Статья Работа с одаренными детьми посредством театральной студии . Автор: Кочко Наталья Иосифовна

Автор: Кочко Наталья Иосифовна
Одаренность. Работа с детьми с помощью театральной студии. Задачи театральной студии. Основа современной психологии. 


Автор: Кочко Наталья Иосифовна

Работа с одаренными детьми посредством театральной студии.

Существует точка зрения, что одаренность, если она действительно есть, сама обязательно проявится, не заметить ее будет невозможно. Следовательно, никаких специальных усилий и действий для ее выявления не нужно осуществлять. Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.

Большинство современных исследователей считают важным раннее выявление дарований. Это важно не столько для последующей жизни, сколько для полноценного проживания ребенком очень важного возрастного периода – дошкольного детства.

Существуют основные виды одаренности:

- Актуальная одаренность – позволяет ребенку добиться высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.

- Потенциальная одаренность – наличие определенных предпосылок для достижения высоких результатов в каком-либо виде деятельности.

- Явная одаренность. «Она сама бросается в глаза». Это высокие достижения ребенка, которые он может демонстрировать.

- Скрытая одаренность. Ее выявить сложно. Ее проявление в деятельности ребенка замаскированы.

Дать возможность каждому «гадкому утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы обитатели «птичьего двора» заклевали его, - вот задача педагога.

По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытие внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства. Это позволяет обратиться к театральной деятельности в нашем дошкольном учреждении, как к мощному синтетическому средству развития творческих способностей у детей.

Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, риторики, актерского мастерства; сосредотачивает в единое целое средства выразительности отдельных искусств, тем самым создает условие для воспитания целостной одаренной личности, в том числе разные направления одаренности разных детей – актер, режиссер, дизайнер-оформитель.

Основной целью работы в театральной студии является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития ребенка – дошкольника. Воспитание творческой индивидуальности, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

В театральной студии мы решаем следующие задачи:

Создание условий для воспитания и творческой самореализации рискованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера.

Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение) и внешней (чувство ритма, пространства и времени) техники актера в каждом ребенке.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, монологической и диалогической формы речи, речевой выразительности.

Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций.

Знакомство с историей и развитием театрального искусства.

Усвоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

Улучшение психологической культуры между сверстниками.

Система работы театральной студии включает в себя следующие блоки:

- актерское мастерство;

- сценическая речь;

- история театра;

- художественно-оформительская работа.

В основу системы работы положены ведущие подходы современной педагогии и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства, и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Работы с одаренными детьми предусматривает использование следующих методов:

Метод убеждения (разъяснение темы, организация целенаправленного внимания).

Метод приучения (упражнения в практической деятельности, выработка навыков).

Метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

Метод побуждения к сопереживанию.

Подбор в группу одаренных детей осуществляется с ярко выраженными творческими и артистическими способностями:

Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.

Одаренные дети с увлечением импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных способностей различных персонажей и т.д.).

Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.

Одаренные дети – раскованные дети, владеющие запасом движений. У них исключительно высокая эмоциональная отзывчивость на музыку, хорошая ориентировка в пространстве.

Необычно развитое восприятие.

Быстрое и прочное запоминание текста.

Интенсивное языковое развитие.

Обширный словарный запас.

Умение самостоятельно сыграть свою роль.

Большая сосредоточенность внимания.

Стремление открыть и исследовать новое.

Наибольшее внимание при организации деятельности с одаренными детьми я уделяю работе над теневым театром. Данный вид театра наиболее сложен для организации детской театрализованной деятельности, так как в нем нет никаких рассеивающих внимания впечатлений (красок, мимики, рельефа), поэтому актерам необходимо обладать чистой и эмоциональной речью, хорошей дикцией и моторными навыками. Система работы по данному направлению включает в себя организацию деятельности по накоплению и совершенствованию уже имеющихся исполнительских навыков. Дети находят новые комбинации, видоизменяют, улучшают.

Именно теневой театр позволяет разглядеть разную детскую одаренность и создать условия для ее полноценного развития.

