Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа по ранней профориентации дошкольников. ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Котова Татьяна Николаевна

      Аннотация

В нынешнее время необходимым направлением работы в дошкольных образовательных организациях является - профориентация.

Профориентация дошкольников должна начинаться именно с  детского сада, для знакомства с профессиями взрослых. Многие педагоги согласны с этим мнением, так как в это время закладывается основы мотивации детей к будущей профессии. 

 

Summary

At the present time the necessary focus in preschool educational organizations-career guidance.

Vocational preschoolers must begin with kindergarten, to explore the occupations of adults. Many teachers agree with this opinion, because at this time laid the foundations of motivation of children to the future profession.

Ключевые слова:

Профориентация дошкольников, профориентация, инновационных технологий, Министра образования и науки, раннюю профориентацию, дошкольных организациях, профессиональная ориентация дошкольников, разных профессий.

Keywords:

Grading of preschoolers, vocational guidance, innovative technologies, Minister of education and science, early orientation, preschools, professional orientation of preschoolers, different professions.

 

В нынешнее время необходимым направлением работы в дошкольных образовательных организациях является - профориентация.

 Профориентация дошкольников должна начинаться именно с  детского сада, для знакомства с профессиями взрослых. Многие педагоги согласны с этим мнением, так как в это время закладывается основы мотивации детей к будущей профессии. 

В связи с популярностью введения инновационных технологий в процесс образования профориентацию возможно представить как проект.

При реализации этого проекта в дошкольных организациях необходимо обращать внимание именно на раннюю профориентацию в ДОО. Если спросить младшего школьника, кем бы он хотел быть, то можно услышать ответ: «как мама или как папа», так как большинство детей не знают названия профессий, но подражают во всем своим родителям. А ведь дети должны знать и понимать и по возможности ориентироваться в мире профессий и в вопросе: «для чего ему нужна та или иная профессия?».

 И чтобы подросток не стоял « на пороге» выбора профессии, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал смысл выбранной или ориентированной профессии. Самая первая  задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

В последнее время в дошкольных организациях не остаётся места в программном содержании для удиления этой проблеме, или его совсем мало. Либо вопрос рассматривается вскользь. Одна из причин данной проблемы отсутствие программ именно по профориентации детей младшего дошкольного возраста. Поэтому и возникают проблемы у выпускников школ при выборе будущей профессии и становления выпускника как личности в обществе.

Вопрос выбора профессии, в последнее время предоставлен родителям детей. При выборе профессии для своего ребенка, родители в большинстве своем, пологаются на свои связи или случайный случай финансовой возможности семьи. В конечном  итоге, дети с неплохими результатами в учебе, а иногда и  с определенными увлечениями, характерными той или иной профессии, не могут найти себе нужную профориентацию или не имеют возможности для обучения при выборе подходящей профессии.

Поэтому необходимо не забывать о том, что профориентация это прежде всего самореализация личности младшего школьника или выпускника в будущем. И даже тогда, когда у ребенка есть малейшее представление о будущей профессии, и если он определился с учебным заведением в котором хотел бы учиться это не значит что выбор сделан окончательно. Не последнюю роль в этой систематической цепи играет опыт работы и пребывание среди рабочих. Именно опыт помогает решить нравиться тебе выбранная профессия или нет. С уверенностью могу сказать, что фактически всегда представления о той или иной профессии не совпадают с реальностью. Поэтому добавив в содержание программ несколько часов сверху для изучения и знакомства с профориентацией поможет в недалеком будущем сориентироваться без особых усилий при выборе профессии.

 Профориентация дошкольников – это одно из приоритетных в ближайшие годы проблем, решение которой повлечёт за собой тенденцию увеличения или положительного решения влияющих на  качество выпускника.

 А профессиональная ориентация дошкольников -  это система определенных мероприятий, направленных на развитие будущих  личностных особенностей, индивидуальных возможностей, наклонностей интересов, способностей и потребностей при выборе профессии во взрослом возрасте.

Уже сейчас многие трехлетние дети проявляет себя как личность. У них есть определённые формирующиеся способности, потребности склонности к той или иной деятельности. Опираясь на психологическое и педагогическое развития младшего дошкольного возраста мы имеем возможность спрогнозировать или спроектировать  профессиональный рост в том или ином виде профессии.

Дав ребенку как можно больше информации, знаний в той или иной области деятельности, расширим кругозор и представления о выборе профессии.

