Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Работа воспитателя по формированию благоприятных детско- родительских отношений в семье | Язькова Оксана Викторовна. Работа №206165

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Язькова Оксана Викторовна
Благоприятные детско-родительские отношения являютсячрезвычайно важными факторами, влияющие как на становление личности ребёнка, так и на организацию воспитательно - образовательного процесса.

 Система работы по формированию  у родителей компитентности в детско-родительских отношениях, позволяет установить более тёплый, эмоциональный контакт между родителями и детьми.

Работа воспитателя по формированию благоприятных детско- родительских отношений в семье.
(методическая разработка)
Выполнила работу:
Язькова Оксана Викторовна.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие детско- родительских отношений, роль воспитателя ДОУ в их формировании.
1.1. Основные характеристики детско – родительских отношений……..6
1.2. Причины нарушений в детско-родительских отношениях в семье ..13
1.3 Работа воспитателя ДОУ по диагностике и коррекции детско-родительских отношений ……………………………………………………18
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений
2.1.Характеристика методик исследования…………………………………24
2.2 Результаты проведенного исследования………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………33
Приложения…………………………………………………………………35
Введение
Благоприятные детско-родительские отношения являются чрезвычайно важными факторами, влияющими как на становление личности ребенка, так и на организацию воспитательной практики.
В наше время быстрых социальных перемен наблюдается досадный процесс дистанцирования детей от своих родителей. По исследованиям психологов , причинами нынешнего кризиса семьи являются: нехватка времени на общение с ребенком (за которой, возможно скрывается неосознанное неумение или нежелание общаться); недостаточность психических знаний об особенностях детского развития; непонимание причин того или иного поведения ребенка; затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия; сложности саморефлексии своих отношений с ребенком.
К теме детско-родительских отношений в последние годы , обращаются такие авторы как А. Спиваковская, А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, З. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и др. Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштен, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства , который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений. Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры – всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.
Семья и дошкольная организация - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Н. А. Менчинская, А. В. Петровский, А. С. Макаренко доказали: эти социальные институты — воспитательные феномены, каждый из которых помогает ребенку приобрести социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения малыша в большой мир. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив и взаимодействия между ними — важнейшие условия развития ребенка. В дошкольной организации ребенок получает образование, приобретает навык взаимодействия с социумом, умение планировать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этим, зависит от семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного включения родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Семья для ребенка — среда обитания и воспитания, где решаются основные педагогические задачи. Эффективность воспитания детей во многом зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности и компетентности родителей. Именно их пример, и личные качества определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания обуславливает необходимость взаимосотрудничества.
Приоритетным направлением в работе воспитателя детского дошкольного учреждения считаем – повышение психологической и педагогической грамотности родителей, так как во все времена главным действующим лицом в сфере воспитания остаются родители, и только в семье закладывается фундамент духовной культуры человека.
Целью работы является изучение роли воспитателя в формировании позитивных детско- родительских отношений.
Задачи:
- рассмотреть основные виды и понятия детско-родительских отношений;
- проанализировать факторы, влияющие на детско-родительские отношения;
- исследовать состояние детско- родительских отношений.
Глава 1. Понятие детско- родительских отношений, роль воспитателя ДОУ в их формировании.
1.1. Основные характеристики детско – родительских отношений
Понятийный аппарат детско-родительских отношений, достаточно широк и многозначен: - Родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений мать-ребенок; типы позитивного и ложного родительского авторитета;-типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.
Карабанова О.А. дает следующее определение феномену детско – родительских отношений - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада ребенок - родители) и сверху вниз (диада родители - ребенок), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка — менее однозначна.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. По Спиваковской А.С. детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:
• характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
•мотивы воспитания и родительства;
• степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
•удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
• стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
• социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
• степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
Спиваковская А.С. выделяет следующие интегративные показатели детско-родительских отношений:
•родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке — ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.
Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения
согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка.
Отечественные психологи выделяют наиболее существенные характеристики гармоничных детско — родительских отношений:
Во-первых, это удовлетворение базовых потребностей ребёнка в системе детско — родительских отношений: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; удовлетворение потребностей, возникающих в процессе детско — родительского взаимодействия: принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего Я как автономной реальности.
Во-вторых, важен достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально — психологической природы.
И в-третьих, сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям развития ребёнка.
Все эти качественные характеристики и условия детско — родительских отношений определяют содержание взаимодействия родителя и ребёнка. Базовой характеристикой эффективных отношений выступает эмоциональная поддержка.
Детско-родительские отношения — двусторонний процесс взаимоотношений, в котором принимают участие 2 субъекта — родитель и ребенок. Это отношение формирует образы друг друга: как у родителя — образ его ребенка, так и у ребенка — образ его родителя.
