Статья «Разработка и обоснование модели профориентационной работы с обучающимися старшей школы на основе модели, представленной в примерной ООП СОО». Автор: Салназарян Ани Грачиковна

Автор: Салназарян Ани Грачиковна
Выполнил:

Педагог-психолог МОУ «Школа №1им. адмирала А.М. Калинина» 

Ф.И.О.:   Салназарян Ани Грачиковна

 

 

 

Тема: «Разработка и обоснование модели профориентационной работы с обучающимися старшей школы на основе модели, представленной в примерной ООП СОО»

 

 

 


Автор: Салназарян Ани Грачиковна

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

 

 

 

 

Итоговая аттестационная работа по результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

«ФГОС среднего общего образования: содержание и технологии введения в профессиональную деятельность педагога»

 

 

 

Выполнил слушатель:

Педагог-психолог МОУ «Школа №1им. адмирала А.М. Калинина»

 

Ф.И.О.: Салназарян Ани Грачиковна

 

 

 

 

 

 

Тема: «Разработка и обоснование модели профориентационной работы с обучающимися старшей школы на основе модели, представленной в примерной ООП СОО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Ц

ели и задачи

профориентационной

работы с

обучающимися

старшей школы.

Н

аправления, методы и формы

профориентационной

работы.

Формы и методы мониторинга сформированности профессионального самоопределения обучающихся, соответствие к требованиям ФГОС СОО

Примерный план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации обучающихся старшей школы соответствие к требованиям ФГОС СОО

Заключение

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВДЕНИЕ

Правильный и вовремя сделанный выбор – это начало  пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Практическая значимость профессиональной ориентации школьников на современном этапе определяется динамическими процессами в системе основного общего образования и требованиями общества к осознанному профессиональному выбору выпускника школы. Разрабатываемая модель профессиональной ориентации школьников направлена на достижение результатов поставленных задач;

описать организационные условия деятельности корпоративной команды ОО по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения;

разработать план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на всех уровнях обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее);

определить необходимую нормативно-правовую базу (кадры, локальные акты ОО, информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий и др.) для сопровождения профессиональной ориентации школьников в ОО.

Предполагаемый результат реализации модели профориентационной работы в образовательной организации – это эффективный алгоритм поддержки профориентационных задач.

 

Цель данного проекта – разработка и описание модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее).

 

 

Цели и задачи профориентационной работы с обучающимися старшей школы.

 

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель: совершенствование профориентационной работы  в образовательной организации с учётом личностных особенностей учащихся и социально-экономических потребностей района, соответствие к требованиям ФГОС СОО.

Задачи:

создать условия для проведения системной, квалифицированной и комплексной

профориентационной

работы на основе кадровых потребностей района

и государство

формировать у учащихся осознанный подход к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого;

оптимизировать систему межведомственного взаимодействия школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями района и

государство

обеспечить методическое сопровождение педагогических кадров по организации

профориентационной

работы с учащимися.

При планировании профориентационной работы с учащимися необходимо определить уровни функционального взаимодействия внутри образовательного учреждения.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе:

 

Директор

 контролирует работу субъектов по сопровождению профессиональной ориентации школьников  в образовательном учреждении.

Заместитель директора по воспитательной работе

Учителя-предметники

Классный руководитель

Социальный педагог

Школьный психолог

Родители

 

В функции школьного психолога входят:

•        изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

•     проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

создает базу данных по

профдиагностике

.

При проведении профориентационной работы необходимо соблюдать права личности на свободный выбор профессии, учитывать ее призвание, способности, профессиональную подготовку, уровень образованности. Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы.

 

 

Направления, методы и формы профориентационной работы старшей школе, соответствие к требованиям ФГОС СОО

Направления работы должны предусматривать мониторинг психологического и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим разного рода трудности.

 

 

 

Основные направления профориентационной работы:

Профессиональное просвещение.

Профессиональная диагностика.

Профессиональная консультация.

Профессиональное воспитание.

Профессиональное просвещение сообщение детям сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Учащиеся должны знать основные общетрудовые понятия: культура труда, трудовая дисциплина, принципы

планирования, структура предприятия и т. п.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду (пропаганду отдельных, необходимых обществу профессий) и профагитацию (агитацию с целью заполнения вакантных мест в профессиональных учебных заведениях и на производстве).

