Автор: Зюнева Марина Васьльевна
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. Пр. №373 (в редакции приказов Минобрнауки от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357);
- Примерная образовательная программа начального общего образования по русскому языку;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новосельская СОШ».
Автор: Зюнева Марина Васьльевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новосельская средняя общеобразовательная школа»
Стародубского муниципального района Брянской области
(МБОУ «Новосельская СОШ»)
243244 Брянская область, Стародубский район, с.Новое Село, ул. Озерная, д.20 телефон: 8(48348)91717
РАССМОТРЕНО и рекомендовано к применению методическим советом МБОУ «Новосельская СОШ»
Протокол №1 от 28.08.2018г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Новосельская СОШ» по УВР _______________________ Солодун Н.В. 29.08.2018г. |
УТВЕРЖДЕНО к применению Директор МБОУ «НовосельскаяСОШ» ___________М.Е.Спасова
Приказ № от 31.08.18 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2018-2019
КЛАСС: 2
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год
УРОВЕНЬ: общеобразовательный
УЧИТЕЛЬ: Зюнева М.В.
с. Новое Село - 2018
Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. Пр. №373 (в редакции приказов Минобрнауки от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357);
- Примерная образовательная программа начального общего образования по русскому языку;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новосельская СОШ».
- Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения учащихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у
учащхся
первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике
(состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. Продолжая традиции российского образования, авторы уделяют большое внимание духовному и нравственному развитию младших школьников. В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь — текст — предложение — слово».
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.
Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, -предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.
На основе ознакомления с принципами письма и системой правил правописания происходит формирование грамотного письма, орфографическая и пунктуационная подготовка школьников. В начальных классах школы должна действовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если все обучение орфографии и пунктуации будет носить предупредительный характер. Все возможные ошибки школьников должны быть предупреждены до процесса письма за счет послогового и поморфемного проговаривания, опоры на правило; в процессе письма — за счет комментирования, послогового проговаривания, использования определенного правила; по итогам написанной работы школьник должен уметь объяснить допущенную им ошибку.
Предупредительный характер орфографии и пунктуации требует от учителя знания того факта, что основой методики обучения русскому правописанию является знание его свойств, распознавание частей речи и значимых частей слова, владение учащимися орфографическими умениями обнаруживать орфограмму, определять ее тип, соотносить орфограмму с определенным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль. Названные основы знаний о языке достаточны, они имеют значение для общего развития детей, для практики речи, для орфографической и пунктуационной грамотности.
3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым -единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.
Программа и учебники построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.
Место курса в учебном плане МБОУ «
Новосельская
СОШ»
В соответствии с учебным планом ОУ предмет «Русский язык» включен в образовательную область «Филология» и изучается с 1 по 3 класс по 5 часов в неделю, 4 класс - 5/4 (на изучение учебного предмета в одну неделю отводится 5 часов, в другую – 4 часа). Общий объем учебного времени, отводимого на изучение курса на ступени начального образования, составляет 658 часов. Согласно учебного плана во 2 классе на изучение курса отводится 170 часов (5 часов в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
1. ·Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·
2. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим
— умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·Р
азвитие умения учиться как первого шага к самообразова
нию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·Р
азвитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её
самоактуализации
:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные,
метапредметные
и предметные результаты освоения учебного курса предмета
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета
Проекты:
Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку
Проект «Пишем письмо».
Проект «Рифма».
Наша речь (4 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(22 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (63 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (17 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№п/п |
Тематическое планирование |
Виды учебной деятельности |
К ч |
Дата |
||
|
|
|
|
по плану |
по факту |
|
НАША РЕЧЬ (4 ЧАСА) |
||||||
1 |
Знакомство с учебником «Русский язык» Какая бывает речь? |
Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализируют речь людей (при анализе текстов). Наблюдают за особенностями собственной речи и оценивают её. Различают устную, письменную речь и речь про себя. Работают с памяткой «Как научиться правильно списывают предложение». |
1 |
03.09 |
|
|
2 |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
|
1 |
04.09 |
|
|
3 |
Как отличить диалог от монолога?
