Автор: Шипилова Олеся Александровна
Рабочая программа
Автор: Шипилова Олеся Александровна
Принято на заседании Утверждаю
методического совета Директор МБОУ
протокол № _____ «Первомайская средняя
от «____ » ________ 20__ г. общеобразовательная школа»
_______________ А.Ю Самохвалов
Приказ № ____ от ______ 20__ г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Платная дополнительная
образовательная программа
«Речивечок»
Возраст обучающихся: 3-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Шипилова Олеся Александровна
2018 г.
Пояснительная записка.
Направленность программы - социально - педагогическая.
Актуальность программы обусловлена тем что, образовательная деятельность должна будет послужить толчком для более полного развития детей, их интеллектуальной сферы - памяти, внимания, мышления и физического состояния двигательной активности и тем самым послужить формированию у дошкольников позитивное отношение к обучению.
Новизна программы заключается в том, что обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере, но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со сверстниками, следовательно, есть все основания считать, что овладение ребёнком языковыми навыками и коммуникативными умениями будет являться стержнем формирования личности ребёнка - дошкольника.
Педагогическая целесообразность: овладение умениями пересказывать произведения, понимать, запоминать и использовать в своих рассказах авторские средства: проявлять интерес к самостоятельному сочинению; активно владеть словарём; пользоваться всеми основными грамматическими нормами речи; чисто и правильно произносить все звуки родного языка, пользоваться различными средствами интонационной выразительностью.
Цель программы: формирование мотивации ребёнка дошкольного возраста к изучению окружающего мира.
Задачи.
1. Развитие языковых способностей.
2. Полноценное овладение родным языком.
3. Воспитание инициативности детей и самостоятельности в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
Отличительные особенности данной программы является то, что в её структуру входит образовательная деятельность, позволяющая приобретению ребёнком интереса направленного на решение задач по подготовке обучению грамоте.
Программа разработана для детей с 3-5лет, рассчитана на 1 год. Программа включает в себя 64 часов образовательной деятельности, которая проводится 2 раза в неделю.
Режим занятий: среда, пятница, 15.30-15.45
Формы работы:
Опытно-исследовательская работа
Беседы с применением наглядных пособий
Развитие моторики пальцев, кисти рук
Артикуляционная (речевая гимнастика)
Планируемые результаты программы:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окру
жающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
Стремится к общению
со
взрослыми и активно подражает им в дви
жениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Календарно-тематический план
№ |
Дата |
Тема занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности занятия (формы организации деятельности) |
Форма аттестации (контроля) |
|
|
|
|
|
теоретическая часть |
практическая часть |
|
1 |
3.10.18г 5.10.18г |
«Игрушки» |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
10.10.18г 12.10.18г |
«Части тела» |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
17.10.18г 19.10.18г |
«Овощи, фрукты» |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
24.10.18г 26.10.18г |
«Осень» |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
31.10.18г 2.11.18г |
Геометрические фигуры» |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
7.11.18г 9.11.18г |
«Одежда» |
2 |
1 |
1 |
|
7 |
14.11.18г 16.11.18г |
«Обувь» |
2 |
1 |
1 |
|
8 |
21.11.18г 23.11.18г |
«Головные уборы» |
2 |
1 |
1 |
|
9 |
28.11.18г30.11.18г |
«Мебель» |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
5.12.18г 7.12.18г |
Развитие речи и ознакомление с окружающим миром: «Наблюдаю и рассказываю» |
2 |
1 |
1 |
|
11 |
12.12.18г 14.12.18г |
«Наземный транспорт» |
2 |
1 |
1 |
|
12 |
19.12.18г 21.12.18г |
«Водный транспорт» |
2 |
1 |
1 |
|
13 |
26.12.18г 28.12.18г |
«Воздушный транспорт» |
2 |
1 |
1 |
|
14 |
11.01.19г 16.01.19г |
«Посуда» |
2 |
1 |
1 |
|
15 |
18.01.19г 23.01.19г |
«Рабочие инструменты» |
