Работа с текстом как один из инструментов формирования УУД у младших школьников

Автор: Цыдыпова Надежда Галсановна

МОУ «Невонская средняя общеобразовательная школа № 1» имени Родькина Н.Д

Мастер –класс для учителей молодых специалистов района подготовлен

учителем высшей категории

 Цыдыповой Надеждой Галсановной

 

Мастер – класс «Работа с текстом как один из инструментов формирования УУД у младших школьников»

Цель мастер-класса: показать методические приемы формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.

Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

В федеральных государственных образовательных стандартах по начальному образованию сказано: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД».

Я уверена, что при формировании данных УУД, учитель должен задуматься  над выбором форм и методов обучения: образовательный процесс должен осуществляться в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся между собой и с учителем.

В рамках классно-урочной системы широко применяются такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как фронтальная, индивидуальная и групповая. Разнообразие форм работы на уроке позволяют повысить интерес к предмету, мотивацию к учению, уйти от шаблонов.

Групповая форма работы предполагает организацию и развитие диалогового обучения, в ходе которого ученики учатся самостоятельно критически мыслить, решать сложные задачи, планировать условия совместных действий, принимать решения, общаться.

Каждая дисциплина вносит свой вклад в развитие названных умений. Большими возможностями в этом процессе располагают и уроки русского языка.

К числу путей, способствующих интенсивному развитию познавательных, коммуникативных учебных действий учащихся во время изучения русского языка, относится работа над темой «Предложение в тексте. Текст». В процессе выполнения упражнений по данной теме у школьников развиваются умения выражать суждения, устанавливать причинно-следственные связи или временную последовательность, осуществлять основные мыслительные операции.

 В учебниках русского языка «К тайнам нашего языка» УМК «Гармония» авторов Марины Сергеевны Соловейчик и Надежды Сергеевны Кузьменко  система упражнений предусматривает постепенное усложнение структуры деятельности учащихся при работе над текстом, последовательное овладение новыми действиями. Усвоение каждого действия включает этап выполнения его сначала в устной речи, а затем в письменной.

Наиболее эффективным методом включения учащихся в творческую деятельность на уроке является самостоятельная работа учащихся, направленная на выполнение различных текстовых упражнений под руководством учителя, но без его непосредственного участия. При этом методе работы учитель ставит вопросы, направляет деятельность детей, предлагает исходный материал, на основе которого учащиеся создают творческую работу.


И сегодня, уважаемые коллеги, прошу включиться в работу над текстом, 4 класс.

Работа над деформированным предложением и текстом

Уважаемые коллеги, выберите, пожалуйста, любой знак  и усаживайтесь в группы.

(На столе лежат карточки с четырьмя знаками: квадрат, круг, треугольник и волнистая линия. Каждый участник мастер – класса выбирает знак и усаживается в соответствующую группу).

Задание 1. Составьте предложения из данных слов (каждое слово на отдельной карточке).

1 группа ( 1 уровень)  югу  родным  Они над покружились к потянулись болотом и

2 группа ( 2 уровень)  глухом на озера чуткие краю птицы на в отдых лесу остановились

3 группа (3 уровень) в небо  лететь птицы высоко

4 группа ( 4 уровень) осенние отлет в журавли дни готовиться к

 

Изучив упражнения в учебниках русского языка разных авторов, я выяснила, что в основном слова даются в нужной форме и иногда с выделенным первым словом. В своей работе над деформированным предложением я добавила и выделила 4 уровня сложности:

  

1 уровень  –  первое слово в предложении выделено с большой буквы:

(видели, В, белочку, рыженькую, лесу),

Понятно, что такая подача материала снимает проблему выбора порядка слов.

2 уровень - все слова стоят в нужной форме

(видели, в, белочку, рыженькую, лесу),

3 уровень – некоторые слова в начальной форме, некоторые в нужной форме (видели, в, белочка, рыженькая, лесу),

4 уровень– все слова  в начальной форме

(видеть, в, белочка, рыженькая, лес).

