Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа над штрихами струнной группы оркестра | Белоножко Ольга Васильевна. Работа №240289

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Белоножко Ольга Васильевна
Как работать над штрихами в оркестре.

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. П.И.ЧАЙКОВСКОГО

ГОРОД НОЯБРЬСК

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Изучение штрихов струнной группы камерного оркестра.»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Белоножко Ольга Васильевна

преподаватель по классу виолончели

 

 

2017 год

При изучении штрихов в классе струнных смычковых инструментов следует помнить, что смычки виолончелей и скрипок существенно отличается. Смычки виолончелей и контрабасов существенно короче, чем у скрипок и альтов. По этому, некоторую корректировку нужно вносить при расставлении легатных и прыгающих штрихов. Нужно так же учитывать горизонтальное ведение смычка, отличающиеся от вертикального у скрипок и альтов. А также более толстые струны виолончелей, требующие большего нажима правой рукой и более быстрого движения смычка для извлечения звука также вызывают необходимость определенной корректировки.

Иногда эти особенности дают повод для рассуждений о большом неудобстве использования скрипичных штрихов для виолончелей и контрабасов.

Многие скрипачи склонны лишний раз играть в верхней половине смычка, тогда как многие виолончелисты, наоборот, имеют тяготение к нижней его части.

Объясняется это тем, что скрипачу правую руку приходится на весу, а виолончелисту при игре в верхней части смычка правую руку приходится держать в вытянутом положении.

Для тех и других такое положение руки при игре не всегда бывает желательно.

Отсюда и вывод: штрихи во многих случаях должны быть разными.

Помимо того, что каждый штрих для исполнения имеет определенное место смычка, необходимо обращать внимание на распределение смычка вообще.

Мы рассмотрим названия штрихов, способы их исполнения, возможности их применения, а также место смычка при их исполнении.

Деташе - как на скрипке, так и на виолончели одним из самых важных штрихов. Это штрих, при котором каждый извлекаемый звук берется новым направлением движения смычка без отрыва от струн.

Штрих деташе исполняется целым смычком, серединой, верхней половиной и концом смычка. Штрих деташе возможен в любом темпе от самого медленного до самого быстрого в любом нюансе.

Количество смычка зависит от характера и темпа произведения. Никаких специальных обозначений штрих не имеет за исключением Granddetache(целым смычком).

Добиться в любой части смычка хорошо звучавшего штриха важнейшая задача играющего на смычковом инструменте. Деташе именно по этому столь многообразно, что не связано, как прыгающие штрихи, с определенным местом ведения смычка.

Правило игры штриха деташе в нижней части смычка – короткие штрихи в нижней его части никогда не исполнять одной только кистью, всегда исполнять их с участием плеча.

Главная задача деташе в середине смычка заключается в том, чтобы ведение смычка при любой степени нажима оставалось свободным, позволяющим добиться наибольшей легкости в выравнивающих движениях пальцев. За этим особенно нужно следить при переходе со струны на струну. Следует обратить внимание на то, что именно в нижней трети, т.е. середине смычка наилучшим образом проявляется сила играющего. Для того, чтобы выполнить деташе равномерно и ритмически спокойно, нужно контролировать силу звука.

Легато – это группа звуков от двух и более, исполняемых одним движением смычка без отрыва от струн. Легато возможно в любом нюансе и темпе. Продолжительность легато зависит от динамических оттенков и темпов произведений.

В медленном движении при нюансах f; ff – легато будет коротким, т.к. для сильного звучания требуется более быстрое произведение смычка. При нюансах р, рр – легато может быть длинным и очень длинным с медленным продвижением смычка по струне, обеспечивающим ровность звучания.

Короткие штрихи.

Мартеле – для коротких штрихов характерно отсутствие связанности между звуками и наличием пауз между ними.

Мартеле – в буквенном переводе «выбиваемый молотком».

Короткий штрих, при котором звуки отделены друг от друга цезурой, исполняется в верхней половине смычка – ближе к середине, твердой рукой без отрыва от струны. Скорость этого штриха весьма ограничена, направление движения смычка – в разные стороны.

Чтобы достичь указанной остроты и краткости звука, при изучении штриха на начальном этапе следует играть мартеле всем смычком.

И здесь техника игры на виолончели отличается от скрипичной. Игра на виолончели требует больших нажимных усилий, и следовательно в паузах после остановки движения нажим не должен быть снят полностью.

Стаккато – или неподвижное стаккато, штрих, при котором все звуки исполняются каждый раз «вверх» или «вниз». Смычок после исполнения штриха возвращается к своему исходному положению. Штрих все «V» может исполняться в любой части смычка, в быстром темпе лучше играть у колодки т.к. легче вернуть смычок в исходное положение. В медленном темпе, в середине или конце. А штрих все «П» исполняется только у колодки.

Высоко-техническое, или наоборот скованное и неумелое исполнение штриха связано непосредственно с физиологией руки играющего.

