Разработка открытого урока «Работа над произведениями крупной формы на примере Сонатины Л.Бетховена» | Фетисова Галина Сергеевна. Работа №209510
Автор: Фетисова Галина Сергеевна
Цель урока:
Развитие навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано в начальных классах ДШИ.
Задачи урока:
Дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведений крупной формы, закрепление ранее пройденного материала. Сформировать интереса к данному виду работы, умение слушать и контролировать себя во время занятий. Развивать исполнительские навыки игры произведений со сложной структурой.
Разработка открытого урока
«Работа над произведениями крупной формы на примере Сонатины Л.Бетховена»
Преподаватель по классу фортепиано
Фетисова Галина Сергеевна
Цель урока:
Развитие навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано в начальных классах ДШИ.
Задачи урока:
Дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведений крупной формы, закрепление ранее пройденного материала.
Формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий.
Формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой.
Методы:
словесный;
наглядный;
практический.
Оборудование:
Фортепиано;
Ноты
Иллюстрации, выполненные ученицей (экспозиция, разработка, реприза, Главная партия и Побочная партия
–щ
енок и котенок
)
Ожидаемые результаты:
Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
У неё сформирован музыкальный образ;
Ученица свободно
владеет текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.
План урока:
Начало урока:
Методическое сообщение
организационный момент;
сообщение темы и постановка задач.
2. Основной этап:
теоретическая часть;
практическая часть: работа над сонатиной
Соль
мажор
Л. Бетховена
3. Заключение:
рефлексия;
оценивание;
домашнее задание.
С самыми несложными произведениями крупной формы (сонатинами, вариациями) учащиеся соприкасаются уже в конце 1-го класса. В дальнейшем их количество и сложность возрастают, что соответственно сказывается на музыкально-исполнительском развитии ребёнка.
Работа над произведениями крупной формы с учащимися ДМШ имеет большое значение, так как вырабатывает умение охвата масштаба крупной, сложной многочастной или циклической формы, умение достичь цельности образа при сочетании разнохарактерных составных частей в единую картину, пронизанную сквозной линией развития. Главным условием для раскрытия художественного образа произведения является осознанный метод работы, когда используются знание формы, структуры произведения, основ интерпретации и умение использовать средства выражения. Особое значение имеет момент первого знакомства ученика с произведением крупной формы, который наступает в младших классах ДМШ.
Для ученика трудности освоения формы сонатного allegro на первоначальном этапе обучения заключаются в смене образного строя тем (их мелодики, ритмики, гармонии, фактуры). Но та доступность музыкального языка, которая свойственна популярным сонатинам, изучающимся на данном этапе обучения, в какой-то мере компенсирует эти трудности. Изучение сонатного allegro является начальной подготовкой к последующему освоению сонатного цикла в целом.
Начало урока
Организационный момент:
Приветствие. Сообщение темы и постановка задач:
Педагог: Сегодня на уроке мы поговорим о произведениях крупной формы, на примере исполняемой тобой 1 части сонатины Л. Бетховена
Основной этап
Теоретическая часть:
При изучении пьес малых форм учащиеся относительно легко воспринимают их содержание и исполнительские средства, благодаря характерной устойчивости элементов их музыкальной речи и фортепианной фактуры. Иные качества слухового и пианистического порядка нужны в работе над произведениями крупной формы.
Для них присущи:
контрастность динамики;
контрастность образов, но соблюдение единства целого;
оркестровость
письма;
точность артикуляции;
точность ритма;
большая моторная устремлённость;
Воспитывают:
умение в быстром темпе переключаться с одного материала на другой;
умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;
пальцевую беглость;
слух (тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию и сопровождение);
длинное, горизонтальное музыкальное мышление;
выдержку, живость;
Cонатина – соната, отличающаяся малыми размерами, простотой содержания, небольшой разработкой или отсуствием её. С её помощью ученики знакомятся с особенностями музыкального языка в период классицизма. Воспитывается чувство формы, ритмическая устойчивость исполнения, темповое единство. В сонатинах всё лаконично, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам, передержание или недодержание звуков, неспособность держать единый темп просто не позволительны. Поэтому сонатины очень полезны для воспитания ясности и точности выполнения всех деталей текста. Как правило,1 часть сонатины написана в форме сонатного аllegro (cонатной форме).
