Автор: Позднякова Татьяна Александровна
Рабочая тетрадь состалена к учебнику "История Амурской области" (под редакцией Баранова и Фёдоровой). Представляет из себя дидактическое пособие для организации самостоятельной работы учащихся с учебником. Тетрадь содержит задания различного типа, которые способствуют развитию метапредметных умений и лучшему усвоению нового материала. Может использоаться учителями истории Амурской области в 9 классе (региональный компонент программы)
Автор: Позднякова Татьяна Александровна
Оглавление
§ 11. «Муравьевский век» на Амуре....................................................................3
§ 12. Русско-китайские договоры ХlX века и вхождение Приамурья с состав
России................................................................................................................. 5
§ 13. Территория и административное устройство Амурской области.................7
§14. Колонизационное движение в Приамурье во второй половине XIX в..........9
§15. Экономическое развитие Амурской области в пореформенный период.....11
§ 16. Дальний Восток на рубеже веков...................................................................12
§ 17. Россия и Китай на дальневосточных рубежах...............................................13
§ 18. Накануне великих потрясений....................................................................14
§ 19. Эхо революционных боев...........................................................................16
§ 20. Между двумя революциями............................................................................18
§ 11. «Муравьевский век» наАмуре»
1. Объясните значение понятия «суверенитет» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ответьте на вопросы теста:
1) Какая страна помогала России колонизировать приамурские территории?
А) США
Б) Китай
Г) Франция
2) Кто был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири?
А) Н.Н.Муравьев
Б) Г.И.Невельской
В) И.П.Манчжурин
3) В каком году была образована Амурская экспедиция?
А) 1866
Б) 1859
В) 1851
Г) В каком году англо-французский десант пытался захватить
Петропавловск-Камчатский?
А) 1866
Б) 1855
В) 1854.
3. Заполните пропуски в таблице.
|
Экспедиция Г. И. Невельского на Амур |
1851 г. |
|
|
Миссия адмирала Е .В. Путятина |
1854 - 1856 гг. |
|
|
Переселение забайкальских казаков на Амур |
4.Работа с изображением.
<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>
1. Кто изображён на портрете? _____________________________________
2. Какую роль он сыграл в возвращении приамурских земель России?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Заполните пропуски.
А) 2 июня 1849 г., покинув ______________________________, транспортный корабль _________________ под командованием ________________________ взял курс на Амур.
Б) В 1851 г. была образована ____________________________________ для обстоятельного изучения и описания низовьев _____________ и побережья ____________________________, работавшая до _________ года.
В) 14 мая 1854 г. начался ____________________________ по Амуру. 15 июня он прибыл в _____________________________, а затем в __________________________. Первый пароход,
прошедший по Амуру, назывался ____________________.
§ 12. Русско-китайские договоры ХlX века и вхождение Приамурья с состав России.
1. Ответьте на вопросы:
А) Когда станица Усть-Зейская была переименована в Благовещенскую?
______________________________________________________________
Б) Кому принадлежат слова: "Товарищи! Поздравляю вас! Не тщетно трудились мы! Амур сделался Достоянием России! Россия благодарит!"
______________________________________________________________
В) Перечислите договоры между Россией и Китаем, которые решили амурский вопрос. ____________________________________________________________
___________________________________________________________________
2. Соотнеси положения трёх столбцов.
Дата |
Договор |
Результат |
1. 10 - 16 мая 1858 г |
1. Пекинский |
1. Право России вести свободную торговлю с Китаем. Совместное изучение спорных территорий. |
2. 1 июня 1858 г. |
2. Айгунский |
2. Окончательно определена граница между Россией и Китаем. |
3. 2 ноября 1860 г. |
3. Тяньцзинский |
3. Разграничение территорий в Приамурье. |
___________________________________________________________________
3. Заполните таблицу "Амурские сплавы середины XIX века".
Сплав |
Год |
Итоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 13. Территория и административное устройство Амурской области.