2 |
1 |
1 |
|
16 |
25.01.19г 30.01.19г |
«Домашние животные» |
2 |
1 |
1 |
|
17 |
1.02.19г 6.02.19г |
«Магазин» |
2 |
1 |
1 |
|
18 |
8.02.19г 13.02.19г |
«Профессии» |
2 |
1 |
1 |
|
19 |
15.02.19г 20.02.19г |
Игра: «Мне нравится играть» |
2 |
1 |
1 |
|
20 |
22.02.19г 27.02.19г |
«Почта» |
2 |
1 |
1 |
|
21 |
1.03.19г 6.03.19г |
« Музыкальные инструменты» |
2 |
1 |
1 |
|
22 |
13.03.19г 15.03.19г |
Развитие фонематического слуха: «Звук в начале слова» |
2 |
1 |
1 |
|
23 |
20.03.19г 22.03.19г |
Развитие фонематического слуха: «Звук в конце слова» |
2 |
1 |
1 |
|
24 |
27.03.19г 29.03.19г |
Игра: «Мне нравится играть» |
2 |
1 |
1 |
|
25 |
3.04.19г 5.04.19г |
Развитие пространственных представлений: «Пространство вокруг меня» |
2 |
1 |
1 |
|
26 |
10.04.19г 12.04.19г |
Развитие фонематического слуха: «Учись слушать» |
2 |
1 |
1 |
|
27 |
17.04.19г 19.04.19г |
Формирование представлений о времени: «Когда это бывает» |
2 |
1 |
1 |
|
28 |
24.04.19г 26.04.19г |
Развитие фонематического слуха: «Звук в середине слова» |
2 |
1 |
1 |
|
29 |
8.05.19г 10.05.19г |
«Цветные, круглые и весёлые слова» |
2 |
1 |
1 |
|
30 |
15.05.19г 17.05.19г |
«Назови ласково» |
2 |
1 |
1 |
|
31 |
22.05.19г 24.05.19г |
«Антонимы» |
2 |
1 |
1 |
|
32 |
29.05.19г 31.05.19г |
«Птицы зимующие, перелётные» |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
Итого |
64 |
32 |
32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-тематический план
№ |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма аттестации (контроля) |
||
|
|
Всего |
в том числе |
|
|
|
|
|
Теория |
Практика |
|
1 |
Мелкая моторика |
10 |
1 |
9 |
|
2 |
Артикуляционный аппарат |
6 |
1 |
5 |
|
3 |
Речевое дыхание |
6 |
1 |
5 |
|
4 |
Фонематический слух |
5 |
1 |
4 |
|
5 |
Связная речь |
5 |
1 |
4 |
|
6 |
Слуховое внимание |
5 |
1 |
4 |
|
7 |
Слуховое восприятие |
5 |
1 |
4 |
|
8 |
Слуховая память |
5 |
1 |
4 |
|
9 |
Словарный запас |
5 |
1 |
4 |
|
10 |
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи. |
6 |
1 |
5 |
|
11 |
Грамматический строй речи |
6 |
1 |
5 |
|
|
Итого |
64 |
11 |
53 |
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Месяц |
Занятие № |
Тема занятия |
Задачи |
Примечание |
|
|
|
|
|
Октябрь |
1 |
«Игрушки» |
Учить называть свойство материала; развивать внимание; мелкую моторику, мышление; ознакомить с понятиями «высоко-низко», «один-много» |
Наглядный материал |
|
2 |
«Части тела» |
Называть, узнавать части тела. |
Иллюстрация картинок. |
|
3 |
«Овощи, фрукты» |
Узнать вкусовое восприятие (соленый, сладкий, кислый, горький); различать деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжёлые запахи. .
|
Натуральные овощи, фрукты |
|
4 |
«Осень» |
Учить узнавать время суток; изменение в погоде. |
Наглядный материал |
Ноябрь |
5 |
Геометрические фигуры» |
Научить различать по форме, величине. |
Счётные палочки. |
|
6 |
«Одежда» |
Учить называть верхнюю одежду, сравнивать, называть детали одежды; развивать внимание. |
Плакаты, картинки |
|
7 |
«Обувь» |
Познакомить с названиями видов обуви, её составными частями; учить сравнивать предметы; развивать мышление, память, мелкую моторику рук. |
Слушание стихотворения «Валенки, валенки» |
|
8 |
«Головные уборы» |
Познакомить с названиями головных уборов; учить сравнивать предметы; развивать мышление, память. |
Игра: «Один – много» |
Декабрь |
9 |
«Мебель» |
Ознакомить с названиями предметов мебели, их назначением; учить сравнивать предметы; упражнять в употреблении предлогов; развивать память, мелкую моторику рук, внимание. |
Предлоги; около, на, под. |
|
10 |
Развитие речи и ознакомление с окружающим миром: «Наблюдаю и рассказываю» |
Познать новые слова, учиться грамматически правильно употреблять, их и включать в связное высказывание. |
«Семья» |
|
11 |
«Наземный транспорт» |
Учить сравнивать предметы, узнавать виды наземного транспорта, его составные части; развивать внимание, память, мышление. |
Проговаривание звукоподражаний. |
|
12 |
«Водный транспорт» |
Учить сравнивать предметы, слушать стихи, называть водный транспорт, его составные части; развивать мелкую моторику рук. |
Слушание стихотворения А. Барто «Кораблик» |
Январь |
13 |
«Воздушный транспорт» |
