Рабочая программа подготовки к школе

Автор: Петровичева Александра Николаевна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Ступеньки к школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель начальных классов

Петровичева А.Н.                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
          Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность. 

 Задачи программы:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здо­ровому образу жизни;
  • формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
  • умений общаться со сверстниками и взрослыми;
  • необходимого уровня монологической и диалогической речи;
  • целостных представлений о мире;
  • создать  условия  для развития детей старшего дошкольного возраста,   позволяющие   им   в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

 

 

Основными принципами подготовки к обучению являются:

§  учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;

§  единство развития, обучения и воспитания;

§  уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью

§  комплексный подход при разработке занятий

§  вариативность содержания и форм проведения занятий

§  систематичность и последовательность занятий;

§  сознательность и творческая активность;

§  наглядность;

§  доступность и достаточность.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

 

  • занятие-игра;
  • занятие-путешествие;
  • занятие-исследование;
  • занятие-конкурс;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие-соревнование

В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается интегрированные занятия, игра и продуктивная деятельность.

 

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий 

 

 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать

 следующие базовые

 ценности:  «добро»,

«терпение», «родина»,

«природа», «семья».

 

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

 

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

 

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

 

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

 

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать  в паре.

 

 

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа

  • способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
  • воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
  • обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
  • укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

 

Разработана  программа на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., «Просвещение» 2005г) и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).  Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

При  реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

§  словесные, наглядные и практические методы.

§  репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.

§  методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии).

Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

  •  развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
  • окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
  • мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).

Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка. 

 

Модель выпускника группы по подготовке детей к школе

(группы предшкольной подготовки)

I  Здоровье и физическое развитие.

1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.

2. Физически подготовлен к продолжению обучения:

— владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;

— хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;

— подвижен, ловок;

— развита мелкая мускулатура рук: уверенно, владеет карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности,

3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

— сформированность основных гигиенических навыков, элементарных представлений о пользе занятий физической культурой;

— сформированность основ безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.

II Развитие познавательной деятельности

1. Кругозор выпускника:

— сформированы развернутые и конкретные представления о мире;

— устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.

2. Речь выпускника:

— устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;

— речь фонетически и грамматически правильная;

— использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);

3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:

— ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

— выпускник способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.

4. Сформированы интеллектуальные умения:

— определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове;

— сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения;

— способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;

— сформированы элементы учебной деятельности.

5. Сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления:

— ребенок способен сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут;

— способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;

— способен самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат деятельности.

6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):

— развиты художественное мышление, сенсорные способности;

— умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.

III  Поведение и общение

1. Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками:

— устанавливает дружеские отношения;

— готов к коллективным формам деятельности;

— умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем.

2. Принимает и соблюдает социальные и этические нормы.

3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе.

4. Способен управлять своим поведением и способами общения.

5. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности.

IV. Мотивационная готовность к обучению в школе

1. Желает учиться в школе.

2. Имеет познавательный или социальный мотив учения.

 

 

Содержание программы

 

Блоки программы

Основные содержательные линии

 

 Развитие речи (20ч.)

Развитие речевой среды.

Формирование словаря.

Звуковая культура речи.

Грамматический строй речи.

Подготовка к обучению грамоте.

Связная речь.

Знакомство с художественной литературой.

 

Математика (20ч.)

Величина и геометрические фигуры.

Счёт.

Количество.

Форма.

Ориентировка в пространстве и во времени.

 

Окружающий мир (20ч.)

Что такое природа.

Растительный мир.

Животный мир.

Неживая природа.

Планеты, Земля, Солнце.

Знакомство с литературой о природе.

Наши волшебные помощники.

Художественные материалы и принадлежности.

Художественное отражение окружающего мира в изобразительной деятельности.

Окружающий мир в образах народного декоративного искусства.

Восприятие художественного образа.

Диагностика

Определение школьной зрелости.

Психопрофилактика.

Психологическая коррекция.