Работу с одаренными детьми начинаю с театра ручных теней и пальчикового театра, являясь самыми простыми видами теневого театра, требующие особой подвижности кистей и пальцев рук. Даже у детей, обладающих хорошими ораторскими данными, оказываются недостаточно развитыми мелкомоторные движения и действия: пальцы на обеих руках действуют недостаточно свободно, особой неподвижностью обладают мизинцы и безымянные пальцы. Поэтому на первоначальных этапах проводится огромная работа по развитию мелкой моторики.

Одновременно с этим разучиваются роли к спектаклям. При подготовке спектаклей одним из важных моментов для его удачного воплощения является правильное расположение фигуры относительно света – иначе не будет четкости контура, либо фигура будет плотно соприкасаться с полотном. Таким образом, уже на первоначальных этапах знакомства с теневым театром одинаково важны сосредоточение и на тексте и на показе фигуры.

Для игры в кукольный теневой театр детям необходимо не только помнить основные правила кукловождения:

 

Двигается только та рука, которая говорит;

Фигура двигается вдоль экрана, но и

специфические

для теневого театра:

Кукла не движется вперед и назад.

Отдельной сложностью является «включение» двух или даже трех детей в манипуляцию одной куклой с разделением обязанностей: кукловождение и озвучивание. В процессе спектакля куклы передвигаются из одного края экрана в другой, это перемещение могут обслуживать до 3 куловодов, а озвучивает один.

Случается, что ребенок озвучивает куклу партнера, а сам манипулирует другой.

Соответственно особое внимание при подготовке к спектаклю обращаю внимание на совершенствование данных навыков, требующих особых волевых усилий.

Одновременно с этим данный вид теневого театра позволяет формировать не только позицию актера и зрителя у дошкольника, но и позицию оформителя. Участие в изготовлении кукол, декораций и программок формирует у детей бережное отношение к результатам труда, и данный вид деятельности является неотъемлемой частью работы с одаренными детьми.

Предлагаю вам ознакомиться с планом работы по подготовке к теневому спектаклю «Волк и семеро козлят». Цели и задачи работы над спектаклем не противоречат общему плану работы с детьми в театральной студии, а углубляет их и увеличивает возможности взаимодействия с разными предметами. В плане учтены блоки, необходимые для постановки данного вида театра, подобраны игры и упражнения близкие к теме, позволяющие лучше вжиться в роль и подобрать наиболее оптимальные средства и способы изображения.

Театр живых теней – одновременно сложный и интересный вид театра, позволяющий из минимума костюмов сделать чудесный спектакль. В то же время требующий огромных волевых усилий, концентрации внимания, моторной организации. Ввиду сложности постановки работу над данным видом теневого театра целесообразнее начинать в старшем дошкольном возрасте. Большее внимание здесь отводится по развитию сценического движения.

Разрешите представить вашему вниманию план работы по подготовке к теневому спектаклю «Снегурочка». Цели и задачи работы над спектаклем так же не противоречат общему плану работы с детьми в театральной студии, а углубляют их, формируют новые стереотипы действий и взаимодействий. В данном плане реализуются задачи всех блоков, необходимых для постановки спектакля, подобраны игры и упражнения близкие к теме, позволяющие лучше понять драматургию произведения, прочувствовать и выразить интонационные и эмоциональные особенности героев.

Целенаправленная и систематическая работа с детьми позволила достичь следующих результатов:

наблюдается развитие речевой активности детей, позволяющей свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания, владение литературными нормами и правилами родного языка; развитие монологической и диалогической форм речи;

усовершенствовались коммуникативные качества детей, содержательнее и полноценнее стали отношения со сверстниками и взрослыми, формируется умение выслушивать, спрашивать, отвечать, объяснять;

приобретаются умения и навыки художественно – творческой деятельности, расширяются продуктивные и созидательные возможности в мире.

Система образовательной деятельности способствует развитию восприятия, памяти, воображения, фантазии, состояния эмоциональной комфортности, позволяет раскрыть духовный и творческий потенциал практически каждого ребенка.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x