|
Отличают диалогическую речь от монологической. Используют в речи диалог и монолог. Участвуют в учебном диалоге. Соблюдают в речи правила речевого этикета, оценивают свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работают со страничкой для любознательных. Наблюдают над этимологией слов диалог и монолог. Составляют по рисункам диалог и монолог. Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте) |
1 |
05.09 |
|
|
4 |
Проверочная работа «Наша речь» |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывают свое мнение |
1 |
06.09 |
|
|
ТЕКСТ (5 ЧАСОВ) |
||||||
5 |
Что такое текст?
|
Отличают текст от других записей по его признакам. Осмысленно читают текст. Определяют тему и главную мысль текста. Соотносят текст и заголовок. Подбирают заголовок к заданному тексту.
|
1 |
07.09 |
|
|
6 |
Что такое тема и главная мысль текста?
|
|
1 |
10.09 |
|
|
7 |
Части текста.
|
Составляют текст по заданной теме. Выделяют части текста и обосновывают правильность их выделения. Выбирают ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передают устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создают устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составляют рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению *Слова с непроверяемым написанием: сентябрь. |
1 |
11.09 |
|
|
8 |
Вводная диагностическая работа по темам, изученным в 1 классе |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывают свое мнение |
1 |
12.09 |
|
|
9 |
Анализ вводной работы, работа над ошибками. Что такое предложение? |
|
1 |
13.09 |
|
|
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 ч) |
||||||
10 |
Что такое предложение?
|
Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяют границы предложения в деформированном тексте, выбирают знак для обозначения конца предложения. Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения. учебника. Соблюдают в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составляют предложения из слов. Составляют (устно и письменно) ответы на вопросы. Употребляют заглавную букву в.начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Пишут слова в предложении раздельно. |
1 |
14.09 |
|
|
11 |
Как из слов составить предложение? |
|
1 |
17.09 |
|
|
12 |
Контрольное списывание |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывют свое мнение |
1 |
18.09 |
|
|
13 |
Что такое главные члены предложения? |
Находят главные члены (основу) предложения. Обозначают графически грамматическую основу. Различают и выделяют главные и второстепенные члены предложения. Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализируют схему и составляют по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждают алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различают распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составляют нераспространённые и распространённые предложения. Распространяют нераспространённые предложения. Устанавливают при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составляют предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). |
1 |
19.09 |
|
|
14 |
Что такое второстепенные члены предложения?
|
|
1 |
20.09 |
|
|
15 |
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.
|
|
1 |
21.09 |
|
|
16 |
Распространённые и нераспространённые предложения.
|
|
1 |
24.09 |
|
|
17 |
Как установить связь слов в предложении?
|
|
1 |
25.09 |
|
|
18 |
Р.р Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень».
|
Рассматривают репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составляют рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. |
1 |
26.09 |
|
|
19 |
Анализ сочинений. Предложение. |
|
1 |
27.09 |
|
|
20 |
Контрольный диктант « Предложение» |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывают свое мнение |
1 |
28.09 |
|
|
21 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Предложение. |
|
1 |
01.10 |
|
|
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (22 ЧАСА) |
||||||
22 |
Что такое лексическое значение слова? |
Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова. Находят в тексте незнакомые слова. Классифицируют слова по тематическим группам. Распознают многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работают со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работают с толковым и орфографическим словарями. Создают в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивают эстетическую сторону речевого высказывания. Распознают среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирают к слову синонимы, антонимы. Работают со страничкой для любознательных. |
1 |
02.10 |
|
|
23 |
Что такое лексическое значение слова? |
|
1 |
03.10 |
|
|
24 |
Что такое однозначные и многозначные слова? |
|
1 |
04.10 |
|
|
25 |
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? |
|
1 |
05.10 |
|
|
26 |
Что такое синонимы?
|
Знакомятся с этимологией слов синоним и антоним. Работают со словарями синонимов и антонимов учебника. Находят нужную информацию о слове в этих словарях. Определяют смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализируют речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирают заголовок к тексту. Излагают письменно содержание текста по данным вопросам. Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. *Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свидания |
1 |
08.10 |
|
|
27 |
Что такое антонимы? |
|
1 |
09.10 |
|
|
28 |
Что такое антонимы? |
|
1 |
10.10 |
|
|
29 |
Контрольный диктант «Лексическое значение слова» |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывают свое мнение |
1 |
11.10 |
|
|
30 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Что такое родственные слова? |
Находят однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделяют корень в однокоренных словах, различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группируют однокоренные слова о разными корнями. Доказывают правильность выделения корня в однокоренных словах. Работают с памяткой «Как найти корень слова». Подбирают однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работают со словарём однокоренных слов учебника. Производят анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. *Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный). |
1 |
12.10 |
|
|
31 |
Что такое родственные слова?