Индивидуальная диагностика.

 

 

 

Тематическое планирование по курсу

“Математика ” 

 

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. Понятия «Больше, меньше,  столько же». Числа 1-10. Прямой и обратный счёт

1

2

Понятия «Длиннее - короче», «выше - ниже»

1

3

Треугольник. Конструирование животных из геометрических фигур. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт

1

4

Понятие «Столько - сколько». Число и цифра 1. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт.

1

5

Закономерность. Квадрат. Число и цифра 2.

1.

6

Понятие «вначале», «потом». Числа 1,2. Число и цифра 3.

1

7

Число предшествующее и последующее. Числа 1-3. Число и цифра 4. Решение задач на сложение и вычитание.

1

8

Числа 1-4. Число и цифра 5. Игра «Что лишнее?»

1

9

Геометрические фигуры. Круг. Деление круга на две части.

1

10

Равенства. Сравнение фигур. Состав чисел 2, 3, 4, 5.

1

11

Неравенства. Счёт предметов. Сравнение предметов.  Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д.

1

12

Сравнение предметов. Числа 1-5. Число и цифра 6.

1

13

Числа 1-6. Состав числа 6. Составление закономерности.

1

14

Числа 1-6. Число и цифра 7. Сказка и число 7.

1

15

Числа 1-7. Состав числа 7. Решение примеров на сложение.

1

16

Числа 1-7. Число и цифра 8. Решение задач на сложение и вычитание.

1

17

Состав числа 8. Ориентировка в пространстве: слева, справа, посредине.

1

18

Числа 1-8. Число и цифра 9. Решение задач на сложение и вычитание.

1

19

Закономерность. Числа 1-9. Число 10. Решение примеров.

1

20

Состав числа 10. Решение примеров. Закономерность.

1

 

 

 

Тематическое планирование по курсу

“Развитие речи ”.

 

 

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Речь. Звучащий звук. Гласный и согласный звук (основное отличие). Игра «Полслова за вами»

1

2

Слог. Деление слов на слоги. Работа с картиной «Лес»

1

3

Ударный слог.

1

4

Чтение басни «Стрекоза и Муравей». Инсценирование сказки «Колобок»

1

5

Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Гласные буквы а, о, у, ы, э, и.

1.

6

Герой сказки золотой ключик. Одинаковые звуки в словах. Гласные буквы е, ё, ю, я.

1

7

Звуки «м, н, л, р». Буквы м, н, л, р. Игра «Да - нет»

1

8

Знакомство с «морскими» словами. Работа по картине. Составление предложений, текста.

1

9

Звуки в начале слова. Составление и чтение слогов с буквами м, н, л, р.

1

10

Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Инсценирование отрывка.

1

11

Соотношение слова и картинки. Чтение слогов и составление слов.

1

12

Слова со звуками «з-с». Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза»

1

13

Звуки твёрдые и мягкие. Разучивание скороговорки.

1

14

Звуки глухие и звонкие. Рассказ-описание любимого героя из мультфильма.

1

15

Мягкие и твёрдые звуки. Составление рассказа по картине «Питомцы зоопарка».

1

16

Мягкие и твёрдые звуки. Разучивание стихов А.Барто «Игрушки».

1

17

Составление и чтение слов. Описание животных по картинке(слон, тигр, зебра, жираф)

1

18

Буквы ъ и ь. Чтение слогов и составление слов. Игра «Что лишнее?»

1

19

Чтение слогов и составление слов.  Инсценирование сказки «Теремок»

1

20

Многосложные слова. Составление предложений по картине.

1

 

 

Тематическое планирование по курсу

Окружающий мир ”.

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Знакомство со школой, со школьными принадлежностями

1

2

Дикие и домашние животные

1

3

Деревья лиственные и хвойные

1

4

Времена года. Определение времени года по признакам. Понятие «следует», «предшествует»

1

5

Осень пришла. Приметы осени.

1

6

Названия дне недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

1

7

Профессии людей.

1

8

Детские забавы. Разучивание игр.

