Статья Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Автор: Зюнева Марина Васьльевна

Автор: Зюнева Марина Васьльевна
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный  стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. Пр. №373 (в редакции приказов Минобрнауки от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357);

- Примерная образовательная программа начального общего образования по русскому языку;

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новосельская СОШ».


Автор: Зюнева Марина Васьльевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новосельская средняя общеобразовательная школа»

Стародубского муниципального района Брянской области

(МБОУ «Новосельская СОШ»)

 

243244 Брянская область, Стародубский район, совое Село, ул. Озерная, д.20 телефон: 8(48348)91717

 

 

 

РАССМОТРЕНО

и рекомендовано к применению

методическим советом

МБОУ «Новосельская СОШ»

 

Протокол №1 от 28.08.2018г.

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «Новосельская СОШ»

по УВР

_______________________

Солодун Н.В. 29.08.2018г.

 

УТВЕРЖДЕНО

к применению

Директор МБОУ «НовосельскаяСОШ»

___________М.Е.Спасова

 

Приказ № от 31.08.18

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2018-2019

КЛАСС: 2

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год

УРОВЕНЬ: общеобразовательный

УЧИТЕЛЬ: Зюнева М.В.

 

 

 

 

с. Новое Село - 2018

 

Пояснительная записка

 

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. Пр. №373 (в редакции приказов Минобрнауки от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357);

- Примерная образовательная программа начального общего образования по русскому языку;

- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новосельская СОШ».

- Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения учащихся, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у

учащхся

первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,

морфемике

(состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

Общая характеристика курса

Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. Продолжая традиции российского образования, авторы уделяют большое внимание духовному и нравственному развитию младших школьников. В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь — текст — предложение — слово».

Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).

Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.

2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.

Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.

Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, -предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.

На основе ознакомления с принципами письма и системой правил правописания происходит формирование грамотного письма, орфографическая и пунктуационная подготовка школьников. В начальных классах школы должна действовать установка на безошибочное письмо, которая может быть реализована, если все обучение орфографии и пунктуации будет носить предупредительный характер. Все возможные ошибки школьников должны быть предупреждены до процесса письма за счет послогового и поморфемного проговаривания, опоры на правило; в процессе письма — за счет комментирования, послогового проговаривания, использования определенного правила; по итогам написанной работы школьник должен уметь объяснить допущенную им ошибку.

Предупредительный характер орфографии и пунктуации требует от учителя знания того факта, что основой методики обучения русскому правописанию является знание его свойств, распознавание частей речи и значимых частей слова, владение учащимися орфографическими умениями обнаруживать орфограмму, определять ее тип, соотносить орфограмму с определенным правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль. Названные основы знаний о языке достаточны, они имеют значение для общего развития детей, для практики речи, для орфографической и пунктуационной грамотности.

3. Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.

Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.

В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым диницам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.

Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.

Программа и учебники построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.

Место курса в учебном плане МБОУ «

Новосельская

СОШ»

В соответствии с учебным планом ОУ предмет «Русский язык» включен в образовательную область «Филология» и изучается с 1 по 3 класс по 5 часов в неделю, 4 класс - 5/4 (на изучение учебного предмета в одну неделю отводится 5 часов, в другую – 4 часа). Общий объем учебного времени, отводимого на изучение курса на ступени начального образования, составляет 658 часов. Согласно учебного плана во 2 классе на изучение курса отводится 170 часов (5 часов в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

1. ·Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·

2. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим

— умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·Р

азвитие умения учиться как первого шага к самообразова

нию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·Р

азвитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её

самоактуализации

:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

Личностные,

метапредметные

и предметные результаты освоения учебного курса предмета

 

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Содержание учебного предмета

Проекты:

Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку

Проект «Пишем письмо».

Проект «Рифма».

Наша речь (4 ч).

Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (5 ч).

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.