1. Объясните значение понятий:
А) Социальная дифференциация - _____________________________________
___________________________________________________________________
Б) Реформа - ________________________________________________________
___________________________________________________________________
2. Ответьте на вопросы:
А) Что сдерживало промышленное развитие Приамурья после реформ 60 - 70-х гг. XIX в.?_____________________________________________________
_________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Б) Благодаря чему ситуация изменилась к лучшему?
___________________________________________________________________
В) Когда был подписан указ о преобразовании станицы Благовещенской в город Благовещенск? ___________________. Когда была учреждена
Амурская область? __________________________.
3. Исправьте ошибки в тексте:
В середине XIX в. территория Приамурья входила в состав Дальневосточного генерал - губернаторства с центром в городе Владивосток. Для связи с Забайкальем по предложению Г .И. Невельского была создана "Манчжурская линия". Она предназначалась под заселение казаков Приамурского войска. Вводилась должность начальника линии, который подчинялся губернатору Амурской области.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните схему:
5. Работа с документом.
Из положения об образовании области и преобразовании
г. Благовещенска в административный центр
" ... С возвращением России Приамурского края, признавая необходимость дать этому краю управление, которое соответствовало бы местным его потребностям и будущему развитию в оном торговли и промышленности, - мы ... повелеваем:
Край сей разделить
на две области, из коих
первой сохранить теперешнее её название Приморской области Восточной Сибири, а вторую именовать Амурской областью...
Амурскую область составить
из всех земель, находящихся на левом берегу Амура, начиная от соединения рек Шилки и Аргуни... до устья реки Уссури... Областным городом Амурской области назначается город Благовещенск..."
1Вопросы:
Каковы причины образования Амурской области?
____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из какого края выделилась территория Амурской области?
____________
_______________________________________________________________
Какие земли
вошли в состав Амурской области?
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
§14. Колонизационное движение в Приамурье во второй половине XIX в.
1. Объясните значение понятия "колонизация". ________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Работа с изображениями.
<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>
1. Как назывались люди, изображённые на картине? ______________________
2. С какими трудностями они сталкивались в Приамурье?__________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Отметьте верные утверждения:
В переселенческом движении в Приамурье выделяется четыре этапа.
Важным источником пополнения населения региона были ссылка и каторга.
К началу 60-х годов
XIX
в. население Амурской области составляло 120 тысяч человек.
Средняя заработная плата
амурских рабочих была в 2 раза ниже, чем в Европе.
Среди иностранцев, принявших российское подданство, были немец Альберс и китайский купец Тифонфай.
Одной из причин бедственного положения эвенков стала их зависимость от кредиторов.
4. Составьте схему "Население Амурской области во второй половине XIX в".
5. Работа с изображениями.
<Object: word/embeddings/oleObject3.bin>
1. Что изображено на фотографии? _________________________________
2. Какой деятельностью занималось это предприятие? __________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Узнайте с помощью Интернета, что в этом здании находится сейчас.
____________________________________________________________
§ 15. Экономическое развитие Амурской области в пореформенный период
1. Объясните значение понятия "аренда"
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
2. Заполните пропуски:
А) ________________________ были изданы "Правила для поселения в Амурской области". Переселенцам за собственный счёт предоставлялись дополнительные льготы: освобождение от _____________________________ и уплаты ___________________________________, отсрочка по уплате ________________________________________________________________.
Б) Из ведущих отраслей промышленности в Амурской области наибольшее развитие получило ___________________________ производство. Большое развитие также получили ______________________ и ____________________ производства.
В) Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществлялась по _______________ и _______________. В середине 80-х гг. правительство приступило к решению вопроса о строительстве _______________________
железной дороги. Официально её строительство началось _________________.
3. Соотнесите изображение с названием:
§ 16. Дальний Восток на рубеже веков.
1. Заполни схему.
2. Расположите имена Приамурских генерал-губернаторов в той последовательности, в которой они занимали этот пост.