1

9

Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков.

1

10

Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?»

1

11

Здравствуй, гостья Зима! Приметы зимы.

1

12

Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса).

1

13

Какие бывают рыбы.

1

14

Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри».

1

15

Животные и их детёныши. Заботливые отношения родителей и их детей.

1

16

Животные жарких стран

1

17

Кто нас лечит. Какие бывают врачи.

1

18

Ягоды. Кустарники.

1

19

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

1

20

Транспорт. Виды транспорта.

1

 

              

К концу курса учащиеся должны знать:

  • изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи,
  • числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки
  • название своей республики, города, памятные места, татарские сказки, элементарные сведения о народной культуре.

Должны уметь:

  • конструировать изученные буквы
  • правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью
  • правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.

Ожидаемые результаты

 

  • Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.                                                                             
  • Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.

§  Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.

 

 

 

 

Литература

1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа», 2000               2.  Узорова О.В., Нефедова Е.Л.., Готовимся к школе. М. «Просвещение»,  2001      

3. Белая К.Ю.  «От сентября до сентября», М., «Просвещение», 2000           

4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001                       

5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999                                                         

6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение»,  1990 г.   

7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995                                   

8. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 

9. Бугрименко Е. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.

10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986

11. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига, 2010

12. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.

13. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» 3-е издание М. «Просвещение» 2005

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Ступеньки к школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель начальных классов

Петровичева А.Н.                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
          Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность. 

 Задачи программы:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здо­ровому образу жизни;
  • формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
  • умений общаться со сверстниками и взрослыми;
  • необходимого уровня монологической и диалогической речи;
  • целостных представлений о мире;
  • создать  условия  для развития детей старшего дошкольного возраста,   позволяющие   им   в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

 

 

Основными принципами подготовки к обучению являются:

§  учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;

§  единство развития, обучения и воспитания;

§  уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью

§  комплексный подход при разработке занятий

§  вариативность содержания и форм проведения занятий

§  систематичность и последовательность занятий;

§  сознательность и творческая активность;

§  наглядность;

§  доступность и достаточность.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

 

  • занятие-игра;
  • занятие-путешествие;
  • занятие-исследование;
  • занятие-конкурс;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие-соревнование

В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается интегрированные занятия, игра и продуктивная деятельность.

 

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий 

 

 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать

 следующие базовые

 ценности:  «добро»,

«терпение», «родина»,

«природа», «семья».

 

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

 

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

 

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

 

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

 

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать  в паре.

 

 

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа

  • способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
  • воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
  • обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
  • укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

 

Разработана  программа на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., «Просвещение» 2005г) и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).  Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

При  реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

§  словесные, наглядные и практические методы.

§  репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.

§  методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии).

Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

  •  развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
  • окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
  • мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).

Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка. 

 

Модель выпускника группы по подготовке детей к школе

(группы предшкольной подготовки)

I  Здоровье и физическое развитие.

1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.

2. Физически подготовлен к продолжению обучения:

— владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;

— хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;

— подвижен, ловок;

— развита мелкая мускулатура рук: уверенно, владеет карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности,

3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

— сформированность основных гигиенических навыков, элементарных представлений о пользе занятий физической культурой;

— сформированность основ безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.

II Развитие познавательной деятельности

1. Кругозор выпускника:

— сформированы развернутые и конкретные представления о мире;

— устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.

2. Речь выпускника:

— устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;

— речь фонетически и грамматически правильная;

— использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);

3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:

— ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

— выпускник способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.

4. Сформированы интеллектуальные умения:

— определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове;

— сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения;

— способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;

— сформированы элементы учебной деятельности.

5. Сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления:

— ребенок способен сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут;

— способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;

— способен самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат деятельности.

6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):

— развиты художественное мышление, сенсорные способности;

— умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.

III  Поведение и общение

1. Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками:

— устанавливает дружеские отношения;

— готов к коллективным формам деятельности;

— умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем.

