Статья Работа над полифонией в младших классах на уроках гитары. Автор: Корнева Валентина Николаевна

Автор: Корнева Валентина Николаевна
Методический реферат на тему работы над полифонией


Автор: Корнева Валентина Николаевна

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств села Пычас»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение

тема: РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ НА УРОКАХ ГИТАРЫ

 

на Зональном (территориальном) методическом объединении преподавателей ДШИ юго-западной зоны УР

 

 

 

 

 

 

Подготовила

преподаватель по классу гитары

МБОУ ДО «ДШИ с. Пычас»

Корнева В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ВИДЫ ПОЛИФОНИИ И РЕПЕРТУАР ГИТАРИСТА

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ

МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЧЕКИМИ ПЬЕСАМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Подлинное приобщение к миру полифонической музыки – непременное условие гармонического развития музыканта любой специальности, в том числе гитариста. Современная гитарная педагогика требует тщательного изучения полифонии и владения техникой ее исполнения. Подтверждением этому служат экзаменационные и конкурсные требования.

Общепризнанно, что развитие полифонического мышления учащихся – одна из сложнейших задач гитарной педагогики. Суть всех проблем исполнения полифонии заключается в многоголосной фактуре этой музыки.

Начальные годы обучения в ДШИ оказывают глубокое воздействие на ученика, этот период считается решающим и самым ответственным этапом в формировании будущего гитариста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке, следовательно, и к музыке полифонической. Для каждого ученика, играющего на классической гитаре, имеет огромное значение развитие полифонического мышления и владения полифонической фактурой. Это умение слышать полифоническую ткань, и исполнять полифоническую музыку учащийся должен развивать на всем протяжении своего обучения.

 


ВИДЫ ПОЛИФОНИИ И РЕПЕРТУАР ГИТАРИСТА

Полифония (от греч. πολύς — многочисленный и φωνή — звук) — склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких голосов. Полифония — многоголосная музыка, но многоголосна и гомофония. В чем же разница между полифонией и гомофонией?
Полифония, в отличие от гомофонии, в которой разные голоса выполняют различные функции, является сплетением голосов, выполняющих одинаковую мелодическую функцию. Полифония и гомофония – это два вида музыкальной речи и следовательно два вида музыкального мышления. Полифония воспитывает слух, учит звуковому разнообразию, навыкам игры легато; и, следовательно, готовит к исполнению произведений любых жанров. Гитарная музыка во многом полифонична, так как гитара является многоголосным инструментом.

Работа в ДШИ над полифоническими произведениями является необходимой частью обучения исполнительскому гитарному искусству. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания (особенно на гитаре, где оба голоса приходится извлекать пальцами одной и той же правой руки, и, соответственно, в левой руке такое же прижатие струн). Стоит отметить, что методики изучения полифонии в начальных классах гитары в ДШИ, практически не существует, (нет ни в одной современной, ни в старых гитарных школах; только у Ю.П. Кузина в его школе есть глава под названием "Гитара - инструмент сольный, полифонический" объёмом 2 страницы).

Полифонию,  доступную уже в первые годы обучения, можно разделить на три группы:

- Подголосочная;

- Контрастная;

- Имитационная.

 

- Первая из нихнароднопесенная  музыка подголосочного склада, имеющая главный голос (запев) и несколько подголосков, дополняющих, поддерживающих, окрашивающих и обогащающих основной напев (второе название этого вида полифонии - гетерофония) - в классической гитаре в ДШИ применяется довольно редко.

- Вторую группу образуют пьесы с двумя контрастирующими голосами. В большинстве из них основную по выразительности мелодию ведет верхний голос, которому противостоит самостоятельная, но интонационно менее выразительная (значительная) линия баса. Контрастная полифония в основе своей имеет развитие самостоятельных линий с разной динамикой, фразировкой, штрихами, кульминационными моментами. Эту группу образуют старинные пьесы, преимущественно танцевального характера.

Они были написаны для предшественников современного фортепиано (клавесин, клавикорд) — инструментов с двумя мануалами (клавиатурами). Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой тембровый контраст между ними. Почти всегда основную мелодию в контрастной полифонии ведёт верхний голос; нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка включающую имитацию. Как правило, пьесы такого рода исполняются различными штрихами. На гитаре исполняются довольно часто пьесы для лютни Р. де Визе, Я. Лози, С.Л. Вайс и др., танцевальные сюиты различных европейских композиторов, а также лёгкие пьесы И.С. Баха и Г.Ф. Генделя Менуэты, Сарабанды, Арии и т.п.

- Третья группа, имитационная полифония содержит последовательные проведения в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон), используется только в ансамбле гитар, либо одного мелодического отрывка – темы (инвенции, фугетты и фуги), что в гитарной музыке используется реже.   

Работа  над простейшими формами полифонического письма можно начинать с первого года обучения. В то же время, хорошо известна антипатия многих учащихся – и не только начинающих – к полифонии. Причина этого – восприятие ими полифонических пьес только лишь как трудных и скучных упражнений на соединение различных движений в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада. Поэтому, особенно важно выбирать для каждого ученика доступные и привлекательные  по музыкальной образности, полифонические пьесы.