Предложение (12 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…(22 ч)

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (63 ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чкчн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (47 ч)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (17 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

 

 

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

п/п

Тематическое планирование

Виды учебной деятельности

К ч

Дата

 

 

 

 

по плану

по факту

НАША РЕЧЬ (4 ЧАСА)

1

Знакомство с учебником «Русский язык»

Какая бывает речь?

Рассуждают о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализируют речь людей (при анализе текстов).

Наблюдают за особенностями собственной речи и оценивают её. Различают устную, письменную речь и речь про себя.

Работают с памяткой «Как научиться правильно списывают предложение».

1

03.09

 

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

 

1

04.09

 

3

Как отличить диалог от монолога?

 

 

 

 

Отличают диалогическую речь от монологической.

Используют в речи диалог и монолог.

Участвуют в учебном диалоге.

Соблюдают в речи правила речевого этикета, оценивают свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Работают со страничкой для любознательных.

Наблюдают над этимологией слов диалог и монолог.

Составляют по рисункам диалог и монолог.

Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте)

1

05.09

 

4

Проверочная работа «Наша речь»

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывают свое мнение

1

06.09

 

ТЕКСТ (5 ЧАСОВ)

5

Что такое текст?

 

Отличают текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читают текст.

Определяют тему и главную мысль текста.

Соотносят текст и заголовок.

Подбирают заголовок к заданному тексту.

 

1

07.09

 

6

Что такое тема и главная мысль текста?

 

 

1

10.09

 

7

Части текста.

 

Составляют текст по заданной теме.

Выделяют части текста и обосновывают правильность их выделения. Выбирают ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

Передают устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста.

Создают устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Составляют рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

*Слова с непроверяемым написанием: сентябрь.

1

11.09

 

8

Вводная диагностическая работа по темам, изученным в 1 классе

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывают свое мнение

1

12.09

 

9

Анализ вводной работы, работа над ошибками.

Что такое предложение?

 

1

13.09

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (12 ч)

10

Что такое предложение?

 

Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяют границы предложения в деформированном тексте, выбирают знак для обозначения конца предложения.

Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения.

учебника.

Соблюдают в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Составляют предложения из слов.

Составляют (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употребляют заглавную букву вачале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Пишут слова в предложении раздельно.

1

14.09

 

11

Как из слов составить предложение?

 

1

17.09

 

12

Контрольное списывание

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывют свое мнение

1

18.09

 

13

Что такое главные члены предложения?

Находят главные члены (основу) предложения.

Обозначают графически грамматическую основу.

Различают и выделяют главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывают правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализируют схему и составляют по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждают алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Различают распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения.

Составляют нераспространённые и распространённые предложения. Распространяют нераспространённые предложения.

Устанавливают при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составляют предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

1

19.09

 

14

Что такое второстепенные члены предложения?

 

 

1

20.09

 

15

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

 

 

1

21.09

 

16

Распространённые и нераспространённые предложения.

 

 

1

24.09

 

17

Как установить связь слов в предложении?

 

 

1

25.09

 

18

Р.р Обучающее сочинение по картине

И. С. Остроухова «Золотая осень».

 

Рассматривают репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составляют рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

1

26.09

 

19

Анализ сочинений. Предложение.

 

1

27.09

 

20

Контрольный диктант « Предложение»

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывают свое мнение

1

28.09

 

21

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Предложение.

 

1

01.10

 

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (22 ЧАСА)

22

Что такое лексическое значение слова?

Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова.

Находят в тексте незнакомые слова.

Классифицируют слова по тематическим группам.

Распознают многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Работают со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата.

Работают с толковым и орфографическим словарями.

Создают в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивают эстетическую сторону речевого высказывания.

Распознают среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирают к слову синонимы, антонимы.

Работают со страничкой для любознательных.

1

02.10

 

23

Что такое лексическое значение слова?

 

1

03.10

 

24

Что такое однозначные и многозначные слова?

 

1

04.10

 

25

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

 

1

05.10

 

26

Что такое синонимы?

