Статья Рабочая программа . Автор: Рузина Маргарита Петровна

Автор: Рузина Маргарита Петровна
Рабочая программа по биологии 6 класс.


Автор: Рузина Маргарита Петровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 19
РАССМОТРЕНО
Зам. директора по УВР
________/ ________________ /
ПРИНЯТО
Протокол Педагогического
совета № 1
от августа 2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ООШ № 19
_____________ /Д.Д. Шмунк/
Приказ № _______
от августа 2018 г.
Рабочая программа
по биологии
6 А класс
уровень обучения: общеобразовательный
Учитель: Маргарита Петровна Рузина
Квалификационная категория: первая
2018/2019 учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—суть понятий и терминов: клетка, ядро, мембрана, оболочка, пластида, органоид, хромосома, ткань, орган, корень, стебель, лист, почка, цветок, плод, семя, система органов, пищеварительная система, кровеносная система, дыхательная система, выделительная система, опорно-двигательная система, нервная система, эндокринная система, размножение;
—основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
—что лежит в основе строения всех живых организмов;
—строение частей побега, основных органов систем органов животных, указывать их значение.
Учащиеся должны уметь:
—распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;
—исследовать строение основных органов растения;
—устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
—устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
—исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
—обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с дополнительными источниками информации;
—давать определения;
—работать с биологическими объектами.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—суть понятий и терминов: почвенное питание, воздушное питание, хлоропласт, фотосинтез, питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, листопад, обмен веществ, холоднокровные животные, теплокровные животные, опорная система, скелет, движение, раздражимость, нервная система, эндокринная система, рефлекс, размножение, половое размножение, бесполое размножение, почкование, гермафродит, оплодотворение, опыление, рост, развитие, прямое развитие, непрямое развитие;
—органы и системы, составляющие организмы растения и животного.
Учащиеся должны уметь:
—определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
—объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
—обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
—сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
—наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
—исследовать строение отдельных органов организмов;
—фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
—соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—организовывать свою учебную деятельность;
—планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
—составлять план работы;
—участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
—осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
—работать с текстом параграфа и его компонентами;
—составлять план ответа;
—составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
—узнавать изучаемые объекты на таблицах;
—оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Раздел 3. Организм и среда
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—суть понятий и терминов среда обитания, факторы среды, факторы неживой природы, факторы живой природы, пищевые цепи, пищевые сети, природное сообщество, экосистема;
—как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;
—характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;
—структуру природного сообщества.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—организовывать свою учебную деятельность;
—планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
—составлять план работы;
—участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
—осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
—работать с текстом параграфа и его компонентами;
—составлять план ответа;
—составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
—узнавать изучаемые объекты на таблицах;
—оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
—формирование ответственного отношения к обучению;
—формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
—развитие навыков обучения;
—формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
—формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
—формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
—осознание значения семьи в жизни человека;
—уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов.
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. Химический состав клетки.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы
Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система.
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Тема 1.4. Деление клетки.
Деление - важнейшее свойство клеток. Значение деления для роста и развития многоклеточного организма. Два типа деления. Деление — основа размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза и его биологическое значение.
Демонстрация
Микропрепарат Митоз. Микропрепараты хромосомного набора человека, животных и растений.
Тема 1.5. Ткани растений и животных.
Понятие ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы
Ткани живых организмов.
Тема 1.6. Органы и системы органов.
Понятие орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка— зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды,ихзначение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные и практические работы
Распознавание органов растений и животных.
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов
Тема 2.1. Питание и пиеварение.
Сущность понятия питание. Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация
Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. Дыхание.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация
Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме.
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа. Кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Демонстрация
Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты Строение клеток крови лягушки и Строение клеток крови человека.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Опорные системы.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация
Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы
Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. Движение.
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. Размножение.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация
Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Лабораторные и практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема 2.9. Рост и развитие.
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация
Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Тема 2.10. Организм –как единое целое.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм— биологическая система.
Раздел 3. Организм и среда
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
ДемонстрацияМодели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.
Календарно- тематическое планирование 6 А класса
№ урока
Название разделов, тем
Кол-во часов
Дата
Раздел I. Строение и свойства живых организмов
22+3рез
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов.
3
1.
Многообразие живых организмов.
1
03.09
2.
Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание.
1
05.09
3.
Основные свойства живых организмов: выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
1
10.09
Тема 1. 2. Химический состав клеток.
4
4.
Содержание химических элементов в клетке.
1
12.19
5.
Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.
1
17.09
6.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
1
19.09
7.
Л.Р. № 1 Определение состава семян пшеницы.
1
24.09
Тема 1. 3. Строение растительной и животной клеток. Клетка- живая система.
4+1рез
8.
Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки.
1
26.09
9.
Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов.
1
01.10
10.
Хромосомы, их значение.
1
03.10
11.
