Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Автор: Афанасьева Елена Николаевна

 

     Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

 

     Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ, являющихся неотъемлемой частью ООП ООО, включает описание содержания и организацию работы по формированию основ смыслового чтения.

 

     Наиболее эффективной формой в данном направлении методисты считают работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

 

      Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка.

 

Вот лишь некоторые приемы работы с текстом.

 

1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

 

2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

 

3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

 

4. Верные-неверные утверждения. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

 

5. Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. 6. Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

 

7. Инсерт.

 

Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

 

«V» - знаю;

 

«+» - новое для меня;

 

«- » - думал иначе;

 

«?» - не понял, есть вопросы.

 

8. «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

 

простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию;

 

уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал;

 

интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей;

 

творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза;

 

оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов;

 

практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой.

 

9. Приём «круги по воде».

 

      Записывается название языкового явления по вертикали и подбираются в соответствии с заданием синтаксические единицы из художественного произведения, которое обсуждается на уроках литературы.

 

     Развитию творческих способностей содействуют также дидактические игры на уроке.

 

Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

 

 

 

Заключение.

 

      Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

 

?     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

 

?     пополнять речевую память учащегося;

 

?     обогащать словарный запас;

 

?     продуктивно усваивать учебный материал;

 

?     прививать  эстетический вкус;

 

?    формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x