разработка урока математики (технология АМО)

Автор: Агеева Анна Владимировна

 государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 

 

Факультет повышения квалификации

 

 

 

Кафедра естественнонаучных и математических дисциплин

 

 

Технология модерации и АМО

в процессе преподавания математики

 

Итоговая работа

 

Срок обучения с «____» _______________20__г. по «__» __августа__2016__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Агеева Анна Владимировна,

 учитель математики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 65 »

 г. Кемерово

(8-950-576-7055, annageeva1984@yandex.ru)

 

 

Консультант:

Трушкина Татьяна Петровна,

старший преподаватель кафедры

естественнонаучных и математических

дисциплин КРИПКиПРО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2016

           

Содержание

 

Введение................................................................ 3

1. Технология  модерации и АМО................................. 4-7

2. Разработка урока…………………………………..8-14

Литература............................................................ 15

Приложение: тест  ................................................. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Введение                                                         

    

        Меняются цели современного образования.  Новые образовательные стандарты ориентированы на восприятие обучения, воспитания и развития как единого процесса, способствующего формированию умения учиться, самостоятельно «добывать» знания и применять их на практике. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.

        Задача современной школы - воспитание социально-активной, самостоятельной,  творческой личности, способной эффективно адаптироваться к изменениям.

        Технологий существует много, но мне бы хотелось привлечь ваше внимание к технологии АМО. Так как эта технология позволяет развивать практически все УУД на любом образовательном мероприятии.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Технология модерации и АМО

 

         Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, а их насчитывается более ста. Во всём их многообразии  учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с  учётом возрастных и психологических особенностей.

          Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [2].

          Задача современной школы - воспитание социально-активной, самостоятельной,  творческой личности, способной эффективно адаптироваться к изменениям.

          Привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

       Для того чтобы урок был ярким и интересным, мы применяем технологию модерации, которая основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.

       Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.

       При данной технологии ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию на уроке. Принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с учениками.

         Целью применения модерации является эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока [4].

          Получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

- визуализация; 
- мотивация; 
- интеракция; 
- коммуникация; 
- мониторинг; 
- рефлексия; 
- анализ; 
- оценка. 

         Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

1. Инициация. 
2. Вхождение или погружение в тему. 
3. Формирование ожиданий учеников. 
4. Интерактивная лекция. 
5. Проработка содержания темы. 
6. Подведение итогов. 
7. Эмоциональная разрядка.

        Эффективность работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, более всего для модерации подходят активные методы обучения (АМО).

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения  – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования [4]

          Для каждого этапа урока применяются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.

-На этапе вхождения или погружения в тему очень эффективен метод «Творческий эксперимент», который вызывает у учащихся большой интерес. Благодаря данному методу, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, повышается мотивация у учащихся.

-На этапе передачи и объяснения информации можно использовать методы: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка», «Светофор» [1].

-На этапе релаксации, например, метод «Земля, воздух, огонь и вода».

-Для этапа проработки содержания темы, используются методы «Аукцион», «Светофор», «Картинная галерея». Эти методы подходят как для организации фронтальной работы, так и для работы в группах.

 -Для завершения образовательного мероприятия можно использовать активные методы: «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Ресторан», «Комплименты». Они помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке [3].

          Применение технологии модерации и АМО в образовательном процессе позволяют: 
- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения; 
- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся; 
- обеспечивать приобретение обучающимися не только предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств; 
- воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу.

            Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за

счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения [3].

Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

            Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности.

           Игровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими – все это вызывает развитие высокой мотивированности обучающихся, интерес и желание заниматься,  приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе.

 

                                                            Разработка урока

 

 Тема урока:  Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности.

 Цель урока:   познакомить учащихся с формулами сокращённого умножения (а + b)2 и  

       (а - b)2 , организовать самостоятельную работу учащихся по применению        алгоритма нахождения квадрата суммы и квадрата разности двучлена.   

 Задачи урока: 

·        образовательные: научить применять формулы  к преобразованию выражений, осознать смысл формулы и её применение; выявить пробелы в знаниях; осуществить коррекцию знаний учащихся;

·        развивающие: развитие навыков самоконтроля,  мышления, внимания, памяти; умение анализировать, сравнивать, обобщать;

·        воспитательные: формирование положительной мотивации и интереса к предмету, потребности в  приобретении новых знаний; воспитание активности, усидчивости, умения общаться, сотрудничать.

 Тип урока:    Изучение  и  первичное  закрепление нового материала. 

 Форма урока: урок- путешествие.

 Формы работы:     фронтальная, индивидуальная.

 Методы и приемы:

·     по источникам знаний: словесные, наглядные;

·     по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос;

        относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

 Оборудование:   презентация в PowerPoint,  карточки с тестовыми заданиями, зеленая и

          красная карточки.

