Рабочая программа "Речевичок" | Шипилова Олеся Александровна. Работа №209715
Автор: Шипилова Олеся Александровна
Рабочая программа
Принято на заседании Утверждаю
методического совета Директор МБОУ
протокол № _____ «Первомайская средняя
от «____ » ________ 20__ г. общеобразовательная школа»
_______________ А.Ю Самохвалов
Приказ № ____ от ______ 20__ г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Платная дополнительная
образовательная программа
«Речивечок»
Возраст обучающихся: 3-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Шипилова Олеся Александровна
2018 г.
Пояснительная записка.
Направленность программы - социально - педагогическая.
Актуальность программы обусловлена тем что, образовательная деятельность должна будет послужить толчком для более полного развития детей, их интеллектуальной сферы - памяти, внимания, мышления и физического состояния двигательной активности и тем самым послужить формированию у дошкольников позитивное отношение к обучению.
Новизна программы заключается в том, что обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со сверстниками, следовательно, есть все основания считать, что овладение ребёнком языковыми навыками и коммуникативными умениями будет являться стержнем формирования личности ребёнка - дошкольника.
Педагогическая целесообразность: овладение умениями пересказывать произведения, понимать, запоминать и использовать в своих рассказах авторские средства: проявлять интерес к самостоятельному сочинению; активно владеть словарём; пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительностью.
Цель программы: формирование мотивации ребёнка дошкольного возраста к изучению окружающего мира.
Задачи.
1. Развитие языковых способностей.
2. Полноценное овладение родным языком.
3. Воспитание инициативности детей и самостоятельности в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
Отличительные особенности данной программы является то, что в её структуру входит образовательная деятельность, позволяющая приобретению ребёнком интереса направленного на решение задач по подготовке обучению грамоте.
Программа разработана для детей с 3-5лет, рассчитана на 1 год. Программа включает в себя 64 часов образовательной деятельности, которая проводится 2 раза в неделю.
Режим занятий: среда, пятница, 15.30-15.45
Формы работы:
Опытно-исследовательская работа
Беседы с применением наглядных пособий
Развитие моторики пальцев, кисти рук
Артикуляционная (речевая гимнастика)
Планируемые результаты программы:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окру
жающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
Стремится к общению
со
взрослыми и активно подражает им в дви
жениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Календарно-тематический план
№
Дата
Тема занятия
Всего часов
Содержание деятельности занятия (формы организации деятельности)
Форма аттестации
(контроля)
теоретическая часть
практическая часть
1
3.10.18г 5.10.18г
«Игрушки»
2
1
1
2
10.10.18г 12.10.18г
«Части тела»
2
1
1
3
17.10.18г 19.10.18г
«Овощи, фрукты»
2
1
1
4
24.10.18г 26.10.18г
«Осень»
2
1
1
5
31.10.18г 2.11.18г
Геометрические фигуры»
2
1
1
6
7.11.18г 9.11.18г
«Одежда»
2
1
1
7
14.11.18г 16.11.18г
«Обувь»
2
1
1
8
21.11.18г 23.11.18г
«Головные уборы»
2
1
1
9
28.11.18г30.11.18г
«Мебель»
2
1
1
10
5.12.18г 7.12.18г
Развитие речи и ознакомление с окружающим миром: «Наблюдаю и рассказываю»
2
1
1
11
12.12.18г 14.12.18г
«Наземный транспорт»
2
1
1
12
19.12.18г 21.12.18г
«Водный транспорт»
2
1
1
13
26.12.18г 28.12.18г
«Воздушный транспорт»
2
1
1
14
11.01.19г 16.01.19г
«Посуда»
2
1
1
15
18.01.19г 23.01.19г
«Рабочие инструменты»
