Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Сорокина Наталья Геннадьевна

Развитию письменной и устной речи учащихся, в том числе и – умению писать сочинения - в школе уделяется большое внимание. Несомненно, что процесс обучения школьников умело и грамотно писать сочинения следует систематизировать.  Главным принципом разрабатываемой системы должен стать принцип разнообразия сочинений.

На мой взгляд, в подобной системе можно выделить  следующие основополагающие тезисы:

1) сочинения повествовательного характера;

2) сочинения описательного характера;

3) сочинения - рассуждения.

 

Первоочередная задача педагога - привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением. Cвязно излагать свои мысли в устной и письменной форме - это сложное умение, которое требует от ученика не только нужной ступени общего развития, но и овладения определенными навыками. Ученик должен научиться обдумывать тему, правильно распола­гать мысли и точно их выражать. Задача учителя - научить школьников сначала вдумы­ваться в тему, затем осмысливать ее границы, правильно раскрывая тему сочине­ния. Учащиеся должны уметь подчинять свое сочинение определенной мысли, отбирать для него нужный материал, поскольку именно это умение обеспечивает его содержательность. Отбор и сбор мате­риала к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся является сама жизнь или ее отраже­ние в книгах и живописи, нужно научить ребят наблюдать, работать с кни­гой, всматриваться в картину и видеть её детали. Воспитание этих умений и лежит в основе грамотного сбора материала для сочинения. Учащиеся должны научиться систематизировать материал.  Без отбора не может быть систематиза­ции. В то же время, в некоторых случаях недостаточно лишь отобрать факты, необходимо их сгруппировать и определить последовательность по­дачи материала в сочинении. Поэтому, говоря о систематизации материа­ла, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и про­думывать последовательность изложения, составление плана, связь отдельных частей между собой.

 

В своём сочинении ученик должен показать умение строить сочине­ние в определенной композиционной форме,  правильно и "хорошо" выражать свои мысли,  исправлять, переделывать, улучшать напи­санное, т.е. его совершенствовать. Всё это должно основы­ваться на воспитании у учащихся самокритичного отношения к резуль­татам своей работы. Это умение немыслимо также без развития у школь­ников языкового и стилистического чутья, потребности контролировать себя, неоднократно возвращаться к написанному.

 

Так как сочинение - одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, необходимо в процессе обучения школьников устным и письменным высказываниям учитывать и задачи воспитательного характера.

 

Однообразие тематики, отсутствие интереса к теме может сделать сочинения учащихся серыми и скучными, похожими одно на другое по фор­ме и содержанию. Прекрасно, если учитель сумеет увлечь учеников удивительной возможностью выражать своё “я”, своё мироощущение на бумаге. Тогда сочинения, которые кажутся многим школьникам надоедливой, а порой - просто мучительной обязанностью, превращаются в  радостный труд, в полноценный способ самовыражения.

 

Сочинение должно вызывать у детей интерес, а учитель обязан направлять и развивать интересы детей. Если учащиеся не замечают кра­соты окружающей их природы, учитель должен предложить детям темы сочинений, которые помогут обратить их внимание на то прекрасное, что суще­ствует вокруг нас. Но для того, чтобы проявилась самостоятельность учащихся, необходимы не только контакт и взаимопонимание между учителем и учеником.  Нужно, чтобы тема сочинения была посильной для учащихся, чтобы они могли с ней справиться. Если это условие не будет соблю­дено, образовательный и воспитательный эффект проведенного сочине­ния значительно снизится, как бы “завлекательно” ни была сформиро­вана его тема. Поэтому необходимо учитывать возрастные особеннос­ти школьников. Таким образом, руководствуясь воспитательными задачами, важно продумать формулировку темы, стремясь к тому, чтобы учащиеся были подготовлены к сочинению с точки зрения тех умений, которых оно требует.

 

Для успешного формирования навыков написания сочинения необходимо проводить с ребятами достаточное количество разнообразных упражнений, постепенно усложняющихся и требующих все большей самостоятельности от тех, кто их выполняет. Большую роль в обучении сочинению играет развитие творческих спо­собностей детей. Так в 5 классе учащиеся пишут сочинения по личным впечатлениям, сочинения по картинам, рассказы о себе (“Как я однажды...”). Необычна и богата детская фантазия, с возрастом расширяются воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся было предложено написать сочинения на литературном материале по пройденным произведениям и свои рассказы. При этом самыми интересными по содержанию оказались сочинения творческого характера - сказки.  Именно к этому призывал ещё В.А. Сухомлинский: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

Наиболее интересные работы получились у Барсковой Л., которая написала сказку “Хвастливый мухомор” и у Бурмистрова Г., сочинившего сказку “Мышкин узелок”.

 

В 6-м классе для сочинения была предложена тема “Традиции моей семьи”. Отлично справились с заданием ученицы Прохорова К. и Кротова М. Их работы отличались свободой мысли, знанием истории семьи, единством формы и содержания.

 

Отдельно хотелось бы выделить сочинения, где надо описать природу в разное время года. Этот вид работы очень нравится учащимся. Размышление над сочинением пробуждает интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Природа на их страницах оживает, принимает человеческий облик. Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.

 

Яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот вид творческой работы часто используется мной на уроках русского языка и литературы. В 5 - 6-х классах можно предложить детям самые разнообразные темы для написания сочинений-миниатюр: “Мой любимый урок”, “Мой любимый учитель”, “Люблю путешествовать” и т.д. Такие творческие работы, занимающие не более 10 минут на уроке, очень нравятся школьникам. В подобных сочинениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чём они пишут. Сочинения-миниатюры важны не только с точки зрения учебного процесса, они играют важную роль в воспитании детей.

 

Мною широко используются также следующие виды работ: употребление в сочинении “опорных слов”, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по принципу “продолжи начало”. Тексты, написанные школьниками свидетельствуют о том, как неуклонно возрастает степень их самостоятельности. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают техникой выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются на дом. И можно наблюдать, как ребята используют при написании сочинений приобретённые умения анализировать и обобщать, логически правильно и  чётко, а так же эмоционально строить свою речь.

 

Традиционными стали написания сочинений по личным наблюдениям (“Вид из моего окна”), сочинение-описание (“Комната моего друга”), сочинение по картине Яблонской ”Утро”. Интересны были сочинения-рассуждения, написанные на материале классных часов: “Вежливость как основа воспитанности”, “Дружба начинается с улыбки”, “Доброта и доброжелательность ” и т.д.

 

Писали учащиеся сочинения на грамматическую тему “Что я знаю о местоимении себя” и др. При прохождении условного наклонения учащиеся писали сочинение на тему “Если бы я был взрослым, волшебником; если бы мог поехать, куда хочу” и т.д.

 

Обучение сочинениям требует особо чуткого индивидуального подхода к ученику. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутьё языка, вкус к работе над словом.

 

Индивидуальный подход в обучении сочинениям – один из самых действенных рычагов развития творческих способностей учащихся.

 

 

Работа над сочинением предоставляет учителю большие возмож­ности “открыть детям глаза на мир”, развить их душу, чувство, разум. В свою очередь, создание учащимися самостоятельных творческих работ способствуют их литературному и общему развитию, нравственному воспитанию, формированию у них высокого уровня эстетического вкуса.

Пожалуйста, подождите.
x
×