2. Принимает и соблюдает социальные и этические нормы.

3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе.

4. Способен управлять своим поведением и способами общения.

5. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности.

IV. Мотивационная готовность к обучению в школе

1. Желает учиться в школе.

2. Имеет познавательный или социальный мотив учения.

 

 

Содержание программы

 

Блоки программы

Основные содержательные линии

 

 Развитие речи (20ч.)

Развитие речевой среды.

Формирование словаря.

Звуковая культура речи.

Грамматический строй речи.

Подготовка к обучению грамоте.

Связная речь.

Знакомство с художественной литературой.

 

Математика (20ч.)

Величина и геометрические фигуры.

Счёт.

Количество.

Форма.

Ориентировка в пространстве и во времени.

 

Окружающий мир (20ч.)

Что такое природа.

Растительный мир.

Животный мир.

Неживая природа.

Планеты, Земля, Солнце.

Знакомство с литературой о природе.

Наши волшебные помощники.

Художественные материалы и принадлежности.

Художественное отражение окружающего мира в изобразительной деятельности.

Окружающий мир в образах народного декоративного искусства.

Восприятие художественного образа.

Диагностика

Определение школьной зрелости.

Психопрофилактика.

Психологическая коррекция.

Индивидуальная диагностика.

 

 

 

Тематическое планирование по курсу

“Математика ” 

 

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. Понятия «Больше, меньше,  столько же». Числа 1-10. Прямой и обратный счёт

1

2

Понятия «Длиннее - короче», «выше - ниже»

1

3

Треугольник. Конструирование животных из геометрических фигур. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт

1

4

Понятие «Столько - сколько». Число и цифра 1. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт.

1

5

Закономерность. Квадрат. Число и цифра 2.

1.

6

Понятие «вначале», «потом». Числа 1,2. Число и цифра 3.

1

7

Число предшествующее и последующее. Числа 1-3. Число и цифра 4. Решение задач на сложение и вычитание.

1

8

Числа 1-4. Число и цифра 5. Игра «Что лишнее?»

1

9

Геометрические фигуры. Круг. Деление круга на две части.

1

10

Равенства. Сравнение фигур. Состав чисел 2, 3, 4, 5.

1

11

Неравенства. Счёт предметов. Сравнение предметов.  Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д.

1

12

Сравнение предметов. Числа 1-5. Число и цифра 6.

1

13

Числа 1-6. Состав числа 6. Составление закономерности.

1

14

Числа 1-6. Число и цифра 7. Сказка и число 7.

1

15

Числа 1-7. Состав числа 7. Решение примеров на сложение.

1

16

Числа 1-7. Число и цифра 8. Решение задач на сложение и вычитание.

1

17

Состав числа 8. Ориентировка в пространстве: слева, справа, посредине.

1

18

Числа 1-8. Число и цифра 9. Решение задач на сложение и вычитание.

1

19

Закономерность. Числа 1-9. Число 10. Решение примеров.

1

20

Состав числа 10. Решение примеров. Закономерность.

1

 

 

 

Тематическое планирование по курсу

“Развитие речи ”.

 

 

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Речь. Звучащий звук. Гласный и согласный звук (основное отличие). Игра «Полслова за вами»

1

2

Слог. Деление слов на слоги. Работа с картиной «Лес»

1

3

Ударный слог.

1

4

Чтение басни «Стрекоза и Муравей». Инсценирование сказки «Колобок»

1

5

Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Гласные буквы а, о, у, ы, э, и.

1.

6

Герой сказки золотой ключик. Одинаковые звуки в словах. Гласные буквы е, ё, ю, я.

1

7

Звуки «м, н, л, р». Буквы м, н, л, р. Игра «Да - нет»

1

8

Знакомство с «морскими» словами. Работа по картине. Составление предложений, текста.

1

9

Звуки в начале слова. Составление и чтение слогов с буквами м, н, л, р.

1

10

Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Инсценирование отрывка.

1

11

Соотношение слова и картинки. Чтение слогов и составление слов.

