Развитие интеллектуального, творческого потенциала дошкольников в театрально – творческой и эстетической деятельности

Автор: Иваню Марина Викторовна

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом ее в сказках, потешках, стихотворениях. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», истинное и ложное, нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение оценить прекрасное и доброе в природе и в людях. В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Используя возможности и средства разных видов искусства, я стараюсь, как можно успешнее влиять на формирование личности ребенка, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, умственные способности, фантазию, побуждая стремление его к творчеству.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, мышление, дисциплинированность.

Всю образовательную деятельность я строю на игре. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - это творческие игры, которые наиболее полно формируют личность ребёнка. Поэтому большое внимание уделяю таким сюжетно –ролевым играм как «Больница», «Магазин», «Семья», «Школа», «Парикмахерская», «Детский сад». Во всех этих играх отражается труд взрослъгх различных профессий, таким образом, через игру я не только закрепляю и углубляю интерес детей к разным профессиям, но и воспитываю уважение ко всякому труду. Чтобы творческие игры были более содержательными, чтобы дети свободно общались между собой, самостоятельно выбирали сюжет, сами распределяли роли, сами подбирали игрушки или самостоятельно использовали игрушки-заменители, а воспитатель на данном этапе выступал как наблюдатель, следящий за развитием сюжета, за характером детских взаимоотношений, помогал решать спорные, вопросы советами, предложениями, давая игре нужное направление, мною была проведена в группе огромная работа для подготовки детей к творческой деятельности. В процессе образовательной деятельности я знакомила детей с разными профессиями: врача, шофёра и т.д. Проводила беседы, чтение стихов, рассказов по данной теме, видеопрезентации о труде взрослых, проводила игры - инсценировки, дидактические игры, подвижные игры; наблюдения, экскурсии. Вся подготовка детей к творческим играм велась мною ещё с младшей группы, и с каждым годом она все усложнялась в зависимости от возраста детей и полученных ими знаний.

Большое значение в творческих играх принадлежит художественной литературе. Для того чтобы вызвать большой интерес у детей к роли, я применяла такие приемы, как выборочное повторное чтение, анализ образов героев, беседы о них, составление детьми творческих рассказов о персонажах, собственный рассказ воспитателя. Во время игр следила за тем, чтобы дети не ссорились, чтобы вели между собой доброжелательный диалог.

Многие творческие игры продолжаются и успешно развиваются

детьми на прогулке. Чтобы развить эстетический вкус у детей я подбираю очень яркие красивые, хорошо оформленные игрушки, выдерживаю цветовую гамму.

Большую помощь в развитии игр и в формировании у детей эстетического вкуса оказывают родители. Так в нашей группе руками родителей была изготовлена великолепная мебель для сюжетно ролевой игры «Парикмахерская», «Семья». Хорошо оформленные кукольные кроватки с красивыми одеялами, подушками, покрывалами с оборочками и бантиками учат детей видеть и ценить красоту.

Развитие игрового замысла связано с общим умственным развитием ребенка и, конечно же, большое значение я уделяю театрализованным играм, режиссерским играм, играм - драматизациям, игре-имитации. Но прежде, чем ребенок приступает к театрализованной игре, очень тщательно ведется чтение данного произведения. В основном, это сказки, потешки, небольшие рассказы, ведутся беседы по содержанию, выделяются главные герои произведения, обсуждаются их характеры, голосовые интонации, рассматриваются иллюстрации к сказке. Часто я прошу детей нарисовать, как они представляют того или иного персонажа, нарисовать декорации к данной сценке. Для побуждения детей к самостоятельной творческой деятельности применяю метод проблемных, поисковых ситуаций. Предлагаю детям словесные игры, отгадать и придумать свои загадки, сочинить свои сказки, изменить конец сказки, ввести других героев. Подбираю костюмы, разучиваем слова, и только потом уже переходим к разыгрыванию. В группе есть все предпосылки для разыгрывания детьми театрализованных игр. У нас есть пальчиковый театр «Репка», настольный театр: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Три медведя», «Маша и медведь», маски для игр - драматизаций и игр имитаций, игрушки для кукольного театра. Дети сами выбирают сказку, распределяют роли, обыгрывают с помощью мимики, интонации. Одни выступают в роли артистов, а другие - в роли зрителей. На основе этих игр развиваются интеллектуальные, творческие способности детей, умственные способности, речь детей приобретает интонационную выразительность, развивается дисциплинированность и внимание, т.к. детям постоянно нужно следить за содержанием, чтобы не пропустить свой выход. Порой дети просят у меня музыкального сопровождения к сказке. Именно сказка и музыка учит детей воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту, она учит ребенка, что добро всегда побеждает зло, вызывает у детей огромные эмоциональные чувства: сопереживания, гнева, радости. Именно русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным героям. Это открытие сделали наши дети. Именно сказочные образы развивают у детей эмоции, речь, мышление, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

Очень часто я провожу игры - имитации, где дети имитируют характерные движения, передают в мимике и жестах различные, эмоциональные состояния. Очень любят ставить режиссерские игры, действовать и говорить от имени разных персонажей, проводить кукольные концерты, петь песенки, исполнять стихи. Дети самостоятельно придумывают танцы, загадки, разыгрывают спектакли с разной интонацией голоса в соответствии с игровым образом.

Наряду с коллективными творческими играми в группе постоянно возникают индивидуальные творческие игры, когда один ребенок сам выбирает для себя сюжет, сам его обыгрывает и озвучивает, так в группе начинают говорить не только куклы, мишки, но также ложки, вилки. Творческие игры неразрывно связаны с другими видами искусства, так наши дети очень любят создавать рисованную сказку, где рисуются действия по сказке, а потом данная сказка обыгрывается ими.

Пластилиновая сказка прочно вошла в игровую деятельность детей. В группе очень распространен теневой театр (с помощью рук). Именно успешные творческие игры детей нашей группы свидетельствуют о том, что они приобрели определенные знания, научились выражать свои мысли и чувства, видеть красоту окружающего мира, а это послужило развитию внимания, памяти, творческого воображения и умственных способностей детей.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x