Рабочая программа по швейному делу в коррекцонной школе 8 вида

Автор: Комиссарова Татьяна Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) №9 города Челябинска»

 

 

Рассмотрено на заседании                                    методического объединения                            учителей труда                                                                         школы-интерната №9

Протокол № __ от _____ 20__ г.                                                         Руководитель МО _______ Е. В. Косых

     

Утверждаю _________ С.А. Рудько

Директор МБОУ школы-интерната №9

города Челябинска

«____» _______ 20___г.

Согласовано _______ И.В. Панова

Руководитель МС

 «___»__________ 20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Швейное дело

______________________________________

(наименование курса, предмета в соответствии с учебным планом)

 

 

 

Классы: 6

 

Срок освоения: 1 год

 

Ф.И.О.

Разработчика (ов) программы:  Комиссарова Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

 

                                                                             2016

__________________

(год составления программы)

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по швейному делу С(К)ОУ VIII вида, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Она дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет минимальный набор практических работ

Структура документа.

Рабочая программа по швейному делу включает следующие разделы:

I.                   Пояснительная записка

II.                Содержание учебного материала (основные блоки, модули)

III.             Календарно-тематическое планирование

IV.             Учебно-методическое обеспечение

V.                Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

VI.             Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)

 

 

 

I.                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по профессионально трудовому обучению / швейное дело / 6 класса.

Рабочая программа по швейному делу адресована учащимся 5-9 классов на основе следующих нормативно – правовых и инструктивно – методических документов:

1.       Программа по швейному делу (Автор – составитель: Л.С. Иноземцева). Программа 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М. «Владос» 2014г., сборник 2 (5-9 кл.);

2. Приказ МОиН Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных  планов С(К)ОУ(классов) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных организаций  Челябинской области на 2014-2015 учебный год»;

3.  Учебный  план школы-интерната на 2016-2017 учебный год.

Целью обучения по профилю «швейное дело» является подведение  учащихся с ограниченными возможностями здоровья к сознательному выбору профессии швея и определение дальнейшего пути получения профессионального образования, которые реализуются через следующие задачи:

-подготовить учащихся к самостоятельной жизни и труду;

-корригировать недостатки умственного и физического развития обучающихся данной школы;

-развивать речь на основе их практической деятельности;

-развивать тонкую и крупную моторику;

-развивать способность к пространственному анализу;

-исправлять недостатки познавательной деятельности, наблюдательности, воображения;

-вырабатывать у учащихся четкое понимание профессиональной терминологии;

-формировать навыки выполнения машинных строчек и швов, снятие мерок, построение чертежей, эстетические представления, изготовление швейных изделий, контрольно-измерительные умения;

-вырабатывать автоматизацию навыков работы на швейной машине;

-развивать способность к пространственному анализу;

-воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, умение общаться в трудовом коллективе;

-вырабатывать у учащихся достаточно прочные навыки обращения с материалами, инструментами и оборудованием.

Одной из главных задач швейного дела является подготовка учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской лёгкой одежды.

В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приёмов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закруглённых срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделия, снятию мерок, построению чертежа.

В 6 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине.

Обучение ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках черчения, математики, естествознания и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов. 

В 7 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине

В 8 классе продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 8 классе достаточно сложен: изучаются технология пошива лёгкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторение» школьникам предлагают заказы базового предприятия.

Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской лёгкой одежды и скоростными приёмами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лёгкой одежды, но и по пошиву другой продукции, что даёт возможность школе учитывать потребности своего базового предприятия и вносить соответствующие изменения в программу девятого класса.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез.

В тематическом планировании курса предусматриваются: вводные уроки, комбинированные, лабораторные работы, практические работы.

Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ, формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.

В программе не указано количество часов, отведённых на изучение той или иной темы. Учитель исходя из уровня подготовленности учащихся сам определяет продолжительность преподавания. По той же причине не дано  содержание некоторых контрольных работ.

 

Рабочая программа по швейному делу 6 класс

·        Количество часов по ОБУП (Приказ МОиН Челябинской области)  – 7 ч. в неделю, 237 часов в год;

·        По школьному учебному плану – 7 ч. в неделю, 237 часов в год;

·        Количество часов по разделам курса программой Л.С. Иноземцевой - не определено;

·        Количество часов по рабочей программе – 7 ч. в неделю, 237 часов в год. (учитель определяет время необходимое на отработку содержания программной темы, исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы).

 

Распределение учебных часов по разделам курса:

 

п/п

Темы

Количество

часов

 

I четверть

 

60

1

Вводное занятие

1

2

Обработка обтачкой среза ткани

8

3

Обработка обтачкой косого среза ткани

10

4

Обработка сборок

5

5

Обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза в поясном изделии.

