Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся в период введения ФГОС ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Дубовцева

   Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. «Если раньше традиционно перед школой ставилась задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, то в настоящее время цель образования − развитие функционально грамотной личности, способной осваивать потоки новой информации и новые виды деятельности, умеющей учиться, общаться, решать возникающие проблемы и, как следствие, быть успешной. Поэтому отличие новых стандартов заключается именно в том, что целью школьного обучения является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе», - отмечает М.Б. Бахтина.

Решению этой задачи способствует формирование у учащихся универсальных учебных действий, то есть, развивать ключевые компетенции. Причём одной из ведущих, на мой взгляд, является коммуникативная компетенция учащихся.

         Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только  главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения. Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы ее видим?» Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.

Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.

         По поводу необходимости обучать школьников владению языком выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным».На мой взгляд, задача школы ХХI века – ликвидация этого пробела. Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи.

Ключевой единицей курса русского языка в общеобразовательной школе становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию. 

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче государственной аттестации, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. 

И.И.Срезневский считал, что цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна.

         Реализуя поставленную цель - формирование       коммуникативной компетенции  учащихся через работу с текстом, -  необходимо поставить перед собой следующие задачи: 

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учеников; 

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов 
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков 
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых 
единиц; 
3) вовлечение во внеклассную работу ребят с целью развития их 
творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом 
отношении детей;

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.  Результативными, на мой взгляд, в этой работе являются следующие формы и методы работы с текстом: 
• комплексная работа с текстом; 

• лингвостилистический анализ текста;  

• сочинение-рассуждение; 

• редактирование текста; 

• различные виды диктантов; 

• интеллектуально-лингвистические упражнения;

• работа с текстами-миниатюрами;  

• коммуникативные и игровые ситуации.

Используя текст на уроках русского языка, мы обеспечиваем решение таких важных и актуальных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Безусловно, кропотливая, системная работа с текстом на уроках должна, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы, труды выдающихся отечественных лингвистов и языковедов.  Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.

Работа с текстом занимает особое место в развитии речи учащихся. В своей  деятельности я использую большое количество  разнообразных форм её организации, например, такие, как:

  • синтаксическая пятиминутка;
  • «включи воображение»;
  • лингвистические «угадайки»;
  • лингвистические «почемучки»;
  • «напиши подобно»;
  • через дополнительное задание к диктанту;
  • составление таблицы;
  • пересказ текста;
  • лингвистический анализ текста;
  • комплексный анализ текста;
  • создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста (часть С из заданий ЕГЭ)

Работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся ведется мною на протяжении многих лет. Уже с 5 класса ученики учатся читать и пересказывать лингвис­тические тексты, составляют таблицы, пишут сжатые и подробные изложения и сочинения.

Подробнее я хотела бы остановиться лишь на нескольких формах работ с текстом, используемых на уроках русского языка.

1. Лингвистические «угадайки» использую в своей работе на уроках русского языка в 5-7 классах. Работа над нестандартными заданиями этого типа связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, учащиеся должны либо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию). Выполнение подобных заданий во многом напоминает хорошо известную всем игру–задачу под названием «кроссворд».

     Таким образом, обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Это способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

         Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

• угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

• расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

• разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

• игры–задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и другие

2) Лингвистические «почемучки». Основная цель использования - активизация мыслительной деятельности учащихся.  Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по–новому. За внешней простотой  вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, то есть формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

• вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);

• вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация,(вопросы–шутки, вопросы–загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

3) Комплексный анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только  теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной  форме, но следует  учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

         Выбирая текст  комплексного анализа, необходимо учитывать  возрастные особенности учащихся. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему, в 5-6  классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере изучения  материала составляются тексты различного уровня сложности.

         Следуя своим убеждениям, тексты стараюсь подбирать  интересные с точки зрения орфографии, содержащие различные синтаксические конструкции. Они представляют собой фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Д.С. Лихачева и других признанных мастеров слова. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: тексты  о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, о любви к родному языку, литературе, о роль книги в жизни человека и т. п.

    Анализ любого текста начинаю с вопросов: « Что вы почувствовали? Зачем автор это написал?» Работа с текстом любого типа речи начинается с его выразительного чтения, затем проводится словарная работа, определяется тема ,идея, его  тип и стиль, выразительные средства речи и их роль. Работая с текстами-миниатюрами, сравнивая два текста, ученики через восприятие и понятие текста идут к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития внимания, мышления учащихся.

Так прекрасным материалом для работы с текстом в 5 классе (работаю по учебнику под редакцией А.Д.Шмелева), в рамках введения ФГОС является  отрывок из произведения Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо», где учащимся приходится конструировать текст, исправлять допущенные ошибки, работать с понятиями нормы речи, самостоятельно редактировать текст, соблюдая их. Такая работа вызывает неподдельный интерес и помогает реализации поставленных коммуникативных задач.

         Уже много лет ЕГЭ по русскому языку является обязательным для всех выпускников, поэтому целесообразно широко использовать работу с текстом на протяжении всего школьного курса и отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров. В связи с этим очень важно, особенно в старших классах, проводить многоаспектный анализ текста: композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т. д.); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов); лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений); анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор). Эту работу(прежде всего для формирования коммуникативной компетенции, развития грамотной личности, воспитания культуры речи, разумеется, с перспективой  подготовки к ЕГЭ) я провожу, начиная с 5 класса, и результат вижу на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах.

Из произведений русской классической литературы я подобрала большое количество неадаптированных текстов,  активно работаю с текстами Д.И. Лихачева, особенно с «Письмами о добром», которые уже в течение нескольких лет использую в работе на уроках русского языка и во внеурочное время (дополнительные занятия, факультативы). Задания к текстам охватывают все темы курса русского языка, все орфограммы и пунктограммы.

Особенно эффективна эта работа с такими текстами в старших классах, где идёт углублённое повторение русского языка, комплексный анализ текста. Работу чаще всего провожу в творческих группах. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала  часто использую  частичный языковой разбор текста, связываю эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.

         Работая над формированием коммуникативной компетенции  учащихся,  развивая их орфографическую зоркость, воспитывая в них культуру речи,  помню о том, что, как писал Д.С. Лихачев в «Письмах о добром», я должна научить своих учеников быть филологами, «то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает её».

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Бахтина, М. Б. Актуальные вопросы школьного филологического образования в период внедрения требований ФГОС: учебно-методическое пособие / М. Б. Бахтина. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015. — 272 с. – С. 55.

   2.   Лихачев, Д.С. Мысли о жизни.Письма о добром. /Д.С.Лихачев.-Москва: Изд-во КоЛибри, Азбука-Аттикус,2015.-576с.+(32с)-С.568

3. Срезневский ,И.И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях / И.И.Срезневский. –  СПб.,1871.,- 269- С.8

4. Чернышев. В.И. Правильность и чистота русской речи: Опыт русской  стилистической грамматики/ В.И.Чернышев . – Москва: Изд-во  ЛКИ – 2010. – С.264

 

 



 

Пожалуйста, подождите.
x
×