|
|
1 |
15.10 |
|
|
32 |
Что такое родственные слова?
|
|
1 |
16.10 |
|
|
33 |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
|
1 |
17.10 |
|
|
34 |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
|
1 |
18.10 |
|
|
35 |
Какие бывают слоги? |
Делят слова на слоги. Определяют количество в слове слогов. Классифицируют слова по количеству в них слогов.
|
1 |
19.10 |
|
|
36 |
Как определить ударный слог? |
Определяют ударение в слове. Наблюдают за ролью словесного ударения. Различают ударные и безударные слоги. Наблюдают над разномастностью и подвижностью русского ударения. Составляют простейшие слогоударные модели слов. Находят слова по заданной модели. Сравнивают модели слогоударной структуры слова и подбирают к ним слова. Работают с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. *Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста. |
1 |
22.10 |
|
|
37 |
Как определить ударный слог? |
|
1 |
23.10 |
|
|
38 |
Как переносить слова с одной строчки на другую? |
Сравнивают слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносят слова по слогам. Определяют способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик *Слова с непроверяемым написанием: жёлтый, посуда. Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
1 |
24.10 |
|
|
39 |
Как переносить слова с одной строчки на другую? |
|
1 |
25.10 |
|
|
40 |
Р.р. Обучающее сочинение по серии картинок
|
Составляют рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам |
1 |
26.10 |
|
|
41 |
Проверочная работа «Слова, слова, слова…» |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывают свое мнение |
1 |
29.10 |
|
|
42 |
Контрольный диктант «Слова, слова, слова…» |
|
1 |
30.10 |
|
|
43 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Перенос слов. |
|
1 |
31.10 |
|
|
ЗВУКИ И БУКВЫ (63 ЧАСА) |
||||||
44 |
Как различить звуки и буквы?
|
Различают звуки и буквы. Осознают смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознают условные обозначения звуков речи. Сопоставляют звуковое и буквенное обозначения слова Наблюдают модели слов (звуковые и буквенные), анализируют их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Классифицируют буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. |
1 |
01.11 |
|
|
45 |
Как мы используем алфавит?
|
Определяют положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называют соседние буквы по отношению к заданной. Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывают помощь тем, кто в этом нуждается. Работают с памяткой «Алфавит». Располагают заданные слова в алфавитном порядке. Используют знание алфавита при работе со словарями. Сопоставляют случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Используют правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Работают со страничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.) *Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь. |
1 |
09.11 |
|
|
46 |
Как мы используем алфавит?
|
|
1 |
12.11 |
|
|
47 |
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
|
|
1 |
13.11 |
|
|
48 |
Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
|
Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различают гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работают с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определяют «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объясняют причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносят звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определяют качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Работают со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдают, из каких языков пришли в нашу речь слова. |
1 |
14.11 |
|
|
49 |
Как определить гласные звуки?