27

6

Ремонт одежды

10

7

Самостоятельная работа

2

 

 

II четверть

 

49

8

Вводное занятие

2

9

Запошивочный шов

4

10

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой плечевого изделия с закруглённым срезом

 

11

11

Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом изделии.

20

12

Практическое повторение

9

13

Самостоятельная работа

2

 

 

III четверть

 

75

14

Вводное занятие

2

15

Бытовая швейная машина с электроприводом

5

16

Обработка мягких складок

6

17

Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью

8

18

Обработка подкройной обтачкой внешнего угла

4

19

Построение чертежа и раскрой фартука для работы

12

20

Соединение деталей изделия с помощью пояса и обработка отделочной строчкой

20

21

Практическое повторение

13

22

Самостоятельная работа

2

 

 

IV четверть

 

53

23

Вводное занятие

2

24

Построение чертежа и раскрой спортивного белья

10

25

Пошив поясного спортивного белья

12

26

Ремонт одежды

17

27

Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора

4

28

Пошив летнего головного убора

7

29

Контрольная работа

2

 

 

Коррекционная работа по крупным темам:

Коррекционная работа в 6 классе.

 

п/п

Содержание программы по крупным темам

 

Количество часов

Коррекционная работа

1

Обработка обтачкой среза ткани.

18

Развитие различных видов мышления:

-наглядно-образного;

-словесно-логического (умение видеть и устанавливать логические связи).

Развитие глазомера на всех этапах работы.

2

Обработка сборок,

мягких складок.

11

Развитие восприятия, памяти, внимания, познавательной деятельности.

Формировать способность мыслить отвлечённо. Обогащать словарный запас путём введения в речь специальной терминологии.

Развитие мелких мышц рук.

Формировать способность мыслить отвлечённо, планировать свою работу, устанавливать логическую последовательность  обработки изделия.

3

Обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза в поясном изделии.

29

Формировать умения отчётности  о проделанной работе.

Воспитание трудолюбия, самостоятельности.

Развивать умения работать по словесной инструкции и алгоритму.

Закреплять приёмы работ, полученных на предыдущих уроках.

Развитие волевых усилий.

Вырабатывать навыки точности и аккуратности при выполнении работы

4

Ремонт одежды.

30

Коррекция обобщённых представлений формы, цвета, величины.

Закреплять умения работать по словесной инструкции и алгоритму.

Вырабатывать навыки точности и аккуратности при выполнении работы.

Развивать глазомера при выполнении ручных и машинных работ, пространственных представлений.

Коррекция мелких мышц рук.

Закреплять навыки самостоятельности при выполнении практических работ.

Закреплять приёмы работ, полученных на предыдущих уроках.

Вырабатывать навыки точности и аккуратности при выполнении работы.

Развитие зрительного восприятия.

5

Запошивочный шов

3

Закреплять умения работать по словесной инструкции и алгоритму.

Развитие зрительного восприятия.

Вырабатывать навыки точности и аккуратности при выполнении работы

6

Построение чертежа, изготовление выкройки и раскрой изделий.

31

Закреплять формирование пространственных представлений о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека,

развивать ориентацию на плоскости,

коррекция тонкой моторики при вычерчивании линий по линейки и от руки,

развитие силы нажатия на кисть руки,

развитие глазомера (деление отрезков на равные части).

7

Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом бельевом изделии.

23

Закреплять приёмы работ, полученных на предыдущих уроках.

Совершенствовать умения определять приёмы работы, планировать и организовывать работу,

Развивать глазомера при выполнении ручных и машинных работ, пространственных представлений.

Коррекция мелких мышц рук.

Закреплять навыки самостоятельности при выполнении практических работ.

Развивать восприятие предмета в целом его формы, величины,

Совершенствовать умения определять приёмы работы, планировать и организовывать работу,

Развивать глазомера при выполнении ручных и машинных работ, пространственных представлений.

Коррекция мелких мышц рук.

Закреплять навыки самостоятельности при выполнении практических работ.

Развивать восприятие предмета в целом его формы, величины,

Закреплять приёмы работ, полученных на предыдущих уроках.

Закреплять умения работать по словесной инструкции и алгоритму.

Развитие волевых усилий.

Вырабатывать навыки точности и аккуратности при выполнении работы.

Развитие зрительного восприятия

8

Бытовая швейная машина с электроприводом.

4

Активизация словаря путём введения в речь специальной терминологии.

Формирование слухового восприятия.

Развивать все виды памяти, внимания, словесно-логическое мышление.

Формировать умения ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)

9

Обработка и соединение накладного кармана

9

Формировать умения ориентироваться в задании.

Коррекция концентрации внимания (определение объёма, переключаемости).

10

Обработка подкройной обтачкой внешнего угла.

7

Коррекция мелких мышц рук.

Закреплять навыки самостоятельности при выполнении практических работ.