 Планируемые образовательные результаты:

·         Личностные:  формирование готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

·         Метапредметные:  формирование умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, развитие умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

·        Предметные:  уметь записывать изученные формулы, используя буквенные обозначения, уметь использовать  формулы квадрата суммы и квадрата разности при  раскрытии скобок.

 

                                                  Организация урока

   Урок проводится как путешествие на математическом поезде с остановками на четырёх станциях: станция «Разминочная», станция «Теоретическая», станция «Практическая», станция «Проверочная». Учитель играет роль проводника. На каждой станции ученики отвечают на вопросы, выполняют задания. Перед отправлением поезда ученики приобретают билеты. Целью данного путешествия является изучение новой темы: ребята должны сделать некоторые выводы, вывести 2 формулы и научиться применять их в типовых задачах.

 

                                                                 Конспект урока

1. Организационный момент. (4 минуты)

        Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в путешествие на математическом поезде, в ходе которого вы должны: сделать некоторые выводы, вывести две формулы и научиться применять их в типовых задачах, а так же проконтролировать и оценить свои знания. Познакомимся с маршрутом. Приобретайте билеты!

Слайд 1.

1.     Станция «Разминочная»

2.     Станция «Теоретическая»

3.     Станция «Практическая»

4.     Станция «Проверочная»

5.     конечная

(В это время 2 ученика раздают всем «билеты» за проезд – листочек с  заданием)

Внимание! Поезд отправляется!

 

        2. Устная работа.

        Мы приближаемся к станции «Разминочная», стоянка поезда 5 минут.

Слайд 2.        

1.     Прочитать выражения:    х+7, (а+2)², c²+d², t-k, (m-n)², x²-y²;

2.     Найти квадраты выражений:   x,  -8, 3y,  4a²b²;

3.     Найти произведение 5a  и  3c. Чему равно удвоенное произведение этих выражений?

4.     Сформулируйте правило умножения многочлена на многочлен

5.     Выполните умножение  (4-a)(3+c).

(Учащиеся отвечают на вопросы, настраиваются на плодотворную работу, плавно подходят к изучению новой темы)

Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – «Теоретическая»!

      3. Изучение нового материала.

       Давайте выполним задание, которое указано у вас в «билете».

(одной группе требуется найти произведение (m+n)(m+n), второй группе перемножить  (x+y)(x+y), а третьей выполнить умножение (a+b)(a+b); учащиеся выполняют задания на листочках)

       Наш поезд приближается к станции «Теоретическая», стоянка поезда 10 минут. Давайте проверим, что у вас получилось. (3 столбец закрыт)

 Слайд 3.

                    I

            II

            III

1. (m+n)(m+n)

m²+2mn+n²

(m+n)²

2. (x+y)(x+y)

x²+2xy+y²

(x+y)²

3. (a+b)(a+b)

a²+2ab+b²

(a+b)²

    

        Давайте проанализируем. Есть ли что-то общее в условиях и в ответах? Можно ли выражение в I столбце записать короче?  (открыть 3 столбец)

       Какой вывод вы можете сделать? (ученики вывели формулу)

       Что получится если поменять в I столбце  + на «-»? Перемножьте и проанализируйте полученный результат.

 

Слайд 4.

          I

            II

            III

1.     1. (m-n)(m-n)

m²-2mn+n²

(m-n)²

2.     (x-y)(x-y)

x²-2xy+y²

(x-y)²

3. (a-b)(a-b)

a²-2ab+b²

(a-b)²

        Проверяем, у всех так получилось? Чем  они отличаются?  Какой вывод вы можете сделать?

       Таким образом, вы самостоятельно вывели формулы для возведения в квадрат суммы и разности двух выражений.

       Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Слайд 5.

        Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности.

·        (a+b)²= a²+2ab+b²

·        (a-b)²= a²-2ab+b²

        Запишите формулы в тетрадь, возьмите  их в рамочку и запомните! Эти формулы пригодятся вам в дальнейшем при  преобразовании выражений,  при упрощении выражений, при решении уравнений и задач.  Все эти умения вам потребуются и при сдаче ГИА и ЕГЭ.

      Можете составить алгоритм возведения в квадрат суммы и разности двух чисел?

(по желанию проговаривают правила)

Слайд 6.

      Чтобы возвести в квадрат сумму двух выражений (a+b)²  надо:

1)    – найти квадрат первого выражения ( a²)

2)    – прибавить удвоенное произведение первого и второго выражений (2ab)

3)    – прибавить квадрат второго выражения (b²)

                         Схема

     x²       +            6·x        +          9

                   ↓                        ↓                     ↓

                   x²       +        2· x· 3       +        3²

                                             ↓            

                                       (x + 3)²

Слайд 7.

               Вместо  a  и b  можно подставить любые выражения

                         (□±○)² = □²± 2·□·○+○²

       4. Закрепление нового материала.

      Наш поезд прибыл на станцию «Практическая», стоянка поезда 10 минут.

( индивидуальная работа, помощь учителя при необходимости)

Слайд 8.