Н.П. Линевич |
|
Н.Л. Гондатти |
|
Н.И. Гродеков |
|
А.А. Корф |
|
П.Ф. Унтербергер |
|
Р.А. Хрещатицкий |
|
С.М. Духовский |
|
3. Укажите верные суждения.
Дальний Восток - это регион, находившийся в процессе хозяйственного освоения.
Окраинное положение
мешало развитию торговли с зарубежными странами.
К концу
XIX
в. Благовещенск превратился в крупный промышленный центр Приамурья и России.
В 1905 г.
было учреждено наместничество во главе с Е .А. Алексеевым.
Более 30 тысяч китайцев были заняты торговлей в Благовещенске.
§ 17. Россия и Китай на дальневосточных рубежах.
1. Расположите события в хронологической последовательности.
Обстрел Благовещенска |
|
"Заключительный протокол" |
|
Начало "боксёрского" восстания в Китае. |
|
Взятие Пекина |
|
Обстрел русских пароходов "Михаил" и "Селенга" |
|
Взятие Сахаляна. |
|
2. Объясните:
Почему Россия не могла оставаться сторонним наблюдателем во время "боксёрского" восстания?
_______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как произошла ликвидация "Манчжурского клина"?_______________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________
Как Русско-японская война повлияла на положение
Приамурья?
_____
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ 18. Накануне великих потрясений.
1. Составьте схему "Сословные группы Амурской области в начале XX в."
2. Исправьте ошибки в тексте.
С 1903 года условия наделения землёй изменились: стали выделять по 40 десятин на человека. Вновь прибывающим переселенцам отводили наделы с плодородной землёй. Значительная часть новосёлов вынуждена была уходить в обжитые места, в том числе, вселяться в пределы казачьего войска. В среде крестьян укреплялся союз между старожилами и новосёлами.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Соотнесите положения столбцов.
Имя участника революционного движения |
Факты |
1. П. Д. Баллод |
А. Марксист из Иркутска, активный деятель Сибирского союза РСДРП |
2. Л. Г .Дейч |
Б. Революционер - демократ, организатор нелегальной типографии |
3. Г. И. Пригорный |
В. Член РСДРП с 1898 г. |
4. Р. А. Пельше |
Г. Врач, член РСДРП |
5. А. И. Дацков |
Д. Социал-демократ, член группы "Освобождение труда". Редактор газеты "Амурский край". |
_______________________________________________________________
4. Работа с документом.
О состоянии фабрично-заводской промышленности за 1900 г.
" ...Фабрично-заводская промышленность в области не отличается большим развитием. .. Главными причинами слабого пока развития промышленности на Амуре служат: недостаток свободных капиталов, отсутствие людей предприимчивых в этом отношении, затем недостаток лиц с техническим образованием, но, главное, совершенная необеспеченность сбыта на сторону произведений местной заводской и фабричной промышленности благодаря отсутствию удобных и дешёвых путей сообщения.
Неблагоприятные условия тревожного времени в отчётном году сузили ещё больше заводское производство..."2
Вопросы:
1. Какие причины слабого развития промышленности называются в документе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Как вы думаете, о каком "тревожном времени" идёт речь?______________
___________________________________________________________________
§ 19. Эхо революционных боев.
1. Объясните значение понятий:
Революция - ________________________________________________________
_________________________________________________________________
Забастовка - ______________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Расположите события в хронологической последовательности:
Казачий съезд |
|
Создание Амурской группы РСДРП |
|
Съезд крестьянских делегатов |
|
Забастовка на заводе Шадрина |
|
Забастовка почтово- телеграфных служащих |
|
Оформление партийных организаций эсеров и кадетов |
|
3. Кто лишний в списке? Своё мнение объясните.
С.О.Хлусевич, Н.А.Зиновьев, Я.Г.Шафир, И.И.Иванов,
А. Н.Алексеевский. __________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С. Ф. Мицеловский, Н .П. Зеленский, Б.Ф. Рудницкий, В. С. Макаров.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Работа с документом.