|
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывают свое мнение |
1 |
15.11 |
|
|
50 |
Р/Р Обучающее сочинение по картине З.Е.Серебряковой «За обедом»
|
|
1 |
16.11 |
|
|
51 |
Контрольный диктант «Гласные звуки»
|
Работают с текстом. Определяют тему и главную мысль текста. Составляют и записывают ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различают проверочное и проверяемое слова. Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдают над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Используют правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планируют учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяют пути её решения, решают её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминают написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Работают с орфографическим словарём учебника: Находят слова с изучаемой орфограммой и проверяют написание слова по орфографическому словарю. Подбирают примеры слов с изучаемой орфограммой. Работают со страничками для любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника. *Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток. |
1 |
19.11 |
|
|
52 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Р/Р Изложение текста по вопросам. |
|
1 |
20.11 |
|
|
53 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
|
|
1 |
21.11 |
|
|
54 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
|
|
1 |
22.11 |
|
|
55 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
|
|
1 |
23.11 |
|
|
56 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне |
|
1 |
26.11 |
|
|
57 |
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов надо запоминать? |
|
1 |
27.11 |
|
|
58 |
Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов надо запоминать? |
|
1 |
28.11 |
|
|
59 |
Р/Р Обучающее сочинение по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»
|
Объясняют, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составляют текст из предложений. Составляют рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Коллективно составляют рассказ по репродукции картины. |
1 |
29.11 |
|
|
60 |
Диктант. Проверочная работа «Правописание слов с безударным гласным звуком» |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывают свое мнение |
1 |
30.11 |
|
|
61 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки? |
|
1 |
03.12 |
|
|
62 |
Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки? |
Находят в слове согласные звуки. Правильно произносят согласные звуки. Различают согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работают с памяткой «Согласные звуки русского языка». |
1 |
04.12 |
|
|
63 |
Согласный звук [й’] и буква «и краткое»
|
Различают согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Различают способы обозначения согласного звука [й ] буквами. Работают со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’]- Используют правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). *Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный). |
1 |
05.12 |
|
|
64 |
Согласный звук [й’] и буква «и краткое» |
|
1 |
06.12 |
|
|
65 |
Слова с удвоенными согласными
|
Наблюдают над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Используют правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). *Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний). |
1 |
07.12 |
|
|
66 |
Р/Р Составление рассказа по картине А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.
|
Коллективно составляют рассказ по репродукции картины А. С, Степанова «Лоси» и опорным словам, записывают составленный рассказ. |
1 |
10.12 |
|
|
67 |
Проект «И в шутку и всерьёз». |
Находят совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создают свои занимательные задания. Участвуют в презентации занимательных заданий. Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку. |
1 |
11.12 |
|
|
68 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
Различают твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объясняют, как обозначена мягкость согласных на письме. Работают с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планируют учебные действия при письме по памяти. Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объясняют причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. |
1 |
12.12 |
|
|
69 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
|
1 |
13.12 |
|
|
70 |
Для чего служит мягкий знак? |
|
1 |
14.12 |
|
|
71 |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед другими согласными. |
Подбирают примеры слов с мягким знаком (ь). Переносят слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначают мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). *Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки. |
1 |
17.12 |
|
|
72 |
. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед другими согласными. |
|
1 |
18.12 |
|
|
73 |
Контрольный диктант по изученным темам |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывают свое мнение |
1 |
19.12 |
|
|
74 |
Проверочная работа по изученным темам |
|
1 |
20.12 |
|
|
75 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. Согласные звуки. |
|
1 |
21.12 |
|
|
76 |
Р.р. Обучающее изложение |
|
|
24.12 |
|
|
77 |
Проект «Пишем письмо».
|
Составляют продолжение рассказа. Пишут письмо Деду Морозу. |
1 |
25.12 |
|
|
78 |
Контрольная работа по темам изученным во 2 четверти |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно |
1 |
26.12 |
|
|
79 |
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч |
Находят в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирют примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдают в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работают с орфоэпическим словарём. Применяют правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. |
1 |
27.12 |
|
|
80 |
Обобщающий урок «Звуки и буквы» |
Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Работают с текстом. Подбирают к тексту заголовок. Выделяют в тексте части и определять их микротемы. Записывают предложение из текста на заданную тему |
1 |
28.12 |
|
|
81 |
Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ |
Находят в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирют примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдают в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работают с орфоэпическим словарём. Применяют правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.
|
1 |
10.01 |
|
|
82 |
Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ |
|
1 |
11.01 |
|
|
|
|
|
|
14.01 |
|
|
83 |
Проект «Рифма». |
Находят в тексте рифмующиеся строки, подбирают рифмующиеся слова, сочиняют стихи на заданные рифмы, составляют словарик собственных рифм, участвуют в презентации выполненной работы. |
1 |
15.01 |
|
|
84 |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу
|
Различают непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки Находят в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирают примеры слов с такими буквосочетаниями. Применяют правило при написании*слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель. Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
|
16.01 |
|
|
85 |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу
|
|
1 |
17.01 |
|
|
86 |
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу Проверочная работа. |
|
1 |
18.01 |
|
|
87 |
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? |
Различают глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризуют согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивают правильность данной характеристики. Правильно произносят звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). |
1 |
21.01 |
|
|
88 |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуков на конце слова или пред согласными
|
Определяют на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносят произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находят в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз —морозы, морозный). Используют правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объясняют правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирают примеры слов с изучаемой орфограммой.
*Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог. |
1 |
22.01 |
|
|
89 |
Проверка парных согласных в корне слова. |
|
1 |
23.01 |
|
|
90 |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. |
|
1 |
24.01 |
|
|
91 |
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. |
|
1 |
25.01 |
|
|
92 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
|
1 |
28.01 |
|
|
93 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
|
1 |
29.01 |
|
|
94 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
|
1 |
30.01 |
|
|
95 |
Р.р. Изложение повествовательного текста по вопросам. |
|
1 |
31.01 |
|
|
96 |
Проверка знаний «Звонкие и глухие согласные звуки» |
Сопоставляют приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объясняют правильность написания слов с изученными орфограммами. Работают с памяткой «Как подготовиться к диктанту». Работают с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводят звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу. Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
1 |
01.02 |
|
|
97 |
Диктант « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывют свое мнение |
1 |
04.02 |
|
|
98 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала
|
Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
1 |
05.02 |
|
|
99 |
Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
|
Наблюдают над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирают примеры слов с разделительным мягким знаком. Различают слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объясняют написание разделительного ь в словах. Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. ♦Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка). |
1 |
06.02 |
|
|
100 |
Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
|
|
1 |
07.02 |
|
|
101 |
Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
|
|
1 |
08.02 |
|
|
102 |
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. |
|
1 |
11.02 |
|
|
103 |
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. |
Оценивают свои достижения при выполнении заданий |
1 |
12.02 |
|
|
104 |
Р.р. Обучающее сочинение «Зимние забавы» |
Составляют устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя) |
1 |
13.02 |
|
|
105 |
Проверка знаний « Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)» |
Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объясняют написание разделительного ь в словах. Оценивают свои достижения при выполнении заданий |
1 |
14.02 |
|
|
106 |
Обобщение изученного материала |
Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
1 |
15.02 |
|
|
ЧАСТИ РЕЧИ (47 ЧАСОВ) |
||||||
107 |
Что такое части речи?
|
Анализируют схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находият в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. *Слова с непроверяемым написанием: месяц. |
1 |
18.02 |
|
|
108 |
Что такое части речи?
|
|
1 |
19.02 |
|
|
109 |
Что такое имя существительное? |
Распознают имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Объясняют лексическое значение слов — имён существительных. Обогащают собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работают со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. *Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль. |
1 |
20.02 |
|
|
110 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
|
Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирают примеры таких существительных. Классифицируют имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединяют их в тематические группы. объединять их в тематические группы. Слова с непроверяемым написанием: картина |
1 |
21.02 |
|
|
111 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных |
Различают собственные и нарицательные имена существительные, подбирают примеры таких существительных. Классифицируюют имена существительные собственные и нарицательные по значению и Пишут с заглавной буквы имена собственные. Находят информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). *Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. |
1 |
22.02 |
|
|
112 |
Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей |
|
1 |
25.02 |
|
|
113 |
Заглавная буква в именах сказочных героев, в названии книг, журналов и газет. |
|
1 |
26.02 |
|
|
114 |
Заглавная буква в написании кличек животных. |
|
1 |
27.02 |
|
|
115 |
Заглавная буква в географических названиях |
|
1 |
28.02 |
|
|
116 |
Р.р. Обучающее изложение «Люлька» |
|
1 |
01.03 |
|
|
117 |
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы |
|
1 |
04.03 |
|
|
118 |
Диктант « Собственные и нарицательные имена существительные» |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывют свое мнение |
1 |
05.03 |
|
|
119 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Число имен существительных. |
|
1 |
06.03 |
|
|
120 |
Единственное и множественное число имён существительных.
|
Определяют число имён существительных (единственное и множественное). Изменяют имена существительные по числам (книга — книги). Правильно произносят имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). Работают с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: топор. |
1 |
07.03 |
|
|
121 |
Единственное и множественное число имён существительных.
