Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки", 2 класс | Медведь Инна Сергеевна. Работа №240111

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Медведь Инна Сергеевна
Рабочая программа по внеуросной деятельности "Истоки", духовно-нравственного направления

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 8»

«Рассмотрено» «Согласовано»

на заседании МО учителей зам. директора по УР начальных классов _____Л.А.Лазарева

протокол №_1 «30» августа 2019 г.

от 29.08. 2019г.

Председатель МО

_____________Т.П.Гайдовская

Утверждена педагогическим

советом школы

Протокол от 30.08.2019г.№1

Приказ директора школы

от 30.08.2019 . № 582

________О.С.Серебренникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Нижневартовск

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

В настоящее время в обществе возник интерес к изучению традиций, истории, культуры русского народа. Одной из задач стоящих перед учителями начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за наш народ и нашу страну, воспитать у школьников чувство патриотизма. Ту же самую задачу перед школой поставило и государство. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6) был выработан современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. А без изучения истории своего народа, обычаев и традиций реализация этого нравственного идеала не возможна.

Как же воспитать ребенка настоящим патриотом Родины? Задача эта не из легких в современном мире. Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся знали и уважали обычаи и традиции своего народа, его историю, культуру. Потому как чем внимательнее мы будем к национальному, тем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. Наши мудрые предки из поколения в поколение твердили, что не может быть будущего там, где предают забвению лучшие традиции народа. Без прошлого нет будущего. Именно патриотизм, в конечном итоге, становится связующей нитью поколений – отцов и детей. В настоящее время среди подрастающего поколения культивируется увлечение и подражание современным западным традициям. А это значит, что основной задачей сейчас должно стать воспитание именно национального самосознания.

Национальная история и культура – это неисчерпаемый источник развития, ресурсная зона для каждого представителя этноса. Приобщение к культуре должно начинаться с первых дней жизни ребёнка: с маминой колыбельной, бабушкиных потешек, потом приходит черёд народных песен и сказок. Логично продолжать эту работу в младших классах школы.

В начальной школе она начинается со знакомства и изучения легенд, былин, преданий, сказаний, эпоса, сказок, песен, танцев, ритуалов, декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Стоит помнить, что младший школьный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Это обязывает педагогов начальной школы, к созданию благоприятных условий в педагогическом процессе для привития детям любви к родному краю, природе, традициям и народной культуре. Несовременно? Вовсе нет, ведь корни человека лежат в той почве, которая его вскормила, а ветви своего древа мы можем устремлять в различных направлениях. Это как нельзя лучше говорит о том, что знакомя детей с традициями, обычаями и изучая их, мы можем дать ребенку возможность развиваться в соответствии сего способностям и желаниям и в ногу со временем.

Кроме того, народная культура является мощным средством воспитания подрастающего поколения. Она выполняет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, служит одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, к своим предкам, к своему народу, чувство чести, гордости, достоинства – это основа, на которой формируется тонкость чувств. А потому актуальность программы является несомненной.

 

Цель: Воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Освоение духовных, нравственных, эстетических ценностей традиционной народной культуры. Формирование интереса к изучению народного творчества и русской истории.

 

Задачи:

формирование понятий «история», «народ», «национальность», «Родина».

понятие об истории и исторических источниках.

знакомство с образом жизни наших предков: отношения в семье, работа, еда, одежда.

изучение таких литературных источников как сказка, былина, предание, легенда, пословицы, поговорки, крылатые выражения.

знакомство с декоративно-прикладным искусством нашего народа.

проведение фольклорных праздников.

 

 

 

МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Тематика занятий отражает реальные интересы учащихся, содержит полезную и любопытную информацию и интересные факты.

 

2.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

 

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

интегративный межпредметный характер. Образование призвано обеспечивать 
и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира  личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. Отбор в качестве «узловых точек» содержания общего образования базовых ценностей отечественной культуры, вокруг которых концентрируется осваиваемое содержание курса, инициирует процесс духовного восхождения учащихся и предупреждает догматическое заучивание информации, не связанной с их личностной активностью.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации. 
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека. Стать субъектом культуры можно, только идентифицировав себя с ней, восприняв ее глубинные основания — истоки, и выстраивая собственное развитие как свое жизнетворчество в ее контексте.

Возникающие в процессе развития содержания образования вопросы о приоритете тех или иных национальных или общечеловеческих ценностей в принципе недопустимы, так как провоцируют их противопоставление, исходят из их несовместимости. Наиболее убедительным представляется подход, согласно которому в становлении личности россиянина любой этнической принадлежности должен возникнуть органический сплав национальных и общечеловеческих ценностей. Опасно как отождествление этих ценностей, так и их противопоставление. Развитие и саморазвитие у подрастающего поколения истинных национальных и общечеловеческих ценностей в сфере материальной и духовной культуры становится необходимым способом их ориентации в мире.


