Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Разработка урока в 5 классе в соответствии требованиями ФГОС - "Вторая жизнь песни". ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Кизим Евгений Викторович

Тема урока: « Вторая жизнь песни»

(Художественно-эстетическое направление)

5 класс

Цель: Углубление представления о музыке, основанной на использовании народной песни,  осмысление  народных истоков профессиональной музыки.

Задачи:

·         Знакомство с определением « интерпретация» и современными толкованиями классической музыки

·         Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства.

·         Анализ, классификация их жанровой принадлежности

·         Умение строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей

Тип урока:   изучение нового материала.

Место проведения:   кабинет музыки.

Оформление:   репродукции картин;  К. Васильева « Ожидание»  и фрагмент картины Б. Кустодиева « Морозный день», мультимедийная установка, баян, ноутбук, моноблок МаСОS, мидиклавиатура.

Музыкальный материал:  видео р.н.п  « Во поле березка стояла», нотный пример: Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы», П.И.Чайковский. Концерт №1. 3ч., фрагмент финала Симфонии №4 П.И. Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра под управлением Е. Светланов,

«Песня Сольвейг» Э. Грига в исполнении джаз – оркестра под управлением Д. Эллингтона, вариации на тему р.н.п «Перепёлочка», рок обработка «Песня Сольвейг»

 в металле - Forever, из альбома Karma & quot; (2001), «Песня Сольвейг» в джазовом исполнении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

1 : Проверка готовности учащихся и кабинета урока, приветствие, проверка явки  учащихся.

2: Создание условий, чтобы мотивировать на урок и создание условий для постановки цели учащимися

Учитель: Сегодня уважаемые учащиеся, мы начнем урок не совсем обычным способом. Сегодня у вас будет возможность определить ход нашего урока и способ восприятия данной мной вам информации.

1 ЭТАП. Художественное предъявление.

1.      Показ видео р.н.п  « Во поле березка стояла»

После исполнения в виде диалога с учащимися проводится опрос о восприятии песен и истории песен, в результате которого вместе с учащимися  ставится цель и задачи.

2 ЭТАП: Художественный анализ

Организуется презентация ответов на заданные вопросы.

Вопросы:

1.      Поделитесь впечатлениями об услышанной песни:

·         какие мысли возникли у вас при прослушивании песни?

·         считаете ли вы, что эти песни являются народным творчеством?

·          где впервые вы услышали эту песню, если слышали ранее?

·         Как вы думаете кто является автором данной песни?

·         Возможна ли другая интерпретация данной песни?

·         Можно ли эти песни исполнить в современной обработке?

·         Можно ли сыграть данные песни на других музыкальных инструментах?

Учитель: Исходя из выше обсуждаемого, давайте вместе определим тему урока и далее поставим цель и задачи урока: нам интересно народное творчество в современных условиях, в других интерпретациях? хотим мы ли мы познакомиться с различными жанрами музыкального искусства, основанных на использовании народной песни и о чем говорит нам народная песня.

  Определение учащимися идею.

Учитель: Ребята, как вы понимаете смысл выражения « Живительный родник творчества»…..

А вы знаете, что только в 18 веке стали впервые изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Еще С.В. Рахманинов говорил: те страны, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

И действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт простого человека, его думы и чаяния  очень глубоки и многосторонним.

А проявляются эти связи в воспроизведении в оперной и программной симфонической музыке различных жанров народной песни в их неразрывной связи с картинами народного быта, народных обрядовых действ, праздников,  игрищ или же с определенной исторической обстановкой;

В использовании композиторами выразительных средств народной песенной речи: ее интонаций, ритмического склада, особенностей мелодического развертывания, приемов народного подголосочного многоголосия в произведениях непесенного склада и т.д.

Давайте вместе в вами вспомним знакомые мелодии, где звучат народные или церковные мелодии и разными способами включимся в их исполнение

Приводим пример, вместе разбираемся! ( так  например хоровое исполнение мелодий сцены

1.        «Проводы Масленницы» из оперы – сказки « Снегурочка» Н. Римского – Корсакова включил народные мелодии с  последующим прослушиванием фрагнмента этой сцены позволит почувствовать и понять, как народная песня помогла создать картину народного праздника

Нотный пример спеть Масленицу

2. Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы».

2.        П.Чайковский- в финале обработал мелодию украинской песенки веснянки.

Нотный пример спеть Веснянку

3 . П.И.Чайковский. Концерт №1. 3ч. В результате мы вместе с вами открываем смысл замечательного высказывания М.И. Глинки: « Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

Чтобы понять слово аранжируем, мы должны с вами познакомиться с понятиями: интерпретация, обработка, трактовка.

Выявленная идея: интерпретация, обработка, трактовка.

 Прослушиваем записи след.  произведений:

4. фрагмент финала Симфонии №4 П.И. Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра под управлением Е. Светланова     

5.« Песню Сольвейг» Э. Грига в исполнении джаз – оркестра под управлением Д. Эллингтона.