2
1
1
16
25.01.19г 30.01.19г
«Домашние животные»
2
1
1
17
1.02.19г 6.02.19г
«Магазин»
2
1
1
18
8.02.19г 13.02.19г
«Профессии»
2
1
1
19
15.02.19г 20.02.19г
Игра: «Мне нравится играть»
2
1
1
20
22.02.19г 27.02.19г
«Почта»
2
1
1
21
1.03.19г 6.03.19г
« Музыкальные инструменты»
2
1
1
22
13.03.19г 15.03.19г
Развитие фонематического слуха: «Звук в начале слова»
2
1
1
23
20.03.19г 22.03.19г
Развитие фонематического слуха: «Звук в конце слова»
2
1
1
24
27.03.19г 29.03.19г
Игра: «Мне нравится играть»
2
1
1
25
3.04.19г 5.04.19г
Развитие пространственных представлений: «Пространство вокруг меня»
2
1
1
26
10.04.19г 12.04.19г
Развитие фонематического слуха: «Учись слушать»
2
1
1
27
17.04.19г 19.04.19г
Формирование представлений о времени: «Когда это бывает»
2
1
1
28
24.04.19г 26.04.19г
Развитие фонематического слуха: «Звук в середине слова»
2
1
1
29
8.05.19г 10.05.19г
«Цветные, круглые и весёлые слова»
2
1
1
30
15.05.19г 17.05.19г
«Назови ласково»
2
1
1
31
22.05.19г 24.05.19г
«Антонимы»
2
1
1
32
29.05.19г 31.05.19г
«Птицы зимующие, перелётные»
2
1
1
Итого
64
32
32
Учебно-тематический план
№
Название разделов, тем
Количество часов
Форма аттестации
(контроля)
Всего
в том числе
Теория
Практика
1
Мелкая моторика
10
1
9
2
Артикуляционный аппарат
6
1
5
3
Речевое дыхание
6
1
5
4
Фонематический слух
5
1
4
5
Связная речь
5
1
4
6
Слуховое внимание
5
1
4
7
Слуховое восприятие
5
1
4
8
Слуховая память
5
1
4
9
Словарный запас
5
1
4
10
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи.
6
1
5
11
Грамматический строй речи
6
1
5
Итого
64
11
53
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Месяц
Занятие
№
Тема занятия
Задачи
Примечание
Октябрь
1
«Игрушки»
Учить называть свойство материала; развивать внимание; мелкую моторику, мышление; ознакомить с понятиями «высоко-низко», «один-много»
Наглядный материал
2
«Части тела»
Называть, узнавать части тела.
Иллюстрация картинок.
3
«Овощи, фрукты»
Узнать вкусовое восприятие (соленый, сладкий, кислый, горький); различать деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжёлые запахи.
.
Натуральные овощи, фрукты
4
«Осень»
Учить узнавать время суток; изменение в погоде.
Наглядный материал
Ноябрь
5
Геометрические фигуры»
Научить различать по форме, величине.
Счётные палочки.
6
«Одежда»
Учить называть верхнюю одежду, сравнивать, называть детали одежды; развивать внимание.
Плакаты, картинки
7
«Обувь»
Познакомить с названиями видов обуви, её составными частями; учить сравнивать предметы; развивать мышление, память, мелкую моторику рук.
Слушание стихотворения «Валенки, валенки»
8
«Головные уборы»
Познакомить с названиями головных уборов; учить сравнивать предметы; развивать мышление, память.
Игра: «Один – много»
Декабрь
9
«Мебель»
Ознакомить с названиями предметов мебели, их назначением; учить сравнивать предметы; упражнять в употреблении предлогов; развивать память, мелкую моторику рук, внимание.
Предлоги; около, на, под.
10
Развитие речи и ознакомление с окружающим миром: «Наблюдаю и рассказываю»
Познать новые слова, учиться грамматически правильно употреблять, их и включать в связное высказывание.
«Семья»
11
«Наземный транспорт»
Учить сравнивать предметы, узнавать виды наземного транспорта, его составные части; развивать внимание, память, мышление.
Проговаривание звукоподражаний.
12
«Водный транспорт»
Учить сравнивать предметы, слушать стихи, называть водный транспорт, его составные части; развивать мелкую моторику рук.
Слушание стихотворения А. Барто «Кораблик»
Январь
13
«Воздушный транспорт»
Учить называть воздушный транспорт, сравнивать виды транспорта, слушать литературные произведения.