Ожидаемые результаты:

к концу курса учащиеся должны знать:

Культуру, историю, природу родного края,

представление о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

Знать понятия: Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Горы.  Дорога. Путь. Река. Море. Озеро. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Сказка. Песня. Информация. Праздник. Храм. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля, Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Терпение. Преображение. Лад. Духовное здоровье. Целеустремленность. Воля. Дисциплинированность. Активный отдых. Пассивный отдых. Саморазвитие. Путь к себе.

 

к концу курса учащиеся должны уметь:

понимать следующие базовые социокультурные ценности в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья, раскрывать их смысл в соответствии с контекстом употребления;

уметь правильно использовать в своей речи;

использовать их  при организации самостоятельных видов деятельности.

раскрывать их смысл в соответствии с контекстом употребления;

уметь правильно использовать в своей речи;

использовать их  при организации самостоятельных видов деятельности.

исходя из контекста, употреблять и корректно использовать их в своей речи;

опираться на них в своей деятельности и общении.

истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;

опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;

применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.

владеть навыками саморефлексии и работы с литературой.

 

3.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности,

Чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

Осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Формирование ценностей многонационального российского общества;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Метапредметные результаты:

Применять

изученные способы работы с дополнительной литературой.

Анализировать

учебный материал.

Действовать

в соответствии с заданными правилами.

Включаться

в групповую работу.

Участвовать

в решении проблемных вопросов,

высказывать

собственное мнение и

аргументировать

его.

Выполнять

пробное учебное действие,

фиксировать

затруднения в пробных учебных действий.

Аргументировать

свою позицию в коммуникации,

учитывать

разные мнения,

использовать

критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять

полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать

свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки).

Искать

и

выбирать

необходимую информацию, содержащуюся в литературе для ответа на заданные вопросы.

Моделировать

ситуацию, описанную в литературе.

Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Обосновывать

выполняемые и выполненные действия.

Участвовать

в учебном диалоге.

Оценивать

процесс поиска решения задачи.

 

Предметные результаты:

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Формирование знаний о традициях,

верованиях, укладе жизни русского народа

.

.

4.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации видов деятельности

Родной очаг

ИМЯ. Как выбирается имя и что  оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД-люди, происходящий от одного предка. Род- твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память ороде.Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ — территория семьи, мир вещей.Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как городрассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

 

 

Родные просторы

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива- творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в полепроверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота рекии ее берегов? Течение рекии ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море- конец света? Тайны моря. Мореучит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путьк спасению, путьк правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя.  Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева?Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песнязадушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздникназывают труд души? Главные праздникигода.

КНИГА. Библия — Книга книг. Книга рукописная, книгапечатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА — образ иного, преображенного мира. Как чтят икону?Лампада. Красный угол. Как иконапомогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храмнепохож на обычное здание? Храмв жизни человекаХрамхранит труд многих людей.

 

Тематическое планирование

1.Родной очаг -9ч

2.Родные просторы -9ч

3.Труд земной -8ч

4.Труд души -8ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к тематическому планированию

Календарно – тематическое планирование

2 В класс

 

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

 

 

 

По плану

Факти

чески

«Родной очаг»

Имя

1

3.09

 

Семья

1

10.09

 

Семья

1

17.09

 

Род

1

24.09

 

Дом

1

1.10

 

Дом

1

8.10

 

Деревня

1

15.09

 

Город

1

22.10

 

Обобщающий урок

1

29.10

 

«Родные просторы»

Нива и поле

1

12.11

 

Нива и поле

1

19.11

 

Лес

1

26.11

 

Река

1

3.12

 

Река

1

10.12

 

Море

1

17.12

 

Путь-дорога

1

24.12

 

Путь –дорога

1

14.01

 

Обобщающий урок

 

1

21.01

 

«Труд земной»

Сев и жатва

1

28.01

 

Братья меньшие

1

4.02

 

Ткачихи-рукодельницы

1

11.02

 

Ткачихи-рукодельницы

1

18.02

 

Мастера-плотники

1

25.02

 

Кузницы-умельцы

1

3.03

 

Ярмарка

1

10.03

 

Обобщающий урок

1

17.03

 

« Труд души»

Слово

1

31.03

 

Сказка

1

7.04

 

Песня

1

14.04

 

Праздник

1

21.04

 

Книга

1

28.04

 

Икона

1

5.05

 

Храм

1

12.05

 

Обобщающий урок

1

19.05

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×