 

Знакомятся с этимологией слов синоним и антоним.

Работают со словарями синонимов и антонимов учебника. Находят нужную информацию о слове в этих словарях.

Определяют смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализируют речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Подбирают заголовок к тексту.

Излагают письменно содержание текста по данным вопросам.

Оценивают результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

*Слова с непроверяемым написанием: берёза (берёзка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свидания

1

08.10

 

27

Что такое антонимы?

 

1

09.10

 

28

Что такое антонимы?

 

1

10.10

 

29

Контрольный диктант «Лексическое значение слова»

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывают свое мнение

1

11.10

 

30

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Что такое родственные слова?

Находят однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделяют корень в однокоренных словах, различают однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группируют однокоренные слова о разными корнями.

Доказывают правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работают с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирают однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работают со словарём однокоренных слов учебника.

Производят анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

*Слова с непроверяемым написанием: сахар (сахарный).

1

12.10

 

31

Что такое родственные слова?

 

 

1

15.10

 

32

Что такое родственные слова?

 

 

1

16.10

 

33

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

 

1

17.10

 

34

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

 

1

18.10

 

35

Какие бывают слоги?

Делят слова на слоги.

Определяют количество в слове слогов. Классифицируют слова по количеству в них слогов.

 

1

19.10

 

36

Как определить ударный слог?

Определяют ударение в слове. Наблюдают за ролью словесного ударения.

Различают ударные и безударные слоги.

Наблюдают над разномастностью и подвижностью русского ударения. Составляют простейшие слогоударные модели слов.

Находят слова по заданной модели.

Сравнивают модели слогоударной структуры слова и подбирают к ним слова.

Работают с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

*Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста.

1

22.10

 

37

Как определить ударный слог?

 

1

23.10

 

38

Как переносить слова с одной строчки на другую?

Сравнивают слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Переносят слова по слогам.

Определяют способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик

*Слова с непроверяемым написанием: жёлтый, посуда.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

1

24.10

 

39

Как переносить слова с одной строчки на другую?

 

1

25.10

 

40

Р. Обучающее сочинение по серии картинок

 

Составляют рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

1

26.10

 

41

Проверочная работа «Слова, слова, слова…»

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывают свое мнение

1

29.10

 

42

Контрольный диктант «Слова, слова, слова…»

 

1

30.10

 

43

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Перенос слов.

 

1

31.10

 

ЗВУКИ И БУКВЫ (63 ЧАСА)

44

Как различить звуки и буквы?

 

 

Различают звуки и буквы.

Осознают смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознают условные обозначения звуков речи.

Сопоставляют звуковое и буквенное обозначения слова Наблюдают модели слов (звуковые и буквенные), анализируют их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке.

Классифицируют буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

1

01.11

 

45

Как мы используем алфавит?

 

Определяют положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называют соседние буквы по отношению к заданной.

Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывают помощь тем, кто в этом нуждается.

Работают с памяткой «Алфавит».

Располагают заданные слова в алфавитном порядке.

Используют знание алфавита при работе со словарями. Сопоставляют случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.

Используют правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Работают со страничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.)

*Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь.

1

09.11

 

46

Как мы используем алфавит?

 

 

1

12.11

 

47

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

 

 

1

13.11

 

48

Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

 

 

 

 

 

 

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различают гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работают с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определяют «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объясняют причины разного количества звуков и букв в слове.

Соотносят звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь).

Определяют качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Работают со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э).

Наблюдают, из каких языков пришли в нашу речь слова.

1

14.11

 

49

Как определить гласные звуки?

 

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывают свое мнение

1

15.11

 

50

РОбучающее сочинение по картине

З.Е.Серебряковой «За обедом»

 

 

1

16.11

 

51

Контрольный диктант «Гласные звуки»

 

Работают с текстом. Определяют тему и главную мысль текста. Составляют и записывают ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

Определяют безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различают проверочное и проверяемое слова.

Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоныслон, слоник; траватравы, травка).

Наблюдают над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Используют правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планируют учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определяют пути её решения, решают её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различают проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Запоминают написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работают с орфографическим словарём учебника:

Находят слова с изучаемой орфограммой и проверяют написание слова по орфографическому словарю.

Подбирают примеры слов с изучаемой орфограммой.

Работают со страничками для любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника.

*Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток.

1

19.11

 

52

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Р/Р Изложение текста по вопросам.

 

1

20.11

 

53

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

 

 

1

21.11

 

54

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

 

 

 

1

22.11

 

55

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

 

 

1

23.11

 

56

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

 

1

26.11

 

57

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов надо запоминать?

 

1

27.11

 

58

Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов надо запоминать?

 

1

28.11

 

59

РОбучающее сочинение по картине

С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

 

Объясняют, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

Составляют текст из предложений.

Составляют рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).

Коллективно составляют рассказ по репродукции картины.

1

29.11

 

60

Диктант. Проверочная работа «Правописание слов с безударным гласным звуком»

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывают свое мнение

1

30.11

 

61

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?

 

1

03.12

 

62

Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?

Находят в слове согласные звуки.

Правильно произносят согласные звуки.

Различают согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работают с памяткой «Согласные звуки русского языка».

1

04.12

 

63

Согласный звук [й’] и буква «и краткое»

 

 

Различают согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Различают способы обозначения согласного звука [й ] буквами. Работают со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’]-

Используют правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка).

*Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).

1

05.12

 

64

Согласный звук [й’] и буква «и краткое»

 

1

06.12

 

65

Слова с удвоенными согласными

 

Наблюдают над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Используют правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

*Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний).

1

07.12

 

66

Р Составление рассказа по картине

А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

 

Коллективно составляют рассказ по репродукции картины А. С, Степанова «Лоси» и опорным словам, записывают составленный рассказ.

1

10.12

 

67

Проект «И в шутку и всерьёз».

Находят совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создают свои занимательные задания. Участвуют в презентации занимательных заданий.

Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку.

1

11.12

 

68

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Различают твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объясняют, как обозначена мягкость согласных на письме.

Работают с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планируют учебные действия при письме по памяти.

Соотносят количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объясняют причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

1

12.12

 

69

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

 

1

13.12

 

70

Для чего служит мягкий знак?

 

1

14.12

 

71

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед другими согласными.

Подбирают примеры слов с мягким знаком (ь).

Переносят слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначают мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

*Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки.

1

17.12

 

72

. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед другими согласными.

 

1

18.12

 

73

Контрольный диктант по изученным темам

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывают свое мнение

1

19.12

 

74

Проверочная работа по изученным темам

 

1

20.12

 

75

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. Согласные звуки.

 

1

21.12

 

76

Р.р. Обучающее изложение

 

 

24.12

 

77

Проект «Пишем письмо».

 

Составляют продолжение рассказа. Пишут письмо Деду Морозу.

1

25.12

 

78

Контрольная работа по темам изученным во 2 четверти

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

1

26.12

 

79

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

Находят в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирют примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдают в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).

Работают с орфоэпическим словарём.

Применяют правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

1

27.12

 

80

Обобщающий урок «Звуки и буквы»

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Работают с текстом. Подбирают к тексту заголовок. Выделяют в тексте части и определять их микротемы. Записывают предложение из текста на заданную тему

1

28.12

 

81

Буквосочетания ЧКН,ЧТ,ЩН,НЧ

Находят в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирют примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдают в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.).

Работают с орфоэпическим словарём.

Применяют правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

 

 

1

10.01

 

82

Буквосочетания ЧКН,ЧТ,ЩН,НЧ

 

1

11.01

 

 

 

 

 

14.01

 

83

Проект «Рифма».