Различия в строении растительной и животной клеток.
1
08.10
12.
Л.Р. № 2. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
1
10.10
Тема 1.4. Деление клетки.
1
13.
Основные типы деления клеток.
1
15.10
Тема 1. 5. Ткани растений и животных.
2+1рез
14.
Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.
1
17.10
15.
Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
1
22.10
16.
Л.Р. № 3 Ткани живых организмов.
1
24.10
Тема 1. 6. Органы и системы органов.
6+1рез
17.
Органы цветкового растения. Корневые системы. Видоизменения корней.
1
07.11
18.
Строение и значение побега. Стебель как осевой орган. Передвижение веществ по стеблю.
1
12.11
19.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.
1
14.11
20.
Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики).
1
19.11
21.
Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
1
21.11
22.
Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения
1
26.11
23.
Л.Р. № 4 Распознавание органов растений и животных.
1
28.11
Тема 1. 7. Растения и животные как целостные организмы.
2
24.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах.
1
03.12
25.
Живые организмы и окружающая среда.
1
05.12
Раздел II. Жизнедеятельность организмов.
36+5рез
Тема 2.1. Питание и пищеварение.
4
26.
Сущность понятия питание. Особенности питания растительного организма.
1
10.12
27.
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
1
12.12
28.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных.
1
17.12
29.
Пищеварительные ферменты и их значение.
1
19.12
Тема 2.2. Дыхание.
4
30.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий.
1
24.12
31.
Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений.
1
26.12
32.
Дыхание животных.
1
14.01
33.
Органы дыхания животных организмов.
1
16.01
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме.
4
34.
Перенос веществ в организме, его значение.
1
21.01
35.
Передвижение веществ в растении.
Л.Р. № 5 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
1
23.01
36.
Особенности переноса веществ в организмах животных.
1
28.01
37.
Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).
1
30.01
Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии.
4
38.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных.
1
04.02
39.
Выделение у растений.
1
06.02
40.
Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.
1
11.02
41.
Обмен веществ и энергии.
1
13.02
Тема 2.5. Опорные системы.
2+1рез
42.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений.
1
18.02
43
Опорные системы животных.
1
20.02
44.
Л.Р. № 6 Разнообразие опорных систем животных.
1
25.02
Тема 2.6. Движение.
4
45.
Движение как важнейшая особенность животных организмов.
1
27.02
46.
Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
1
04.03
47.
Л. Р. № 7 Движение инфузории туфельки.
1
06.03
48.
Л.Р. № 8 Перемещение дождевого червя.
1
11.03
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности.
4
49.
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.
1
13.03
50.
Раздражимость.
1
18.03
51.
Нервная система, особенности строения.
1
20.03
52.
Рефлекс, инстинкт.
1
01.04
Тема 2.8. Размножение.
4+3рез
53.
Биологическое значение размножения. Виды размножения.
1
03.04
54.
Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры.)
1
08.04
55.
Бесполое размножение растений.
1
10.04
56.
Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных.
1
15.04
57.
Оплодотворение.
1
17.04
58.
Половое размножения растений. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
1
22.04
59.
П.Р. № 1. Вегетативное размножение комнатных растений.
1
24.04
Тема 2.9. Рост и развитие.
4+1рез
60.
Рост и развитие растений.
1
29.04
61.
Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.
1
06.05
62.
Особенности развития животных организмов.
1
63.
Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
1
08.05
64.
П.Р. № 2. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
1
13.05
Тема 2.10. Организм как единое целое.
2
65.
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.
1
15.05
66.
Организм- биологическая система.
1
20.05
Раздел III. Организм и среда.
4
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.
2
67.
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы.
1
22.05
68.
Взаимосвязи живых организмов.
1
27.05
Тема 3.2. Природные сообщества
2
69.
Природные сообществ. Экосистема.
1
70.
Цепи питания.
1
29.05
Итого:
70
Список литературы.
1. Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. М.: Дрофа, Вертикаль, 2015г.
2. И.А. Акперова, Н.Б.Сысолятина,Н.И.н.И.Сонин. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику Н.И. Сонина Биология. Живой организм. М.: Дрофа, Вертикаль, 2017г.
3. С.В. Багоцкий, Л.И.Рубачева, Л.И. Шурхал. Тестовые задания к учебнику Н.И. Сонина Биология. Живой организм. М.: Дрофа, Вертикаль, 2016г.
4. Н.И.Сонин Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник. М.: Дрофа, Вертикаль, 2015г.
5. Н.И. Сонин. Рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина Биология. Живой организм. М.: Дрофа, Вертикаль, 2016г.
6. Н.И. Сонин, И.Б.Агафонова. Альбом проектов к учебнику Н.И. Сонина Биология. Живой организм. М.: Дрофа, Вертикаль, 2015г.
7. З.А. Томанова, В.И. Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина Биология. Живой организм. М.: Дрофа, Вертикаль, 2016г.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x