Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 250-летию со дня рождения И.А.Крылова «В гостях у дедушки Крылова». | Опрева Ирина Николаевна. Работа №209286
Автор: Опрева Ирина Николаевна
Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Сегодня наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству великого баснописца. Мы услышим его бессмертные произведения, поговорим о его биографии, узнаем некоторые занимательные факты его жизни.
Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.
Разработка
внеклассного мероприятия, посвященного 250-летию со дня
рождения И.А.Крылова «В гостях у дедушки Крылова».
Ученик 1
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые учителя!
Мы рады приветствовать Вас на нашем литературном вечере
« В гостях у дедушки Крылова», посвященного 250-летию со дня рождения великого баснописца.
( Просмотр видео ролика «И.А. Крылов - великий человек Санкт-Петербурга)
Чтец. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский.
Ученик 1:
Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках литературного чтения. Сегодня наша литературная гостиная посвящена жизни и творчеству великого баснописца. Мы услышим его бессмертные произведения, поговорим о его биографии, узнаем некоторые занимательные факты его жизни.
Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.
Ученик 2
Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал.
В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам необъятной России.
Ученик 3.
Почти 10 лет своей жизни посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.
(Инсценировка басни «Квартет» - 7 «А» класс)
Ученик 4.
На истинное призвание свое - баснописца - Крылов напал только в 1808 г., написавши, в подражание Лафонтену, басни "Дуб и Трость" и "Разборчивая невеста». Первое издание его басен, (их было 23), появилось в 1809 г. Затем издания следовали быстро одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее, вышедшее при его жизни в 1843 г., содержит их уже 197.
( Инсценировка басен «Волк и ягненок», « Стрекоза и муравей» 7 «А» класс)
Ученик 1
Всего И.А.Крылов написал 236 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»
По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа».
( 1) Чтение наизусть – выступление уч-цы из 9 «А» класса-Агзамова Ш.,
2) 5 «А» - «Квартет»)
Ученик 2
Когда мы слышим слово «басня», то сразу же вспоминаем Ивана Андреевича Крылова, однако история басни начинается не с него. Басня была так популярна, что с ее существованием связаны многие предания. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в шестом веке до нашей эры. К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.
В 18 веке к басне охотно обращаются русские поэты Кантемир, Тредьяковский,Сумароков. Известен и современный баснописец Сергей Михалков.
Эллада - мать искусств, за это ей хвала.
Из греческих земель и басня к нам пришла.
От басни многие кормились, но едва ли
Они до колоска всю ниву обобрали.
Доныне вымысел - свободная страна,
Не вся захвачена поэтами она.
( 1) Сценка: уч-ся 9 «Б» класса,
2) наизусть уч-ца 9 «А» : Камелова Улпан
3) инсценировка басни «Две гусыни» - 5 «Б» класс)
Ученик 3
В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басни - «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира». В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.
Сегодня мы были артистами и знатоками басен Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актер, художник, музыкант.
ВМЕСТЕ ( ХОРОМ)
Мы пригласили вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняли роли.
Ученик № 2
Итак, мы благодарим за внимание всех наших гостей!
Ну, а если захотите снова к басням возвратиться,
То чудесные мгновенья могут тут же повториться
В этом вам поможет книга, стоит в руки ее взять
И любимые герои с вами встретятся опять.
«Утверждаю»
Директор школы: Джамалова Х.А.
Разработка внеклассного мероприятия,
посвященного 250-летию со дня
рождения И.А.Крылова
на тему: « В гостях у дедушки Крылова»
Подготовили: учителя русского языка и литературы
осш № 104 им. Е.Юсупова
Опрева И.Н. и Досметова Л.Р.
2019 г.
Ведущий: Иван Андреевич не только писал смешные и поучительные басни, но и в жизни был человеком очень остроумным, обладал большим чувством юмора. И сейчас, в подтверждение этому, вы услышите несколько забавных историй из его жизни.
Сл.№ 11 Позвольте подвинуться
За обеденным столом рядом с Крыловым оказался любитель рыбной ловли. Он рассказывал «потрясающие истории» о своих успехах, в частности о том, какую гигантскую стерлядь поймал. Указывая ее размеры, он развел руки так широко, что коснулся баснописца. Иван Андреевич поспешил отодвинуться со словами: «Позвольте мне подвинуться, чтобы пропустить вашу стерлядь».