Предварительная профессиональная диагностика направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Для педагогов важно изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Диагностику этих психологических особенностей лучше доверять специалисту, но воспитатель должен понимать основные особенности и способы их формирования и развития. Проанализируем эту работу на примере формирования ценностей, склонностей, способностей и мотивов воспитанников.

Профессиональная консультация нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессииспециалистами-профконсультантами.

На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, формируются новые установки, потребности, интересы в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Успешность адаптации является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с подростками и молодежью.

Профессиональное воспитание — процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности. Цель профессионального воспитания — формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами (чувство долга, ответственности, профессиональной

чести и достоинства).

 

При проведении мероприятий профессиональной направленности целесообразно использовать различные формы и методы работы с учащимися.

К современным формам и методам профориентационной работы, можно отнести следующие:

внедрение в учебный процесс программ по профессиональному самоопределению, например таких как: «Я и моя будущая профессия», «Ты и твоя профессиональная карьера», «Твой выбор», «Твоя будущая профессия», «Пропу

ск в пр

офессию», «Путь в профессионализм», «Основы профессионального выбора» и т.д.;

разработка дифференцированных (индивидуализированных) программ по профориентации;

организация элективных курсов и курсов по выбору в образовательных учреждениях;

курс лекций для выпускников и их родителей о профессиональном продвижении и развитии; а также курс лекций по ряду востребованных рыночных профессий – менеджменту, маркетингу, рекламе;

психологические консультации для старшеклассников и их родителей  по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития

.

Обеспечение преемственности в формах организации деятельности обучающихся как в урочной, так и во внеурочной работе требует сочетания форм, использовавшихся на предыдущем этапе обучения, с новыми формами. На уровне среднего общего образования целесообразно применение таких форм, как учебное групповое сотрудничество, проектно-исследовательская деятельность, ролевая игра, дискуссии, тренинги, практики, конференции с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор характера самостоятельной работы. А конкретно для профориентации; профориентационные тренинги и игры, проведение бизнес-игр, развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам, привлечение представителей различных предприятий к мероприятиям  по профориентации, проведение совместных мероприятий, привлечение различных предприятий в качестве спонсоров определенных мероприятий, оборудование кабинета (уголка) профориентации с целью, оказания информационно-справочной поддержки учащимся, педагогам, родителям, компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть Internet;

Выбор форм и методов в профориентационной работы зависит от специфики конкретного образовательного учреждения.

В современных образовательных учреждениях наиболее эффективными являются следующие мониторинговые методики для профотбора и профориентации, соответствии к требованиям ФГОС СОО;

«Дифференциально-диагностичекий опросник» (ДДО, автор Е.А. Климов);

«Карта интересов», опросник разработан А.Е. Голомштоком;

«Карта интересов», модификация О.Г. Филимоновой;

«Матрица выбора профессии» (данная методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи);

Опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой;

«Ориентация» анкета И.Л. Соломина;

Оценка профессиональной направленности личности учителя, «Профессиональные намерения»;

«Якоря карьеры» - методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова).

 

 

 

 

 

Примерный план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации обучающихся старшей школы соответствие к требованиям ФГОС СОО

Направление деятельности

Мероприятие

Срок проведения

Ответственный

1

Координационное

• Инструктивно-методическое совещание заместителя директора по воспитательной работе с педагогами ОУ по реализации модели профориентационной работы

•Создание Совета профориентации из числа педагогов ОУ по организации профориентационной работы в ОУ

1 раз в год

 

 

 

 

сентябрь

Зам. директора по УВР

2

Профдиагностика

Диагностическое тестирование для учащихся 9-11-кл.

Анкета выпускника

Проведение теста «Карта интересов»

Диагностика «Оценки и самооценки ПВК»

В

течение года

Психолог, педагоги, совет профориентации

3

Профинформиро

вание

Профориентационные мероприятия для учащихся 9-11-х классов

•Информирование участников образовательного процесса о проведении «Дней открытых дверей» в ВУЗах,

•Изготовление, распространение среди учащихся и родителей информационных материалов: листовок, буклетов и других профориентационных материалов

Оформление уголка профориентации в кабинете психолога

В течение года

ЗДУВР, учителя-предметники,, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, родители

4

Профконсультирование

•Участие в «Днях открытых дверей» в учреждениях среднего специального и профессионального образования

•Организация профориентационных встреч представителей высших и средних специальных учебных заведений ВО с учащимися выпускных классов

Участие в ярмарке профессий

В течение года

ЗДУВР, учителя-предметники, классные руководители, социальный педагог, родители

5

Практическая подготовка

Организация временной трудовой занятости в летний период

Групповые, тренинговые занятия по теме: «На экзамен без стресса и тревог» в период подготовки к экзаменам

 

В течение года

ЗДУВР, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.