Система детско — родительских отношений имеет особое значение для развития любого человека и решения жизненно важных задач, а также для совладания с трудными жизненными ситуациями.
Эйдемилер Э.Г. выделяет 3 основных типа отношений родителей и их детей:
1.Тип излишней вовлечённости (авторитарный контроль)
2.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение)
3.Оптимальный тип.
Тип излишней вовлечённости
Неумеренная родительская любовь, чрезмерные опёка и участие в делах и жизни ребёнка и, даже, проникновение в его внутренний мир. В этом случае эго ребенка как бы растворяется, становится нечетким. Родители стремятся реализовать те только все потребности ребёнка, но и предугадать и исполнить его желания, часто ещё не оформившиеся. Они прощают малышу всё, думают и делают вместо него. Ребенок растет несамостоятельным и инфантильным, понятия можно- нельзя, хорошо-плохо ему не понятны. Гиперопека фиксирует существующие у ребенка трудности развития и может породить проблемы у психически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг своего ребёнка стену из любви, заботы и помощи, такие родители тормозят процесс понимания и развитие многих навыков, а также не происходит усвоение им норм поведения в обществе. Такой ребенок живет в иллюзорном мире, не ведая ни труда, ни забот, постепенно становясь эгоистичным и беспомощным. При поступлении в школу, прежде всего, обнаружат себя сложности в волевой и эмоциональной сферах. Возможно дальнейшую жизнь в эмоциональном плане он посвятит поиску родителя-волшебника, а пока Ваше дитя просто капризничает.
Тип излишней отстраненности
Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенка либо жестко контролируют, либо наоборот, не обращают на него внимания. Природные качества не подкрепляются или подавляются. Не получая возможности проявиться и развиться, эти качества могут приобрести отрицательную направленность: упорство перейдёт в упрямство, живость и активность в неустойчивость, неспешность и осторожность в пассивность. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающийся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа Я. Отсутствие позитивного опыта взаимодействия со старшими близкими приводит к тому, что такие дети варятся в собственном соку, закрепляя эмоциональный опыт, сложившийся на основе детских реакций. В итоге — низкая самооценка и самоуничтожение личности ребёнка. И как следствие такого типа семейных отношений – крайнее неуважение к личности другого человека.
Оптимальный тип детско-родительских отношений
Для него характерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком, возможность диалога в любых жизненных затруднениях. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. В отношениях присутствует открытое личностное общение между родителем и ребенком, цель которого — полное раскрытие и развитие индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей как ребёнка, так и взрослого. В этом случае личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе) развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается.
Выделяются 4 принципа, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений:
- принцип равенства. Взаимоотношения должны поддерживаться на уровне партнёрства, ведь ребёнок – это не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым, способностью принимать и понимать других (В.Каган);
- принцип добровольности, как отсутствие насилия над личностью другого человека;
- принцип открытости и искренности. Важно уметь признавать свои ошибки и быть честными. Дети особенно остро чувствуют фальшь;
- принцип взаимного уважения друг к другу.
Любовь, принятие, уважение, понимание которые родители заложат в своё дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни. Как, правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным. Дарите любовь своим детям, ее много не бывает. Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней . (А.С.Спиваковская)
Итак, понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен. Как отмечает В.С.Мухина, в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации, поэтому современные родители должны сознательно стремиться к поиску наиболее эффективного стиля индивидуального воспитания ребенка в семье.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения , могут быть определены следующими параметрами: характер эмоциональной связи, мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя, стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства, способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка, социальный контроль, степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.
1.2. Причины нарушений в детско-родительских отношениях в семье детский родительский дошкольник психологический
В течение дошкольного возраста, продолжающегося от 3 до 7 лет, интенсивно развивается общение ребенка со взрослым и развиваются новые формы общения: дополнительно к ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формам общения ребенка со взрослым дошкольник осваивает две новые, более сложные формы общения – внеситуативно- познавательное и внеситуативно- личностное. Рассмотрим основные группы причин нарушений детско-родительских отношений, и попытаемся кратко охарактеризовать наиболее часто встречающиеся, в определенном смысле – типичные (когда инициатива исходит от родителей) проблемы. Однако, любая классификация проблем ребенка неизбежно носит условный характер, поскольку в силу целостного характера процесса развития изолированных, локальных проблем практически не бывает: например, дисгармоничные отношения в семье не только рождают стойкий эмоциональный дискомфорт, но обычно сказываются и на взаимоотношениях ребенка со сверстниками, на его познавательной активности, накладывают свой тяжелый отпечаток на формирование всей личности ребенка. И, напротив, как подчеркивает Г.В. Бурменская, трудности ребенка, коренящиеся в снижении его интеллектуального развития, как правило, осложняют детско-родительские отношения, а также проявляются в ходе игры и общения со сверстниками, препятствуя взаимопониманию и создавая почву для взаимной неудовлетворенности и конфликтов.