Безобразие
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам -одним словом, мешал слушать):
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
Мне все-равно
В договоре о квартиросъемке Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: «Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».
Лягушки расквакались. Иван Андреевич имел значительный вес и округлые формы. Из-за своей полноты с ним иной раз случались смешные ситуации. Например, однажды Иван Андреевич гулял по скверу и увидел впереди себя компанию молодых людей. Молодежь, заметив Крылова, то ли не узнала его, то ли просто захотела над ним подшутить. И один молодой человек из компании, показывая пальцем на писателя, громко сказал:
- Смотри, смотри! Вон, какая туча надвигается!
Такое замечание еще больше развеселило шутников. Но Иван Андреевич с присущим ему остроумием не растерялся, посмотрел на небо и ответил:
- Да, наверное, дождик будет. Туча еще только надвигается, а лягушки уже расквакались.
сл.№2. Ученик 2. В нашей речи используем много разных интересных слов, иногда заимствованных из других языков. Например, слово мозаика означает узор из соединенных друг с другом кусочков твердого материала (стекла, дерева, камешков). Когда произносят слово попурри, то подразумевают какое – либо музыкальное произведение, составленное из отрывков общеизвестных мелодий и песен. А в литературе есть такое слово, которое, наверно, многие из нас даже не слышали – это слово центон. Сл.№3 Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.
Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен).
сл.№4 Ученик 3 1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».
(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Соловей»)
сл.№5 Ученик 4 2.Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок
И чист, и нежен, и высок»
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился. («Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»)
Ученик 1
Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняем роли.
Ведущий: К сегодняшнему мероприятию каждый ученик 3 класса подготовил чтение-инсценировку понравившейся им басни И.А. Крылова. Мы предоставляем им слово.
Чтение басен
Узнать из какой басни данный отрывок.
а) «…Молчи! Устал я слушать ,
Досуг мне разбирать вины твои щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягнёнок»)
б) «…Друзья! К чему весь этот шум?
Я вам старинный сват и кум?
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры.» («Волк на псарне»)
в) «… Ну что же!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой….» («Лисица и виноград»)
г) «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)
д) «…Вот то-то мне и духу придаёт
Что я совсем без драки
Могу попасть в большие забияки…». («Слон и Моська»)
е) «…За что же, не боясь греха
Кукушка хвалит Петуха?...» («Кукушка и Петух»)
3. Мимикой и жестами изобразить, показать героя басни так, чтобы другая команда смогла узнать.
-- Мартышку.
Из басни «Мартышка и очки»
-- Лисицу.
Из басни «Лисица и виноград» (8 слайд)
-- Обезьяну.
Из басни «Обезьяна и зеркало»
--Моську.
Из басни «Слон и Моська»
4.Отгадать ребусы.
(Голубь, муравей, стрекоза, рак, мартышка,…)
5. Расшифровать названия басен.
«Т А Р Е В К Т»
«Р А К Т А М Ы Ш И Ч О К И»
«Н О В А Р О И С И Л А Ц И»
«Н О С Л И О К М С Ь А» (9 слайд)
_ Чему учат нас эти пословицы7
6. Игра «Что в чёрном ящике?»
(предметы: очки, зеркало, сетка, ноты, музыкальный инструмент, сыр, жёлудь, кость…
можно положить картинки: журавль, голубь, дуб, рак, ель…)
7.Работа с пословицами.
а) К какой басне можно отнести эти пословицы?
- Кто не работает, тот не ест. (Стрекоза и муравей»)
-На языке медок, а на душе ледок. («Ворона и лисица»)
- В пустой бочке звону много. («Слон и Моська», «Кукушка и петух»)
- Делу - время, потехе – час. («Стрекоза и муравей»)
- Личиком белёнок, а душой чернёнок. («Ворона и лисица»)
- Не хвались сам, а жди, когда другие похвалят. («Кукушка и петух»)
б) Какому герою из какой басни вы бы посоветовали прислушаться к этим словам?
- За добро добром и платят. (Волку «Волк и журавль»)
- Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Мартышке «Мартышка и очки»)
- Один за всех и все за одного. («Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»)
7 ученик.С 1812 года стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря. Сл.№12. Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года. Похоронен Иван Андреевич в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Сл.№13
8 ученик. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.
а) «Квартет»
Проказница-Мартышка, ____, Козел да косолапый Мишка
Затеяли ______________ Квартет.
