Статья Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 250-летию со дня рождения И.А.Крылова «В гостях у дедушки Крылова».. Автор: Опрева Ирина Николаевна

Автор: Опрева Ирина Николаевна
Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Сегодня наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству великого баснописца. Мы услышим его бессмертные произведения, поговорим о его биографии, узнаем некоторые занимательные факты его жизни.

 Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.


Автор: Опрева Ирина Николаевна

Разработка

внеклассного мероприятия, посвященного 250-летию со дня

рождения И.А.Крылова «В гостях у дедушки Крылова».

 

Ученик 1

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые учителя!

Мы рады приветствовать Вас на нашем литературном вечере

« В гостях у дедушки Крылова», посвященного 250-летию со дня рождения великого баснописца.

 

( Просмотр видео ролика «И.А. Крылов - великий человек Санкт-Петербурга)

Чтец. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский.

Ученик 1:

Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Сегодня наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству великого баснописца. Мы услышим его бессмертные произведения, поговорим о его биографии, узнаем некоторые занимательные факты его жизни.

 Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.

 

Ученик 2

Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал.

В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам необъятной России.

Ученик 3

Почти 10 лет своей жизни посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.

(Инсценировка басни «Квартет» - 7 «А» класс)

Ученик 4.

 На истинное призвание свое - баснописца - Крылов напал только в 1808 г., написавши, в подражание Лафонтену, басни "Дуб и Трость" и "Разборчивая невеста». Первое издание его басен, (их было 23), появилось в 1809 г. Затем издания следовали быстро одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее, вышедшее при его жизни в 1843 г., содержит их уже 197.

( Инсценировка басен «Волк и ягненок», « Стрекоза и муравей» 7 «А» класс)

Ученик 1

Всего И.А.Крылов написал 236 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…» 
По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа».

( 1) Чтение наизусть – выступление уч-цы из 9 «А» класса-Агзамова Ш.,

2) 5 «А» - «Квартет»)

Ученик 2

Когда мы слышим слово «басня», то сразу же вспоминаем Ивана Андреевича Крылова, однако история басни начинается не с него. Басня была так популярна, что с ее существованием связаны многие предания. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в шестом веке до нашей эры. К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.

В 18 веке к басне охотно обращаются русские поэты Кантемир, Тредьяковскийумароков. Известен и современный баснописец Сергей Михалков.

Эллада - мать искусств, за это ей хвала.

Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Доныне вымысел - свободная страна,

Не вся захвачена поэтами она.

( 1) Сценка: уч-ся 9 «Б» класса,

2) наизусть уч-ца 9 «А» : Камелова Улпан

3) инсценировка басни «Две гусыни» - 5 «Б» класс)

 

Ученик 3

В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басни - «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира». В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

Сегодня мы были артистами и знатоками басен Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актер, художник, музыкант.

 

 

 

 

 

 

ВМЕСТЕ ( ХОРОМ)

Мы пригласили вас в театр,

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

Раскрыть свой начинающий талант

И показать, как исполняли роли.

 

Ученик № 2

Итак, мы благодарим за внимание всех наших гостей!

Ну, а если захотите снова к басням возвратиться,

То чудесные мгновенья могут тут же повториться

В этом вам поможет книга, стоит в руки ее взять

И любимые герои с вами встретятся опять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Утверждаю»

Директор школы: Джамалова Х.А.

Разработка внеклассного мероприятия,

посвященного 250-летию со дня

рождения И.А.Крылова

на тему: « В гостях у дедушки Крылова»

Подготовили: учителя русского языка и литературы

осш № 104 им. Е.Юсупова

Опрева И.Н. и Досметова Л.Р.

 

2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий: Иван Андреевич не только писал смешные и поучительные басни, но и в жизни был человеком очень остроумным, обладал большим чувством юмора. И сейчас, в подтверждение этому, вы услышите несколько забавных историй из его жизни.

Сл.№ 11 Позвольте подвинуться

За обеденным столом рядом с Крыловым оказался любитель рыбной ловли. Он рассказывал «потрясающие истории» о своих успехах, в частности о том, какую гигантскую стерлядь поймал. Указывая ее размеры, он развел руки так широко, что коснулся баснописца. Иван Андреевич поспешил отодвинуться со словами: «Позвольте мне подвинуться, чтобы пропустить вашу стерлядь».

Безобразие

Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам дним словом, мешал слушать):
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.