В смысле преемственности по профориентации детский сад является первым и необходимым  звеном в единой непрерывной системе образования.

Дошкольная организация – та самая необходимая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно детский сад подготавливает, знакомит и накапливает информацию о многообразии мира  профессий влияющий на будущий выбор выпускника.

 Профессиональная ориентация дошкольников – новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики и необходимое поле деятельности в этом направлении. Эту деятельность необходимо  осуществлять при знакомстве со сказками или просмотре мультфильмов, посредствам общения со взрослыми и размещения информации в средствах печати. При учете нравственных качеств ребенка, его характера, воспитания и личных убеждений у ребенка сформируется система знаний о профессиях, а так же интересы и способности к разным видам деятельности.

К выбору будущей профессии нужно подходить систематически-деятельно  и осмысленно. Для этого нужно знать и понимать кем работают родители дошкольника и минимально ориентироваться в мире разнообразных профессий.  Необходимо знать и понимать специфику разных профессий и требования предъявляемые к человеку при выборе данной профессии. Не забывать интересоваться мнением детей при выборе его будущей профессии когда он вырастит.

Чем разнообразнее и богаче знания ребенка, тем легче ему сделать свой выбор в будущем, который определит его дальнейшую  жизнь. У дошкольников все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Необходимая подготовка детей к выбору профессии связанна с не навязыванием мнения родителей о той или иной профессии, то есть кем он хочет стать, а в том чтобы дать ребенку личное   право выбора и формирование собственного мнения. Все это осуществимо если  облегчить выбор с  помощью развития и поддержки творческих способностей и развития веры в свои силы. Чем больше приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать и ориентироваться в более старшем возрасте.

Например, если мой ребенок мечтает стать спасателем МЧС, то я его не отговариваю. Наоборот мы повсеместно с помощью игр и упражнений развиваем его желание и стремление к этой цели. То же самое советую другим родителям.

При общении с ребенком необходимо выяснить почему ему нравиться та или иная профессия, что привлекает его в ней, какими качествами и навыками нужно обладать чтобы работать в ней.

Одна из приоритетных задач детского сада и родителей направить детей в выборе профессии, что бы они смогли смело вступить в самостоятельную взрослую жизнь. Именно для этого нам необходимо приложить максимум усилий.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- знали и  понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – есть основа жизни;

- уважали и любили  всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились с миром разнообразных  профессий, орудиями труда необходимыми  при выполнении тех или иных действий и конечным результатом на выходе продукции;

- были готовы принимать непосредственное участие в разных видах трудовой деятельности;

- трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Решение данной проблемы возможно при соблюдении нескольких этапов:

- Полная реализация в трудовой деятельности, за счет непосредственного участия ребенка в работе или через поручения.

-Расширить содержание программы дошкольного образования по знакомству с разнообразным миром профессий.

- Работа педагогов в ДОО по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых с помощью введения новых средств обучения;

- Преемственность в данном направлении между всеми звеньями цепочки.

И так из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средствам совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид  подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.

Мир профессий в обществе –постоянно развивающаяся и меняющаяся система.

Личное отношение и становление в выборе будущей  профессии определяется в обществе, которое охватывает и дошкольный период.

Большое влияние на детей оказывают взрослые со своим микроклиматом и информационные средства печати или телевиденье.

Знакомство с трудом взрослых - это значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. При этом дети расширяют и активизируют  словарный запас, уточняют и систематизируют знания о видах профессии.

При ненавязчивом разговоре  с детьми происходит развитие детского мышления, способность устанавливать причинно-следственные связи, формируется устойчивый  интерес к труду  взрослых.

При проявлении заинтересованности к детским вопросам, положительном отношении в разговоре, доброжелательности, способствует разкрепащенности ребенка.

Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в будущей профессии.

Задача, состоит в компитентностно-дифференцированном подходе развития каждого дошкольника в процессе обучения и воспитания при подготовке к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Литература

1.       Федеральный закон Российской Федерации «Об обра- зовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ // Российская газета. – 2012 г. – 31 декабря

2.       Приказ Министерства образования и науки Россий- ской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении фе- деральных государственных требований к условиям реализа- ции основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20 июля 2011 г. № 2151 // Российская газета. – 2011 г. – 21 ноября

3.       Письмо Министерства образования и науки РФ «О реализации приказа Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151» от 17 ноября 2011 г. № 03-877

 

4.       Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.

Пожалуйста, подождите.
x
×