Достали нот, баса, альта , две скрипки
И сели на ___________ под липки –
Пленять своим ____________ свет.
Ударили в смычки, ___________, а толку нет.
“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так ______.
Ты с басом, Мишенька , садись против альта,
Я, прима, сяду ________ вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”
б) «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето _______________пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима ______________в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под ______________ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!
в) «Волк и ягненок»
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму ____________слышим,
Но мы ___________не пишем;
А вот о том, как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день зашел к ______напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный ___________Волк.
Ягненка видит он, на до́бычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, ___________, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с __________?
За дерзость такову
Я ____________с тебя сорву»
Начиная с 2016 года, в Казахстане появился новый праздник – День благодарности, установленный указом Президента Республики №173 от 14 января 2016 года. Этим же документом утверждена и дата его официального ежегодного празднования – 1 марта. С инициативой учреждения данного Дня выступил сам Президент Казахстана – Нурсултан Назарбаев. В своей речи на 22-й сессии Ассамблеи народа Казахстана (АНК) в апреле 2015 года, в рамках празднования её 20-летия, он предложил отмечать День благодарности в Республике. А день создания АНК – 1 марта – выбрать в качестве даты праздника, когда «народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну». «Этот день может стать ярким праздником милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу», – сказал тогда глава государства.
Сама Ассамблея народа Казахстана занимает центральное место в системе государственной национальной политики, она включает в себя более 800 этнокультурных объединений. Её председателем является Президент Республики, а сессия – высшим органом, решения которого обязательны к рассмотрению всеми госструктурами. Начиная. с 1995 года, АНК стала координатором работы центральных и местных исполнительных органов власти по вопросам межэтнического развития. Эта деятельность охватывает информационные, образовательные, воспитательные, правовые, а также международные аспекты обеспечения межэтнического согласия.
Не секрет, что современная многонациональная семья Казахстана – это результат нескольких миграционных волн, вызванных политикой Советской власти, когда в Республику в разные годы были депортированы целые народы. И представителей этих народов, по словам Назарбаева, выгружали из вагонов прямо в голой степи, а казахские семьи, сами находившиеся в крайней нужде, принимали их в свои саманные дома. Так, только в начале 20 века в
Казахстан прибыло 1,1 млн. человек из России, Украины и Белоруссии, в 1930-е годы в ходе коллективизации сюда было сослано 250 тысяч раскулаченных крестьян, и ещё порядка 1,2 млн. человек со всех уголков СССР переселено на строительство промышленных объектов. И то, как все эти люди смогли устроиться и выжить – огромная заслуга всего народа Казахстана. Поэтому учреждение данного праздника – это дань уважения и благодарности всех этносов друг другу и к казахам, проявившим милосердие и принявшим этих людей как родных.
«Помни и гордись своей историей» – это один из основных посылов праздника. А одна из целей данного Дня – воспитание у подрастающего поколения граждан чувства толерантности, дружелюбия и уважения друг друга, а также – укрепление межэтнического согласия и межнациональных уз в Казахстане. В современном мире глобализация стирает границы, миллионы людей на планете числятся мигрантами. Поэтому в текущем столетии главным экзаменом для народов станет экзамен на толерантность.
Всемирный день писателя - 3 марта. История и особенности праздника.
Писатель - профессия, которой учатся и овладевают всю жизнь. Кто-то с раннего детства мечтает излагать свои мысли на бумаге, некоторые становятся мастерами пера в зрелости и старости. Никаких определенных правил не существует. Писатели - люди, которые хотят и умеют говорить с миром с помощью ручки или печатной машинки. Профессионалы своего дела имеют собственный день, в который получают поздравления - это 3 марта. Всемирный день писателя возник в конце 20 века. На 48-м съезде писательского клуба было решено учредить новый праздник. С тех пор, а именно с 3 марта 1986 года, эта дата стала памятной для писателей со всего мира. Праздник стал международным. День писателя, к сожалению, появился очень поздно. Как ни странно, мастера слова были среди людей еще задолго до появления письменности. В те времена их рассказы не излагали на бумаге, а передавали из уст в уста. До наших дней имена многих творческих деятелей просто не сохранились и были утеряны. Но без них не было бы ни современных авторов, ни литературы в целом. Многие века писательство не считалось серьезным занятием. Авторы делали это для себя. Считалось, что продавать произведения искусства - это грех и кощунство.