|
|
1 |
11.03 |
|
|
122 |
Единственное и множественное число имён существительных.
|
|
1 |
12.03 |
|
|
123 |
Р/Р Обучающее изложение по вопросам и коллективно составленному плану |
Работают с повествовательным текстом: определяют его тему и главную мысль, подбирают заголовок к тексту, определяют части текста, составляют ответы на данные вопросы, записывают составленный текст в соответствии с вопросами. Проверяют написанный текст. |
1 |
13.03 |
|
|
124 |
Проверочная работа «Имя существительное» |
Классифицируют имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирают из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком.
|
1 |
14.03 |
|
|
125 |
Диктант «Имя существительное» |
Оценивают свои достижения при выполнении заданий |
1 |
15.03 |
|
|
126 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени существительном |
Определяют грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественной), роль в предложении. Обосновывают правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицируют имена существительные по определённому грамматическому признаку Выбирают из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. |
1 |
18.03 |
|
|
127 |
Что такое глагол? |
Распознают глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу. Классифицируют глаголы по вопросам. Распознают глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. |
1 |
19.03 |
|
|
128 |
Что такое глагол? |
|
1 |
20.03 |
|
|
129 |
Что такое глагол? |
|
1 |
21.03 |
|
|
130 |
Единственное и множественное число глаголов.
|
Определяют число глаголов, распределяют глаголы по группам в зависимости от их числа, изменяют глаголы по числам, приводят примеры глаголов определённого числа, употребляют глаголы в определённом числе. Соблюдают в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работают с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: обед (обедают), магазин. |
1 |
22.03 |
|
|
131 |
Единственное и множественное число глаголов.
|
|
1 |
01.04 |
|
|
132 |
Правописание частицы не с глаголом. |
Научиться раздельно пишут частицу не с глаголом {не кричат). |
1 |
02.04 |
|
|
133 |
Обобщение знаний о глаголе.
|
Определяют грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывают правильность определения признаков глагола. |
1 |
03.04 |
|
|
134 |
Что такое текст повествование? Какова в нем роль глаголов?
|
Распознают текст- повествование. Наблюдают над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находят нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывают ответ. Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
1 |
04.04 |
|
|
135 |
Проверочная работа «Глагол» |
Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению |
1 |
05.04 |
|
|
136 |
Что такое имя прилагательное?
|
Распознают имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работают со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывают правильность отнесения слова к имени прилагательному. Используют в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделяют из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводят примеры имён прилагательных. Определяют, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализируют высказывания русских писателей о русском языке. Подбирают имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. |
1 |
08.04 |
|
|
137 |
Связь имени, прилагательного с именем существительным |
|
1 |
09.04 |
|
|
138 |
Прилагательные близкие и противоположные по значению |
|
1 |
10.04 |
|
|
139 |
Единственное и множественное число имен прилагательных |
Определяют число имён прилагательных, распределяют имена прилагательные в группы в зависимости от их числа. Соблюдают литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. |
1 |
11.04 |
|
|
140 |
Что такое текст- описание? Какова роль в нем имен прилагательных? Р.р. Текст описание по репродукции картины Ф.И.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». |
Распознают текст-описание. Наблюдают над ролью имён прилагательных в тексте-описании |
1 |
12.04 |
|
|
141 |
Проверка знаний «Имя прилагательное» |
Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Оценивают свои достижения при выполнении заданий |
|
15.04 |
|
|
142 |
Что такое местоимение? |
Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различают местоимения и имена существительные.
|
|
16.04 |
|
|
143 |
Что такое местоимение? |
|
|
17.04 |
|
|
144 |
Что такое текст рассуждение? |
Распознают текст-рассуждение. Создают устные и письменные тексты-рассуждения.
|
|
18.04 |
|
|
145 |
Проверка знаний «Местоимение»
|
Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
|
|
19.04 |
|
|
146 |
Диктант «Местоимение» |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформлять свои мысли письменно Аргументируют ответы, доказывают свое мнение
|
|
22.04 |
|
|
147 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о местоимении |
|
|
|
|
|
148 |
Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами? |
Узнают предлоги в устной и письменной речи. Правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы). |
1 |
23.04 |
|
|
149 |
Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами? |
Раздельно пишут предлоги со словами. *Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл. |
1 |
24.04 |
|
|
150 |
Р.р. Восстановление деформированного повествовательного текста.
