиться с достопримечательностями родного города. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2 неделя

 

28.

Дом, в котором ты живёшь.

1

стр.80-83 (1)

 

Рассказать о своем доме. Поделиться с одноклассниками традициями своей семьи. Сравнить рассказы одноклассников. Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

29.

Зачем люди трудятся. Экскурсия в библиотеку.

1

стр.84-86 (1)

 

Познакомиться с разными профессиями. Проанализировать значение труда людей и его пользу для человека и общества. Обобщить полученные знания.Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

30.

Изменения в неживой и живой природе в разные времена года.

1

стр.87 (1)

 

Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Учиться аргументировать и доказывать. Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

31.

Диагностическая работа. С наступающим Новым годом.

1

стр.93 (1)

 

Анализировать, обобщать свои знания, делать выводы.

Познакомиться с происхождением праздника, с традициями его празднования. Обсудить сценарий классного праздника на Новый год.

4 неделя

 

32.

Какой бывает вода?Берегите воду!

 

Стр.88-89 (1)

 

Познакомиться с понятиями: тело – вещество. Наблюдать за состояниями воды. Устанавливать причинно-следственные связи между температурой и агрегатным состоянием воды. Обобщать свои знания, делать выводы.Выполнение заданий в рабочей тетради.

5 неделя

 

33.

О дружбе.

1

стр.90-91 (1)

 

Уточнить понятие: « друг». Сформулировать правила дружбы. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества. Составить рассказ о своём друге. Анализировать разные житейские ситуации. Составить «Письмо заболевшему другу».Выполнение заданий в рабочей тетради.

5 неделя

 

III четверть

34.

Идём в гости. Практическая работа.

1

стр.92 (1)

 

Сформулировать правила поведения в гостях, как правильно дарить и принимать подарки. Составить рассказ на тему: «Идём в гости». Обсудить и проанализировать воображаемую ситуацию «Подарок». Сделать вывод.Выполнение заданий в рабочей тетради.

Январь

3 неделя

 

35.

Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия в парк.

 

1

стр.4-6 (2)

 

Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в неживой и живой природе. Наблюдать за растениями зимой. Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

36.

Хвойные деревья. Берегите лес!

1

стр.7-8 (2)

 

Познакомиться с понятием: «хвойные деревья». Классифицировать различные деревья. Установить причинно-следственные связи. Составить рассказ-описание: «Хвойные деревья». Обобщить знания, Сделать вывод. Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

37.

Жизнь птиц. ИКТ: восприятие информации с видеоматериала.

1

стр.9-12 (2)

 

Наблюдать за жизнью птиц зимой. Классифицировать птиц: перелётные – оседлые, летающие – не летающие. Познакомиться с птичьими голосами, строением клюва. Устанавливать причинно-следственные связи между строением птиц и образом их жизни. Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

4неделя

 

38.

Наша страна –Россия.

1

стр.13-17 (2)

 

Воспринимать информацию, полученную при помощи учителя, с использованием ИКТ. Анализировать полученные знания, обсуждать с одноклассниками, обобщать. Рассматривать и описывать символы России: флаг, герб. Слушать гимн России. Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

5 неделя

 

39.

Богата природа России. Красная книга России.

1

стр.18-24 (2)

 

Познакомиться с картой России. Найти на карте столицу России, свою республику, свой город. Воспринимать информацию, предоставленную в видеоматериалах, обсуждать увиденное и услышанное с одноклассниками. Сопоставлять природу России с богатствами страны. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Февраль

 

1 неделя

 

40.

Природные богатства Башкортостана.ИКТ: презентации, видеоматериалы.

1

 

Познакомиться с картой Республики Башкортостан. Найти на карте столицу республики (Уфу). Воспринимать информацию, предоставленную в видеоматериалах, обсуждать увиденное и услышанное с одноклассниками. Сопоставлять природу РБ и её богатства.

 

2 неделя

 

41.

Февраль – месяц метелей и вьюг.

1

стр.30-31 (2)

 

Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в неживой и живой природе. Составлять рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Анализировать, делать выводы. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2 неделя

 

42.

Мы – россияне.

 

1

стр.25-28 (2)

 

Слушать рассказ учителя: «Мы – россияне». Анализировать. Уточнить понятие «россиянин». Познакомиться с народами, населяющими Россию, их традициями и культурой. Обобщать. Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

43.

Народная сказка. Практическая работа.

 

1

стр. 29 (2)

 

Познакомиться с русской народной сказкой «Репка». Анализировать. Участвовать в инсценировке сказки. Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

44.

23 февраля – День защитника Отечества.

Практическая работа.

1

стр.52 (2)

 

Познакомиться с историей праздника День защитника Отечества. Подготовить поздравления и подарки. Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

45.

Башкортостан – мой край родной.ИКТ: презентации.

1

 

Познакомиться с народами, проживающими в Республики Башкортостан. Сравнивать традиции и культуру русских, башкир и татар. Рассказывать одноклассникам о традициях своего народа. Анализировать. Обобщать полученные знания.

 

5 неделя

 

46.

8 Марта – праздник всех женщин. Практическая работа.

1

стр.53-54 (2)

 

Познакомиться с праздником 8 Марта. Подготовить поздравления и подарки. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Март

1 неделя

 

47.

Звери – млекопитающие.

1

стр.32-35 (2)

 

Воспринимать информацию, предоставленную в фото- видеоматериалах. «Читать» информацию в схемах. Анализировать. Подготовить совместный вывод. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2 неделя

 

 

48.