11

Соединение деталей изделия  с помощью пояса и обработка отделочной строчкой.

16

Развивать и активизировать мыслительные процессы аналитико-синтетической деятельности, на формирование осознанного выполнения задания.

Контролировать свою работу /определять правильность действий и результатов.

Коррекция мышления с опорой на наглядно-действенное и наглядно – образное.

Воспитание трудолюбия, самостоятельности

12

Пошив летнего головного убора.

19

Развивать умение ориентироваться в задании , умении планировать свою работу, намечать последовательность выполнения операций.

Развивать все  виды памяти, волевые усилия.

Самоконтроль и самооценка своей деятельности.

Формировать умения отчётности  о проделанной работе.

Воспитание трудолюбия, самостоятельности

13

Практическая работа

31

Совершенствовать умения определять приёмы работы, планировать и организовывать работу,

Развивать глазомера при выполнении ручных и машинных работ, пространственных представлений.

Коррекция мелких мышц рук.

Закреплять навыки самостоятельности при выполнении практических работ.

Развивать восприятие предмета в целом его формы, величины,

Закреплять приёмы работ, полученных на предыдущих уроках.

Закреплять умения работать по словесной инструкции и алгоритму.

Развитие волевых усилий.

Вырабатывать навыки точности и аккуратности при выполнении работы.

Развитие зрительного восприятия

Цикл данного предмета обеспечивает коррекцию всех психических процессов: внимания, мышления, речи, памяти, эмоционально - волевой сферы, восприятия. Занятия по программе выявляют актуальные и потенциальные способности учащихся в трудовом обучении, воспитывают умения и привычки, необходимые для продуктивной безопасной работы в учебных мастерских, обучают знаниям и умениям, которые послужат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

 

 

Реализация регионального компонента

6 класс. Распределение НРК по темам:

 

Тема

Количество часов НРК

Первая четверть

 

Сборка как отделка изделия

3

Работа с тканью

1

Ремонт одежды

1

Вторая четверть

 

Вводное занятие

1

Работа с тканью

2

Ремонт одежды

1

Третья четверть

 

Швейная машина с ножным приводом

1

Построение чертежа в натуральную величину

1

Пошив однодетального изделия с применением двойного шва

4

Четвертая четверть

 

Накладной шов

1

Построение чертежа  прямоугольного изделия по заданным размерам

4

 

 

Национально- региональный компонент в тематическом планировании:

 

Форма включения НРК в урок

Время,

минуты

Номера уроков

 

 

 

Элемент урока

 

 

 

5-15

 

 

Первая четверть:

3, 20,25, 27, 31,54

Вторая четверть:

3,13,20,38

Третья четверть:

3, 8, 26, 27, 31, 36, 38

Четвертая четверть:

4, 14, 25, 27, 44

 

 

 

Литература по реализации НРК на уроках швейного дела:

 

1.      Виноградов Н. Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. для уч-ся общеобразовательных школ., гимназий, лицеев, колледжей.-Челябинск: Южно- Урал. кн. изд-во, 1997

2.      Журнал: «Товары оптом на Урале». №5 2006

3.      Специализированный журнал для предприятий Урало- Сибирского региона: «Спецодежда». Декабрь 2006г.

4.      Газета для женщин нашего города «Челябинка» № 19, 20, 23 2008г.

5.      Социально- информационный журнал «Челябинск» №6 2008г.

6.      Рекламно- информационный журнал  «Дом», Челябинск

7.      «Товары оптом на Урале. Мир детства». Журнал для оптовых покупателей Урало-Сибирского региона.

 

 

 

 

II.            Краткое содержание рабочей программы по темам.

 

1 четверть. Обработка обтачкой среза ткани: виды и правила соединения обтачек. Обработка срезов ткани с помощью обтачки. Обработка долевой обтачкой косого среза ткани: свойства косого среза, учёт свойств при пошиве косынки. Обработка сборок: сборка как отделка, правила припуска ткани на сборку, положение регулятора. Обработка двойной косой обтачкой закруглённого среза в поясном изделии: производство хлопчатобумажной ткани, полотняное переплетение, свойства хлопчатобумажной ткани и распознавание, пошив фартука. Ремонт одежды: заплата, формы и способы пришивания заплат.

2 четверть. Запошивочный шов: виды соединительного шва, применение, выполнение шва. Построение чертежа нижней сорочки с круглым вырезом: масштаб, масштабная линейка, снятие мерок, переплетения нитей в ткани саржа, сатин, названия деталей, контурных срезов. Обработка косой обтачкой закруглённого среза в плечевом изделии/нижняя сорочка с круглым вырезом: ткани для сорочки, детали, швы, контурные срезы, надсечки, соединение деталей изделия. Практическое повторение: изготовление нижней женской и детской сорочки с прямыми и косыми, закруглёнными срезами.