1

12

Слова со звуками «з-с». Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза»

1

13

Звуки твёрдые и мягкие. Разучивание скороговорки.

1

14

Звуки глухие и звонкие. Рассказ-описание любимого героя из мультфильма.

1

15

Мягкие и твёрдые звуки. Составление рассказа по картине «Питомцы зоопарка».

1

16

Мягкие и твёрдые звуки. Разучивание стихов А.Барто «Игрушки».

1

17

Составление и чтение слов. Описание животных по картинке(слон, тигр, зебра, жираф)

1

18

Буквы ъ и ь. Чтение слогов и составление слов. Игра «Что лишнее?»

1

19

Чтение слогов и составление слов.  Инсценирование сказки «Теремок»

1

20

Многосложные слова. Составление предложений по картине.

1

 

 

Тематическое планирование по курсу

Окружающий мир ”.

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Знакомство со школой, со школьными принадлежностями

1

2

Дикие и домашние животные

1

3

Деревья лиственные и хвойные

1

4

Времена года. Определение времени года по признакам. Понятие «следует», «предшествует»

1

5

Осень пришла. Приметы осени.

1

6

Названия дне недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

1

7

Профессии людей.

1

8

Детские забавы. Разучивание игр.

1

9

Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков.

1

10

Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?»

1

11

Здравствуй, гостья Зима! Приметы зимы.

1

12

Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса).

1

13

Какие бывают рыбы.

1

14

Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри».

1

15

Животные и их детёныши. Заботливые отношения родителей и их детей.

1

16

Животные жарких стран

1

17

Кто нас лечит. Какие бывают врачи.

1

18

Ягоды. Кустарники.

1

19

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

1

20

Транспорт. Виды транспорта.

1

 

              

К концу курса учащиеся должны знать:

  • изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи,
  • числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки
  • название своей республики, города, памятные места, татарские сказки, элементарные сведения о народной культуре.

Должны уметь:

  • конструировать изученные буквы
  • правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью
  • правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.

Ожидаемые результаты

 

  • Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.                                                                             
  • Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.

§  Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.

 

 

 

 

Литература

1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа», 2000               2.  Узорова О.В., Нефедова Е.Л.., Готовимся к школе. М. «Просвещение»,  2001      

3. Белая К.Ю.  «От сентября до сентября», М., «Просвещение», 2000           

4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001                       

5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999                                                         

6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение»,  1990 г.   

7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995                                   

8. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 

9. Бугрименко Е. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.

10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986

11. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига, 2010

12. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.

13. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» 3-е издание М. «Просвещение» 2005

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Ступеньки к школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель начальных классов

Петровичева А.Н.                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
          Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность. 

 Задачи программы:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здо­ровому образу жизни;
  • формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
  • умений общаться со сверстниками и взрослыми;
  • необходимого уровня монологической и диалогической речи;
  • целостных представлений о мире;
  • создать  условия  для развития детей старшего дошкольного возраста,   позволяющие   им   в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

 

 

Основными принципами подготовки к обучению являются:

§  учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;

§  единство развития, обучения и воспитания;

§  уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью

§  комплексный подход при разработке занятий

§  вариативность содержания и форм проведения занятий

§  систематичность и последовательность занятий;

§  сознательность и творческая активность;

§  наглядность;

§  доступность и достаточность.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

 

  • занятие-игра;
  • занятие-путешествие;
  • занятие-исследование;
  • занятие-конкурс;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие-соревнование

В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается интегрированные занятия, игра и продуктивная деятельность.

 

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий 

 

 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать

 следующие базовые

 ценности:  «добро»,

«терпение», «родина»,

«природа», «семья».

 

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

 

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

 

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

 

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

 

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать  в паре.

 

 

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа

  • способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
  • воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
  • обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
  • укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

 

Разработана  программа на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., «Просвещение» 2005г) и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).  Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

При  реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

§  словесные, наглядные и практические методы.

§  репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.

§  методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии).

Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

  •  развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
  • окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
  • мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).

Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка. 

 

Модель выпускника группы по подготовке детей к школе

(группы предшкольной подготовки)

I  Здоровье и физическое развитие.

1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.

2. Физически подготовлен к продолжению обучения:

— владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;

— хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;

— подвижен, ловок;

— развита мелкая мускулатура рук: уверенно, владеет карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности,

3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

— сформированность основных гигиенических навыков, элементарных представлений о пользе занятий физической культурой;

— сформированность основ безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.

II Развитие познавательной деятельности

1. Кругозор выпускника:

— сформированы развернутые и конкретные представления о мире;

— устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.

2. Речь выпускника:

— устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;

— речь фонетически и грамматически правильная;

— использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);

3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:

— ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

— выпускник способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.

4. Сформированы интеллектуальные умения:

— определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове;

— сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения;

— способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;

— сформированы элементы учебной деятельности.

5. Сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления:

— ребенок способен сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут;

— способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;

— способен самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат деятельности.

6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):

— развиты художественное мышление, сенсорные способности;

— умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.

III  Поведение и общение

1. Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками:

— устанавливает дружеские отношения;

— готов к коллективным формам деятельности;

— умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем.

2. Принимает и соблюдает социальные и этические нормы.

3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе.

4. Способен управлять своим поведением и способами общения.

5. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности.

IV. Мотивационная готовность к обучению в школе

1. Желает учиться в школе.

2. Имеет познавательный или социальный мотив учения.

 

 

Содержание программы

 

Блоки программы

Основные содержательные линии

 

 Развитие речи (20ч.)

Развитие речевой среды.

Формирование словаря.

Звуковая культура речи.

Грамматический строй речи.

Подготовка к обучению грамоте.

Связная речь.

Знакомство с художественной литературой.

 

Математика (20ч.)

Величина и геометрические фигуры.

Счёт.

Количество.

Форма.

Ориентировка в пространстве и во времени.

 

Окружающий мир (20ч.)

Что такое природа.

Растительный мир.

Животный мир.

Неживая природа.

Планеты, Земля, Солнце.

Знакомство с литературой о природе.

Наши волшебные помощники.

Художественные материалы и принадлежности.

Художественное отражение окружающего мира в изобразительной деятельности.

Окружающий мир в образах народного декоративного искусства.

Восприятие художественного образа.

Диагностика

Определение школьной зрелости.

Психопрофилактика.

Психологическая коррекция.

Индивидуальная диагностика.

 

 

 

Тематическое планирование по курсу

“Математика ” 

 

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Свойства предметов. Сравнение. Счет предметов. Количественный счёт, порядковый счёт. Понятия «Больше, меньше,  столько же». Числа 1-10. Прямой и обратный счёт

1

2

Понятия «Длиннее - короче», «выше - ниже»

1

3

Треугольник. Конструирование животных из геометрических фигур. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт

1

4

Понятие «Столько - сколько». Число и цифра 1. Числа 1-10. Прямой и обратный счёт.

1

5

Закономерность. Квадрат. Число и цифра 2.

1.

6

Понятие «вначале», «потом». Числа 1,2. Число и цифра 3.

1

7

Число предшествующее и последующее. Числа 1-3. Число и цифра 4. Решение задач на сложение и вычитание.

1

8

Числа 1-4. Число и цифра 5. Игра «Что лишнее?»

1

9

Геометрические фигуры. Круг. Деление круга на две части.

1

10

Равенства. Сравнение фигур. Состав чисел 2, 3, 4, 5.

1

11

Неравенства. Счёт предметов. Сравнение предметов.  Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д.

1

12

Сравнение предметов. Числа 1-5. Число и цифра 6.

1

13

Числа 1-6. Состав числа 6. Составление закономерности.

1

14

Числа 1-6. Число и цифра 7. Сказка и число 7.

1

15

Числа 1-7. Состав числа 7. Решение примеров на сложение.

