Развитие игровой деятельности средствами макетирования

Автор Сергеева Марина Анатольевна

Консультация:

Развитие игровой деятельности средствами макетирования

Макет (масштабная модель) –

модель объекта в уменьшенном

масштабе или в натуральную

величину, лишенная, как правило,

функциональности

представляемого объекта.

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так, большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссерская игра с мелкими игрушками, когда ребенок создает воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Для того чтобы режиссерская игра получила свое развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, может быть макет.

Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.

Требования к макету:

1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

2. Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.

3. Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.

4. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

 

Этапы работы по созданию макета

Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.

1 этап – предварительная работа – включает в себя:

Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);

Подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.

Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).

Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями.

Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Поэтому на 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Организация игр детей с макетами

Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов большого профессионального мастерства и такта, а также знания определенного алгоритма.

Так, игра с макетом должна начинаться уже в процессе его создания. При изготовлении макета необходимо широко использовать игровые приемы и ситуации.

Наполняют и дополняют макет предметным материалом сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив им те или иные сочетания игровых предметов.

Для развития у дошкольников воображения и творчества в группе можно поместить ящик с предметами-заместителями: крышками от пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной формы, деталями различных конструкторов и мозаик, палочкам, трубочками, кусками поролона, пенопласта и т.д. Главное требование – их безопасность для детей.

Каждый из макетов может использоваться в отдельности или в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом. Можно предложить детям соединить макет-модель и макет-карту, если они соразмерны (например, кукольный дом и «дороги»).

Для игры детям можно предложить незавершенный продукт – макет, требующий заполнения. Игровое пространство подобного макета даст детям возможность упражняться в придумывании ситуаций. Так ландшафтный макет карта в процессе детских игр может превратиться в населенный город или непроходимые джунгли.

В качестве одного из эффективных методических приемов усложнения и развития игры с макетом можно использовать совместное придумывание детьми рассказа или сказки, которые в дальнейшем послужат игровыми сюжетами.

Можно предложить воспитанникам промышленно изготовленные макеты-модели (кукольные дома, пластмассовые гаражи-автостанции) и макеты-карты (улицы и дороги города), готовые макеты из лего-материала (крепость, замок). Однако завершенность таких макетов, зачастую приводит к быстрому затуханию игры. Поэтому рекомендуется использовать условно-обобщенные «универсальные» макеты, постоянно активизирующие воображение детей.

В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссера, декоратора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников.

В настоящее время игра с макетами в ДОУ – одно из любимейших занятий дошкольников, объединяющих вокруг себя семью, ребенка и детский сад.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x