Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества с 5-7лет ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Кубашова Нина Викторовна

 Рабочая программа по теме: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества с 5-7лет

                                  Пояснительная записка. 
Программа разработана в соответствии с нормативными документами. 
Актуальность:
Рабочая программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. 
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. 
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. 
При реализации программы ежемесячно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка. 
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом. 
Цель: 
Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. 
Задачи: 
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними. 
2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования. 
3. Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности. 
4. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. 
5. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию. 
Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет) .
Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения. 
Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 период непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 5-7 лет – 25-30 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.


Форма и методы реализации программы:
-Групповая и индивидуальная работа с детьми;
-Выставки творческих работ в группе и в ДОУ; 
-Тематические развлечения;
-Мастер-классы с педагогами и родителями;
-Консультации для родителей и педагогов;
-Родительские собрания с использованием ИКТ;
-Публикация информации на сайте ДОУ;
-Оформление предметно-окружающей среды. 


Принципы организации:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 
-учёт возрастных и психологических особенностей детей;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-игровая форма подачи материала;
-сотрудничество Организации с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 

 


Методическое обеспечение программы:
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы: 
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ) ; 
– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки) ;
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы) ;
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные) ;
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание) .


В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие 
Познавательное развитие 
Речевое развитие 
Художественно-эстетическое развитие 
Физическое развитие 


Предполагаемый результат реализации программы:
В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества:
-Инициативность;
-Самостоятельность;
-Любознательность;
-Наблюдательность;
-Воображение, фантазия, образное мышление;
-Творческие способности;
-Склонность к экспериментированию;
-Способность к принятию решений. 

 

 

 

 

 

 

 


                                               

                                                  Работа с детьми


Календарно-тематическое планирование рабочей программы в старшей группе


Сентябрь
1. Воздушные шарики (Монотипия) 
2. Превращение гусеницы (Монотипия) 
3. Ежики на опушке (Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой) 
4. Ветка рябины (Рисование пальчиками)


Октябрь
1. Превращение ладошки (Рисование ладошкой) 
2. Ковер из осенних листьев (Печатание листьями) 
3. Осенние деревья (Выдувание, рисование ватными палочками) 
4. Дождик, дождик, капелька (Рисование пипеткой) 


Ноябрь 


1. Пушистый котёнок (Тычок жесткой полусухой кистью) 
2. За мокрым стеклом (Рисование по сырому) 
3. Кляксы наши друзья (Кляксография) 
4. Сказочный цветок (Выдувание, тычок жёсткой кистью) 


Декабрь 
1. Зима пришла (Рисование солью) 
2. Снежинки (Набрызг) 
3. Зимний вечер в лесу (Граттаж) 
4. Новогодний салют (Набрызг) 

 


Январь
1. Морозное окно (Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование по трафарету) 
2. Сова (Тычок полусухой жесткой кистью) 
3. Зимние узоры (Граттаж) 
4. Чудесные превращения кляксы (Кляксография) 


Февраль 
1. Подводное царство (Рисование ладошкой, рисование по мокрому) 
2. Полярная ночь (Рисование зубными щётками) 
3. Матрешка (Рисование ватными палочками и скомканной бумагой) .
4. Ваза с ветками (Оттиск печатками)

 
Март 
1. Подарок маме (Печать по трафарету, рисование пальчиками) 
2. Солнечный цвет (Рисование пальчиками) 
3. Дождь и радуга (Рисование по сырому) 
4. Весенние цветы (Акварель + восковой мелок) 


Апрель 
1. Курочка и цыплята (Отпечатывание поролоном и скомканной бумагой) 
2. Космические дали (Набрызг, печать поролоном по трафарету) 
3. Цветы (Монотипия) 
4. Одуванчики (Рисование манной крупой) 


Май
1. Вишня в цвету (Набрызг) 
2. Салют (Набрызг) 
3. Весеннее дерево (Рисование трубочкой) 
4. Чем пахнет лето? (Акварель + восковой мелок) 

 

 


                             Работа с родителями
Календарно-тематическое планирование работы с родителями
Сентябрь
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»


Октябрь
«Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста» (Родительское собрание) 


Ноябрь 
«Как часто рисует ваш малыш? » (Анкетирование) 


Декабрь 
«Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» (Консультация) 


Январь
«Рисуем вместе с детьми»(Буклеты для родителей)

 
Февраль
«Необычными вещами мы рисуем без труда» (Мастер-класс) 


Март
«Увлекательное рисование» (Папка-передвижка) 


Апрель
«Несколько советов по развитию творческих способностей детей»(Памятки)  

 


Май
«Наш семейный портрет» (Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями) .


                                                        Работа с педагогами
Календарно-тематическое планирование работы с педагогами

Сентябрь
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» (Мастер-класс) 
Октябрь 
«Дождик, дождик, капелька» (Открытый просмотр НОД) 
Ноябрь 
«Педагогическая мастерская» (Совместная работа с музыкальным руководителем по подбору музыкального сопровождения к занятиям) 
Декабрь
«Игры с красками» (Создание картотеки игр, способствующих развитию творческих способностей детей) 
Январь 
«Новый год стучится в дверь» (Изготовление плакатов для оформления музыкального зала к Новому году) 
Февраль 
«Портрет моего папы»(Конкурс между детьми старших групп) 
Март 
«Маленькие фокусники» (Тематический досуг (совместная работа с музыкальным руководителем) 
Апрель 
«Роспись цветка на камне» (Мастер-класс) 
Май 
«Юные художники» (Выставка детских работ (совместная работа педагогов) 


Список литературы:
1. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г. 
2. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 
3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г. 
4. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г. 
5. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г. 
6. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с. 

Рабочая программа по ИЗО деятельности «Весёлые ладошки»  

                  приобщение детей к нетрадиционным техникам с2-4лет


                            Пояснительная записка


Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых. 
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. 
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. 
В процессе изобразительной деятельности умственная и физическая активность ребёнка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определёнными усилиями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить результат, создать определённое изображение. 
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. 
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник – это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. 
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. 
Цель программы:
Учить детей дошкольного возраста самостоятельно создавать художественные образы, используя различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве. 
Задачи:
1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. 
2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. 
3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира. 
4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. 
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально. 
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
• от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
• от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. 
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании. 
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций. 
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе. 
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. 
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. 
Здоровье: физкультминутки. 
Музыка: прослушивание музыкальных произведений. 
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается. 
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 2 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается. 
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. 
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. 
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Ожидаемый результат:
Значительное повышение уровня развития творческих способностей. 
Расширение и обогащение художественного опыта. 
Формирование умения взаимодействовать друг с другом. 
Овладение простейшими приемами рисования. 


                                      Работа с родителями
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. 
Просветительскую работу с родителями в форме консультаций, наглядной информации. 
Консультации для родителей
                                                Темы:
1. «Как научить ребенка различать цвета»
2. «Родителям о нетрадиционной техники».
                                      Список литературы:

1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл. 
2. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с. 
3. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, 2007.-32с. : ил. 
4. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварели: М. : Просвещение, 2006. – 111с. : ил. 
5. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с. 
6. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с. 
7. Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с. 

Пожалуйста, подождите.
x
×