Первая группа чрезвычайно разнообразных проблем детско-родительских отношений в своей основе имеет общую причину, а именно незнание или сознательное игнорирование родителями возрастных норм и необходимых условий развития ребенка. Это дети, у которых, как показывает обследование, отсутствуют какие-либо отклонения от нормативного хода развития, но в то же время отмечаются определенные трудности во взаимоотношениях. Родители жалуются на капризность, непослушание и упрямство детей , что может быть естественным в кризисные периоды развития, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, беззастенчивость, лживость и т.д. Практика консультирования показывает, что многие весьма различные по своей психологической природе особенности поведения дошкольников часто служат причиной недовольства родителей, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Широко распространена установка на всегда послушного, исполнительного (удобного) ребенка. Другой вариант нарушения отношений связан со стремлением многих родителей искусственно форсировать, ускорить темпы развития своих детей, стремлением добиваться опережающего хода развития и превосходства своего ребенка над другими.
При этом родители не видят перегрузок, ослабленности ребенка и не осознают искажений в восприятии ребенка (хороший – только успешный), в воспитательных установках (сверхтребования). В то же время большое число неадекватных требований, предъявляемых к детям, как показывает анализ конкретных случаев, часто бывает связано с различными личностными проблемами самих родителей. Наличие сверхтребований, игнорирование личностной стороны общения свидетельствует, по меньшей мере, о недостаточно чутком отношении родителей к ребенку, об их низкой чувствительности к его потребностям и реальным возможностям, а подчас даже об эмоциональном неприятии его.
Соответственно вторая большая группа проблем в сфере детско-родительских отношений, связана с нарушением эмоциональных отношений. Можно выделить следующие варианты эмоционального отношения родителя к ребенку:
1) Безусловное, эмоциональное принятие (любовь несмотря ни на что);
2) условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка);
3) амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви); 4) индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность в отношениях, низкая эмпатия);
5) эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоциональное, негативное отношение к ребенку).
При этом любовь определяется как высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта; амбивалентность чувств – как несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту. Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако можно выделить следующие.
1. Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; потребность в безопасности; потребность в общении с друзьями, личные достижения, карьера, профессиональный рост. В этом случае психологическая помощь должна быть направлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей родителя при сохранении им полноценной функции ухода и воспитания ребенка.
2. Мистификация и искажение образа ребенка в результате проекции негативных качеств и приписывание их ребенку, идентификация с аверсивной личностью (вызывающей отвращение у родителя). В результате перенос на ребенка негативного эмоционального отношения, которое родитель испытывает в отношении этой личности. Психологическая работа в этом случае должна быть направлена на объективирование причин, их анализ и помощь в разрешении глубинного конфликта, лежащего в основе проекции.
3. Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление посттравматического стресса. Фатальное совпадение рождения (начальных этапов воспитания ребенка) и психологической травмы (например утрата близкого человека). Ребенок выступает как символ травмирующей ситуации либо как ее элемент. Направлением психологической работы здесь должна стать работа с посттравматическим стрессом.
4. Личностные особенности родителя (личностный инфантилизм, акцентуации характера, невротизм, неадекватный тип привязанности самого родителя). Здесь требуется индивидуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости – психотерапия.
При этом фрустрация, определяется как психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Стресс как термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия; личностный инфантилизм – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту; невротизм – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами.
Следует упомянуть и некоторых отцов и матерей, недостаточно зрелых для роли родителей, тяготящихся заботой о ребенке, загруженных своими собственными делами и проблемами. В таких случаях жалобы родителей указывают не только на неблагополучие собственно детско-родительских отношений, но и обстановки в семье в целом, что требует терапии семейных отношений и (или) проработки родителями собственных проблем.
Также способствуют дисгармоничности отношений между родителями и детьми выраженные различия их темпераментов или характерологического склада, если данные расхождения не осознаются и не учитываются в должной степени родителями (темперамент – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения). Еще одну острую точку во взаимоотношениях родителей с детьми младшего дошкольного возраста составляют проявления ими самостоятельности и инициативы, которые часто воспринимаются родителями как желание делать все по-своему.
Для дошкольного возраста характерен внутренний психологический конфликт, который точно обозначил Э. Эриксон формулой инициатива против чувства вины. Конфликт возникает потому, что новые, сформировавшиеся способности позволяют детям что-то придумывать, изобретать, подчас ставя себя в такое положение, когда они сами не знают как поступать, какие формы поведения выбрать. В подобных ситуациях они нередко совершают поступки, не одобряемые не только родителями, но и более широким социальным окружением. В таких ситуациях возникает чувство вины и страха.
