Вопрос 1 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Оцените, пожалуйста, удобство нового дизайна нашего портала по пятибалльной шкале (где 5 — «Все отлично», а 1 — «Пользоваться стало крайне неудобно»)
Оценить
Вопрос 2 из 2
Помогите нам стать еще лучше
Сталкивались ли Вы с какими-либо трудностями при работе с порталом? Если сталкивались, опишите их, пожалуйста
Отправить отзыв
Спасибо, что приняли участие в нашем опросе
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
Солнечный свет
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Международный педагогический портал (лицензия на образовательную деятельность №9757-л, свидетельство СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
Документы в соответствии
со стандартами ФЗ и ФГОС
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
×
Вернуться к авторизации

Статья «Развитие информационной грамотности учащихся при работе со словом и текстом посредством инновационных технологий». Автор: Досметова Лобар Розметовна

Автор: Досметова Лобар Розметовна
Одна из задач современной школы - научить детей правильно ориентироваться в огромном количестве разнообразной информации, грамотно осуществлять отбор и классификацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть информационно-коммуникационными технологиями, помогающими образованию и самообразованию.


Автор: Досметова Лобар Розметовна


Доклад на тему:

«Развитие информационной грамотности учащихся при работе со словом и текстом посредством инновационных технологий»

 

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития.
Только тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка».
Л.С. Выготский

Чем больше будет учитель учиться сам,

обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика,

чем больше будет следить за ходом мысли ученика…

тем легче будет учиться ученику».

Л.Н.Толстой.

Одна из задач современной школы - научить детей правильно ориентироваться в огромном количестве разнообразной информации, грамотно осуществлять отбор и классификацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть информационно-коммуникационными технологиями, помогающими образованию и самообразованию.

     Сегодня учитель – это прежде всего наставник, сотрудник и единомышленник. Как же в данное время заставить ребенка учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. Исходя из своего современного образа, педагог сам себе отвечает: «Для того, чтобы смотивировать ребенка на учебу, нужно на уроке дарить ученику интересные яркие эмоции. Только яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, вызывающих самостоятельный поиск ребенка могут удовлетворить активность его пытливого ищущего ума, развить интерес к предмету. К этому стремиться каждый современный педагог.

    Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая осуществляет формирование и становление членов общества в целом.

    Сегодня, очевидно, что переход образования на качественно новый уровень, соответствующий одной из главных задач казахстанского общества - воспроизводству конкурентоспособного кадрового потенциала, происходит в том случае, если образовательное учреждение в качестве ядра концепции своего развития принимает процесс информатизации всего образовательного пространства и формирования информационной культуры всех его участников.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. К началу XXI века создалась совершенно новая информационная образовательная среда. Но мы, педагоги, не являемся создателями этой среды, мы, скорее, её операторы. Современные информационные технологии радикально меняют форму и соответственно содержание представления и усвоения знаний. Заканчивается этап знакомства с информационными, коммуникационными и аудиовизуальными технологиями. Теперь необходимо правильно ввести их в учебно-воспитательный процесс, максимально использовать их обучающий потенциал, научить ребёнка правильно использовать ИКТ для успешной учёбы и самообразования.

Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. "Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. : Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др."

Образование, полученное в школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.

"Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией ученики будут уметь:

оценивать потребность в дополнительной информации;

определять возможные источники информации и способы её поиска;

осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при обобщении;

анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

использовать информацию для построения умозаключений;

использовать информацию для принятия решений;

при работе с информацией применять средства информационно-коммуникационных технологий.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий".

Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. "Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности".

Формирование и развитие вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.

     В образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.  Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  

     Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет:

1)      активизировать процесс обучения,

2)      реализовать идеи развивающего обучения,

3)      повысить темп урока,

4)      увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

     Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
К наиболее значимым компетентностям личности, необходимым для продолжения образования, специалисты относят коммуникативную компетентность, информационную компетентность, компетентность разрешения проблем.
  Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура".

Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств учащегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
 
 Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Несмотря на различные виды и формы творческих работ (проекты, доклады, рефераты, сообщения, сочинения, исследования и пр.), существует нечто общее, что их объединяет. Во-первых, никакая творческая работа невозможна без тщательного осмысленного изучения источников информации. Во-вторых, существуют определенные требования к ее структуре и оформлению.

Алгоритм работы с информационными ресурсами
Учащимся будет проще работать, если они усвоят некоторые правила и последовательность действий или алгоритм деятельности, которые необходимы при любой самостоятельной деятельности с информационными ресурсами.
Определение темы, вида, цели, задач и структуры творческой работы - Отбор необходимой литературы и источников информации - Изучение отобранного материала - Составление плана - Работа с текстами и подготовка выписок - Формирование текста - Написание черновика формление работы - Подготовка к выступлению (защите).
При создании презентаций учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию, естественно повышают свой интеллектуальный уровень. При выполнении работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и глубина мышления. Обращаю внимание на структуру презентации, в которой необходимо выделить основные моменты, тем самым, обучаю школьников связной структуре передачи и закрепления информации. На собственном опыте убеждена, что данная работа учащимися принимается с удовлетворением. Школьники успешно выступают на защите проектов. Например, в этом году прошла защита проектов о выдающихся людях.

На уроках русского языка открываются широкие возможности по формированию данных умений, составляющих информационную грамотность.

Уже при работе со словарными словами ученики знакомятся  с «Толковым словарём русского языка» С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, «Толковым словарём живого великорусского языка» В. Даля, «Школьным толковым словарём русского языка» М. С. Лапатухина, Е. В. Скорлуповской.

Во время такой работы у учеников формируются умения работы со словарём: пользуясь аппаратом ориентировки, правильно отыскивать нужное слово, выделять нужную информацию из словарной статьи, понимать сокращения, а главное использовать их в своей работе.

Далее знакомство учеников с другими видами словарей: «Этимологический словарь», «Орфоэпический словарь» О. Д. Ушакова, «»Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова.

Словарную работу можно проводить по определённой системе. Каждый день недели несёт свою определённую функцию. Понедельник – словарный диктант ранее изученных слов (причём со второго класса – однокоренными к словарным), вторник – знакомство с новой группой слов (с использованием различных словарей: толкового, этимологического, орфоэпического), среда – работа с группами однокоренных слов к словарным словам (обязательно с использованием словообразовательного словаря), четверг – выполнение текстовых заданий с использованием словарных слов, пятница – разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок ( дети с удовольствием включаются в эту работу). Отмечу, что содержание всех вышеперечисленных заданий тесно связано с темой урока. Домашние задания так же предполагают использование вышеперечисленных словарей.

Добавляются словари синонимов и антонимов, фразеологический словарь, словарь омонимов,  омографов и омофонов. Такая работа проводится на образовательном курсе «Школа развития речи»

 

Для формирования информационной грамотности очень важно научить детей работать с таблицами, алгоритмами, памятками: извлекать информацию из них, а позже и самим составлять. Для этого формируется папка, в которую вкладываются памятки ,таблицы и алгоритмы. В ней весь материал структурирован соответственно предметам и темам программы. Первоначально они выдаются детям в готовом виде. Затем с недостающими данными, а позже некоторые полностью создаются учениками. Папка становится собственноручно изготовленным справочником. К нему можно обратиться, когда новый  материал ещё не полностью усвоен, если появляются затруднения при выполнении домашней работы, а так же при повторении.

 

В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

     Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие:

1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

      Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×