Находят в тексте рифмующиеся строки, подбирают рифмующиеся слова, сочиняют стихи на заданные рифмы, составляют словарик собственных рифм, участвуют в презентации выполненной работы.

1

15.01

 

84

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу

 

Различают непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки Находят в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирают примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применяют правило при написании*слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

 

16.01

 

85

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу

 

 

1

17.01

 

86

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу

Проверочная работа.

 

1

18.01

 

87

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Различают глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризуют согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивают правильность данной характеристики.

Правильно произносят звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

1

21.01

 

88

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуков на конце слова или пред согласными

 

 

Определяют на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносят произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находят в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Подбирают проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травкатрава, травушка; мороз морозы, морозный). Используют правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объясняют правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирают примеры слов с изучаемой орфограммой.

 

*Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог.

1

22.01

 

89

Проверка парных согласных в корне слова.

 

1

23.01

 

90

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

 

1

24.01

 

91

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста.

 

1

25.01

 

92

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

 

1

28.01

 

93

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

 

1

29.01

 

94

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

 

1

30.01

 

95

Р.р. Изложение повествовательного текста по вопросам.

 

1

31.01

 

96

Проверка знаний «Звонкие и глухие согласные звуки»

Сопоставляют приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Объясняют правильность написания слов с изученными орфограммами.

Работают с памяткой «Как подготовиться к диктанту».

Работают с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова».

Проводят звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

1

01.02

 

97

Диктант « Правописание буквосочетаний

с шипящими звуками»

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывют свое мнение

1

04.02

 

98

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала

 

 

 

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

1

05.02

 

99

Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

 

 

Наблюдают над произношением слов с разделительным ь.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирают примеры слов с разделительным мягким знаком. Различают слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

Объясняют написание разделительного ь в словах.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

♦Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка).

1

06.02

 

100

Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

 

 

 

1

07.02

 

101

Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

 

 

1

08.02

 

102

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

 

1

11.02

 

103

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий

1

12.02

 

104

Р. Обучающее сочинение «Зимние забавы»

Составляют устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя)

1

13.02

 

105

Проверка знаний « Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)»

Используют правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

Объясняют написание разделительного ь в словах.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий

1

14.02

 

106

Обобщение изученного материала

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению

1

15.02

 

ЧАСТИ РЕЧИ (47 ЧАСОВ)

107

Что такое части речи?

 

Анализируют схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находият в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

*Слова с непроверяемым написанием: месяц.

1

18.02

 

108

Что такое части речи?

 

 

1

19.02

 

109

Что такое имя существительное?

Распознают имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывают отнесение слова к имени существительному. Объясняют лексическое значение слов — имён существительных. Обогащают собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работают со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.

*Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль.

1

20.02

 

110

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

 

Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирают примеры таких существительных. Классифицируют имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединяют их в тематические группы. объединять их в тематические группы.

Слова с непроверяемым написанием: картина

1

21.02

 

111

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных

Различают собственные и нарицательные имена существительные, подбирают примеры таких существительных.

Классифицируюют имена существительные собственные и нарицательные по значению и Пишут с заглавной буквы имена собственные.

Находят информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

*Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия.

1

22.02

 

112

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей

 

1

25.02

 

113

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названии книг, журналов и газет.

 

1

26.02

 

114

Заглавная буква в написании кличек животных.

 

1

27.02

 

115

Заглавная буква в географических названиях

 

1

28.02

 

116

Р.р. Обучающее изложение «Люлька»

 

1

01.03

 

117

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы

 

1

04.03

 

118

Диктант « Собственные и нарицательные имена существительные»

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывют свое мнение

1

05.03

 

119

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Число имен существительных.

 

1

06.03

 

120

Единственное и множественное число имён существительных.

 

Определяют число имён существительных (единственное и множественное).

Изменяют имена существительные по числам (книгакниги). Правильно произносят имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфлятуфли, простыняпростыни). Работают с орфоэпическим словарём.

*Слова с непроверяемым написанием: топор.