Чувство вины может появиться у ребенка и в том случае, когда, как ему кажется, он своим поведением, успехами не оправдывает родительских ожиданий и надежд. Пределы собственных физических и умственных способностей еще не всегда осознаются детьми, и иногда им невероятно трудно сдержать порывы буйной фантазии и игру физических сил. Разумеется, в силу общей неумелости детей этого возраста инициативные проявления чаще всего принимают неадекватный характер и пресекаются взрослыми.
В результате эти, по существу, нормальные возрастные особенности (точнее, даже возрастные достижения) ребенка, трансформируясь, принимают форму капризов, непослушания, негативизма и других нежелательных форм поведения. Закономерности онтогенеза личности таковы, что позитивный, одобряемый взрослыми опыт проявления ребенком самостоятельности и инициативы в раннем и дошкольном возрасте абсолютно необходим и имеет фундаментальное значение для всего дальнейшего развития ребенка.
В результате выше перечисленного хотелось бы подчеркнуть, что дошкольный возраст имеет особое значение: коррекция неверных воспитательных установок и дисгармоничных детско-родительских отношений может служить здесь средством своевременной профилактики значительных осложнений и нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в последующих возрастах.
1.3 Работа воспитателя ДОУ по диагностике и коррекции детско-родительских отношений
В постоянно меняющемся мире, в условиях стрессовых и фрустрационных ситуаций, увеличивающихся требований к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и при постоянной занятости родителей оказание психологической помощи семье ребенка-дошкольника – одна из важнейших задач психолога образования. В современном мире родителям все сложнее уделить внимание своему ребенку: работа, домашние дела и заботы часто не позволяют найти время для совместных игр, прогулок, бесед. Воспитание дошкольника перекладывается на плечи воспитателей детского сада, но они никогда не смогут заменить ребенку родителей. И лишь явные изменения в поведении ребенка, такие как капризность, непослушание, агрессивность или замкнутость, заставляют взрослых задуматься и обратиться за помощью к психологу.
Нарушения личностного развития детей приобретают массовый характер, а одна из наиболее распространенных причин – негативный стиль родительского воспитания. Это вызывает тревогу у педагогов, специалистов дошкольного учреждения. Целенаправленная организация совместной работы в триаде педагог–ребенок–родитель позволит скорректировать детско-родительские отношения.
В современном обществе намечается тенденция к организованному обучению родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Но для этого необходимо провести большую предварительную работу по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Воспитатель должен завоевать авторитет в их глазах. Возможен следующий алгоритм построения отношений воспитателя с родителями при необходимости коррекции детско-родительских отношений:
1. Беседа с воспитателем о личностных особенностях ребенка (его поведении в различных видах деятельности, особенностях общения со взрослыми и сверстниками, личностных качествах ребенка).
2. Беседа с родителями об особенностях их взаимоотношений с ребенком, выявление трудностей, анкетирование (использование опросника детско-родительских отношений А. Я. Варга и В. В. Столина, написание сочинения Мой ребенок).
Диагностика особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка (тест тревожности Теммла, Дорки и Амен, САТ, тест Люшера), внутрисемейных отношений (рисунок на тему Моя семья, проективная методика Почта).
Консультирование родителей по результатам диагностики, определение совместных путей решения проблемы, учет пожеланий родителей относительно построения системы занятий (как правило, на этом этапе родители готовы сказать, что им хотелось бы изменить в своих взаимоотношениях с ребенком).
Проведение коррекционно-развивающей работы по оптимизации взаимоотношений ребенка и родителей (1 раз в неделю в течение 3 месяцев – 12–14 игровых сеансов, консультирование родителей в процессе данной работы – по необходимости).
Повторная диагностика эмоционально-личностной сферы ребенка.
Итоговая беседа с родителями, анкетирование (использование опросника детско-родительских отношений А. Я. Варга и В. В. Столина, написание сочинения на тему Я и мой ребенок).
В научной литературе, посвященной вопросам детско-родительских отношений, подчеркивается зависимость формирования индивидуальных особенностей ребенка от родительских позиций – стилей воспитания (А. Я. Варга, А. И. Захаров, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер и др.). Авторы различных концепций, тем не менее, согласны друг с другом в том, что отношения с родителями имеют для психического здоровья ребенка первостепенное значение. Воспитателю детского дошкольного учреждения необходимо изучать особенности взаимоотношения ребенка и родителей, с тем чтобы оказать своевременную поддержку, как ребенку, так и взрослым.
