Разнообразие тематики исследовательской деятельности в начальном общем образовании

Автор: Доровская Алла Алексеевна

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем. Только творец может воспитать творца.

           Возрастает необходимость создания особых условий для организации исследовательской деятельности учащихся. Анализируя опыт организации исследовательской деятельности,  можно прийти к следующим выводам:

1.    Организация исследовательской деятельности школьникам является следствием социального заказа общества и государства.

2.    Занятия школьников исследовательской деятельностью являются приоритетом среднего и в большей степени старшего школьного возраста.

В то же время, младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребёнка, который во многом определяет его дальнейшее развитие. Тем не менее, опыт вовлечения в исследовательскую деятельность младших школьников недостаточно освещён в педагогической литературе, несмотря на то, что сензитивность данного возрастного периода предполагает включение младших школьников в занятия исследовательской деятельности (1.)

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

-учитывая небогатый собственный возраст младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

 В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.

 Исследовательские задания – предъявляемые учащимся задания, содержащие проблему; решение её требует проведение теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

 Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.

Литература

1.Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст]/Н.А.Семенов//Начальная школа. 2006. №2 21-26 с

 

2.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст]/А.И.Савенков//М.:Изд. Дом «Федоров». 2012  540 с

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x