1

07.03

 

121

Единственное и множественное число имён существительных.

 

 

1

11.03

 

122

Единственное и множественное число имён существительных.

 

 

1

12.03

 

123

Р Обучающее изложение по вопросам и коллективно составленному плану

Работают с повествовательным текстом: определяют его тему и главную мысль, подбирают заголовок к тексту, определяют части текста, составляют ответы на данные вопросы, записывают составленный текст в соответствии с вопросами. Проверяют написанный текст.

1

13.03

 

124

Проверочная работа «Имя существительное»

Классифицируют имена существительные по определённому грамматическому признаку.

Выбирают из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком.

 

1

14.03

 

125

Диктант «Имя существительное»

Оценивают свои достижения при выполнении заданий

1

15.03

 

126

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об имени существительном

Определяют грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественной), роль в предложении.

Обосновывают правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицируют имена существительные по определённому грамматическому признаку

Выбирают из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком.

1

18.03

 

127

Что такое глагол?

Распознают глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу. Классифицируют глаголы по вопросам.

Распознают глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

1

19.03

 

128

Что такое глагол?

 

1

20.03

 

129

Что такое глагол?

 

1

21.03

 

130

Единственное и множественное число глаголов.

 

Определяют число глаголов, распределяют глаголы по группам в зависимости от их числа, изменяют глаголы по числам, приводят примеры глаголов определённого числа, употребляют глаголы в определённом числе.

Соблюдают в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работают с орфоэпическим словарём.

*Слова с непроверяемым написанием: обед (обедают), магазин.

1

22.03

 

131

Единственное и множественное число глаголов.

 

 

1

01.04

 

132

Правописание частицы не с глаголом.

Научиться раздельно пишут частицу не с глаголом {не кричат).

1

02.04

 

133

Обобщение знаний о глаголе.

 

Определяют грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывают правильность определения признаков глагола.

1

03.04

 

134

Что такое текст повествование? Какова в нем роль глаголов?

 

Распознают текст- повествование.

Наблюдают над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находят нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывают ответ.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

1

04.04

 

135

Проверочная работа «Глагол»

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению

1

05.04

 

136

Что такое имя прилагательное?

Распознают имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работают со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывают правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Используют в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделяют из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводят примеры имён прилагательных.

Определяют, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализируют высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирают имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

1

08.04

 

137

Связь имени, прилагательного с именем существительным

 

1

09.04

 

138

Прилагательные близкие и противоположные по значению

 

1

10.04

 

139

Единственное и множественное число имен прилагательных

Определяют число имён прилагательных, распределяют имена прилагательные в группы в зависимости от их числа.

Соблюдают литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

1

11.04

 

140

Что такое текст- описание? Какова роль в нем имен прилагательных?

Р.р. Текст описание по репродукции картины Ф.И.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Распознают текст-описание.

Наблюдают над ролью имён прилагательных в тексте-описании

1

12.04

 

141

Проверка знаний «Имя прилагательное»

Определяют грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Оценивают свои достижения при выполнении заданий

 

15.04

 

142

Что такое местоимение?

Распознают личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различают местоимения и имена существительные.

 

 

16.04

 

143

Что такое местоимение?

 

 

17.04

 

144

Что такое текст рассуждение?

Распознают текст-рассуждение.

Создают устные и письменные тексты-рассуждения.

 

 

18.04

 

145

Проверка знаний «Местоимение»

 

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

 

 

19.04

 

146

Диктант «Местоимение»

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформлять свои мысли письменно

Аргументируют ответы, доказывают свое мнение

 

 

 

22.04

 

147

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний о местоимении

 

 

 

 

148

Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?

Узнают предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употребляют предлоги в речи (прийти из школы).

1

23.04

 

149

Для чего служат предлоги в речи? Как пишутся предлоги со словами?

Раздельно пишут предлоги со словами.

*Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл.