Игра: «Как шумит транспорт?»
14
«Посуда»
Проверить знание названий предметов посуды; учить находить различия между предметами; упражнять в употреблении предлогов; развивать память, внимание, мелкую моторику.
Рассматривание картинок.
15
«Рабочие инструменты»
Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве, умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях. Обогащать активный словарь; развивать лексико - грамматический строй речи, воображение, эмоционально – волевую сферу.
Предметные картинки с изображением.
16
«Домашние животные»
Познакомить детей; учить различать животных.
Закрепить в речи животных и их детёнышей.
Февраль
17
«Магазин»
Расширить представления детей о магазине (продукты), обогащать активный словарь.
Молочные, мясные продукты. Что печём мы из муки?
18
«Профессии»
Расширить представления детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях; формировать обобщенное понятие «профессия»; обогащать активный словарь.
Игра: «Найди предмет, который не нужен парикмахеру»
19
Игра: «Мне нравится играть»
Направить на умение общаться, взаимодействовать друг с другом.
Игра «Узнай предмет»
20
«Почта»
Формировать у детей представление о почте; развивать речь, мышление, внимание, память, пространственную ориентировку; воспитывать уважение к труду.
Игра «Почтальон - Печкин»
Март
21
« Музыкальные инструменты»
Расширить кругозор, развить речь, память и внимание, познакомить с названиями музыкальных инструментов, пополнить словарный запас.
Предметные картинки с изображением.
22
Развитие фонематического слуха: «Звук в начале слова»
Формировать первичные навыки звукового анализа.
Игра: « Назови первый звук в слове»
23
Развитие фонематического слуха: «Звук в конце слова»
Формировать первичные навыки звукового анализа.
Игра: «Звук потерялся»
24
Игра: «Мне нравится играть»
Направить на умение общаться, взаимодействовать друг с другом.
Игра: «Съедобное – несъедобное»
Апрель
25
Развитие пространственных представлений: «Пространство вокруг меня»
Овладение ребенком самостоятельной речью способствует более качественному усвоению пространственных отношений.
Игра «Найди своё место»
26
Развитие фонематического слуха: «Учись слушать»
Помочь детям усвоить о многообразии звуков окружающего мира.
Звуки: дома, улицы, леса. Звуки и слова.
27
Формирование представлений о времени: «Когда это бывает»
Научится ориентироваться во времени; определять его, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность и уметь на основе этого регулировать и планировать свою деятельность.
Утро, день, вечер, ночь.
28
Развитие фонематического слуха: «Звук в середине слова»
Формировать первичные навыки звукового анализа.
Закончи предложение по картинке.
Май
29
«Цветные, круглые и весёлые слова»
Развивать речь, расширить кругозор.
Название слов: красные, зелёные, жёлтые, круглые, весёлые.
30
«Назови ласково»
Научиться образовывать уменьшительно- ласкательные существительные, развить выразительность речи.
Игра: «Ласковые слова»
31
«Антонимы»
Подбирать противоположные по смыслу слова, развить речь, внимание, научиться отвечать на вопросы.
Рассматривания картинок.
32
«Птицы зимующие, перелётные»
Научиться строить предложения, сравнивать различные объекты, выделяя общие и противоположные признаки, расширить кругозор, развить внимание.
Предметные картинки.
Итого
32
Список литературы
Познание предметного мира:
Комплексные занятия
.
/
а
в
. – сост. З. А.
Ефанова
. Программа «От рождения до школы»
Познание предметного мира:
Комплексные занятия
.
/
а
в
. – сост. О. В. Павлова. Программа «От рождения до школы»
Большая книга умного малыша 3 – 5 лет/ И. К.
Боровская
– Минск:
Харвест
, 2012г.
Как научить ребёнка строить предложения / А. Николаев «РИПОЛ классик», 2012г.
Речевая гимнастика для дошкольников Н. В.
Новоторцева
2012г.
Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения/ И. Ю. Кондратенко
Исправление произношения у детей. Дидактический материал. Т. В. Туманова.