Разработка урока в 5 классе в соответствии требованиями ФГОС - "Вторая жизнь песни". ☼
Автор: Кизим Евгений Викторович
Тема урока: « Вторая жизнь песни»
(Художественно-эстетическое направление)
5 класс
Цель: Углубление представления о музыке, основанной на использовании народной песни, осмысление народных истоков профессиональной музыки.
Задачи:
· Знакомство с определением « интерпретация» и современными толкованиями классической музыки
· Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства.
· Анализ, классификация их жанровой принадлежности
· Умение строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей
Тип урока: изучение нового материала.
Место проведения: кабинет музыки.
Оформление: репродукции картин; К. Васильева « Ожидание» и фрагмент картины Б. Кустодиева « Морозный день», мультимедийная установка, баян, ноутбук, моноблок МаСОS, мидиклавиатура.
Музыкальный материал: видео р.н.п « Во поле березка стояла», нотный пример: Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы», П.И.Чайковский. Концерт №1. 3ч., фрагмент финала Симфонии №4 П.И. Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра под управлением Е. Светланов,
«Песня Сольвейг» Э. Грига в исполнении джаз – оркестра под управлением Д. Эллингтона, вариации на тему р.н.п «Перепёлочка», рок обработка «Песня Сольвейг»
в металле - Forever, из альбома Karma & quot; (2001), «Песня Сольвейг» в джазовом исполнении.
Ход урока:
1 : Проверка готовности учащихся и кабинета урока, приветствие, проверка явки учащихся.
2: Создание условий, чтобы мотивировать на урок и создание условий для постановки цели учащимися
Учитель: Сегодня уважаемые учащиеся, мы начнем урок не совсем обычным способом. Сегодня у вас будет возможность определить ход нашего урока и способ восприятия данной мной вам информации.
1 ЭТАП. Художественное предъявление.
1. Показ видео р.н.п « Во поле березка стояла»
После исполнения в виде диалога с учащимися проводится опрос о восприятии песен и истории песен, в результате которого вместе с учащимися ставится цель и задачи.
2 ЭТАП: Художественный анализ
Организуется презентация ответов на заданные вопросы.
Вопросы:
1. Поделитесь впечатлениями об услышанной песни:
· какие мысли возникли у вас при прослушивании песни?
· считаете ли вы, что эти песни являются народным творчеством?
· где впервые вы услышали эту песню, если слышали ранее?
· Как вы думаете кто является автором данной песни?
· Возможна ли другая интерпретация данной песни?
· Можно ли эти песни исполнить в современной обработке?
· Можно ли сыграть данные песни на других музыкальных инструментах?
Учитель: Исходя из выше обсуждаемого, давайте вместе определим тему урока и далее поставим цель и задачи урока: нам интересно народное творчество в современных условиях, в других интерпретациях? хотим мы ли мы познакомиться с различными жанрами музыкального искусства, основанных на использовании народной песни и о чем говорит нам народная песня.
Определение учащимися идею.
Учитель: Ребята, как вы понимаете смысл выражения « Живительный родник творчества»…..
А вы знаете, что только в 18 веке стали впервые изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Еще С.В. Рахманинов говорил: те страны, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
И действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт простого человека, его думы и чаяния очень глубоки и многосторонним.
А проявляются эти связи в воспроизведении в оперной и программной симфонической музыке различных жанров народной песни в их неразрывной связи с картинами народного быта, народных обрядовых действ, праздников, игрищ или же с определенной исторической обстановкой;
В использовании композиторами выразительных средств народной песенной речи: ее интонаций, ритмического склада, особенностей мелодического развертывания, приемов народного подголосочного многоголосия в произведениях непесенного склада и т.д.
Давайте вместе в вами вспомним знакомые мелодии, где звучат народные или церковные мелодии и разными способами включимся в их исполнение
Приводим пример, вместе разбираемся! ( так например хоровое исполнение мелодий сцены
1. «Проводы Масленницы» из оперы – сказки « Снегурочка» Н. Римского – Корсакова включил народные мелодии с последующим прослушиванием фрагнмента этой сцены позволит почувствовать и понять, как народная песня помогла создать картину народного праздника
Нотный пример спеть Масленицу
2. Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы».
2. П.Чайковский- в финале обработал мелодию украинской песенки веснянки.
Нотный пример спеть Веснянку
3 . П.И.Чайковский. Концерт №1. 3ч. В результате мы вместе с вами открываем смысл замечательного высказывания М.И. Глинки: « Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».
Чтобы понять слово аранжируем, мы должны с вами познакомиться с понятиями: интерпретация, обработка, трактовка.
Выявленная идея: интерпретация, обработка, трактовка.
Прослушиваем записи след. произведений:
4. фрагмент финала Симфонии №4 П.И. Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра под управлением Е. Светланова
5.« Песню Сольвейг» Э. Грига в исполнении джаз – оркестра под управлением Д. Эллингтона.