Таким образом, поставленные в начале разработки модели задачи, мы считаем, выполненными в полном объёме, а именно:

1. Описаны организационные условия деятельности по реализации модели сопровождения профессиональной ориентации школьников на всех уровнях обучения.

2. Разработан план мероприятий по сопровождению профессиональной ориентации школьников в ОО на всех уровнях обучения (начальное, основное, среднее).

3. Определена необходимая ресурсная база (кадры, локальные акты ОО, информационные и методические ресурсы, диагностический инструментарий и др.) для сопровождения профессиональной ориентации школьников в ОО.

Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Успех, благополучие, достойная жизнь и уважение окружающих - как много зависит от правильного решения в выборе профессии.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Байбородова

Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П. Профориентация и самоопределение

 

детей-сирот

чеб

.-

метод.пособие

/ под.

ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-еизд., доп перераб. — М., 2010.

 

Воронин И.В.

Представление о критериях эффективности

профориентационной

работы у подростков. - М.: МГППУ, 2006.

Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера" / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.

Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: МГУ, Центр "Детство", 1993.

http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/289/Симонян%20Р.Я.Мониторинг%20готовности%20проф..pdf?isAllowed=y&sequence=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Вопросы для школьника:


1. Кем бы ты хотел быть:
а) на следующий год после окончания школы;
б) через 5 - 7 лет;
в) через 20 лет.
2. Какую профессию ты собираешься избрать? Почему именно
ее?
3. Каковы твои увлечения?
4. Какие свои качества ты считаешь положительными?
5. Какие свои качества ты считаешь отрицательными?
6. Что повлияло на твой выбор профессии (совет родителей, друзей; семейные традиции; рекомендации учителей, мастера производственного обучения УПК, врача; занятия в кружках, студии и др.; книги, кино, радио, телевидение; решил сам(а); другое (дописать)_________________________________________)?

7. Чем тебе помогают родители при выборе профессии, (помогают в учебе; рассказывают о своей профессии; одобряют занятия в кружках, спортивных секциях; обучают своей профессии; никак не помогают; другое____________________________)?
8. Как относятся родители к выполнению твоих учебных и трудовых обязанностей (не обращают внимания; нетребовательны; контролируют; требовательны; помогают)?
9. Как ты думаешь, довольны ли родители твоими успехами в учебе (в целом довольны; равнодушны к моим успехам; считают, что мог бы учиться лучше; довольны)
10. Оцени по 5-балльной системе проявление у себя следующих качеств; выдержка, аккуратность, настойчивость, лень, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, эгоизм, инициативность, скромность, упрямство.
Существенная разница в ответах родителей и детей говорит о недостатке взаимопонимания в семье, возможно, равнодушии к проблеме профессионального самоопределения юного человека.

 

 

 

Приложение №2

Схема интервью для беседы с родителями

Какие занятия более всего привлекают Вашего ребенка во внеучебное время?
2. Какие школьные предметы ему более всего нравятся?
3. По каким школьным предметам обучение идет более успешно?
4. Какие интересы преобладают у Вашего сына (дочери)?
5. Какие способности проявились у Вашего ребенка?
6. Помогаете ли Вы ребенку развивать его способности?

7. Известны ли Вам ближайшие жизненные планы Вашего ребенка?
8. Связывает ли Ваш ребенок свои жизненные планы по выбору профессии   с   успехами   по   любимым   предметам?
9. Выбрал   ли   Ваш   ребенок   будущую   профессию? 
10. Есть ли у Вашего ребенка способности к избранному виду труда?

11.Куда собирается поступить Ваш ребенок после окончания школы?
12. Интересуется ли Ваш ребенок Вашей профессиональной деятельностью?
13.Повлияла ли Ваша профессия на выбор профессии ребенка? 
14. Ваше отношение к выбору профессии сына (дочери)? Учитываете его интересы и способности

Учитываете потребности региона в кадрах

Создаете условия для ознакомления с профессией

Не учитываете интересов и

 

склонностей

Предоставляете право решать самому, доверяя его самостоятельности ________________________

15.Какую профессию Вы советуете приобрести Вашему ребенку?___________________________________________________________
16.Соответствует ли выбор профессии, сделанный Вашим сыном (дочерью), Вашему желанию?__________________________________________________

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x