Часто считают, что первоочередная задача родителей – их воздействие на развитие и поведение ребенка, забота о его благополучии. Воспитание родителей сводиться при этом к стремлению повлиять на их сознание, поведение и установки через них – на развитие и благополучие ребёнка. Воспитателю в детском коллективе, приходится наблюдать за разными детьми, их взаимоотношениями с родителями, сверстниками. Наблюдая и общаясь с детьми, убеждаешься, как сильно влияет семейное воспитание на умственное, нравственное, культурное развитие детей. Одни дети добрые и ласковые, другие – робкие и застенчивые, третьи – грубые, агрессивные. Сложнее всего работать с третьими.
В большинстве групп есть агрессивные, неуправляемые дети. В общении с такими детьми часто возникают конфликтные ситуации как у взрослых так и детей. Родители измучены такими детьми. Для воспитателя подобный ребёнок в группе головная боль. Помочь таким детям можно и нужно. Но помощь должна быть комплексной: во-первых правильное воспитание в семье, помощь в детском коллективе и помощь педагога – психолога.
Статистика показывает, что в 5% семей родители используют физическое наказание как метод воздействия. Большое число родителей воспитывает детей на основе собственного жизненного опыта, не опираясь на рекомендации педагогов.
Признание большинством родителей, что они сами, их дети нуждаются в помощи, является трудной задачей. Такое положение побуждает воспитателя организовывать группы для занятий с родителями по коррекции детско – родительских отношений.
Задача воспитателя- выйти на уровень доверия и партнёрства в отношениях с семьями через организацию специальных занятий и индивидуальное консультирование.
Процесс коррекции детско – родительских отношений требует индивидуального подхода специалистов. Родители должны обязательно поговорить с педагогом о взаимоотношениях членов семьи, проблемах в семье. Рассказать об особенностях ребёнка, его интересах, трудностях и т.д. Только в тесном содружестве педагогов и родителей может произойти улучшение в детско – родительских отношениях и будет оказана поддержка ребёнка, способствующая его продвижению в воспитании и развитии. Необходимо было, чтобы отношение родителей к ребёнку изменилось в сторону лучшего его понимания.
Беседы с родителями, анкетирование показало, что родители не знают, как надо любить своего ребёнка. Важная потребность, которую испытывает ребёнок, вступающий в общение – получить от партнёра поглаживание (по данным психологов ребёнку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми поглаживаний в день), сочувствие, одобрение как подтверждение расположения к себе. Это условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. Воздействие семьи на ребёнка отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью. Любовь – одна из важнейших сфер семейного взаимодействия: супругов друг к другу. Родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т.п.
Как нельзя лучше для коррекции детско – родительских отношений, осознания роли родительской любви как залога психического здоровья ребёнка, установление тесного контакта с родителями подходит использование совместного чтения сказок Туве Янсон о Муми – троллях.
В сказках показаны отношения родителей и детей почти идеальными. Отношения в Муми – семействе дружелюбные, позитивные и практически безконфликтные. Взаимодействие Муми – родителей с детьми основываются на принципах признания, ответственности, как родителей, так и ребёнка. В сказках про Муми – троллей просматривается:
– принятие чувств близких так, как они проявляются;
– право на выражение позитивных и негативных чувств;
– двустороннее общение;
– удовлетворённость результатами разговора обоих участников;
– не навязывание родителями своих ценностей и взглядов детям.
Необходимо проводить работу с родителями. Сначала надо определить индивидуальные направления работы, исходя их родительской позиции семьи, проблем в воспитании и развитии ребёнка. В общении с такой категорией родителей требуется от воспитателей большого терпения и гибкости.
Для эффективной работы воспитателя с родителями необходимо написание комплексной программы по формированию позитивных детско- родительских отношений.
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений
2.1.Характеристика методик исследования
В исследовании приняли участие дети детского сада № 13 "Ручеек" г.Мариинска.
Дети старшей группы (10 человек), а также их родители (мамы) (10 человек).
В качестве методов исследования использовался опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА) и методика Рисунок семьи для детей.
- Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник состоит из 5 шкал:
1. Принятие-отвержение.
2. Кооперация.
3. Симбиоз.
4. Авторитарная гиперсоциализация.
5. Маленький неудачник.
Текст опросника состоит из 61 утверждения, с которыми родитель может либо согласиться ( поставить верно или +), либо не согласиться (поставить неверно или -). ( Приложение 1)
Ключи к опроснику.
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается верно. Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
-отвержение;
-социальная желательность;
-симбиоз;
-гиперсоциализация ;
-инфантилизация ;
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам=160
Таблица шкал представлена в Приложении 2.
- Методика Рисунок семьи
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.
Целью методики является выявление особенностей внутрисемейных отношений.
На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Для исследования необходимы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: Нарисуй, пожалуйста, свою семью. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово семья, так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, воспитатель должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:
Скажи, кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают? Кто это придумал?
Им весело или скучно? Почему?
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе воспитатель должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:
- чувства к отдельным членам семьи;
- почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);
- что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например:
- Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?
- Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?
