Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Раннее речевое развитие ребенка ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Пархаева Марина Владимировна

                     Когда начинается речевое развитие ребенка.

Однажды к мудрецу пришли три женщины, у которых были дети разных возрастов : 1 месяц, 1 год и 3 года. Они обратились к мудрецу с одним вопросом, когда надо начинать воспитывать ребенка. На что он ответил: «Вы опоздали на 1месяц, на 1год, на 3 года. Ребенка надо воспитывать с первого дня жизни. То же самое можно сказать и о речевом развитии ребенка. Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе нескольких взаимосвязанных, взаимодополняемых и влияющих друг на друга  условий.

Историю формального изучения языка принято вести с V века до н. э.

Теорий постепенного развития языка придерживается на сегодняший день большинство исследователей, но эти теории различаются предлагаемыми механизмами этого развития. Одни считают, что развитие языка является процессом внутренним и его предтечей следует считать интеллект животных, другие исследователи придерживаются мнения, что язык — это инструмент, получаемый и изучаемый в процессе общения, в качестве отправной точки выбирают коммуникацию у животных, звуковую или жестикуляционную;  третьи предполагают, что язык получил модели постепенного развитие языка из музыки, точка зрения высказанная уже такими мыслителями как Жан-Жак Руссо и Чарльз Дарвин.

В современном мире над вопросом, как развивается речь ребенка, и, что нужно делать, чтобы процесс проходил правильно работают специалисты разных областей знаний: психологи, лингвисты,  физиологи,  дефектологи, нейропсихологи, педагоги. Результаты исследований говорят о том, что основной формой воспитатель­ного воздействия является общение. И совершенно не важно, что в первые меся­цы жизни ребенок пассивно воспринимает воздействие взрослого, а активным участником становится позднее.

К концу первого года жизни многие дети уже могут вполне осмысленно упот­реблять около 5 слов, такие как «мама», «папа», «би-би», «тик-так» и т. д. До 1,5 лет ребенок вполне может обходиться высказыванием, состоящим из одного сло­ва, которое приобретает то или иное значение в зависимости от ситуации.

Чтобы лучше понять, как развивается речь ребенка, стоит отметить, что до 1,5 лет активно развиваются связи между предметами, действиями, их словес­ными обозначениями, но устойчивыми они становятся не сразу. После 1,5 лет ре­бенок уже умеет обобщать предметы, как в понимаемой речи, так и в активной. Правда, при обобщении слов в активной речи он может допускать ошибки.

С возрастом у ребенка необходимость в общении значительно возрастает. Именно эта потребность и обуславливает возникновение активной речи. После года, когда у ребенка начинает развиваться речь, он вдруг обнаруживает, что ка­ждый предмет имеет свое название. С этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.

Для того чтобы ребенок начал понимать обращенные к нему слова, его нужно побуждать к выполнению различных действий, произношению звуков. Такой тип общения дол­жен строиться на движениях, которыми он уже владеет. Так же нужно разучивать с малышом новые движения и соответствующие им слова.

К концу первого года жизни слова для ребен­ка начинают приобретать обобщенный характер. Малыш способен понять слово «нельзя», если оно употребляется в соответствующей ситуации. На его поведение уже можно влиять с помощью слов. Он может выполнять простые поручения, правильно реагировать на слова «хорошо» и «плохо».

К концу года ребенок произносит около 10 простых слов, которые он понимает. Конечно, понимает он больше слов, чем мо­жет произнести.

Постепенно некоторые слова, подкрепленные мимикой, становятся для него средством общения с взрослыми и другими детьми. Понимание обращенной к нему речи приводит к тому, что усложняются его действия с предметами. Со вре­менем ребенок начинает подражать сначала словам, а потом и фразам, благодаря чему пополняется его словарный запас, который к 2 годам достигает уже 300 слов.

Начиная с 1 года 9 месяцев, увеличивается количество произносимых малы­шом коротких фраз. Очень хорошо, если в этот период начинают появляться  вопросы: «А это?» «Какая?». Вопросы служат показателем уровня познавательной активности ре­бенка.

