Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с одаренными детьми ☼☼☼☼ | Гайсина Радина Мансуровна. Работа №223770. Номер работы: №223770

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Гайсина Радина Мансуровна
современная школа требует сейчас более подготовленных учеников,умеющих правильно мыслить,умеющих адаптироваться к меняющим условиям. Одаренные дети составляют безценное национальное достояние нашей страныю

Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка по подготовке к олимпиадам и конкурсами и осуществление компетентностного подхода.

 

 

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А.Сухомлинский

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, т.к. остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это, конечно, неслучайно и обусловлено рядом причин. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных кризисов.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, умением быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций.

Вторая особенность – познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивается с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областям науки, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полностью раскрыть свои способности.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Таким образом, основной целью работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.  Задачи  раннего выявления,  а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная. В настоящее время, реализация ФГОС второго поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности школьникарактически каждый предмет школьной программы может быть использован, как площадка для выявления и поддержки креативных учеников, развития и закрепления их творческого потенциала. Кроме того, изменяя тактику преподавания учебных дисциплин можно существенно улучшить показатели общей успеваемости, не выходя при этом за рамки учебного плана.

Для решения данной проблемы требуется последовательное рассмотрение ряда частных проблем:

во-первых, что такое «одаренность»;

во-вторых, как  она проявляется и формируется на уроках иностранного языка.

 

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. Одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке.

Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых. Целостный подход к одаренному человеку, как личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

В нашей школе для такой работы неограниченное поле деятельности. И я верю, что каждый его ребенок одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. В нашей школе  немало детей, которые нас радуют, приятно удивляют своим умом, творческими способностями. Мы стараемся вовремя увидеть их, а затем поддержать и развить, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Следовательно, перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогают поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения.

Большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом для всестороннего развития личности обладает иностранный язык. Я как учитель иностранного языка  должна  заинтересовать своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными  заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности.

Поэтому цель обучения детей иностранному языку может быть определена следующим образом:

развитие способностей учащихся использовать иностранный язык как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов;

создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:

1-урочная деятельность - инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;

2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся.

Реализация создания условий  для развития личности  в обучении иностранному языку я осуществляю в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует   четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.

Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, которые позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся. Я - учитель, и передо мной стоит задача поиска таких технологий, при которых каждый бы ребенок раскрыл свою индивидуальность, свои способности. Стараюсь построить урочную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Все чаще применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования и помогают работе с одаренными детьми.  В своей работе  использую:

разноуровневую

технологию

метод проектов

элементы технологии «развитие критического мышления»

индивидуальные формы работы

творческие задания.

Я применяю разноуровневую технологию. Разноуровневая технология – когда одаренные дети собираются в одну группу на уроке иностранного языка и занимаются по особой программе. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в  работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Считаю, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.

Одним из эффективных средств является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:

С одаренными детьми также я провожу  индивидуальную работу. Я считаю, своей основной задачей - на основе диалога и совместного поиска помочь таким детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития их способностей. Для таких детей я постоянно провожу консультации.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Я считаю, что олимпиады способствуют:

выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.

расширению образовательной информационной среды для укрепления личностных и

метапредметных

результатов освоения образовательной программы.

Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, расширяет и систематизирует знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас. В своей работе я руководствуюсь всеми этими принципами, и считаю, у меня есть положительные результаты

Организация урочной и внеурочной деятельности с одаренными учащимися предъявляет особые требования к педагогу:

положительное отношение к ребенку;

проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора;

оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.

Учитель должен быть:

творческим;

профессионально грамотным;

способным

к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

интеллигентным, нравственным и эрудированным;

владеть современными образовательными технологиями;

умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

владеть

компетентностным

подходом к обучению;

умеющим

развивать компенсаторные способности учащихся;

Учителю характерны:

желание работать нестандартно;

поисковая активность;

знание психологии одаренных детей;

готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми;

признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе;

стремление к интеллектуальному совершенствованию;

создание на уроке и во внеурочной деятельности доверительных межличностных отношений;

признание прав учащегося на ошибку;

обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми в общеобразовательной школе, хочу отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.

Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.

Главная цель работы учителя – воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.

В своей практике я стараюсь так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся. К одаренным нужно относиться очень бережно. Они особенно ранимы, каждый очень индивидуален, необходимо признавать ценностные значения их природных дарований.

Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников .На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого.

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей –важный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.

Компетентность означает доскональные знания в какой-то области. Предмет "английский язык" обладает большим потенциалом для формирования ключевых компетенций. От меня как от современного учителя, требуется не только дать детям современное образование в виде системы знаний - умений - навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников. Актуальность работы состоит в том, что использование компетентностного подхода в средней общеобразовательной школе в настоящее время стало не просто необходимостью, а одной из основных задач, которые каждый учитель ставит перед собой для достижения главной цели. В настоящее время количество учебных дисциплин значительно увеличилось. Все предметы должны быть усвоены учащимися максимально с учетом их умственных способностей и физических возможностей. Без применения на уроках чего-либо нового, нестандартного достижение указанной цели не представляется возможным. Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×