1

16

Числа 1-7. Число и цифра 8. Решение задач на сложение и вычитание.

1

17

Состав числа 8. Ориентировка в пространстве: слева, справа, посредине.

1

18

Числа 1-8. Число и цифра 9. Решение задач на сложение и вычитание.

1

19

Закономерность. Числа 1-9. Число 10. Решение примеров.

1

20

Состав числа 10. Решение примеров. Закономерность.

1

 

 

 

Тематическое планирование по курсу

“Развитие речи ”.

 

 

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Речь. Звучащий звук. Гласный и согласный звук (основное отличие). Игра «Полслова за вами»

1

2

Слог. Деление слов на слоги. Работа с картиной «Лес»

1

3

Ударный слог.

1

4

Чтение басни «Стрекоза и Муравей». Инсценирование сказки «Колобок»

1

5

Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Гласные буквы а, о, у, ы, э, и.

1.

6

Герой сказки золотой ключик. Одинаковые звуки в словах. Гласные буквы е, ё, ю, я.

1

7

Звуки «м, н, л, р». Буквы м, н, л, р. Игра «Да - нет»

1

8

Знакомство с «морскими» словами. Работа по картине. Составление предложений, текста.

1

9

Звуки в начале слова. Составление и чтение слогов с буквами м, н, л, р.

1

10

Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха». Инсценирование отрывка.

1

11

Соотношение слова и картинки. Чтение слогов и составление слов.

1

12

Слова со звуками «з-с». Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза»

1

13

Звуки твёрдые и мягкие. Разучивание скороговорки.

1

14

Звуки глухие и звонкие. Рассказ-описание любимого героя из мультфильма.

1

15

Мягкие и твёрдые звуки. Составление рассказа по картине «Питомцы зоопарка».

1

16

Мягкие и твёрдые звуки. Разучивание стихов А.Барто «Игрушки».

1

17

Составление и чтение слов. Описание животных по картинке(слон, тигр, зебра, жираф)

1

18

Буквы ъ и ь. Чтение слогов и составление слов. Игра «Что лишнее?»

1

19

Чтение слогов и составление слов.  Инсценирование сказки «Теремок»

1

20

Многосложные слова. Составление предложений по картине.

1

 

 

Тематическое планирование по курсу

Окружающий мир ”.

№ п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Знакомство со школой, со школьными принадлежностями

1

2

Дикие и домашние животные

1

3

Деревья лиственные и хвойные

1

4

Времена года. Определение времени года по признакам. Понятие «следует», «предшествует»

1

5

Осень пришла. Приметы осени.

1

6

Названия дне недели. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

1

7

Профессии людей.

1

8

Детские забавы. Разучивание игр.

1

9

Насекомые и другие животные. Выделение общих признаков.

1

10

Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?»

1

11

Здравствуй, гостья Зима! Приметы зимы.

1

12

Как зимуют звери(медведь, белка, заяц, лиса).

1

13

Какие бывают рыбы.

1

14

Морские животные. Их особенности. Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри».

1

15

Животные и их детёныши. Заботливые отношения родителей и их детей.

1

16

Животные жарких стран

1

17

Кто нас лечит. Какие бывают врачи.

1

18

Ягоды. Кустарники.

1

19

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

1

20

Транспорт. Виды транспорта.

1

 

              

К концу курса учащиеся должны знать:

  • изученные звуки и буквы, различать их в устной и письменной речи,
  • числа первого десятка, иметь начальные геометрические представления и элементарные чертежные навыки
  • название своей республики, города, памятные места, татарские сказки, элементарные сведения о народной культуре.

Должны уметь:

  • конструировать изученные буквы
  • правильно и аккуратно выполнять штриховку, рисовать свою семью
  • правильно и четко отвечать на вопросы учителя, классифицировать, обобщать, обладать логикой высказывания, ставить вопросы и доказывать свое мнение.

Ожидаемые результаты

 

  • Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.                                                                             
  • Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.

§  Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.