Использование заданий с учетом разного уровня способностей учеников в усвоении знания помогает мне варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся.

Проверка: Каждая группа читает составленные предложения и проверяет по слайду 4.

1.Группа. Они покружились над родным болотом и потянулись к югу.

2. Группа. В глухом лесу на краю озера остановились чуткие птицы на отдых.

3. Группа. Высоко в небе летели птицы.

4. Группа. В осенние дни готовились к отлету журавли.

 

Задание 2.  Прослушайте или прочитайте составленные предложения. Попробуйте составить текст из данных предложений.

Самостоятельная работа в группах. Проверка.

В осенние дни готовились к отлету журавли. Они покружились над родным болотом и потянулись к югу. Высоко в небе летели птицы. В глухом лесу на краю озера остановились чуткие птицы на отдых.

- Скажите, какой вид текста мы составили? (Можно воспользоваться схемами виды текстов).

- Я согласна с вами, это текст – повествование, потому что у него есть начало, основная часть и концовка, и все моменты текста можно расположить последовательно в виде фотографий.

Задание 3. Творческая работа в группах.

Продолжите данный текст по схеме (Каждой группе схему типов текстов)

1 группа – ТПовествование продолжить – ТОписание озера

 Примерный вариант: Озеро было окружено высокими стройными березами и молодой порослью елей. Вода в нем была чистой и светлой, в ней отражалось чистое высокое небо. Лучи осеннего солнца приветствовали своих гостей, даря им последнее тепло.

2 группа ТПовествование продолжить ТОписание леса

3 группа – ТПовествование продолжить ТРассуждение Например:  Отдых нужен был и старым опытным журавлям и молодым. Ведь впереди полный неожиданностями и опасностями  полет.

4 группа – ТПовествованиеь продолжить ТРассуждение

 Дальше можно дать задание: Озаглавьте тексты так, чтобы по заголовку можно было определить тип текста.

Каждая группа представляет составленный ими текст.

Заключение Данный вид работы помогает учащимся лучше усвоить программный материал по разделам «Культура речи и Развитие речи».

Теперь позвольте дать характеристику вашим группам. Оказывается, можно судить о вашем характере по тому, какой знак вы выбрали. Послушайте несколько слов о себе.

Квадрат выбрали люди, которые удобнее всего чувствуют себя в стабильной обстановке, предпочитают чёткие указания на то, что нужно делать. Они консервативны и любят, чтобы все было упорядочено и регулярно. Когда им дают задание, они работают над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа.

Треугольники выбрали те, кто ориентирован на цель. Они получают удовольствие от планирования чего-то и достижения результата. Когда им дают задание, то они устанавливают цель и разрабатывают план ее достижения.

Круг  выбрали те, кто дружелюбны, общительны. Они справляются с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с людьми. Когда им дают задание, они его обязательно с кем – то обсуждают.

Волна – выбрали ее нестандартные и творческие личности. Им удаются новые и разнообразные дела, быстро надоедает размеренность. Когда перед ними ставят задачу, то у них возникают блестящие идеи.

 

 

 


Текст-повествование

 

 

 

Т.- П

(несколько

снимков)

рассказ

 

 

 

 

 

о ком - либо

имеет

 

 

 

3

части

 

части

 

 

 

 

1

 

 

 

НАЧАЛО

 

 

2

 

 

ОСНОВНАЯ

 

3

 

КОНЦОВКА

 

 

Текст – рассуждение

 

 

 

Т.-О.

( ни одного снимка)

рассуждает

 

 

 

 

о чем-либо

 

или

 

доказывает

 

 

 

 

Почему?

 

Текст – описание

 

 

 

Т. – О.

(один снимок)

описывает

 

Предметы

 

 

КАКОЙ?

 

 

КАКАЯ?

 

 

КАКОЕ?

 

 

КАКИЕ?

 

Явления

 

Живые существа

 

 

может

быть

Т.-О.           составной           Т.-П.  и   Т.-Р.

Частью

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x