- Кого мама позовет идти с собой?
- и т. п.
Схема обработки теста представлена в Приложении 3.
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест и т.д.
2.2 Результаты проведенного исследования
По результатам методики ОРО были сделаны следующие выводы:
Высокий процентный балл по шкале симбиоз – 90 и более % – достаточен для того, чтобы сделать вывод о том, что здесь устанавливается психологическая дистанция между взрослым и ребенком, родитель всегда старается быть ближе к нему, удовлетворять все его потребности, ограждать от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Такой результат был выявлен у 90% , опрошенных родителей.
Высокий процентный балл по шкале отношение к неудачам ребенка (или маленький неудачник) – от 85% и выше – являются признаком того, что родитель считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Такие родители считают своего ребенка не приспособленным, не способным к самостоятельности и открытыми для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
По результатам методики Рисунок семьи, можно сделать следующий вывод: у шести детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – дети рисуют себя либо дальше от семьи, чем других ее членов (2 ребенка), либо не рисуют вообще (2 ребенка). Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: меня здесь не замечают, мне трудно найти свое место. Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места или я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения.
Два ребенка выражают большую потребность в общении – в свои рисунки они добавляют животных, родственников, не проживающих с ними (дядя, тетя). Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – на восьми рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга). На одном из рисунков изображены четыре человека: мама, ребенок, дедушка и папа. Каждый из них занят своим делом: ребенок изображен анфас (в верхней части листа), а остальные члены семьи в профиль. Дедушка, при этом нарисован в танке, отвернут от других членов семьи (в верхней части листа), папа в машине, тоже отвернут от семьи (в нижней части листа), а мама смотрит телевизор (в нижней части листа). Все изображены на одном рисунке, но при этом их ничего не связывает. Из этого можно сделать вывод о том, что в этой семье каждый предназначен сам себе. Эмоциональный контакт, межличностные отношения в семье нарушены.
Вывод: к последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:
- занижение самооценки;
- неуверенность в себе;
- замкнутость;
- склонность к агрессии как средству защиты;
- низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности;
- склонность к асоциальному поведению.
Для коррекции детско- родительских отношений и для формирования благоприятных детско- родительских отношений нужна специально- написанная программа.
Заключение
В условиях отсутствия системы родительского образования, воспитывая ребенка, родители используют свой личный опыт.
Ребенок интуитивно ищет защиты в семье. Поэтому родители должны научиться понимать его трудности и проблемы, реализовывать на практике не оценивающее, а поддерживающее общение с ребенком.
Несмотря на большой выбор литературы по вопросам развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста, современные родители в большинстве остаются педагогически и психологически не грамотными. Они мало что знают о возрастных особенностях развития ребёнка, его потребностях, значении игры в дошкольном возрасте, не умеют общаться и играть с детьми. Дошкольное детство многие родители рассматривают всего лишь как подготовку к школе, а не важный и полноценный этап жизни человека.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Таким образом, педагоги детского сада, должны помочь в повышении компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений.
Система работы воспитателя ДОУ по формированию у родителей компетентности в детско – родительских отношениях позволит установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовать закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях дошкольного возраста, о формах и методах детского воспитания, будут способствовать значительному улучшению детско-родительских отношений.
Список литературы
Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.
Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С.52-58.
Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г.Белоногова, Л.Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. - №1. - С.82-92.
Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М.Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю.Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н.Григорьева, Л.Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С.23-31.
Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А.Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С.41-49.
Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В.Глебова. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. - 111 с.
Доронова Т. Н. О взаимодействии ДОУ с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей Из детства - в отрочество / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание, 2005. - №3. - С.87-91.
Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н.Доронова, Г.В.Глушкова, Т.И.Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 190 с.
Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С.25-26.
Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.
Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С.74-83.
Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие / Н.В.Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 107 с.
Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В.Козлова, Р.П.Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 112 с.
Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. - 143 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. – М.: Издательство Русский язык, 1981. – С.71.
Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А.Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.
Рожков М.И. Теория и методика воспитания / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Владос-Пресс, 2004. – 384 с.
Семья и личность / Под ред. профессора Е.И.Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003. - 101 с.
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А.Сластенин, И др. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 576 с.
Приложение 1
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИНА
Инструкция: внимательно прочитайте утверждения, напротив каждого поставьте ответ верно, если оно совпадет с вашим мнением, или неверно, если не совпадет.