Сонатная форма состоит из 3 разделов:
Экспозиция
г.п. св.п. п.п. з.п.
Разработка
Реприза
Мы вместе с Соней подготовили иллюстрации к каждой части сонатины. Соня очень красиво их раскрасила. (Параллельно с рассказом демонстрируются рисунки)
Экспозиция (от латинского
exposition
– показ) – завязка действия. В
ней
как правило два главных ге
роя
:
Главная партия и Побочная партия.
Чаще всего
ГП
носит динамичный, решительный характер,
(на наши
х иллюстрациях это щенок Шарик)
,
ей
противопоставлена
более созерцательная, лирическая
и ласковая ПП (котёнок).
Разработка – драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции, путём их мотивной разработки.
Наши главные герои в разработке немножко поссорились (на картинке нарисованы щенок и котёнок, которые тянут каждый к себе связку сосисок).
Но потом они снова помирились и вместе играют воздушными шарами – это реприза.
Реприза (от французского
reprise
– возобновление) – развязка действия. Несколько видоизменённое повторение экспозиции с излож
ением обеих партий
в основной тональности.
После репризы идёт Кода – в переводе – хвост. Это заключение нашей сказки. (показывает иллюстрацию) Щенок и Котёнок вместе отдыхают после игр, и смотрят как на небе появляются луна и звёзды.
Будучи насыщена драматизмом, сонатная форма обычно требует исполнения в довольно быстром темпе, почему и называется сонатным allegro. Принцип контраста, лежащий в основе сонатной формы, сложен для восприятия учащегося, т.к. при этом очень быстро происходит изменение ритмо-интонационной сферы, артикуляционных штрихов, голосоведения, фактуры и т.д. Всё это требует умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Чем лучше учащийся поймёт выразительный и структурный характер экспозиции, тем больше он будет подготовлен к прочтению разработки и репризы.
Практическая часть:
Педагог: А теперь, Соня, сыграй нам сонатину. Мы послушаем и полюбуемся картинками, нарисованными и музыкальными.
Ученица исполняет произведение.
Педагог: Спасибо. Как ты заметила, в экспозиции данной сонатины два главных героя. Остановимся на ГП. Сыграй её, пожалуйста.
Ученица исполняет.
Педагог: В какой тональности проходит тема?
Ученица: В тональности Соль мажор.
Педагог: Какая тема по характеру?
Ученица: Весёлая, бодрая, игривая, озорная, немного шаловливая. Это щенок пробует поймать бабочку, то остановится, то подпрыгивает.
Педагог: Молодец! Трудность ГП заключается:
в умении из
разных длительностей и
коротких мотивов составить фразу, правильно её динамически выстроить;
правильно сочетать мелодию и сопровождение, найти нужное прикосновение для обеих рук (показ);
отработать мотивы из двух нот, весом руки опуститься на первую и легко взлететь на вторую, как будто бабочка взмахнула крылышками
(показ);
Педагог: А теперь познакомимся с другим персонажем нашей сказки, с ПП. Сыграй нам её, пожалуйста.
Ученица играет.
Педагог: Она основана на новом тематическом материале, однако переход к ней так естественен, что она воспринимается, как дальнейшее развитие ГП. Написана ПП тоже в тональности Соль мажор, что нехарактерно для сонатной формы, но здесь сонатина очень маленькая, главные герои тоже, вероятно поэтому композитор не стал делать сильный контраст между темами.
Какой характер у этой темы?
Ученица: Тема певучая, плавная. изящная. Очень грациозная, как кошечка.