Мне все-равно

В договоре о квартиросъемке Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: «Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».

Лягушки расквакалисьИван Андреевич имел значительный вес и округлые формы. Из-за своей полноты с ним иной раз случались смешные ситуации. Например, однажды Иван Андреевич гулял по скверу и увидел впереди себя компанию молодых людей. Молодежь, заметив Крылова, то ли не узнала его, то ли просто захотела над ним подшутить. И один молодой человек из компании, показывая пальцем на писателя, громко сказал:

- Смотри, смотри! Вон, какая туча надвигается!

Такое замечание еще больше развеселило шутников. Но Иван Андреевич с присущим ему остроумием не растерялся, посмотрел на небо и ответил:

- Да, наверное, дождик будет. Туча еще только надвигается, а лягушки уже расквакались.

сл.№2. Ученик 2. В нашей речи используем много разных интересных слов, иногда заимствованных из других языков. Например, слово мозаика означает узор из соединенных друг с другом кусочков твердого материала (стекла, дерева, камешков). Когда произносят слово попурри, то подразумевают какое – либо музыкальное произведение, составленное из отрывков общеизвестных мелодий и песен. А в литературе есть такое слово, которое, наверно, многие из нас даже не слышали – это слово центон. Сл.№3 Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.

Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).

сл.№Ученик 3 1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки – 
И сели на лужок под липки, - 
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало – 
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».

(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Соловей»)


сл.№5 Ученик 4 2.Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок
И чист, и нежен, и высок»
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился. («Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»)

Ученик 1

Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант 
И показать, как исполняем роли.

Ведущий: К сегодняшнему мероприятию каждый ученик 3 класса подготовил чтение-инсценировку понравившейся им басни И.А. Крылова. Мы предоставляем им слово.

Чтение басен

Узнать из какой басни данный отрывок.

а) «…Молчи! Устал я слушать ,

Досуг мне разбирать вины твои щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягнёнок»)

б) «…Друзья! К чему весь этот шум?

Я вам старинный сват и кум?

Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры.» («Волк на псарне»)

в) «… Ну что же!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой….» («Лисица и виноград»)

г) «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

д) «…Вот то-то мне и духу придаёт

Что я совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…». («Слон и Моська»)

е) «…За что же, не боясь греха

Кукушка хвалит Петуха?...» («Кукушка и Петух»)

3. Мимикой и жестами изобразить, показать героя басни так, чтобы другая команда смогла узнать.

-- Мартышку.

Из басни «Мартышка и очки»

-- Лисицу.

Из басни «Лисица и виноград» (8 слайд)

-- Обезьяну.

Из басни «Обезьяна и зеркало»

--Моську.

Из басни «Слон и Моська»

4.Отгадать ребусы.

(Голубь, муравей, стрекоза, рак, мартышка,…)

5. Расшифровать названия басен.

«Т А Р Е В К Т»

«Р А К Т А М Ы Ш И Ч О К И»

«Н О В А Р О И С И Л А Ц И»

«Н О С Л И О К М С Ь А» (9 слайд)

_ Чему учат нас эти пословицы7

6. Игра «Что в чёрном ящике?»

(предметы: очки, зеркало, сетка, ноты, музыкальный инструмент, сыр, жёлудь, кость…

можно положить картинки: журавль, голубь, дуб, рак, ель…)

7.Работа с пословицами.

а) К какой басне можно отнести эти пословицы?

- Кто не работает, тот не ест. (Стрекоза и муравей»)

-На языке медок, а на душе ледок. («Ворона и лисица»)

- В пустой бочке звону много. («Слон и Моська», «Кукушка и петух»)

- Делу - время, потехе – час. («Стрекоза и муравей»)

- Личиком белёнок, а душой чернёнок. («Ворона и лисица»)

- Не хвались сам, а жди, когда другие похвалят. («Кукушка и петух»)

б) Какому герою из какой басни вы бы посоветовали прислушаться к этим словам?

- За добро добром и платят. (Волку «Волк и журавль»)

- Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Мартышке «Мартышка и очки»)

- Один за всех и все за одного. («Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)

7 ученик.С 1812 года стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря. Сл.№12. Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года. Похоронен Иван Андреевич в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Сл.№13

8 ученик. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России. 