1

24.04

 

150

Р.р. Восстановление деформированного повествовательного текста.

 

Редактируют текст; восстанавливают деформированный повествовательный текст.

1

25.04

 

151

Проверочная работа «Предлог»

 

Оценивают свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

 

1

26.04

 

152

Диктант «Предлог»

Оценивают свои достижения

Работают самостоятельно

Оформляют свои мысли письменно

Аргументируют ответы доказывают свое мнение

1

29.04

 

153

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Проект «В словари – за частями речи!»

 

1

30.04

 

ПОВТОРЕНИЕ (17 ЧАСОВ)

154

Повторение «Текст»

Отличают текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читают текст.

Определяют тему и главную мысль текста.

Соотносят текст и заголовок.

Подбирают заголовок к заданному тексту.

1

03.05

 

155

Р. Сочинение по картине И.И.Шишкина

«Утро в сосновом лесу»

Соотносят словесные и зрительные образы

Выражают свое отношение к картине

Понимают идейный замысел художника

применять правила правописания

Оценивают правильность выполнения действия

1

06.05

 

156

Повторение «Предложение»

Отличают предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определяют границы предложения в деформированном тексте, выбирают знак для обозначения конца предложения.

Обосновывают выбор знака препинания в конце предложения.

учебника.

Соблюдают в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Составляют предложения из слов.

Составляют (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употребляют заглавную букву вачале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Пишут слова в предложении раздельно.

 

1

07.05

 

157

Повторение «Предложение»

 

1

10.05

 

158

Повторение «Слова, слова, слова…»

Определяют значение слова по толковому словарю. Объясняют лексическое значение слова.

Находят в тексте незнакомые слова.

Классифицируют слова по тематическим группам.

Распознают многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

1

13.05

 

159

Повторение «Слова, слова, слова…»

 

1

14.05

 

160

Комплексная диагностическая работа

 

 

15.05

 

161

Повторение «Части речи»

Анализируют схему «Части речи», составляют по ней сообщение.

Находят в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

1

16.05

 

162

Повторение «Части речи»

 

 

 

1

17.05

 

163

Повторение «Звуки и буквы»

 

1

17.05

 

164-165

Повторение «Звуки и буквы»

Различают звуки и буквы.

Осознают смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознают условные обозначения звуков речи.

Сопоставляют звуковое и буквенное обозначения слова Наблюдают модели слов (звуковые и буквенные), анализируют их.

Объясняют, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке.

Классифицируют буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

1

20.05

 

 

 

 

1

20.05

 

166

Повторение «Правила правописания»

Осознают место возможной возникновения орфографической ошибки

Применять правила правописания

Подбирают примеры с определенной орфограммой

1

21.05

 

167

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

22.05

 

168

Повторение «Правила правописания»

 

 

 

1

 

23.05

 

169-170

Повторение «Правила правописания»

 

 

 

1

24.05-25.05

 

 

 

Устанавливают связи между темами

Используют полученные знания для выполнения грамматических заданий

Подбирают примеры с определенной орфограммой

Устанавливают аналогии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект.

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования, 2009 год

- Сборник рабочих программ «Школа России» Изд. «Просвещение» 2011 год

- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. - Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2012.

- Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Ч. 1-2: к учебнику В.П.Канакиной.

- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.

- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс.

- Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ.

1-4 классы.

- Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы.

Интернет – ресурсы.

- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа:http://school-coiiection.edu.ru

- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). Режим доступа: http://www.km- school.ru

Наглядные пособия, натуральные объекты и модели.

-

8.4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка ластик

8.4.Электронно-цифровые и информационно-коммуникативные средства обучения и воспитания

- Электронное приложение к учебнику «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г 2 класс

8.5.Технические средства обучения

- Компьютер, проектор, колонки

- Принтер лазерный А-4 черно-белый

 

 

 

 

Лист корректировки программы

Класс

Название

раздела,

по плану

Дата проведения по плану

Причина

корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения

по факту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x