Разноуровневые задания на уроках в начальной школе

Автор: Овчинникова Татьяна Владимировна

Использование разноуровневых  заданий на  уроках

в   начальной   школе

 

Каждому из нас хочется, чтобы ученик был успешен. Поэтому наша задача сделать процесс обучения доступным и интересным. Главное научиться создавать ситуации успеха и для сильного и для слабого ученика.

В классе дети с разными интеллектуальными возможностями и психическими особенностями. Чаще всего в своей работе мы ведем обучение, ориентируясь на «среднего» ученика и сильные ученики вынуждены работать не в полную силу. Очень часто можно услышать на уроке: «А что ещё решать?».

В своей работе в основном опираюсь  на учебники, но для более способных включаю в урок дополнительный материал, как теоретического, так и практического характера.

Разноуровневые задания можно использовать на разных этапах работы: при изучении нового материала; при учете знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления; дифференцированная домашняя работа.

Основные требования к заданиям:

Если задания 1 уровня. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»

Если задания 2 уровня. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.

 «Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий; исключи лишнее».

3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации. «Приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; сделай вывод, заполни таблицу своими примерами, сочини; придумай; подбери».

Для распределения заданий по этим 3  уровням я использую конверты разных цветов. Чем светлее цвет конверта, тем задание в нём легче, т. е. 1 уровня. Чем темнее цвет, тем, соответственно, сложнее 2 или 3 уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.

Прежде чем ребёнок возьмёт тот или иной конверт даётся инструкция:

1.     Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание, допустим, в розовом конверте.

2.     Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание в оранжевом конверте.

3.     Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание в красном конверте.

Проверка индивидуальной деятельности учеников осуществляется чаще всего на перемене.

Приведу несколько примеров. Это простые задания, рассчитанные на 5-10 минут.

 

 

 

 

Алфавит

1 уровень. Раскрась картинку по буквам

Разноуровневые задания на уроках  в начальной школе

2 уровень. Отгадай ребусы

Разноуровневые задания на уроках  в начальной школе

3 уровень. Расшифруй слова

Разноуровневые задания на уроках  в начальной школе

Алфавит.

1 уровень. Запиши первые десять букв алфавита.

2 уровень. Продолжи алфавит: л, .., … ... ц

3 уровень. Расшифруй слова, используя алфавит.

                    и, а, с, т;             т, о, г, с, ь;                            т, о, н, е

 

 

 

Русский язык

1 уровень. Вставь пропущенные буквы:

1.                     Тетради — тетра . ь, тетра . ка, походы — похо. . , березовый — бере . ка, колхозы — колхо . , верблюды — верблю . , шалаши — шала . , грибочек — гри . .

2 уровень. Выбери проверочные слова.

1.                     Проходит, выходка — прохо . , площадочка, площади— площа . ка, бобы, бобик — бо . , лягушата, лягушечный —лягу . ка, возик, привозит — во . , насосы, насосный — насо . .

3 уровень. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочное

1.                     Шу . ка — шубы, ве . ка — . . , ря . — . . , ла . ки — . . . , зага . ка — . . . , ша . ка — . . . , варе . ки - . . .

Русский язык

1 уровень. Разбери предложение: по членам предложения (опираясь на памятку), памятка прилагается.

2 уровень. Найди предложение, относящееся к схеме.

(Дается 2-3 предложения)

3 уровень. Составьте самостоятельно предложение к заданной схеме.

Окружающий мир

1 уровень:

Выдели объекты природы: дерево, стакан, тетрадь, цветок. 
2 уровень:

Продолжи ряд явлений природы: снегопад, радуга, ... 
3 уровень:

Что ты знаешь о радуге?

Тема «Животные»

1 уровень:  Подчеркни диких животных: лиса, кулан, корова, баран, олень 
2 уровень: Продолжи ряд: баран, верблюд, ...

3 уровень: Отгадай загадку: Хозяин лесной просыпается весной, 
а зимой по вьюжный вой спит в избушке снеговой. 
Расскажи, что ты знаешь об этом животном?

Математика. 2 класс «Однозначные и двузначные числа».

1 уровень. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3

                                       Раздели их на группы.

2 уровень. Даны цифры 5, 9, 0, 2. Запиши при помощи этих цифр все возможные двузначные числа. Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно было составить больше, чем из данных цифр.

3 уровень. Определи, сколько знаков потребуется, чтобы зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67, 77, 17

Математика. 3 класс «Умножение числа на 1 и 0. деление числа на 1».

1 уровень. Выполни действия.

                         1:1   7:1    0*9    10*1    0:1    17*0    10:1     1*1

                         Раздели выражения на группы.

2 уровень. Какое число надо написать, чтобы равенства стали верными?

7 * … = 0      7 * … = 7

3 уровень. Определи значения выражений. Найди «ловушку».

Ψ*1   λ:1     Λ*1       λ:λ         0*Ω      Σ*0        0:Λ      1*λ

Ну и небольшой пример по русскому языку «Обобщение знаний об имени существительном».

1 уровень.

1. Подчеркните только имена существительные.

              Чайник, кричать, хороший, Маша, нора, большая, летал.

2. Определи род имени существительного.

              Берег, яблоня, море, еж, яблоко, дверь, сон.

3. Вставь пропущенное существительное.

  Вчера мы ходили в ________. Вечером ребята играли на ________.

4. Подчеркни имена собственные.

            Река Волга, город Нальчик, мальчик Гена, гора Эльбрус.

 

2 уровень.

1. Образуй существительные и определи род.

              храбрый мудрый бедный

2. Подбери к данным существительным антонимы.

             радость плач добро друг

3. Подбери к данным существительным подходящие по смыслу существительные.

                              кусок конец килограмм обложка

4. Составь из данных слов предложения и подчеркни имена собственные.

                           Буренка, на, паслась, корова, лугу.

                           Петров, живет, Миша, деревне, у, в.

3 уровень.

1. Подбери к данным словам антонимы и определи род.

                             Правда  ночь  шум  доброта

2. Подбери к данным словам синонимы.

                               врач  неправда  булка

3. Укажи род и число нарицательных существительных.

               Россия – огромная страна. На юге цветут пальмы. Есть в России реки, моря, горы, озера. В горах – металл, руда, уголь, газ.

Таким образом,  применение  разноуровневых  заданий помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Они ощущают себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках

Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и чаще всего пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней, но с каждым годом обучения растёт количество учащихся выбирающих 3 уровень.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x