Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

разработка урока по теме: Применение производной для исследования функции | Мучурова Елена Валентиновна. Работа №306022

Дата публикации:
Автор:
Описание:

      Представлен конспект урока по математике в 11 классе по теме "Применение производной для исследования функции и построение графика". По программе УМК Математика 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / (А.Г.Мордкович, И.М.Смирнова,  Л.О. Денищева  и др.)  под ред. А.Г.Мордковича, И.М.Смирновой. - 4-е изд.,переработанное  - М. : Мнемозина, 2008.  -  431 с: ил. 

      В данной разработке представлены цели урока и способы их достиженя. Тип урока комбинированный.

Разработка урока по теме: «Применение производной к исследованию функции и построение графика»

1. Предмет Математика

2. Тип урока комбинированный

3. Цели урока:

3.1 Учебная

- формировать навыки использования производной к исследованию функции и построению ее графика;

3.2 Развивающая

- навыки коррекции собственной деятельности через применение информационных технологий;

- умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при исследовании функции.

3.3 Воспитательная

- познавательный интерес к математике;

- информационную культуру и культуру общения;

- самостоятельность, способность к коллективной работе.

4. Межпредметные связи физика

5. Обеспечение урока: (наглядные пособия, раздаточный материал, ТСО)

карточки

6. Ход урока

7. Организационный момент Приветствие учащихся. Сообщение темы и целей урока.

8. Опрос и проверка пройденного материала

Что нового вы узнали на предыдущих уроках? (как с помощью производной найти  критические точки, промежутки возрастания, убывания функции, ее экстремумы, наибольшее ( наименьшее) значение).

- На этом уроке мы продолжим исследовать функции с помощью производной

 Как найти точки экстремумов функции? (Если производная при переходе через критическую точку меняет знак с «+» на «-», то данная точка является точкой максимума, если же производная при переходе через критическую точку меняет знак с

 «-»на «+», то данная точка является точкой минимума, если производная при переходе через критическую точку знак не меняет, то данная критическая точка не является точкой экстремума.

 − Сформулируйте алгоритм нахождения промежутков возрастания, убывания и экстремумов функции у = f(x), заданной аналитически.

Алгоритм.

1. Найти область определения функции.

2. Найти производную функции.

3. Найти критические точки.

4. Отметить на числовой прямой область определения и критические точки. Пользуясь обобщенным методом интервалов, определить знаки производной на полученных промежутках.

5. Пользуясь достаточными признаками, найти промежутки возрастания, убывания и экстремумы функции.

 А теперь исследуйте функцию f(x) =⅓x³ + 2x² + 3x.

Учитель записывает на доске под диктовку учащихся. Учащиеся работают в тетрадях.

D(f) = R,  f(x) непрерывна на D(f).

Производная функции: f '(x) = x² + 4х + 3,  D(f '(x)) =R

критические точки: f '(x) = 0 при х = -3, х = -1.

Отмечаем на числовой прямой критические точки и определяем знаки производной на полученных промежутках:

  f '(x) > 0   на (-∞; -3) и на (-1; +∞); f '(x) < 0 на  (-3; -1), значит, f(x)  возрастает  на (-∞; -3] и на  [-1; +∞), убывает на  [-3; -1].

fmax = 0 при х = -3, fmin = -4 при х = -1

              - Что вы повторили? Какое следующее задание? - Итак, вы провели исследование функции.

А теперь вам надо, используя результаты исследования, построить график функции f(x) =⅓x³ + 2x² + 3x.

 - Вы исследовали функцию f(x) =⅓x³ + 2x² + 3x.

 Перечислите шаги, которые вы выполняли при исследовании функции. (По ходу заполняется таблица)

х

(-∞; -3)

- 3

(-3; -1)

-1

(-1; + ∞)

f '(x)

 

+

0

_

0

+

f(x)  

 

0

-4

 

 

 

max

 

min

 

 9. Изучение нового материала

План исследования.

Найти область определения.

Исследовать на чётность и нечётность, периодичность (для

тригонометрических

) функцию.

Найти точки пересечения графика с осями координат (с осью

О

х и осью

Оу

)

Найти критические точки.

Найти промежутки монотонности (возрастания и убывания).

Найти точки экстремума и экстремум функци

и(

х

max

,

x

min

,

y

max

,

y

min

)

Занести все полученные данные в таблицу

Построить график.

Если необходимо вычислить дополнительные точки.

п 2 Функция ни четная, ни нечетная, непериодическая.

п3 Точки пересечения

с осью х:  (0; 0) и (-3; 0), т. к.

          f(x) = 0, т. е. ⅓x³ + 2x² + 3x = 0

                                  ⅓x (x² + 6 x + 9) = 0

                                    ⅓x (х + 3)² = 0

                                   х = 0; х = -3

            с осью у: (0; 0).

Что еще можно сделать, чтобы более точно построить график? (Можно найти несколько дополнительных точек, принадлежащих графику функции).

График функции f(x) =⅓x³ + 2x² + 3x

 

Как вы это сделали? (Мы создали алгоритм построения графика). (Еще раз проговариваем этапы исследования функции и построения ее графика).

10. Закрепление изученного (вопросы, задания)

- Что теперь необходимо сделать? ( надо научиться использовать алгоритм для построения графиков).

      7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу( стр 138-139)

Исследуйте функцию y=x3 -3x2 и постройте ее график

11. Подведение итога урока

Выставление оценок

– Что нового вы сегодня узнали? (Мы узнали, как можно построить график функции с помощью производной.)

− Назовите алгоритм построения графика

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×