 

 

 

 

Литература

1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа», 2000               2.  Узорова О.В., Нефедова Е.Л.., Готовимся к школе. М. «Просвещение»,  2001      

3. Белая К.Ю.  «От сентября до сентября», М., «Просвещение», 2000           

4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001                       

5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999                                                         

6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение»,  1990 г.   

7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995                                   

8. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 

9. Бугрименко Е. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992.

10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986

11. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига, 2010

12. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.

13. М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» 3-е издание М. «Просвещение» 2005

 Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.
          Цель программы: воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру, познавательную и социальную мотивацию, инициативность, самостоятельность. 

 Задачи программы:

  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здо­ровому образу жизни;
  • формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности, познавательных способностей, образного мышления и воображения, словесно-логического мышления;
  • умений общаться со сверстниками и взрослыми;
  • необходимого уровня монологической и диалогической речи;
  • целостных представлений о мире;
  • создать  условия  для развития детей старшего дошкольного возраста,   позволяющие   им   в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

 

 

Основными принципами подготовки к обучению являются:

§  учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;

§  единство развития, обучения и воспитания;

§  уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью

§  комплексный подход при разработке занятий

§  вариативность содержания и форм проведения занятий

§  систематичность и последовательность занятий;

§  сознательность и творческая активность;

§  наглядность;

§  доступность и достаточность.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

 

  • занятие-игра;
  • занятие-путешествие;
  • занятие-исследование;
  • занятие-конкурс;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие-соревнование

В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается интегрированные занятия, игра и продуктивная деятельность.

 

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий 

 

 

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать

 следующие базовые

 ценности:  «добро»,

«терпение», «родина»,

«природа», «семья».

 

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

 

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

 

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

 

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

 

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

 

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

 

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать  в паре.

 

 

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, что данная программа

  • способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;
  • воспитывает любовь и уважение к родителям, интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим;
  • обучает правилам личной гигиены, приемам самообслуживания, работе с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;
  • укрепляет: чувство уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства.

 

Разработана  программа на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., «Просвещение» 2005г) и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).  Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

При  реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

§  словесные, наглядные и практические методы.

§  репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.

§  методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии).

Программа  включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

  •  развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);
  • окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);
  • мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).

Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка. 

 

Модель выпускника группы по подготовке детей к школе

(группы предшкольной подготовки)

I  Здоровье и физическое развитие.

1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме.

2. Физически подготовлен к продолжению обучения:

— владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту;

— хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;

— подвижен, ловок;

— развита мелкая мускулатура рук: уверенно, владеет карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности,

3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:

— сформированность основных гигиенических навыков, элементарных представлений о пользе занятий физической культурой;

— сформированность основ безопасного поведения в критических жизненных ситуациях.

II Развитие познавательной деятельности

1. Кругозор выпускника:

— сформированы развернутые и конкретные представления о мире;

— устанавливает доступные причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.

2. Речь выпускника:

— устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;

— речь фонетически и грамматически правильная;

— использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);

3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:

— ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

— выпускник способен к самостоятельному решению творческих (умственных, художественных и др.) задач.

4. Сформированы интеллектуальные умения:

— определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове;

— сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения;

— способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;

— сформированы элементы учебной деятельности.

5. Сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления:

— ребенок способен сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут;

— способен строить свою деятельность в соответствии с инструкцией взрослого;

— способен самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат деятельности.

6. Сформированы основы художественных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):

— развиты художественное мышление, сенсорные способности;

— умеет создавать художественный образ в разных видах творческой деятельности.

III  Поведение и общение

1. Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками:

— устанавливает дружеские отношения;

— готов к коллективным формам деятельности;

— умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем.

2. Принимает и соблюдает социальные и этические нормы.

3. Сформированы практические умения уважительного отношения к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе.

4. Способен управлять своим поведением и способами общения.

5. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности.

IV. Мотивационная готовность к обучению в школе

1. Желает учиться в школе.

2. Имеет познавательный или социальный мотив учения. 


comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x