3 четверть. Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ, регулировка натяжения нитей, работа на швейной машине. Обработка мягких складок: значение складок, правила расчёта ткани, выполнение на образце мягких не заутюженных складок. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью: назначение фасоны, отделочные строчки, выполнение на образце накладных карманов/ гладкого и закруглённого с отворотом. Обработка подкройной обтачкой внешнего угла: виды углов, подкройная обтачка, обработка прямых и острых углов подкройной обтачкой на образцах.

Построение чертежа и раскрой фартука для работы: растительные волокна (лён) и его свойства, фартук(фасоны, ткани, детали, контурные срезы, парные детали и одинарные), снятие мерок, раскрой. Практическое повторение: пошив фартуков.

4 четверть. Построение чертежа и раскрой трусов-плавок: назначение, фасоны, такни, мерки, название деталей, построение чертежа с накладной ластовицей, раскладка и раскрой. Пошив трусов-плавок с резинкой по поясу: сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам, определение тканей по внешнему виду, разрыву, на ощупь. Ремонт одежды: заплата, штопка, определение вида ремонта, подбор ниток и тканей, раскрой заплатки, наложение заплаты, подготовка ткани под штопку. Построение чертежа и изготовление выкроек для деталей летнего головного убора: назначение, фасоны, название деталей, контурных срезов, мерки, учёт рисунка при  раскрое изделия, раскрой.

Пошив летнего головного убора: ткани для головных уборов, материалы для отделки изделия, настрочной и расстрочной швы, соединение деталей головки, подклада и козырька кепи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная рабочая программа по швейному делу предусматривает

осуществление видов контроля: тематического, промежуточного и итогового.

 

При оценивании знаний и умений учащихся следует учитывать правильность приёмов работы, степень самостоятельности при выполнении задания, качество готового изделия, организацию рабочего места, соблюдения правил техники безопасности

 

График осуществления контроля на 2016 - 2017 учебный год

 

Класс

 

Предмет

ФИО учителя

Вид деятельности

Вид контроля

Тема

/Практическая часть/.

Дата

6

 

 

 

 

Швейное дело

Комиссарова Т.И.

Тематический контроль Самостоятельная работа..

Обработка закруглённого среза двойной косой обтачкой.

 

Промежуточный контроль за полугодие. Самостоятельная работа.

Обработка горловины косой обтачкой

(выполняется по готовому крою)

 

Тематический контроль за 3 четв. Самостоятельная работа.

Соединение кармана с основной деталью. Выполнение отделочной строчки с ориентиром на лапку.

 

Итоговый контроль за год. Контрольная работа.

Пошив головного убора по готовому крою.

 

 

1 четверть. Составить план пошива фартука. Перечислить применяемые ткани. Перечислить применяемые швы.

2 четверть. Составить план пошива сорочки. Перечислить применяемые ткани. Перечислить применяемые швы.

3 четверть. Составить план пошива фартука с нагрудником и бретелями. Перечислить применяемые ткани. Перечислить применяемые швы.

4 четверть. Составить план пошива головного убора. Перечислить применяемые ткани. Перечислить применяемые швы.


 

IV Учебно-методическое обеспечение

 

Кл.

Образовательная область и учебные курсы

ФИО и квалификация педагога

Учебная

программа

Учебник

Учебные пособия для обучающихся

Методические пособия для учителя

Мониторинговый инструментарий

6 кл.

 

Профессионально-трудовое обучение

 

Швейное дело

6 кл. – 7 ч. в неделю.

 

Комиссарова Татьяна Ивановна

1 категория

Программа по швейному делу (Автор – составитель: Л.С. Иноземцева). Программа 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, М.«Владос»2010г., сборник 2 (5-9 кл.);

 

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.

Швейное дело: Учебник  для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида.- М.: Просвещение, 2008

 

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.

Швейное дело: Учебник  для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида.- М.: Просвещение, 2008

 

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.

Швейное дело: Учебник  для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида.- М.: Просвещение, 2006

 

Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Швейное дело: Учебник  для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида.- М.: Просвещение, 2007

 

 

 

Таблицы, образцы изделий, карточки, коллекции тканей, коллекции волокон: шерсти, льна, хлопка.

 

Коллекция основного промышленного сырья.

 

Чертежи

Карточки – задания

Кроссворды

Ребусы

Лекала

Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2001

 

Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для 7-9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2001

 

С.Мирский. Методика профессионально-трудового обучения. Москва, «Просвещение»,1988

 

Труханова А. Т.

Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. М.: Высшая школа; Изд. Центр «Академия»,2000

 

Практикум по производственному обучению профессии «Портной».