К исполнению полифонических произведений в классе гитары, необходимо подходить осторожно, вдумчиво; тщательно отбирая изучаемый материал. Главное - не "отпугнуть" ученика, не отбить желание слушать и исполнять полифоническую музыку.

Для того, чтобы ввести юного музыканта в мир полифонии, нужно выстроить обучение с очень простых песенок-попевок, простых пьес с элементами полифонии. Нужно приучить учащегося к активному "слышанию" изучаемого материала, внимательному отношению к каждому голосу, постоянно накапливать и обогащать интонационно-слуховой опыт юного гитариста. Важен тщательный подбор художественных образцов, так как это имеет огромное значение для музыкальных успехов ученика: пьесы следует выбирать простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью: Аноним Ария С-dur, И.С. Бах Хорал, Г.Ф. Гендель Ария, И. Кригер Менуэт и т.п. Немаловажным для преподавателя является умение ярко и образно раскрыть характер пьесы, чтобы вызвать в ученике живую, эмоциональную реакцию, разбудить его фантазию и творческое воображение.


ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ

Когда освоена технология инструмента: правильная посадка и постановка рук, осмысленное и певучее звукоизвлечение, владение основными штрихами (легато, нон легато, стаккато), можно приступать к изучению полифонии. Параллельно с освоением технологии инструмента необходимо организовать и провести процесс вхождения ученика в мир новой для него в стилевом отношении музыки (старинная музыка). Условно можно выделить три стадии этого процесса, которые определяются следующим образом:

- накопление интонационно-слухового опыта, направленного на усвоение учащимися типичных для данного стиля интонаций;

- выявление на основе накопленного интонационно-слухового опыта типичных для данного стиля интонационно-стилевых комплексов и обнаружение их в целостной композиционной структуре изучаемых произведений;

- постижение стиля через восприятие музыкального образа изучаемых произведений, в каждом из которых содержится типичный для этого стиля сплав жанровых и стилевых признаков.

Начинать подготовку к изучению полифонии можно уже в 1 классе с лёгких пьес, которые помогают активизировать слух к раздельному проведению, и вместе с тем, к слитному звучанию двух голосов. Примеры:

Левидова Д. Грустная песенка.

Две партии песенки – два самостоятельных голоса, выполняющих совершенно разные музыкальные функции. Верхний мелодический голос певучий, протяжный. Звучание более яркое – это главная мелодия, главная партия. Второй голос – сопровождение, дополнение мелодии. Исполнение его должно быть менее ярким, сдержанным. После ознакомления с нотным текстом и необходимых пояснений необходимо заострить внимание на звучании мелодии и предложить ученику сыграть ее без нижнего голоса, апояндо, напевно. Вторую партию учить со счетом, бас следует играть тише и стаккато. Сложность заключается в создании «воздушной прослойки» между голосами, многоплановости в нюансах.

Еще один пример совместного исполнения двух голосов:

Р.н.п. Песня бобыля.

Мелодия здесь звучит в нижнем голосе, и ведет ее пульгар. Верхний голос – аккомпанемент, i и m исполняют звук МИ тирандо на открытой струне, р апояндо. Важно услышать не только динамическое равновесие звучания: мелодия – громче, аккомпанемент – тише, но и уловить тембральные соотношения звуков. Аккомпанемент звучит остро.

Также интересна и полезна работа над легкими обработками народных песен, например, р.н.п., обр. В. Токарева «Летал голубь, летал сизый», р.н.п., обр. В. Калинина «Как под горкой» и т.п.

Ученикам, которые хорошо занимаются в хоре, сравнительно легко удается задача слышать не только верхний голос, но и все подголоски. Сначала ученику лучше рассказать, как исполнялась такая песня в хоре, что начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор, варьируя эту мелодию. Таким образом, можно поиграть и пьесу: ученик играет партию запевалы, а учитель партию хора, причем партию запевалы можно просто петь словами или нотами, а затем поменяться ролями. В слуховом восприятии ученика появление второго голоса должно ассоциироваться с подпеванием. Работая над отдельными голосами необходимо добиваться выразительного и певучего исполнения их учеником. Так же нужно обратить внимание на значение работы над голосами. Очень часто она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить отдельно каждый голос как мелодическую линию. Очень полезно при этом выучить каждый голос наизусть. Играя с педагогом в ансамбле попеременно обе партии, ученик на только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой партии, но и слышит всю пьесу целиком, в одновременном сочетании всех голосов. Это и является основой эмоционального и осмысленного отношения к голосоведению.

Следующий этап в развитии полифонического мышления - работа над двухголосными канонами. В каноне (или канонической имитации), сама имитация (рипоста) вступает позже темы (пропосты) на пол-такта или такт, и служит ей контрапунктом. Получается полифоническое сочетание двух одинаковых мелодий. В работе с начинающими гитаристами, наиболее применима ансамблевая игра канонов. Она воспитывает устойчивость внимания, умение сосредоточиться на исполнении своей партии; в то же время, приучает распределять внимание - так как нужно не сбиться в совместной игре двух одинаковых мелодий, звучание которых не совпадает во времени.

Примеры: Джапаридзе Г. Канон в приму, Канон Ю. Кепитиса единственный для гитары «соло», Н. А. Ария, р.н.п. «Как под горкой» («Картошка»)