РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ☼
Автор: Сорокина Наталья Геннадьевна
Развитию письменной и устной речи учащихся, в том числе и – умению писать сочинения - в школе уделяется большое внимание. Несомненно, что процесс обучения школьников умело и грамотно писать сочинения следует систематизировать. Главным принципом разрабатываемой системы должен стать принцип разнообразия сочинений.
На мой взгляд, в подобной системе можно выделить следующие основополагающие тезисы:
1) сочинения повествовательного характера;
2) сочинения описательного характера;
3) сочинения - рассуждения.
Первоочередная задача педагога - привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением. Cвязно излагать свои мысли в устной и письменной форме - это сложное умение, которое требует от ученика не только нужной ступени общего развития, но и овладения определенными навыками. Ученик должен научиться обдумывать тему, правильно располагать мысли и точно их выражать. Задача учителя - научить школьников сначала вдумываться в тему, затем осмысливать ее границы, правильно раскрывая тему сочинения. Учащиеся должны уметь подчинять свое сочинение определенной мысли, отбирать для него нужный материал, поскольку именно это умение обеспечивает его содержательность. Отбор и сбор материала к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся является сама жизнь или ее отражение в книгах и живописи, нужно научить ребят наблюдать, работать с книгой, всматриваться в картину и видеть её детали. Воспитание этих умений и лежит в основе грамотного сбора материала для сочинения. Учащиеся должны научиться систематизировать материал. Без отбора не может быть систематизации. В то же время, в некоторых случаях недостаточно лишь отобрать факты, необходимо их сгруппировать и определить последовательность подачи материала в сочинении. Поэтому, говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и продумывать последовательность изложения, составление плана, связь отдельных частей между собой.
В своём сочинении ученик должен показать умение строить сочинение в определенной композиционной форме, правильно и "хорошо" выражать свои мысли, исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. его совершенствовать. Всё это должно основываться на воспитании у учащихся самокритичного отношения к результатам своей работы. Это умение немыслимо также без развития у школьников языкового и стилистического чутья, потребности контролировать себя, неоднократно возвращаться к написанному.
Так как сочинение - одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, необходимо в процессе обучения школьников устным и письменным высказываниям учитывать и задачи воспитательного характера.
Однообразие тематики, отсутствие интереса к теме может сделать сочинения учащихся серыми и скучными, похожими одно на другое по форме и содержанию. Прекрасно, если учитель сумеет увлечь учеников удивительной возможностью выражать своё “я”, своё мироощущение на бумаге. Тогда сочинения, которые кажутся многим школьникам надоедливой, а порой - просто мучительной обязанностью, превращаются в радостный труд, в полноценный способ самовыражения.
Сочинение должно вызывать у детей интерес, а учитель обязан направлять и развивать интересы детей. Если учащиеся не замечают красоты окружающей их природы, учитель должен предложить детям темы сочинений, которые помогут обратить их внимание на то прекрасное, что существует вокруг нас. Но для того, чтобы проявилась самостоятельность учащихся, необходимы не только контакт и взаимопонимание между учителем и учеником. Нужно, чтобы тема сочинения была посильной для учащихся, чтобы они могли с ней справиться. Если это условие не будет соблюдено, образовательный и воспитательный эффект проведенного сочинения значительно снизится, как бы “завлекательно” ни была сформирована его тема. Поэтому необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Таким образом, руководствуясь воспитательными задачами, важно продумать формулировку темы, стремясь к тому, чтобы учащиеся были подготовлены к сочинению с точки зрения тех умений, которых оно требует.
Для успешного формирования навыков написания сочинения необходимо проводить с ребятами достаточное количество разнообразных упражнений, постепенно усложняющихся и требующих все большей самостоятельности от тех, кто их выполняет. Большую роль в обучении сочинению играет развитие творческих способностей детей. Так в 5 классе учащиеся пишут сочинения по личным впечатлениям, сочинения по картинам, рассказы о себе (“Как я однажды...”). Необычна и богата детская фантазия, с возрастом расширяются воображение, потребность выдумывать и сочинять. Учащимся было предложено написать сочинения на литературном материале по пройденным произведениям и свои рассказы. При этом самыми интересными по содержанию оказались сочинения творческого характера - сказки. Именно к этому призывал ещё В.А. Сухомлинский: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".
Наиболее интересные работы получились у Барсковой Л., которая написала сказку “Хвастливый мухомор” и у Бурмистрова Г., сочинившего сказку “Мышкин узелок”.
В 6-м классе для сочинения была предложена тема “Традиции моей семьи”. Отлично справились с заданием ученицы Прохорова К. и Кротова М. Их работы отличались свободой мысли, знанием истории семьи, единством формы и содержания.
Отдельно хотелось бы выделить сочинения, где надо описать природу в разное время года. Этот вид работы очень нравится учащимся. Размышление над сочинением пробуждает интерес к наблюдениям, своим творческим зарядом оживляет ум учащихся, возбуждает их эмоции, прививает интерес к урокам русского языка. Природа на их страницах оживает, принимает человеческий облик. Опыт работы убедил меня в том, что, прежде всего ребят надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова, обогащать словарный запас. На этих уроках у детей возникает чувство гордости за свой край, любовь к родной природе и русскому языку, проявляется бережное отношение к ним.
Яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот вид творческой работы часто используется мной на уроках русского языка и литературы. В 5 - 6-х классах можно предложить детям самые разнообразные темы для написания сочинений-миниатюр: “Мой любимый урок”, “Мой любимый учитель”, “Люблю путешествовать” и т.д. Такие творческие работы, занимающие не более 10 минут на уроке, очень нравятся школьникам. В подобных сочинениях можно увидеть непосредственную реакцию детей на то, о чём они пишут. Сочинения-миниатюры важны не только с точки зрения учебного процесса, они играют важную роль в воспитании детей.
Мною широко используются также следующие виды работ: употребление в сочинении “опорных слов”, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по принципу “продолжи начало”. Тексты, написанные школьниками свидетельствуют о том, как неуклонно возрастает степень их самостоятельности. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают техникой выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются на дом. И можно наблюдать, как ребята используют при написании сочинений приобретённые умения анализировать и обобщать, логически правильно и чётко, а так же эмоционально строить свою речь.
Традиционными стали написания сочинений по личным наблюдениям (“Вид из моего окна”), сочинение-описание (“Комната моего друга”), сочинение по картине Яблонской ”Утро”. Интересны были сочинения-рассуждения, написанные на материале классных часов: “Вежливость как основа воспитанности”, “Дружба начинается с улыбки”, “Доброта и доброжелательность ” и т.д.
Писали учащиеся сочинения на грамматическую тему “Что я знаю о местоимении себя” и др. При прохождении условного наклонения учащиеся писали сочинение на тему “Если бы я был взрослым, волшебником; если бы мог поехать, куда хочу” и т.д.
Обучение сочинениям требует особо чуткого индивидуального подхода к ученику. Перед учителем стоит сложнейшая задача: пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутьё языка, вкус к работе над словом.
Индивидуальный подход в обучении сочинениям – один из самых действенных рычагов развития творческих способностей учащихся.
Работа над сочинением предоставляет учителю большие возможности “открыть детям глаза на мир”, развить их душу, чувство, разум. В свою очередь, создание учащимися самостоятельных творческих работ способствуют их литературному и общему развитию, нравственному воспитанию, формированию у них высокого уровня эстетического вкуса.