Т.В. Могузова, Н.Н.Бойкова, Е.В. Стрельцова.-М.: Изд. Центр «Академия»,2003

 

Журнал «Золотые руки». Изд. «Премьера»,2006

 

Журнал «Креативное рукоделие». ,2007

 

Журнал «Ручная работа»,2007, 2008.

 

Творческие задания для учащихся в рабочих тетрадях составленные учителем.

 

Дидактические игры, задания, тесты составленные учителем.

 

 


 

V  Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

 

 

Материально-техническая база кабинета.

Материально-техническая база соответствует нормативным требованиям и позволяет осуществлять учебный процесс на высоком педагогическом уровне. Подробный перечень оборудования и материалов представлен в паспорте кабинета.

 

 

Учебно – методическое обеспечение учебного процесса.

предмет

№п/п

Класс, автор,

название учебников, издательство

Входит в Федеральный перечень учебников

Профессионально – трудовое обучение (швейное дело)

Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.

Швейное дело: Учебник  для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений УШ вида.- М.: Просвещение, 2008

 

Учебник входит в Федеральный перечень учебников.

 

В работе используются свои разработанные уроки.

ЦОР: «Библиотека технологий»: (группы тканей, машиноведение, материаловедение, моделирование и конструирование одежды).

Реализация практической части по швейному делу.

Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности. В программе обучающимся предлагаются следующие виды работ:

-ручные стежки;

-машинные виды работ;

-построение чертежей;

-моделирование;

-раскрой;

-пошив швейных изделий.

Например:

1.Определение хлопчатобумажных и льняных тканей.

Задание: заполните таблицу, сравнив образцы хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду и на ощупь.

Материалы, инструменты и оборудование: учебные пособия, образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (по 4 на человека), толстая игла.

Порядок выполнения работы. Школьники раскладывают перед собой пронумерованные образцы, сравнивают их и записывают свои наблюдения в отчет. Для этого они могут пользоваться таблицей.

Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей

 

2. Моделирование фартука.

Задание: выполните моделирование деталей фартука (кармана, нагрудника, нижней части).

Материалы, инструменты и оборудование: эскизы базового и желаемого фартуков, учебные пособия, эскизы базовых деталей, ножницы, простой карандаш, ластик.

Порядок выполнения работы.

1.       Внимательно рассмотрите эскиз желаемого изделия, найдите в нем отличия от эскиза базового фартука.

2.       На базовых деталях отметьте с помощью карандаша необходимые изменения.

3.       Ножницами отрежьте по карандашной линии лишнее с базовых деталей для получения желаемого фасона фартука.

          3.Выполнение машинных швов.

Задание: выполните машинные швы: стачной, накладной с закрытым срезом, вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом.

Материалы, инструменты и оборудование: швейная машина, учебные пособия, образцы машинных швов, ножницы, булавки, образцы тканей,, нитки, швейные, игла, утюг, доска гладильная.

Порядок выполнения работы.

1.       Отутюжьте необходимое количество образцов ткани.

2.       Сметайте или приметайте образцы в зависимости от вида будущего машинного шва с учетом указанных размеров.

3.       Проложите необходимые машинные строчки.

4.   Образцы проутюжьте и поместите в альбом (тетрадь).

          4.Подготовка ткани к раскрою фартука.

Задание: выполните раскладку выкройки фартука на однотонной ткани шириной 90 см.

Материалы, инструменты и оборудование: выкройка фартука, учебные пособия, ткань шириной 90 см, булавки.

Порядок выполнения работы.

1.       Определите лицевую и изнаночную стороны ткани и направление долевой нити.

2.       Сложите ткань по долевой нити, лицевой стороной внутрь.

3.   Разложите крупные и мелкие детали на ткани с учетом их количества (карман — 2 детали, нагруд­ник — 1 деталь и т. д.).

4.   Приколите детали выкройки фартука.

 

 

 

VI  Требования к уровню подготовки обучающихся,

успешно освоивших рабочую программу.

 

В тематическом планировании курса предусматриваются: вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, лабораторные работы, экскурсии, практические работы.

Оценочная деятельность состоит из индивидуальных и фронтальных, устных и письменных опросов (проверочные работы, швейные диктанты).

 

 

6 класс

Учащиеся должны знать:

·         основные механизмы швейной машины с электроприводом;

·         виды и применение обтачки;

·         название наиболее распространённых хлопчатобумажных тканей, их строение (виды переплетений);

·         применение запошивочного шва;

·         образование машинного стежка;

·         учёт и свойства тканей при обработке изделия;

·         правила припусков ткани на сборку;

·         названия машинных швов;

·         значение мягких складок;

·         назначение и фасоны карманов;

·         правила и последовательность измерения человеческой фигуры;

 

Учащиеся должны уметь:

·         стачивать детали по заданной линии и без неё;

·         снять мерки, построить чертёж;

·         качественно выполнять машинные швы;

·         выполнять раскрой изделия;

·         распознавать виды хлопчатобумажных тканей;

·         уметь обрабатывать углы, сборки и мягкие складки;

·         работать на швейной машине с электроприводом;

·         выполнять пошив двухдетальных бельевых изделий;

·         уметь отличать хлопчатобумажные и льняные ткани по их признакам и внешнему виду

·         давать полный ответ на поставленный вопрос;

·         следить за качеством выполненной работы, соблюдать технологические требования к изделию.