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно липнет все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они
кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Приложение 2
Таблица шкал
1 шкала: Принятие-отвержение
сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8
процентный ранг 0 0 0 0 0 0 0.63 3.79 12.02
сырой балл 9 10 11 12 13 14 15 16 17
процентный ранг 31.01 53.79 68.35 77.21 84.17 88.60 90.50 92.40 93.67
сырой балл 18 19 20 21 22 23 24 25 26
процентный ранг 94.30 95.50 97.46 98.10 98.73 98.73 99.36 100 100
сырой балл 27 28 29 30 31 32
процентный ранг 100 100 100 100 100 100
2 шкала
сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
процентный ранг 1.57 3.46 5.67 7.88 9.77 12.29 19.22 31.19 48.82 80.93
3 шкала
сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7
процентный ранг 4.74 19.53 39.06 57.96 74.97 86.63 92.93 96.65
4 шкала
сырой балл 0 1 2 3 4 5 6
процентный ранг 4.41 13.86 32.13 53.87 69.30 83.79 95.76
5 шкала
сырой балл 0 1 2 3 4 5 6 7
процентный ранг 14.55 45.57 70.25 84.81 93.04 96.83 99.37 100
Приложение 3
МЕТОДИКА РИСУНОК СЕМЬИ
Обработка теста Рисунок семьи проводится по следующей схеме:

Выделяемые признаки
Отметки о наличии признаков
1
Общий размер рисунка
2
количество членов семьи
3
Соответствующие размеры членов семьи
мать;
отец;
сестра;
брат;
дедушка;
бабушка и т.д.
4
Расстояние между членами семьи.
Наличие каких-либо признаков между ними
5
Наличие животных
6
Вид изображения:
схематическое;
реалистическое;
эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.;
метафорическое изображение в движении, в действии.
7
Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3…).
Степень аккуратности исполнения.
16
Курсовая работа томский государственный университет лето зима осень весна новый год
Анна, Алена, Александра, Алина, Арина, Антонина, Анастасия, Вера, Василиса, Виктория, Валерия, Вероника, Дарья, Елена, Евгения, Екатерина, Елизавета, Жанна, Жасмин, Зинаида, Зоя, Залина, Ирина, Ираида, Клавдия, Карина, Кристина, Ксения, Любовь, Людмила, Марина, Мария, Надежда, Ольга, Олеся, Оксана, Римма, Роза, Раиса, Светлана, София, Татьяна, Тамара, Таисия, Фаина, Артем, Андрей, Александр, Алексей, Анатолий, Борис, Виталий, Виктор, Валерий, Василий, Владимир, Вячеслав,Геннадий,ГГГенрих
Артур, Архип, Игнат, Аскольд, Богдан, Вадим, Валентин, Вальтер, Давид, Демид, Елизар, Елисей, Емельян, Еремей, Захар, Зиновий, Иван, Игорь, Иосиф, Корней, Кузьма, Маргарита, Леонид, Лука, Макар, Марат, Марк, Назар, Наиль, Натан, Наум, Оскар, Остап, Агния, Юлия, Потап, Прохор, Равиль, Рамиль, Ростислав, Равшан, Рамиль, Равиль, Святослав, Станислав, Тарас, Тихон, Федор, Федот, Эдгар, Эдуард, Эльдар, Эммануил, Яков, Августин, Аврора, Агафья, Агата, Аглая, Агнесса, Агриппина, Аделина, Алевтина, Ангелина, Альбина, Адриана, Аксинья, Алиса, Алла, Амина, Анжела, Анжелика, Анна, Ася, Валентина, Варвара, Василиса, Василина, Венера, Виолетта, Влада, Владлена, Галина, Генриетта, Глория, Дана, Динара, Диана, Ева, Адам, Евдокия, Есения, Злата, Зульфия, Изабелла, Илона, Инна, Инесса, Инга, Камила, Каролина, Ульяна, Кира, Клара, Карл, Лада, Лариса, Лидия, Лилия, Лина, Лолита, Маргарита, Марианна, Марта, Милана, Милена, Наиль, Николь, Ника, Нина, Пелагея, Полина, Прасковья, Рада, Оегина, Рената, Роза, Сабина, Сабрина, Снежана, Сюзанна, Эвелина, Элеонора, Эльвира, Элла, Алла, Эмилия, Юнона, Эльмира, Ярослава, Святослав, Всеволод, Захар
Зима, Весна, Лето, Осень. Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Я считаю до пяти, не могу до десяти, раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать. Черный, белый, красный, серый, синий, фиолетовый, желтый, голубой, зеленый, розовый, оранжевый, бирюзовый, мятный, салатовый, малиновый, алый, коричневый, сиреневый, бежевый. Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать. Дождь, снег, мороз, град, ливень, иней, заморозки. Летят утки. На улице идет дождь. Везде лужи. Грязь.
Лето, солнце, жара. Сегодня десятое марта две тысячи шестнадцатый год. На улице дул холодный ветер, мы с ребятами пошли гулять. Летом вечерами мы играем в футбол и другие различные игры. Со своей подружкой Наташей мы дружим уже более семи лет. В школе у меня была подружка Олеся. Сейчас Олеся живет в другом городе, мы общаемся не так часто как раньше. Наступила весна. Прилетели грачи. Осенью птицы улетают на юг зимовать.