Мы – граждане России. Чистота на улицах города.

1

стр.43-48 (2)

Воспринимать информацию, предоставленную в рассказе учителя, фото-видеоматериалах. Познакомиться с правами и обязанностями гражданина России. Анализировать полученную информацию. Обсуждать и обобщать. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2 неделя

 

49.

Правила поведения. Практическая работа.

1

стр.49-51 (2)

 

Познакомиться с правилами культурного поведения. Анализировать. Решать проблемные ситуации, связанные с общением, обсуждать. Обогащать словарный запас. Самостоятельно контролировать соблюдение правил ролевой игры и общения. Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

50.

Повторение и обобщение материала. Диагностическая работа.

1

 

Анализировать, обобщать свои знания, делать выводы.

3 неделя

 

51.

Наш уголок природы. Экскурсия в зоопарк «Лапушки»

1

стр.36-42 (2)

 

Познакомиться с обитателями зоопарка. Наблюдать за растениями. Составлять рассказ-описание. Ухаживать за растениями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

52.

Март – капельник. Всемирный день воды.

1

стр.55-60 (2)

 

Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Анализировать. Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

Ivчетверть

53.

Если хочешь быть здоров. Практическая работа.

1

стр.61-62 (2)

 

Уточнить понятие: «закаливание». Сформулировать и соблюдать правила гигиены. Обсудить правила и способы закаливания. Учиться управлять своим настроением. Учиться строить объяснения, анализировать, обобщать. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Апрель

 

1 неделя

 

54.

Здоровая пища. Практическая работа.

 

1

стр.63-64 (2)

 

Сформулировать понятие «правильное питание». Обсудить полезность различных продуктов питания. Составить совместно с одноклассниками и обсудить примерный режим питания. Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

1 неделя

 

55.

Какое бывает настроение.

1

стр.65 (2)

 

Обсудить с одноклассниками, что такое настроение, каким оно бывает. Что влияет на настроение человека. Выполнение заданий в рабочей тетради.

2 неделя

 

56

День космонавтики

ИКТ: видеоматериалы, презентации.

 

1

стр.78-79 (2)

 

Воспринимать информацию, предоставленную в рассказе учителя, фото-видеоматериалах. Участвовать в беседе, обсуждать вместе с одноклассниками.

2 неделя

 

57.

Апрель – водолей. День экологических знаний.

1

стр.66-71 (2)

 

Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 

58.

Весенние работы. Экскурсия в парк.

1

стр.72-74 (2)

 

Воспринимать информацию, предоставленную в рассказе учителя, фото-видеоматериалах. Наблюдать труд людей весной в городе и в деревне. Участвовать в беседе, обсуждать вместе с одноклассниками. Ухаживать за растениями в классе.

3 неделя

 

59.

Кто работает на транспорте.

1

стр.75-77 (2)

 

Наблюдать труд людей, работающих на транспорте. Ознакомиться с видами транспорта. Создать плакат «Транспорт». Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

60.

Май весну завершает, лето начинает.

1

стр.80-82 (2)

 

Наблюдать и характеризовать основные признаки времени года. Устанавливать зависимость между изменениями в неживой и живой природе. Описывать растения пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Проводить опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеризовать животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Уметь различать: домашних, диких животных. Моделировать ситуации безопасного обращения с растениями и животными, правила ухода за ними. Ухаживать за растениями в классном уголке природы. Выполнение заданий в рабочей тетради.

4 неделя

 

61.

Жизнь земноводных весной.

1

стр.83-84 (2)

 

Наблюдать жизнь земноводных весной. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать и обобщать информацию. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Май

1 неделя

 

62.

Животное – живое существо. Красная книга РБ.

1

стр.85-87 (2)

 

Составлять рассказ на основе оживления имеющихся представлений. Учиться читать информацию, представленную на рисунке. Выполнение заданий в рабочей тетради.

1 неделя

 

63.

Скоро лето. Всемирный день окружающей среды.

1

стр.87-90 (2)

 

Установить причинно-следственные связи в природе. Познакомиться с Красной книгой России и Красной книгой РБ. Строить рассказ-описание на основе иллюстративного материала учебника.

2 неделя

 

64.

Повторение и обобщение материала.

1

стр.91-93 (2)

 

Вспомнить правила поведения на дороге, в транспорте, дорожные знаки. Обсудить совместно с одноклассниками ситуации, связанные с нарушением ПДД, обобщать, делать выводы. Осуществлять самоконтроль правил в ролевой игре. Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 неделя

 


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

 

1. Дополнительная литература

Программа начального общего образования по

окружающему миру за 1 класс

Н.Ф.Виноградовой «

Образовательная система. Начальная школа ХХ

I

века»

М.: Издатель

ский центр Вентана – Граф, 2013

Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

Виноградова Н.Ф.

Окружающий мир. 1-2 классы. Методика обучения.

/ Н.Ф.Виноградова. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана Граф, 2013.

 

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа:http://nachalka.info/about/193

 

3. Наглядные пособия.

1. Таблицы.Растения и животный мир.

2.Диск «Окружающий мир» УМК Начальная школа XXIвека

2. Географические карты. Физическая карта.

3. Глобус.

4. Иллюстрации с изображением растений, животных.

 

4. Технические средства обучения.

Интерактивная доска

Компьютер

Документ-камера

Система «Вотум»

 

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x