1. Назовите песни, которым дали вторую жизнь эти сочинения?
2. Выявите особенности развития этих мелодий в симфонической музыке и джазовой трактовке?
3. Поделитесь впечатлениями об прозвучавшей музыке?
4. Исполним вместе оригинальные мелодии русской народной песни « Во поле березка стояла» и « Песни Сольвейг»?
Нотный пример
5. Сравним джазовую трактовку « Песни Сольвейг» с звучанием оригинала в исполнении симфонического оркестра?
6. Знаете ли вы что такое « интерпретация»?
Слово ИНТЕРПРЕТАЦИЯ означает – толкование, разъяснение, раскрытие смысла чего – либо, а как музыкальный термин используется в связи с искусством исполнения.
Нотные знаки печатных изданий музыкальных произведений одинаковы для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в нее свое понимание, свои чувства, имея собственную творческую концепцию воплощения художественного замысла. Это и есть интерпретация или трактовка произведения.
Музыкальное сочинение в том виде, в котором оно написано для определенного исполнительского состава, называется оригиналом. Но в жизни принято весьма свободное обращение с оригинальными материалами.
У музыкантов часто возникает желание исполнить какое – либо оригинальное сочинение в ином варианте: например, простую народную песню развить, преподнести в более красочном виде, исполнив ее как инструментальные вариации на гитаре или оркестром народных инструментов; романс исполнить без сопровождения, хором и т.д.
6. Вариации на тему р.н.п «Перепёлочка»
Сегодня музыканты активно обращаются к популярным классическим произведениям и перекладывают их для самых различных составов инструментов, начиная с джаз – оркестра и кончая современным электронным инструментарием.
Все эти изменения, приспособления оригинальных произведений для других составов называются обработками. По другому еще это называется: аранжировка, переложение, транскрипция. Одно и тоже произведение может подвергаться множеству музыкальных обработок, в каждой из которых обнаруживаются, раскрываются новые, незнакомые черты этого произведения.
7. Рок обработка «Песня Сольвейг» - Forever, из альбома Karma" (2001)
3 ЭТАП: Художественная интерпретация.
Включаются в осмысление, оценочные суждения высказывают.
Откройте учебники, и посмотрите на репродукцию картины К. Васильева « Ожидание» и фрагмент картины Б. Кустодиева « Морозный день».. Это тоже интерпретация, на которую вы можете пофантазировать.
Обратите внимание на красоту женского лица и в тоже время на напряженность, тревогу, которая чувствуется во взгляде девушке. Почему тревога? Может связана с ожиданием в результате гадания на судьбу девушки. Выстраивание сюжет поможет глубже понять художественный образ картины. Что могло произойти до и после момента, который мы видим?
1.Ребята, с какой песней, музыкальным сочинением. Прозвучавшим на этом уроке мы можем соотнести данную картину?
2. Можно ли, основываясь на характере мелодии и не видя героиню, представить ее облик? Какое душевное состояние девушки мы можем описать( нежность, доброта, сердечность как в музыке так и на картине)?
Все то, что мы сейчас обсудили, можно отнести к интонационной выразительности музыки ,неторопливому разворачиванию напевной, сердечной мелодии, поддерживаемой мягким аккомпанементом симфонического оркестра.
Контрастное сопоставление 1и 1 частей « Песни Сольвейг» раскроет новые грани образа. Вы наверняка услышали смену темпа, лада ( минор- мажор), мелодического рисунка. Который придает сочинению характер танцевальности, жизнеутверждения.
Так контраст, являясь важнейшим приемом искусства, поможет вам острее почувствовать выразительность и композиции картины, и музыкально формы произведения, открыт для себя многогранность художественных образов, художественный переживаний.
8. Прослушаем « Песню Сольвейг» в джазовом исполнении.
1. Что меняется в « Песне Сольвейг» в джазовом интерпретации?
2. Вы слышите, что в музыке в связи с изменением стиля, манеры исполнения, тембров инструментов произошла трансформация образа?
Я думаю, все отметили звучание саксофона, характерного для джаза инструмента, который обладает теплым, похожим на человеческий голос тембром. Это звучание заполняет собой все пространство благодаря сочетанию в устройстве саксофона силы и мощи медных инструментов с гибкостью и индивидуальностью тембра деревянных духовых инструментов.
Сравнение различных интерпретаций является действенным методом постижения музыкального произведения – происходит « анализ музыки музыкой, « анализ образа образом». Вы учитесь слышать в сходном различное!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Разучивание песни «Снег» из вокального цикла « земля» М. Славкина на слова Э. Фарджен!!!!!!!
4 ЭТАП: Художественное творчество.
1. Предлагается вначале урока сделать одному или группе учащихся свою трактовку, обработку, интерпретацию, аранжировку какой-либо классической музыки в музыкальном редакторе небольшой отрезок.
2. Пробуют и проводят рефлексию.