 

№№ уроков

Тема урока

Дата

Тип урока

Содержание

НРК

Основные понятия. Словарь

 

Контроль

Домашнее задание

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

6 класс                                                                                                     I четверть – 60 час

 

Вводное занятие- 1 час

 

1

План работы на четверть Правила охраны труда в швейной мастерской

 

 

Вводный

Задачи обучения и план работы на четверть. Распределение рабочих мест Профессия швеи-мотористки

Правила безопасной работы швейной мастерской

Инструктаж по охране труда

 

охрана труда

 

 

 

Устный опрос

 

Выучить по тетради ОТ

 

Обработка обтачкой среза ткани – 8 часов

 

2

Обтачка: виды, применение, правила соединения

 

 

Вводный

Обтачка в изготовлении белья и летнего платья

Виды обтачек

Правила соединения обтачек, состоящих из нескольких частей

 

обтачка, одинарная двойная

Устный опрос

 

Повторить обтачку

 

3

Раскрой долевых и поперечных обтачек

 

 

Комбинированный

Раскрой (правила, приемы раскладки) и стачивание долевых и поперечных обтачек

Ателье «Вера»

долевая, поперечная

Практическая работа

 

Правила раскроя обтачки

 

4

Раскрой косых обтачек

 

Комбинированный

Раскрой (правила, приемы раскладки) и стачивание косых обтачек

 

обтачка по косому срезу

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

5

Обработка срезов ткани долевой обтачной

 

 

Комбинированный

Обработка срезов ткани долевой обтачкой (одинарная) Особенности соединения обтачек

 

одинарная обтачка

 Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

6

Обработка срезов поперечной обтачкой

 

Комбинированный

Обработка срезов ткани поперечной обтачкой (одинарная)

 

поперечная обтачка

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

7

Обработка срезов ткани косой обтачкой

 

Комбинированный

Обработка одинарной косой обтачкой срезов ткани

 

косая обтачка

Практическая работа

Домашнего задания нет

 

8

Обработка отделочной косой обтачкой

 

 

Комбинированный

Обработка отделочной косой обтачкой срезов ткани. Особенности (правила) соединения обтачек

 

виды отделок

Практическая работа

 

Повторить план обработки

 

9

Обработка деталей обтачкой (двойной)

 

 

Комбинированный

Особенности обработки двойной обтачкой

 

двойная

Практическая работа

 

Повторить план обработки

 

Обработка долевой обтачкой косого среза ткани –8 часов

Изделие: косынка для работы

 

 

 

 

 

 

Устный опрос

 

10

Косой срез ткани

 

 

 

Вводный

Косой срез ткани: свойства (растяжимость и сыпучесть краев)

учет свойств при обработке  изделия. Срез – край детали

 

косой срез

Устный опрос

Повторить по тетради косой срез

 

11

Складывание ткани для раскроя косынки

 

 

Комбинированный

Складывание ткани для раскроя косынки. Определение долевой нити. Лицевой стороны, изнаночной

 

косынка

Практическая работа

 

Правила складывания

 

12

Раскрой косынки

 

 

Комбинированный

Правила раскроя косынки

 

косынка

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

13

Раскрой долевой обтачки

 

 

Комбинированный

Определение размера долевой обтачки и долевой нити определение длины, ширины обтачки. Раскрой

 

 

долевая раскрой

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

14

План пошива косынки

 

 

Комбинированный

Планирование последовательной обработки срезов косынки

 

косынка

Фронтальный опрос

Повторить план пошива

 

15

Обработка срезов косынки

 

 

Комбинированный

Выбор способа обработки срезов. Обработка срезов косынки швом вподгибку с закрытым срезом

 

срез шов вподгибку

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

16

Обработка косого среза

 

косынки обтачкой

 

Комбинированный

Обработка долевой обтачкой

 

косого среза косынки. Последовательность обработки

 

долевая

Практическая

 

работа

 

Домашнего

 

задания нет

 

17

Окончательная обработка косынки. Утюжка

 

 

Комбинированный

Контроль качества. Влажно-тепловая обработка. Складывание

 

Контроль

 

Тесты по ОТ

Повторить правила ОТ

 

Обработка сборок – 5 часов

Изделие: отделка сборка

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

18

Сборка как отделка изделия

 

 

Вводный

Сборка как отделка на женском и детском легком платье, белье, рабочей одежде.