 

 

а) «Квартет»

Проказница-Мартышка, ____, Козел да косолапый Мишка
Затеяли ______________ Квартет.
Достали нот, баса, альта , две скрипки
И сели на ___________ под липки –
Пленять своим ____________ свет.
Ударили в смычки, ___________, а толку нет.
“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так ______.
Ты с басом, Мишенька , садись против альта,
Я, прима, сяду ________ вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) «Стрекоза и муравей»

 

Попрыгунья Стрекоза
Лето _______________пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима ______________в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под ______________ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!

 

 

 

 

 

 

 

 

в) «Волк и ягненок»

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму ____________слышим,
Но мы ___________не пишем;
А вот о том, как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ______напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ___________Волк.
Ягненка видит он, на до́бычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, ___________, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с __________?
За дерзость такову
Я ____________с тебя сорву»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начиная с 2016 года, в Казахстане появился новый праздник – День благодарности, установленный указом Президента Республики №173 от 14 января 2016 года. Этим же документом утверждена и дата его официального ежегодного празднования – 1 марта. С инициативой учреждения данного Дня выступил сам Президент Казахстана – Нурсултан Назарбаев. В своей речи на 22-й сессии Ассамблеи народа Казахстана (АНК) в апреле 2015 года, в рамках празднования её 20-летия, он предложил отмечать День благодарности в Республике. А день создания АНК – 1 марта – выбрать в качестве даты праздника, когда «народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну». «Этот день может стать ярким праздником милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу», – сказал тогда глава государства.

Сама Ассамблея народа Казахстана занимает центральное место в системе государственной национальной политики, она включает в себя более 800 этнокультурных объединений. Её председателем является Президент Республики, а сессия – высшим органом, решения которого обязательны к рассмотрению всеми госструктурами. Начиная. с 1995 года, АНК стала координатором работы центральных и местных исполнительных органов власти по вопросам межэтнического развития. Эта деятельность охватывает информационные, образовательные, воспитательные, правовые, а также международные аспекты обеспечения межэтнического согласия.

Не секрет, что современная многонациональная семья Казахстана – это результат нескольких миграционных волн, вызванных политикой Советской власти, когда в Республику в разные годы были депортированы целые народы. И представителей этих народов, по словам Назарбаева, выгружали из вагонов прямо в голой степи, а казахские семьи, сами находившиеся в крайней нужде, принимали их в свои саманные дома. Так, только в начале 20 века в

Казахстан прибыло 1,1 млн. человек из России, Украины и Белоруссии, в 1930-е годы в ходе коллективизации сюда было сослано 250 тысяч раскулаченных крестьян, и ещё порядка 1,2 млн. человек со всех уголков СССР переселено на строительство промышленных объектов. И то, как все эти люди смогли устроиться и выжить – огромная заслуга всего народа Казахстана. Поэтому учреждение данного праздника – это дань уважения и благодарности всех этносов друг другу и к казахам, проявившим милосердие и принявшим этих людей как родных.

«Помни и гордись своей историей» – это один из основных посылов праздника. А одна из целей данного Дня – воспитание у подрастающего поколения граждан чувства толерантности, дружелюбия и уважения друг друга, а также – укрепление межэтнического согласия и межнациональных уз в Казахстане. В современном мире глобализация стирает границы, миллионы людей на планете числятся мигрантами. Поэтому в текущем столетии главным экзаменом для народов станет экзамен на толерантность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всемирный день писателя - 3 марта. История и особенности праздника.

Писатель - профессия, которой учатся и овладевают всю жизнь. Кто-то с раннего детства мечтает излагать свои мысли на бумаге, некоторые становятся мастерами пера в зрелости и старости. Никаких определенных правил не существует. Писатели - люди, которые хотят и умеют говорить с миром с помощью ручки или печатной машинки. Профессионалы своего дела имеют собственный день, в который получают поздравления - это 3 марта. Всемирный день писателя возник в конце 20 века. На 48-м съезде писательского клуба было решено учредить новый праздник. С тех пор, а именно с 3 марта 1986 года, эта дата стала памятной для писателей со всего мира. Праздник стал международным. День писателя, к сожалению, появился очень поздно. Как ни странно, мастера слова были среди людей еще задолго до появления письменности. В те времена их рассказы не излагали на бумаге, а передавали из уст в уста. До наших дней имена многих творческих деятелей просто не сохранились и были утеряны. Но без них не было бы ни современных авторов, ни литературы в целом. Многие века писательство не считалось серьезным занятием. Авторы делали это для себя. Считалось, что продавать произведения искусства - это грех и кощунство.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x