Педагог: Какому музыкальному инструменту она подходит?
Ученица: Скрипке.
Педагог: В техническом плане ПП более сложная, так как мелодические фразы в правой руке сопровождаются альбертиевыми басами. Особое внимание нужно уделить:
тщательной отработке партий каждой руки,
технической проработке
альбертиевых
басов, с глубокой опорой на бас и мягким прикосновением 1 пальца. Также полезно проучить фактуру левой руки аккордами, (показ ученицы)
правильности сочетания мелодии и сопровождения, найти нужное прикосновение для обеих рук; (показ)
совпадению правой и левой руки.
Работу в быстром темпе не следует путать с преждевременной игрой в быстром темпе. Последняя часто приводит к «забалтыванию», работа – никогда, т.к. ведётся небольшими отрывками, под активным слуховым контролем. Следовательно, учить в быстром темпе отдельные отрывки нужно, а «шпарить» целиком нельзя.
Педагог: Мы познакомились с главными героями сонатины. Экспозиция заканчивается. Следует добавить, что при игре необходимо выстроить динамическую линию на крещендо и в конце аккуратно завершить, что приводит нас к разработке, драматическому центру сонатной формы. Сыграй нам её, Соня.
Ученица играет.
Педагог: Что происходит в этой части?
Ученица: Котенок и щенок озорничают, бегают друг за другом по полянке, делят сосиску. Здесь встречается довольно много гаммообразных пассажей.
Педагог: Да и ещё, хочется обратить внимание, на гаммообразные пассажи, которые встречаются в разработке. (показ) Предметом особой заботы, в процессе работы над ними, должен стать 1 палец. Он имеет 2 недостатка: неприспособленностью к самостоятельному удару вниз и тяжеловесностью. Звук, извлечённый в быстром темпе первым пальцем резко отличается от соседних своей тяжестью. Для того, чтобы этого избежать, надо играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц, не «нырять» на первый палец, ставить его на кончик, а не полностью укладывать на клавишу.
Также стоит обратить внимание на сопровождение в левой руке, оно ни в коем случае не должно перебивать мелодическую линию, прикосновение должно быть легким, чтобы «спрятать» все окончания.
Можно придумать подтекстовки для каждого пассажа. Чтобы правильно интонировать, не акцентировать затактовые звуки и чтобы веселее было работать. У нас получилось несколько вариантов, по настроению. Самые любимые - про прогулки и про сосиску.
Педагог: Кроме кусочков ГП, встречаются ли ещё какие-нибудь темы?
Ученик: Все остальные темы экспозиции отсутствуют.
Педагог: В какой тональности идет разработка?
Ученица: В Ре мажоре.
Педагог: Это тональность доминанты, пятой ступени Соль мажора. Мы не будем на этом термине подробно останавливаться, познакомимся с доминантой в следующем классе. Реприза точная, все темы проходят в основной тональности (Соль мажор), без изменений. А теперь, к концу нашего урока, я хочу предложить послушать эту сонату в исполнении 7 летней девочки Маши. (слушаем)
Педагог: Ну, как? Тебе понравилось? Что ты можешь сказать об исполнении?
Ученица: Здорово! Она играет технично, виртуозно, сонатина звучит более профессионально, чем у меня. Исполняется и слушается «на одном дыхании».
Педагог: Да, ты играешь достаточно ловко, но пока не хватает свободы исполнения. Ещё предстоит много работы над техничными местами, фразировкой, координацией. Я советую тебе не ограничиваться прослушиванием только этого исполнителя, а поискать и другие, тогда тебе будет с чем сравнить. Это твоё домашнее задание.
Ученица: Да, я обязательно поищу и послушаю, мне очень интересно!
Заключение
Соня, ты хорошо поработала дома и на уроке, разобралась с текстом, аппликатурой, динамикой, формой. Активно участвовала в анализе произведения, на уроке была сосредоточенна и заинтересована и заслужила отличную оценку.