            Заполните таблицу по образцу

    □

 ○

 ( □+○)²

                 (□±○)² = □²± 2·□·○+○²  

Результат

2a

6

(2a+6)²

(2a)² + 2·(2a)·6 +6²

4a²+24a+36

3a

-9

(3a- 9)²

(3a)² +2·(3a)·(-9) + (-9)²

9a²-54a+81

 

 

(a-5)²

 

 

 

 

 

 

25+10b² +b^4

 

     Проверяем, что у вас получилось. Все справились? (увидеть и откорректировать ошибки)

     Следующее задание выполним устно. Проверим вашу внимательность.

Слайд 9.

        Требуется исправить ошибки в выражениях:

·        (a-b)² = a – 2ab + b

·        (a+b)²= a²+ 2ab+ b

·        (a-b)²= a²+ 2ab - b²

·        (a+b)²= 2a²+ ab+ b²

Следующее задание выполните самостоятельно по вариантам. Первый вариант делают первый столбик, а второй вариант – второй столбик.

Слайд 10.

            Представьте в виде многочлена:

 (10 - c)²                 (15-x)²                     

 (y - 9)²                   (b- 0,5)²

 (d+12)²                  (0,3-m) ² 

  Теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга. Молодцы!

Слайд 11.

         Выполните возведение в квадрат, пользуясь формулами сокращенного умножения:

·        (x²-5)²

·        (7-y³)²

·        (2a +b³)²

·        (x+9)²

·        (8-a)²

·        (a-25)²

(первым трем показавшим тетради с выполненными заданиями ставится оценка, более сильные ученики могут побыть в роли консультантов,  помочь слабым ученикам)

Слайд 12.

        Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена:

·        x²+ 12x +36

·        1- 2z + z²

·        n²+4n+4

·        64+16y +y²

         Пользуясь схемой, представленной на слайде 6, вы сможете легко выполнить это задание. Проверим, все ли справились! Я буду называть ответ, а вы в случае, если ваш ответ совпал с моим поднимаете зеленую карточку, а если не совпал – красную.

 

6.     Физминутка. (2 минуты)

      Ребята, вы наверное устали? Давайте прервемся на физминутку, чтобы отдохнуть.

                  А теперь, ребята, встать,

                  Руки медленно поднять,
                  Пальцы сжать, потом разжать,

                  Руки вниз и так стоять.
                  Наклонитесь вправо, влево

                  И беритесь вновь за дело!

 

 

7.     Контроль усвоения нового материала.

       Наш поезд прибыл на станцию «Проверочная», стоянка поезда 8 минут. У вас на столах лежат карточки с заданиями (Приложение 1). На оценку «3» вам необходимо выполнить 1-3 тестовых задания, на «4» и «5» -  4,  5 задания. (Сообщить, когда остается 1 минута до окончания выполнения работы).

       Внимание! Внимание! Поезд отправляется! Следующая станция - конечная!       

       

8.     Рефлексия. (3 минуты) 

        Наш поезд приближается к конечной станции. Предлагаю посетить вагон-ресторан и ответить на несколько вопросов:

Слайд 13.

                  - Я почти переварил…
                  - Я переел…
                  - Я съел бы еще…

                  - Больше всего мне понравилось…
        Поднимите зеленую карточку, если вам урок понравился, а если нет, то красную карточку.

(на зеленой карточке ребята пишут свои ответы, комментарии. Высказывают свое мнение по поводу урока)

 

9.     Итог урока. Задание на дом. (3 минуты)

       Итак, наше путешествие подошло концу. Пора подвести итоги.  Что нового вы узнали на уроке? Что было легко, что вызывает затруднение?

       При выходе из вагонов не забудьте взять свой багаж – это домашнее задание на следующий урок! Откройте дневник и запишите.

    Слайд 14.

                  формулы выучить.

                  п.32,   №802, 803, 806(а,б,в), 812

                  Иванов, Петров: подготовит геометрический смысл формул.

        Спасибо за урок!

                                                      

 

                                                              

                                                           Литература

 

 

1.                Лазарев, Т. В.  Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1. Технология АМО [Электронный ресурс]: Образовательный портал «Мой университет» / Международный Институт Развития ЭкоПро. - 2012. – Режим доступа: http://moi-universitet.ru

2.                Наумова, М.В/ Метапредметные компетенции как условие развития мыслительной деятельности у учащихся на уроках математики в средней школе [Электронный ресурс] – URL: http://www.scienceforum.ru/2014/427/81;дата обращения: 26.072016

3.                [Электронный ресурс] https://infourok.ru/aktivnye_metody_obucheniya_i_tehnologiya_moderacii-136877.htm;дата обращения: 12.07.2016

4.                [Электронный ресурс] https://infourok.ru/primery_ispolzovaniya_aktivnyh_metodov_obucheniya_na_yrokah-490432. htm; дата обращения: 12.07.2016

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x