1. Назовите песни, которым дали вторую жизнь эти сочинения?

2. Выявите особенности развития этих мелодий в симфонической музыке и джазовой трактовке?

3. Поделитесь впечатлениями об прозвучавшей музыке?

4. Исполним вместе оригинальные мелодии русской народной песни « Во поле березка стояла» и « Песни Сольвейг»?

Нотный пример

5. Сравним джазовую трактовку « Песни Сольвейг» с  звучанием оригинала  в исполнении симфонического оркестра?

6. Знаете ли вы что такое « интерпретация»?

     Слово ИНТЕРПРЕТАЦИЯ означает – толкование, разъяснение, раскрытие смысла чего – либо, а как музыкальный термин используется в связи с искусством исполнения.

Нотные знаки печатных изданий музыкальных произведений одинаковы для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в нее свое понимание, свои чувства, имея собственную творческую концепцию воплощения  художественного замысла. Это и есть интерпретация или трактовка произведения.

       Музыкальное сочинение в том виде, в котором оно написано для определенного исполнительского состава, называется оригиналом. Но в жизни принято весьма свободное обращение с оригинальными материалами.

У музыкантов часто возникает желание исполнить какое – либо оригинальное сочинение в ином варианте: например, простую народную песню развить, преподнести в более красочном виде, исполнив ее как инструментальные вариации на гитаре или оркестром народных инструментов; романс исполнить без сопровождения, хором и т.д.

6. Вариации на тему р.н.п «Перепёлочка»

   Сегодня музыканты активно обращаются к популярным классическим произведениям и перекладывают их для самых различных составов инструментов, начиная с джаз – оркестра и кончая современным электронным инструментарием.

Все эти изменения, приспособления оригинальных произведений для других составов  называются обработками. По другому еще это называется: аранжировка, переложение, транскрипция. Одно и тоже произведение может подвергаться множеству музыкальных обработок, в каждой из которых обнаруживаются, раскрываются новые, незнакомые черты этого произведения.

7. Рок  обработка «Песня Сольвейг»  - Forever, из альбома Karma" (2001)

3 ЭТАП: Художественная интерпретация.

Включаются в осмысление, оценочные суждения высказывают.

Откройте учебники, и посмотрите на репродукцию картины К. Васильева « Ожидание»  и фрагмент картины Б. Кустодиева « Морозный день».. Это тоже интерпретация, на которую вы можете пофантазировать.

Обратите внимание на красоту женского лица и в тоже время на напряженность, тревогу, которая чувствуется во взгляде девушке. Почему тревога? Может связана с ожиданием в результате гадания на судьбу девушки. Выстраивание сюжет поможет глубже понять художественный образ картины. Что могло произойти до и после  момента, который мы видим?

1.Ребята, с какой песней, музыкальным сочинением. Прозвучавшим на этом уроке мы можем соотнести данную картину?

2. Можно ли, основываясь на характере мелодии и не видя героиню, представить ее облик? Какое душевное состояние девушки мы можем описать( нежность, доброта, сердечность как в музыке так и на картине)?

Все то, что мы сейчас обсудили, можно отнести к интонационной выразительности музыки ,неторопливому разворачиванию напевной, сердечной мелодии, поддерживаемой мягким аккомпанементом симфонического оркестра.

Контрастное сопоставление 1и 1 частей « Песни Сольвейг» раскроет новые грани образа. Вы наверняка услышали смену темпа, лада ( минор- мажор), мелодического рисунка. Который придает сочинению характер танцевальности, жизнеутверждения.

 Так контраст, являясь важнейшим приемом искусства, поможет вам острее почувствовать выразительность и композиции картины, и музыкально формы произведения, открыт  для себя многогранность  художественных образов, художественный переживаний.

 8. Прослушаем « Песню Сольвейг» в джазовом исполнении.

1.      Что меняется в « Песне Сольвейг» в джазовом интерпретации?

2.       Вы слышите, что в музыке в связи с изменением стиля, манеры исполнения, тембров инструментов произошла трансформация образа?

Я думаю, все отметили звучание саксофона, характерного для джаза инструмента, который обладает теплым, похожим на человеческий голос тембром. Это звучание  заполняет собой все пространство благодаря сочетанию в устройстве саксофона силы и мощи медных инструментов с гибкостью и индивидуальностью тембра деревянных духовых инструментов.

 Сравнение различных интерпретаций является действенным методом постижения музыкального произведения – происходит « анализ музыки музыкой, « анализ образа образом». Вы учитесь слышать в сходном различное!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Разучивание песни «Снег» из вокального цикла « земля» М. Славкина на слова Э. Фарджен!!!!!!!

 

 

 

4 ЭТАП: Художественное творчество.

1.      Предлагается вначале урока сделать одному или группе учащихся свою трактовку, обработку, интерпретацию, аранжировку какой-либо классической музыки в музыкальном редакторе небольшой отрезок.

2.      Пробуют и проводят рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×