Артур, Архип, Игнат, Аскольд, Богдан, Вадим, Валентин, Вальтер, Давид, Демид, Елизар, Елисей, Емельян, Еремей, Захар, Зиновий, Иван, Игорь, Иосиф, Корней, Кузьма, Маргарита, Леонид, Лука, Макар, Марат, Марк, Назар, Наиль, Натан, Наум, Оскар, Остап, Агния, Юлия, Потап, Прохор, Равиль, Рамиль, Ростислав, Равшан, Рамиль, Равиль, Святослав, Станислав, Тарас, Тихон, Федор, Федот, Эдгар, Эдуард, Эльдар, Эммануил, Яков, Августин, Аврора, Агафья, Агата, Аглая, Агнесса, Агриппина, Аделина, Алевтина, Ангелина, Альбина, Адриана, Аксинья, Алиса, Алла, Амина, Анжела, Анжелика, Анна, Ася, Валентина, Варвара, Василиса, Василина, Венера, Виолетта, Влада, Владлена, Галина, Генриетта, Глория, Дана, Динара, Диана, Ева, Адам, Евдокия, Есения, Злата, Зульфия, Изабелла, Илона, Инна, Инесса, Инга, Камила, Каролина, Ульяна, Кира, Клара, Карл, Лада, Лариса, Лидия, Лилия, Лина, Лолита, Маргарита, Марианна, Марта, Милана, Милена, Наиль, Николь, Ника, Нина, Пелагея, Полина, Прасковья, Рада, Оегина, Рената, Роза, Сабина, Сабрина, Снежана, Сюзанна, Эвелина, Элеонора, Эльвира, Элла, Алла, Эмилия, Юнона, Эльмира, Ярослава, Святослав, Всеволод, Захар
Именно эффективная и качественная оценка кредитоспособности потенциального заемщика физического лица является основным способом оценки и снижения кредитного риска.
В работе рассмотрены такие методики анализа и оценки кредитоспособности заемщика, как: скоринговая методика, андеррайтинг, оценка кредитоспособности по платежеспособности, по кредитной истории. ОАО Сбербанк России при анализе клиентских данных использует выше указанные методики для оценки кредитоспособности. И каждая из этих методик имеет свои слабые стороны. Оценка кредитоспособности заемщика представляет процесс отбора и анализа финансовых показателей в виде присвоения кредитного рейтинга. То есть банки оценивают доход, количество иждивенцев, наличие в собственности автомобиля, объектов недвижимости, наличие земельного участка, стаж работы, образование, должность заемщика.
Без сомнения это основные параметры, по которым определяется степень кредитоспособности физического лица. Но, однако, непрерывное развитие и корректировка перечня характеристик в методике определения кредитоспособности заемщика, может привести к тому, что те клиенты, которые сегодня попадают в группу ненадежных заемщиков, при последующем анализе клиентских данных, могут быть отнесены к категории заемщиков, имеющих низкую невозвратность кредитов. Нет единой методики, которая могла бы позволить оценить кредитоспособность по единым критериям и показателям. Нужно систематизировать данные и разработать единую методику, создать и утвердить единую нормативную базу для определения финансового состояния заемщика.
Во второй главе данной дипломной работы была дана характеристика деятельности и кредитной политики ОАО Сбербанка России, рассмотрены органы управления банка. Так же были рассмотрены общие условия кредитования физических лиц в ОАО Сбербанк России, категории клиентов, которые определяет банк при рассмотрении заявок, какие кредиты предоставляет банк населению. Приведена таблица с перечнем документов, которые потенциальные заемщики предоставляют в банк для рассмотрения заявок. Была изучена информация, содержащаяся в нормативных документах и инструкциях банка, формулы расчета платежеспособности заемщика и максимального размера, предоставляемого кредита. И на основании всей изученной информации был произведен анализ и оценка кредитоспособности заемщиков физических лиц на примере потребительского и ипотечного кредита, а так же автокредита, предоставляемых ОАО Сбербанк России. Расчет кредитоспособности заемщиков осуществлялся по методике банка. Результаты расчетов приведены в таблице ниже.
Владимир, Вячеслав, Виталий, Виктор, Владислав, Вениамин, Геннадий, Генрих, Герасим, Григорий, Георгий, Глеб, Дмитрий, Денис, Даниил, Данила, Евгений, Егор, Илья, Искандер, Иннокентий, Ильмир, Константин, Леонид, Лев, Максим, Михаил, Николай, Никита, Олег, Петр, Роман, Руслан, Родион, Сергей, Севастьян, Всеволод, Савелий, Арсений, Семен, Тимофей, Тимур, Ефим, Степан, Юрий, Матвей, Кирилл, Павел
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×