История Ю. Урала

сборка, отделка

Устный опрос

 

Повторить по тетради отделку

 

19

Сборка как отделка

 

 

Вводный

Правила припуска ткани на сборку, положение регулятора строчки на швейной машине для выполнения сборок

 

припуск регулятор сборка

Фронтальный  опрос

 

Повторить по тетради сборку

 

20

Выполнение сборки ручным способом

 

Комбинированный

Выполнение сборки ручным способом, ручные стежки (мелкие сметочные стежки). Равномерное распределение сборок

 

стежок параллельные стежки

Практическая работа

 

Повторить правила сборки вручную

 

21

Выполнение сборки машинным способом

 

 

Комбинированный

Машинная строчка.

Установка регулятора строчки для выполнения сборки

Прокладывание двух параллельных строчек на швейной машине

 

машинная сборка

 

 

 

Практическая работа

 

Повторить правила сборки на машине

 

22

Выполнение сборки

 

 

Комбинированный

Равномерное распределение сборок

 

машинная сборка

 

 

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

Обработка двойной косой обтачкой закругленного среза в поясном изделии -26 час     

Изделие:  Фартук с закругленным срезом на поясе

 

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос

23

Производство хлопчатобумажной ткани

 

 

Вводный

Простейшие сведения о получении волокна пряжи. Производство х/б ткани

М-н «Ткани»

хлопчатник, волокно, пряжа

Фронтальный опрос

Выучить понятие волокно

 

24

Лабораторная работа. Распознавание ткани

 

Лабораторная работа

Распознавание ткани:

а) по внешнему виду;

б) на ощупь;

в) по особенностям горения

 

волокно, пряжа, хлопчатник

Лабораторная работа

Отчёт по л/р

 

25

Ткачество

 

 

Вводный

Ткацкое производства, возможные дефекты ткачества.

Отделка, крашение, печатание

История Ю. Урала

отделка, крашение

Устный опрос

 

Выучить понятие ткачество

 

26

Лабораторная работа. Полотняное переплетение

 

 

Лабораторная работа

Выполнение на образцах полотняного переплетения

 

полотняное переплетение

Лабораторная работа

Закончить переплетение

 

27

Свойства хлопчатобумажной ткани

 

 

Вводный

Гигиенические свойства (воздухопроницаемость, способность впитывать влагу, отношение к теплу)

 

гигиенические свойства

Устный опрос

 

Выучить свойства х/б ткани

 

28

Лабораторная работа. Распознавание свойств хлопчатобумажных  тканей

 

 

Лабораторная работа

Распознавание свойств хлопчатобумажных тканей в сравнении с шерстяными и синтетическими волокнами

 

шерстяные синтетические

Лабораторная работа

Отчёт по л/р

 

29

Фартук: ткани, детали

 

 

Вводный

Назначение фасоны, ткани для пошива фартуков. Детали, название линий

М-н «Ткани»

фартук, грудка, бретель

 

Устный опрос

Наклеить картинки фартуков

 

30

Фартук: виды отделки

 

 

Вводный

Виды отделки фартуков, швы

 

аппликация тесьма

 

Устный опрос

 

Наклеить картинки фартуков

 

31

Контрольные линии на основных деталях

 

 

Вводный

Знакомство с образцом фартука. Назначение контрольных линий

 

основная деталь, копировальные стежки

Устный опрос

 

Проложить контрольные линии

 

32

План пошива фартука

 

 

Комбинированный

Составление плана пошива фартука. Анализ образца (по карточкам)

 

фартук

Устный опрос

 

Повторить план пошива фартука

 

33

Определение размера косой обтачки

 

 

Комбинированный

Косая обтачка, назначение, способы кроя

 

косая обтачка

Фронтальный опрос

Определить размер обтачки

 

34

Изготовление косой обтачки

 

 

Комбинированный

Изготовление косой обтачки (измерение среза основной детали по контуру) из отделочной ткани. Раскрой, соединение

 

Раскрой

 

 

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

35

Обработка закругленного среза фартука

 

 

 

Комбинированный

 

 

Последовательность обработки закругленного среза.