Учить называть воздушный транспорт, сравнивать виды транспорта, слушать литературные произведения. |
Игра: «Как шумит транспорт?» |
|
14 |
«Посуда» |
Проверить знание названий предметов посуды; учить находить различия между предметами; упражнять в употреблении предлогов; развивать память, внимание, мелкую моторику. |
Рассматривание картинок. |
|
15 |
«Рабочие инструменты» |
Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве, умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях. Обогащать активный словарь; развивать лексико - грамматический строй речи, воображение, эмоционально – волевую сферу. |
Предметные картинки с изображением. |
|
16 |
«Домашние животные» |
Познакомить детей; учить различать животных. |
Закрепить в речи животных и их детёнышей. |
Февраль |
17 |
«Магазин» |
Расширить представления детей о магазине (продукты), обогащать активный словарь. |
Молочные, мясные продукты. Что печём мы из муки? |
|
18 |
«Профессии» |
Расширить представления детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях; формировать обобщенное понятие «профессия»; обогащать активный словарь. |
Игра: «Найди предмет, который не нужен парикмахеру» |
|
19 |
Игра: «Мне нравится играть» |
Направить на умение общаться, взаимодействовать друг с другом. |
Игра «Узнай предмет» |
|
20 |
«Почта» |
Формировать у детей представление о почте; развивать речь, мышление, внимание, память, пространственную ориентировку; воспитывать уважение к труду. |
Игра «Почтальон - Печкин» |
Март |
21 |
« Музыкальные инструменты» |
Расширить кругозор, развить речь, память и внимание, познакомить с названиями музыкальных инструментов, пополнить словарный запас. |
Предметные картинки с изображением. |
|
22 |
Развитие фонематического слуха: «Звук в начале слова» |
Формировать первичные навыки звукового анализа. |
Игра: « Назови первый звук в слове» |
|
23 |
Развитие фонематического слуха: «Звук в конце слова» |
Формировать первичные навыки звукового анализа. |
Игра: «Звук потерялся» |
|
24 |
Игра: «Мне нравится играть» |
Направить на умение общаться, взаимодействовать друг с другом. |
Игра: «Съедобное – несъедобное» |
Апрель |
25 |
Развитие пространственных представлений: «Пространство вокруг меня» |
Овладение ребенком самостоятельной речью способствует более качественному усвоению пространственных отношений. |
Игра «Найди своё место» |
|
26 |
Развитие фонематического слуха: «Учись слушать» |
Помочь детям усвоить о многообразии звуков окружающего мира. |
Звуки: дома, улицы, леса. Звуки и слова. |
|
27 |
Формирование представлений о времени: «Когда это бывает» |
Научится ориентироваться во времени; определять его, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность и уметь на основе этого регулировать и планировать свою деятельность. |
Утро, день, вечер, ночь. |
|
28 |
Развитие фонематического слуха: «Звук в середине слова» |
Формировать первичные навыки звукового анализа. |
Закончи предложение по картинке. |
Май |
29 |
«Цветные, круглые и весёлые слова» |
Развивать речь, расширить кругозор. |
Название слов: красные, зелёные, жёлтые, круглые, весёлые. |
|
30 |
«Назови ласково» |
Научиться образовывать уменьшительно- ласкательные существительные, развить выразительность речи. |
Игра: «Ласковые слова» |
|
31 |
«Антонимы» |
Подбирать противоположные по смыслу слова, развить речь, внимание, научиться отвечать на вопросы. |
Рассматривания картинок. |
|
32 |
«Птицы зимующие, перелётные» |
Научиться строить предложения, сравнивать различные объекты, выделяя общие и противоположные признаки, расширить кругозор, развить внимание. |
Предметные картинки. |
|
|
|
|
|
Итого |
32 |
|
|
|
Список литературы
Познание предметного мира:
Комплексные занятия
.
/
а
в
. – сост. З. А.
Ефанова
. Программа «От рождения до школы»
Познание предметного мира:
Комплексные занятия
.
/
а
в
. – сост. О. В. Павлова. Программа «От рождения до школы»
Большая книга умного малыша 3 – 5 лет/ И. К.
Боровская
– Минск:
Харвест
, 2012г.
Как научить ребёнка строить предложения / А. Николаев «РИПОЛ классик», 2012г.
Речевая гимнастика для дошкольников Н. В.
Новоторцева
2012г.
Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения/ И. Ю. Кондратенко
Исправление произношения у детей. Дидактический материал. Т. В. Туманова.