«Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий» | Пузикова Людмила Михайловна. Работа №209112
Автор: Пузикова Людмила Михайловна
Мы с вами живем в современном мире, и каждый день сталкиваемся с невежеством, грубостью, хамством, безразличием. Перед людьми встают вопросы: Что стало главным в жизни людей? Про что забыли?Почему стали такими? Наверное, пора бить в колокола, потому что в старые времена, именно колокола были вестниками тревоги. Они напоминают нам, что с нами что-то происходит, что с нами что-то не так. Материальные ценности стали занимать больше места в жизни людей, что страшнее всего в жизни ребенка. Материальные ценности стали ценится выше духовных. Современное общество характеризуется сменой приоритетов и ценностей. Поэтому в школу приходят дети, у которых есть некоторые представления о гражданственности, о добре и зле, о правде и справедливости, традициях и обычаях народа. Но каждый ребенок имеет различные условия для развития.
Слайд 1
«Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий»
«Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».
А.И.Солженицын
Мы с вами живем в современном мире, и каждый день сталкиваемся с невежеством, грубостью, хамством, безразличием. Перед людьми встают вопросы: Что стало главным в жизни людей? Про что забыли?Почему стали такими? Наверное, пора бить в колокола, потому что в старые времена, именно колокола были вестниками тревоги. Они напоминают нам, что с нами что-то происходит, что с нами что-то не так. Материальные ценности стали занимать больше места в жизни людей, что страшнее всего в жизни ребенка. Материальные ценности стали ценится выше духовных. Современное общество характеризуется сменой приоритетов и ценностей. Поэтому в школу приходят дети, у которых есть некоторые представления о гражданственности, о добре и зле, о правде и справедливости, традициях и обычаях народа. Но каждый ребенок имеет различные условия для развития.
Слайд
Первым и наиболее важным этапом является внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где ведущей является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Каждый ребенок – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и имеет свое предназначение. Поэтому в школе должна проводиться целенаправленная работа по развитию формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся. По моему мнению, одной из главных задач учителя начальных классов является помощь в поиске каждым ребенком своего личного предназначения в жизни.
Задача педагога научить ребенка различать добро и зло, объяснить, что стоит за этими понятиями, что их ждет в результате их морального выбора, научить реально, оценивать свои возможности.
Вот и получается, то, что мы «заложим» в детей в их раннем возрасте останется с ними на всю их жизнь. Очень важно укрепить духовный, нравственный «стержень» у ребенка, чтобы потом никакие «ветра перемен» не смогли его сломать. Именно нравственность – это и есть тот «стержень», который не позволит ребенку в жизни совершать дурные поступки и убережет от ошибок. Все мы с вами видели, что происходит с растением, которое на ранней стадии сформировало крепкие корни, никакой ветер и ураган не уничтожат его.
Психологами доказано, что младший школьник характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического духовно-нравственного воспитания детей. Ребенок, особенно в начальной школе наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детском возрасте отличается большой психологической устойчивостью.
Одной из основных функций учителя должно быть, создание условий для творческого развития каждого ученика, его самореализации не только на уроке, но и во внеурочное время. Добиться этого в начальной школе можно путем включения учащихся в занятие, которое выходит за рамки программного материала.
Целью моей работы является привлечение ребят к внеклассным мероприятиям. И как показывают мои наблюдения, с каждым годом желающих становится все больше.
Слайд (Концепция)
При планировании воспитательной работы в классе опираюсь на концепцию духовно-нравственного воспитания. На основании этого документа составлена программа духовно-нравственного воспитания младших школьников нашей школы, которая имеет следующие направления: «Ученик – патриот и гражданин», «Ученик и его нравственность», «Ученик и его здоровье», «Ученик и экология», «Общение и досуг ученика», «Ученик его семья», «Ученик и его интеллектуальные возможности»
Слайд ( Мероприятия)
Опираясь, на план по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, составляю план мероприятий на учебный год для класса, например: «День Знаний», «День пожилого человека», «День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Дни здоровья», «Предметные недели», «Декада вежливости», «Прощание с букварем», «Юбилеи писателей», и т.д.
В своей работе использую следующие виды и формы внеклассных мероприятий:
Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются, творческие объединения, физкультурных секциях. А также, громкие чтения, массовые литературные, театрализованные праздники, выставки детских работ.
Факультативные кружки, это формы способствующие развитию индивидуальных интересов и способностей детей. От уроков они отличаются новизной, глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся на творческое продуктивное усвоение. В них более занимательный материал, участие добровольное. В настоящее время учащиеся с большим интересом посещают кружки: «Занимательная грамматика», «Рисуем мастерим», «Растем сильными и здоровыми».
Огромное значение уделяем чтению. Поэтому очень тесно работаем со школьной и сельской библиотекой. Распространены библиотечные уроки по творчеству писателя, по книге, инсценировка, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении.
Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.
Наиболее любимыми являются - массовые праздники, как форма внеклассных мероприятий организуется в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к творчеству выдающегося писателя, поэта, знаменательной даты, предметной недели. Во время таких праздников дети узнают много нового и интересного, знакомятся с творчеством писателя или поэта. Это праздники посвященные «Дню учителя», «Дню пожилого человека», «Дню матери», встреча «Нового года», «Снятию блокады Ленинграда», «Декада здоровья», «Дню защитника Отечества», «Дню Матери», «Дню победы» и т.д.
Экскурсии. В начальной школе эта форма наиболее распространенная и действенной, так как учащиеся начальных классов хорошо усваивают знания только тогда, когда они непосредственно видят вещи и явления своими глазами. Экскурсия вызывает заинтересованность и положительные эмоции у младших школьников. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Незаменимой, для развития нравственного воспитания является экскурсия в природу. Такие экскурсии дают возможность воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Олимпиады и конкурсы. В конкурсах могут принимать участие все желающие. Олимпиады могут проходить в несколько туров. Познавательная активность тесно связана с игровой деятельностью. Поэтому в школах проводятся дидактические игры. Для школьников необходимо создать условия попробовать свои силы в различных видах деятельности и выбрать интересующее направление.
Так же учащиеся могут пробовать свои силы в дистанционных олимпиадах.
Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. В классе проводим классные часы в виде викторины, конкурса, игры, беседы, утренника, классного праздника с участием родителей, так же используются другие формы воспитательной работы. В большинстве своем конечно классный час это собрание учеников класса для обсуждения классных дел.
Через внеклассные мероприятия учащиеся расширяют свои знания о родном крае, учатся бережно относиться к природе, знать об обычаях и традициях своего народа, о духовных и нравственных качествах человека, также формируется потребность делать добро. Внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.
Ребятам очень нравится участвовать в конкурсах, а самое главное на общей линейке получить свою награду (диплом или сертификат участника). Мы стараемся отметить каждого ребенка.
И радует то, что в этих конкурсах ребята участвуют не одни. Большую помощь им оказывают родители. Именно духовно-нравственное воспитание школьников предполагает взаимопонимание и сотрудничество с родителями, что становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности. В связи с этим учителю нужно помогать и направлять семью в духовно-нравственном воспитании ребенка. По желанию родители посещают уроки и внеклассные мероприятия. Для родителей устраиваются «Дни открытых дверей», чтобы ближе познакомить со школьной жизнью. В конце года мы обязательно отмечаем самых активных родителей, вручаем им благодарственные письма.
Таким образом, формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему продвинуться от простых навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор, сочетание коллективных и личных интересов.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает воспитать честных, добрых, трудолюбивых людей, помогает найти им свое место, в жизни используя полученные знания и умения во благо Родины, помочь ему жить в мире и согласии с людьми.