|
Редактируют текст; восстанавливают деформированный повествовательный текст. |
1 |
25.04 |
|
|
151 |
Проверочная работа «Предлог»
|
Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.
|
1 |
26.04 |
|
|
152 |
Диктант «Предлог» |
Оценивают свои достижения Работают самостоятельно Оформляют свои мысли письменно Аргументируют ответы доказывают свое мнение |
1 |
29.04 |
|
|
153 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «В словари – за частями речи!» |
|
1 |
30.04 |
|
|
ПОВТОРЕНИЕ (17 ЧАСОВ) |
||||||
154 |
Повторение «Текст» |
Отличают текст от других записей по его признакам. Осмысленно читают текст. Определяют тему и главную мысль текста. Соотносят текст и заголовок. Подбирают заголовок к заданному тексту. |
1 |
03.05 |
|
|
155 |
Р.р. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» |
Соотносят словесные и зрительные образы Выражают свое отношение к картине Понимают идейный замысел художника применять правила правописания Оценивают правильность выполнения действия |
1 |
06.05 |
|
|
156 |
Повторение «Предложение» |
Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяют границы предложения в деформированном тексте, выбирают знак для обозначения конца предложения. Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения. учебника. Соблюдают в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составляют предложения из слов. Составляют (устно и письменно) ответы на вопросы. Употребляют заглавную букву в.начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Пишут слова в предложении раздельно.
|
1 |
07.05 |
|
|
157 |
Повторение «Предложение» |
|
1 |
10.05 |
|
|
158 |
Повторение «Слова, слова, слова…» |
Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова. Находят в тексте незнакомые слова. Классифицируют слова по тематическим группам. Распознают многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. |
1 |
13.05 |
|
|
159 |
Повторение «Слова, слова, слова…» |
|
1 |
14.05 |
|
|
160 |
Комплексная диагностическая работа |
|
|
15.05 |
|
|
161 |
Повторение «Части речи» |
Анализируют схему «Части речи», составляют по ней сообщение. Находят в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. |
1 |
16.05 |
|
|
162 |
Повторение «Части речи»
|
|
1 |
17.05 |
|
|
163 |
Повторение «Звуки и буквы» |
|
1 |
17.05 |
|
|
164-165 |
Повторение «Звуки и буквы» |
Различают звуки и буквы. Осознают смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознают условные обозначения звуков речи. Сопоставляют звуковое и буквенное обозначения слова Наблюдают модели слов (звуковые и буквенные), анализируют их. Объясняют, где могут пригодиться знания об алфавите. Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Классифицируют буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. |
1 |
20.05 |
|
|
|
|
|
1 |
20.05 |
|
|
166 |
Повторение «Правила правописания» |
Осознают место возможной возникновения орфографической ошибки Применять правила правописания Подбирают примеры с определенной орфограммой |
1 |
21.05 |
|
|
167 |
Итоговая контрольная работа
|
|
|
22.05 |
|
|
168 |
Повторение «Правила правописания»
|
|
1
|
23.05 |
|
|
169-170 |
Повторение «Правила правописания»
|
|
1 |
24.05-25.05 |
|
|
|
|
Устанавливают связи между темами Используют полученные знания для выполнения грамматических заданий Подбирают примеры с определенной орфограммой Устанавливают аналогии |
|
|
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, 2009 год
- Сборник рабочих программ «Школа России» Изд. «Просвещение» 2011 год
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. - Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2012.
- Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Ч. 1-2: к учебнику В.П.Канакиной.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.
- Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.
1-4 классы.
- Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.
Интернет – ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа:http://school-coiiection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). Режим доступа: http://www.km- school.ru
Наглядные пособия, натуральные объекты и модели.
-
8.4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка ластик
8.4.Электронно-цифровые и информационно-коммуникативные средства обучения и воспитания
- Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г 2 класс
8.5.Технические средства обучения
- Компьютер, проектор, колонки
- Принтер лазерный А-4 черно-белый
Лист корректировки программы
Класс |
Название раздела, по плану |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|