Работа логопеда в условиях учреждения дополнительного образования | грицанова олеся геннадьвна. Работа №207482
Автор: грицанова олеся геннадьвна
Статья о работе логопеда в условиях дополнительного образования с детьми и его взаимодействие с родителями. Об важной особенности работы логопеда, которая в этой системе складывается - иной тип взаимодействия логопеда с ребенком.
На современном этапе в штате многих детских садов и школ отсутствуют логопеды, дефектологи, психологи, что создает трудности в организации качественного сопровождения детей с проблемами в речевом развитии. Опыт показывает, что в условиях обычного детского сада нужно искать новые образовательные технологии, использовать более гибкие формы работы, чтобы добиться более эффективных результатов и помочь всем детям максимально раскрыть свой потенциал. Образовательный процесс в школе направлен на передачу предметных знаний, умений и навыков.
Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного детского сада и школы.
Дополнительное образование в плане организации внеурочной деятельности детей через логопедический кружок или обьеденение направлено на исправление и коррекцию речевого развитие ребенка. Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка в тесной связи с формированием всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, внутренней речи, участвующих в интеллектуальном развитии личности.
Коррекционные мероприятия в условиях дополнительного образования нацелены на формирование психических функций ребенка и обогащение его практического опыта наряду с преодолением имеющихся нарушений моторики, речи, сенсорных функций и поведения. Эффективность занятий зависит от подбора форм и методов их проведения.
Каждое занятие представляет собой мини-проект, включающий проблемы конкретной группы, пути их реализации через игры, драматизации, фонетическую ритмику, вокальные упражнения, придумывание сказок со своими игрушками, обсуждение и показ практического опыта, составление мини-стихов с опорой на слова-рифмы, всевозможные пазлы, лото, ролевые игры в «дежурного» логопеда, закрытые картинки.
Таким образом, в системе дополнительного образования происходит обучение, воспитание и личностное развитие ребенка.
Еще одна важная особенность работы логопеда в сфере дополнительного образования состоит в том, что в этой системе складывается иной тип взаимодействия логопеда с ребенком.
Между логопедом дополнительного образования и пришедшим к нему ребенком – предмет общего интереса.
Особая роль в этой работе принадлежит родителям, для чего в разработана система обратной связи через тетради взаимодействия, выполнения заданий, специальные папки-копилки, участие в совместных праздниках. Такие примеры демонстрируют положительную динамику развития, добрые личностные качества и коммуникативную компетенцию.
Вся организация коррекционно-речевой работы базируется на следующих основных принципах:
- индивидуально-дифференцированного подхода к каждому участнику процесса;
- комплексного воздействия;
- гуманности и толерантности.
Здесь родители являются полноправными участниками образовательного процесса, чтобы повысить их педагогическую культуру, они вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс путем знакомства их с результатами логопедического обследования; с методами коррекционно-развивающего воздействия, привлекаю родителей к активному участию в работе по преодолению речевого дефекта у ребенка, обучая их приемам коррекционно-развивающей работы, формирую представления о готовности к обучению в школе.
Участие родителей в коррекционно – педагогической деятельности важно не потому, что это хочет логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность, постоянное сотрудничество с педагогом способны привести к желаемому результату.
Правильная, рационально спланированная работа логопеда, отрегулированная система взаимодействия со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса, родителей, как основных его участников, подбор современных методов, инновационных форм позволяют заложить в каждом ребенке прочный фундамент, который поможет ему в будущем успешно овладевать знаниями и стать по-настоящему здоровым.