Стаккато «V» большинству удается легче, чем «П». Если при исполнении штриха коснуться руки, можно ощутить значительное напряжение, гораздо больше, чем того требует нажим, т.е. рука приводится в судорожное состояние. Причиной технических неудач здесь является недостаточный автоматизм напряжений и расслабленной руки. Главную трудность составляет быстрые фиксации смычка на струне, именно эта фиксация ведет так часто к одеревенению руки и к неудачному исполнению данного штриха. Овладением штриха в начале его изучения, и для лучшего понимания техники стаккато следует сначала учить штрих в медленном темпе, постоянно следя за тем, чтобы смычок действительно останавливался, при этом используя разные части смычка.

При этом так же следует стараться освободиться от ощущения усилия, по возможности значительно уменьшая напряжение правой руки.

Спиккато – буквально «отрывистый». На каждый звук приходится самостоятельное движение смычка, который отрывается от струны «подпрыгивая» под контролем правой руки. Штрих также встречается в различных темпах (умеренном, быстром и очень быстром). Исполняется в нюансах не превышающих mf;f в середине смычка.

Хорошее исполнение штриха в ансамбле возможно только тогда, когда первый звук штриха исполняется движением смычка от струны. Спиккато в ff;fff в сдержанном темпе исполняется у колодки.

При различных сочетаниях штрихов бывает, что движение смычка перед спиккато направлено в сторону, неудобную для его исполнения. В этих случаях нужно произвести выравнивание смычка непосредственно в месте, где происходит нарушение направления движения смычка. Для выполнения спиккато в быстром темпе следует, в первую очередь использовать эластичность смычка и струны. По этому область вблизи центра тяжести смычка является наиболее подходящим игровым местом. При игре данного штриха, необходимо заметно уменьшить активность кисти и предплечья, чтобы смычком можно было беспрепятственно выполнить скачкообразные движения.

Это действие достигается следующим образом – рука свободно подвешена в плече, а весь игровой аппарат преобразуется в легко колеблющуюся систему. В основном всех вариантов спиккато лежит первоначальная форма, которая образуется из двух движений: падение смычка на струну, чтобы сделать возможным отскакивание от нее т.е. короткого горизонтального движения смычка «V» «П» для извлечения звука.

Сотийе – по характеру мелкое, легкое спиккато в быстром темпе; штрих, обладающий легкостью и виртуозностью.

Рикошет – прыгающий штрих, в котором после броска на струну смычок отскакивает от неё. Используется от среднего до предельно быстрого темпа, и чаще всего исполняется движением смычка «вниз».

Главная задача исполнения рикошета – уронить смычок на струну «с воздуха» с такой силой, чтобы он подпрыгнул нужное количество раз в нужном темпе.

Портато – при одном направлении смычка – исполнение нескольких протянутых нот с цезурами между ними. Смычок при этом лежит на струне.

Тремоло - быстрое повторение одного или двух звуков смычка в обе стороны без отрыва от струны. Разделяют 2 вида тремоло – «свободное» или «считанное».

«Свободное» - неоднократное, неопределенное количество повторений одного и того же звука в пределах указанной длительности.

«Считанное» - ритмически определенное, где число повторяемых звуков ритмически определенно. Аккорды – в известной мере также относятся к штриховой технике исполнения на смычковых инструментах. Округлость струнной подставки вынуждает исполнителя прибегать к арпеджированному исполнению аккордов, которое в то же время должно создать иллюзию одновременного звучания трёх или 4-х струн.

Если аккорд исполняется от нижних струн к верхним, рекомендуется делать переход, захватывая струны попарно, и совершать его как можно быстрей.

Если мелодический звук находится на верхней струне необходимо сэкономить расходуемый отрезок смычка на нижних струнах. Смычок при этом кладется на струны всем волосом.

Для избегания царапающих призвуков нужно стремиться к точно прямоугольному сечению струн, интенсивному энергичному движению руки и не слишком большому пальцевому нажиму на трость смычка. Кистевой и локтевой суставы должны при этом вести себя «пассивно» почти жестко.

Овладение техникой сказывается не только в умении выполнять определенные приемы игры с высокой степенью виртуозности, оно проявляется гораздо больше в способности полностью подчинить художественным целям всю область виолончельной техники. Различные штрихи следует рассматривать только как выразительные средства. Каждый из них уже даёт красочные оттенки, но комбинируя различные штрихи, мы получаем возможности фразировки и выразительности.

От характера штрихов, а также от умения распределить используемые части смычка во многом зависит верное исполнительское воплощение кульминации произведения или отдельных его эпизодов. Работая над художественным произведением и встретившись со сложными штрихами или штриховой комбинацией, нужно сначала уяснить их художественно музыкальную ценность.

Передовые принципы музыкального образования основаны на единстве художественного и технического развития исполнителя, при этом техника рассматривается нами, как средство воплощения художественной цели и музыкального содержания в целом.

Овладение техникой необходимо в любом виде искусства, и является одной из важнейших задач музыканта, исполнителя. Музыкант не владеющий техникой исполнения, не зависимо от инструмента, будь – то штрихи, звукоизвлечение, безупречная фразировка, никогда не сможет правдиво и полноценно донести художественные образы до слушателя.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Л.Гинзбург «О работе над музыкальным произведением»,

«Музыка» М., 1981 год.

Л.Шиндер

«Штрихи струнной группы симфонического оркестра»,

«Композитор» С.-Петербург, 2000 год.

Х.Беккр

, Д.

Ринар

«Техника и искусство игры на виолончели»,

«Музыка» М., 1978 год.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×