Итак, говорить ребенок начинает к двум годам. Овладение активной речью часто носит спонтанный характер: еще не так давно молчащий ребенок вдруг начи­нает говорить. Принято считать, что спонтанное появление ак­тивной речи связано с тем, что ребенок вдруг осознает то, что каждый пред­мет имеет свое название.  2 года — это приблизительный                                                             (средний )возрастной показатель возник­новения речи у ребенка. Все индивидуально, но все же..отсутствие речи в три года – это тревожный симптом. Необходимо обратиться к логопеду.

В 2 года ребенок быстро накапливает пассивный и активный словари, овладе­вает произношением звуков и грамматическим строем предложения. По собст­венной инициативе малыш начинает употреблять слова примерно через два ме­сяца после того, как он стал произносить их в ответ на вопрос взрослого.

На третьем году жизни ребенка воспитательное значение речи существенно меняется. И хотя при обучении ребенка в этом возрасте все еще важную роль вы­полняет показ, использование речи как средства воспитания и обучения возрас­тает. Несмотря на то, что в три года в развитии речи ребенка наблюдаются значи­тельные достижения, он еще недостаточно хорошо владеет грамматическим строем языка, отчего его речь звучит своеобразно. Поскольку правильное произ­ношение звуков еще не закреплено, то многие из них малыш произносит не так, как надо. Например, смягчает — «зяйка» вместо «зайка», заменяет звук — «повзет» вместо «ползет», не выговаривает [р] и [л] — «балабан» вместо «барабан». Интересно, что при собственных ошибках в произношении и грамматике, ребенок может замечать ошибки других детей и исправлять их.

Взрослые должны не допускать неправильной речи, искажения слов, а так­же следить за грамотностью своей речи, ведь правильная речь взрослого — залог правильной речи ребенка.

Итак, достигая  3-х летнего возраста, если ребенок  здоров, то его психические функции, готовы к новым, более сложным операциям. Когда малыш идет в сад, его речь получает новый пусковой механизм к развитию и более сложному оформлению. Только общение, зона ближайшего и актуального развития дадут возможность правильно использовать накопленный до 3 лет опыт. Далее мы можем только поддерживать выбранный курс. Чтобы к поступлению в школу, к 7 годам, ребенок смог максимально раскрыться и реализовать свои возможности.

Речевое развитие ребенка, начиная с периода новорожденности зависит, как минимум, от трех взаимосвязанных факторов : биологических, социальных и психофизиологических.

Биологические - нормальное развитие центральной нервной системы, которое может быть обеспечено здоровой наследственностью, благоприятным течением беременности и родов, социальными условиями, в которых находится ребенок.

Социальные факторы - культура, традиции того или иного общества, потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком и обучающее воздействие на него матери, а потом и других взрослых, уровень медицинского обслуживания, экономические условия.

Психофизиологические. Ребенок родится с готовым аппаратом речи, но не говорит, потому что при рождении еще несовершенна  вся его  нервная система , речевые центры мозга, органы говорения, памяти, внимания, слуховые и зрительные анализаторы; кроме того, должна быть  потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком и обучающее воздействия на него матери, а в последствии, и других людей.

Новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести; у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить; ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться; речь связана с проявлениями мышления и обусловлена ими; язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить

Итак для того чтобы у малыша полноценно сформировалась речь необходимо выполнить довольно много условий и, большинство из них, зависят от  родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Очень важно, чтобы родители, знали, что необходимо сделать для полноценного речевого развития   малыша, хотели и стремились вырастить здорового, счастливого, успешного человека.

Литература.

 Арутюнова Н. Д.  Прагматика Лингвистический энциклопедический словарь /Под ред. В. Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990г.

Давидович Р.Л., Резниченко Т.С Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? – М.2004г.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина.   М.: Пр., 1981.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф.А. Сохина.   М.: Пр., 1981.

 

 

Интернет https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA

Прикрепленные файлы:
Пожалуйста, подождите.
x
×