Из корреспонденции о политическом кризисе в области.
11 декабря 1905 г.
"... Революция в России отразилась и на нашем городе прежде всего в том, что старые административные власти фактически перестали существовать. Губернатора не видно и не слышно, полиция забастовала, дума, пожалуй, тоже близка к этому. Старые власти потеряли доверие и не могут заставить себе повиноваться. Новые власти ещё не народились. Между тем никто не может отрицать, что в городе с каждым днём всё более обнаруживается необходимость в прочной власти, пользующейся доверием населения.... Сам факт, что дума сочла нужным опереться на что-то вроде народного комитета, представляет из себя несомненно признание своей несостоятельности..."3
Вопросы:
1. Как первая русская революция отразилась на ситуации в г.
Благовещенске?_______________________________________________
_______________________________________________________________
2. В чём проявлялся кризис существующей власти?__________________
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
5. Заполните пропуски в таблице.
Нарастание революции в Приамурье
|
Забастовка строителей, работавших на постройке барж в Благовещенске. |
Апрель 1905 г. |
|
|
Образование Союза прогрессивных групп |
26 октября 1905 г. |
|
|
Стихийная многотысячная демонстрация в Благовещенске. |
15 ноября 1905 г. |
|
|
Казачий съезд в Благовещенске |
§ 20. Между двумя революциями.
1. Соотнесите положения двух столбцов.
События |
Даты |
1. Роспуск Второй Государственной думы |
А. 1909 г. |
2. Создание специального комитета по заселению Дальнего Востока. |
Б. 1908 г. |
3. Начало строительства Амурской железной дороги |
В. 6 декабря 1913 г. |
4. Первый пассажирский поезд из Благовещенска в Петербург |
Г. 3 июня 1907 г. |
5. Основание города Алексеевска. |
Д. 1909 - 1912 гг. |
6.Деятельность Амурской комплексной экспедиции. |
Е. 12 августа 1912 г. |
____________________________________________________________________
2. Что объединяет?
1. 7 подрайонов, 34 землемера, 10 старших техников, 23 врача и фельдшера.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Уруша, Талдан, Тыгда, Магдагачи, Архара, Бурея, Завитая.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Заполните пропуски в тексте.
Планировалось сооружение Амурской железной дороги от______________ до __________________ вдоль ________________. В ____________ году были начаты изыскательные работы. Однако в ___________ году было принято решение о строительстве ___________________________________________, и строительство Амурской железной дороги надолго было отложено. Только после ____________________________________________ правительство снова вернулось к идее строительства _______________________________________.
При составлении рабочей тетради были использованы:
История Амурской области: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
/
А.В. Баранов, Д.П. Болотин, Ю.В Малиновский и др. ; Под ред. А.В Баранова, И.Е. Федоровой. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005.
,
О. Рудецкий. Славянский мир Дальнего Востока.
[
Электронный ресурс
]
: статья, Словесница искусств,2015.-
URL:
http://www.slovoart.ru/node/2104
Т. Ананьина. История графского портрета.
[
Электронный ресурс
]
: статья, Словесница искусств, 2015. -
URL:
http://www.slovoart.ru/node/2104
.
Хрестоматия по истории Амурской области: сборник документов и материалов; сост. Л.А. Суржина – Амурское отд. Хабаровского кн. изд., 1980.
На обложке - портрет графа Н.Н. Муравьёва-Амурского. Автор К. Маковский.
Хрестоматия по истории Амурской области (сборник документов и материалов). - Амурское отд. Хабаровского кн. изд., 1980. С. 53
Хрестоматия по истории Амурской области (сборник документов и материалов). - Амурское отд. Хабаровского кн. изд., 1980. С. 60.
Хрестоматия по истории Амурской области (сборник документов и материалов). - Амурское отд. Хабаровского кн. изд., 1980. С. 36