 

 

 

закруглённый срез

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

36

Обработка закругленного среза фартука

 

 

 

 

 

Комбинированный

Обработка закругленного среза основной детали фартука двойной косой обтачкой (приметывание, притачивание, выметывание канта)

 

закруглённый срез

 

 

 

 

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

37

Обработка двойной косой бейки

 

Комбинированный

Складывание, заутюживание и заправка утюгом двойной косой бейки

 

заправка

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

38

Обработка верхнего среза сборкой

 

Комбинированный

Виды отделки верхнего среза основной детали фартука

 

 

Отделка

 

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

39

Обработка двойной косой обтачкой

 

Комбинированный

Складывание, заутюживание и заправка утюгом двойной косой бейки

 

Заправка

 

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

40

Обработка верхнего среза сборкой

 

Комбинированный

Виды отделки верхнего среза основной детали фартука

 

 

Отделка

 

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

41

Выполнение сборки

 

 

Комбинированный

Технология и последовательность выполнения сборки. Строчки для сборок

 

Сборка

 

 

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

42

Обработка верхнего среза сборкой

 

 

Комбинированный

Прокладывание машинных строчек для образования сборок по верхнему срезу. Равномерное распределение сборок

 

равномерное распределение

 

 

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

43

 

Заготовка пояса для фартука

 

 

Комбинированный

Способы обработки верхнего среза основной детали фартука (грудкой, поясом).

 

Пояс

 

 

 

 

Практическая работа

Домашнего задания нет

 

 

44

 

 

Заготовка пояса для фартука

 

Комбинированный

Обтачивание концов пояса, заметывание одного среза пояса. Определение середины.

 

 

Пояс

 

Практическая работа

Домашнего задания нет

 

45

Обработка верхнего среза фартука поясом

 

Комбинированный

Технология и последовательность обработки верхнего среза фартука.

 

притачивание

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

46

Обработка верхнего среза фартука поясом

 

 

Комбинированный

Приметывание и соединение пояса с основной деталью фартука. Закрепляющая и отделочная строчка по поясу

 

отделочная строчка

 

 

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

47

Окончательная отделка фартука

 

Комбинированный

Необходимость проверки качества выполненной работы (проверка строчки, чистка)

 

отделка, качество

 

Практическая работа

 

Повторить правила ТБ

 

48

Утюжка фартука

 

 

Комбинированный

Правила техники безопасности работы с утюгом. Приемы утюжки

 

утюжка, складывание

Тест по ОТ

 

Повторить правила ТБ

 

Ремонт одежды – 10 часов

Изделие: заплата

 

49

Заплата как вид ремонта

 

 

Вводный

Заплата: назначение, формы. Необходимость ремонта

 

заплата

 

Устный опрос

 

Повторить по тетради

 

50

Способы пришивания заплаты

 

 

Вводный

Способы пришивания: ручной, машинный

 

ремонт

 

Устный опрос

 

Выучить способы

 

51

 

 

 

Подбор ткани для заплат

 

 

 

 

 

Вводный

Правила подбора ткани для заплаты (в соответствии  с тканью изделия) Подбор ткани для заплаты из гладкокрашеной ткани с рисунком. Подбор по качеству, цвету, рисунку

История Ю. Урала

подбор ткань гладко-крашенная

Фронтальный опрос

Подобрать ткань для заплат

 

52

 

Подготовка изделия к ремонту

 

 

Комбинированный

Подготовка изделия к ремонту (чистка, утюжка). Определение места наложения заплаты. Выбор технологии выполнения заплаты. Размер заплаты. Раскрой заплаты

 

изделие

ремонт

 

 

 

 

Практическая работа

 

Подготовить изделие к ремонту

 

53

Заготовка заплаты

 

 

Комбинированный

Подгибание и заметывание срезов заплаты

 

подгибка, заметывание

Практическая работа

 

Заготовить заплату

 

54

Наложение заплаты

 

Комбинированный

 Наложение с изнаночной стороны изделия приметывание заплаты сметочными стежками

 

наложение приметывание

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

55

Подравнивание и подгиб поврежденной ткани

 

Комбинированный

Подравнивание и подгиб на изнаночную сторону краев поврежденной ткани изделия

 

подравнивание

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

56

Пришивание заплаты ручным способом

 

Комбинированный

Подшивание подогнутых краев изделия и заплаты вручную косыми стежками

 

подшивание, косые стежки

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

57

Пришивание заплаты машинным способом

 

Комбинированный

Подшивание подогнутых краев изделия и заплаты на швейной машине

 

подшивание, косые стежки

Практическая работа

 

Домашнего задания нет

 

58

Утюжка заплаты

 

Комбинированный

Правила безопасной работы с утюгом. Приемы утюжки

 

утюжка

Тест по ОТ

 

Повторить правила ОТ

 

Самостоятельная работа – 2 часа

Изготовление по готовому крою

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

59

Самостоятельная работа. Обработка закругленного среза

 

Контрольный

Обработка закруглённого среза

 

 

Самостоятельная работа

Домашнего задания нет

 

60

Самостоятельная работа. Выполнение сборок

 

Контрольный

Выполнение сборок

 

 

Самостоятельная работа

Домашнего задания нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№№ уроков

Тема урока

Дата

Тип урока

Содержание

НРК

Основные понятия. Словарь

 

Контроль

 

Домашнее задание

 

1

2

3

4

5