«Развитие интереса к чтению старших дошкольников | Фролова Мария Викторовна. Работа №210635
Автор: Фролова Мария Викторовна
"Азбука и хрестоматии, а впоследствии - попытками освоить произведения дошкольной программы в сокращенном варианте.
Сегодняшний мир - иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
«Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности младших школьников».
В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем не обязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из
«Азбуки» и хрестоматии, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".
Основными задачами своей работы считаю:
1. Воспитание любви к чтению и изучению литературы;
2. Формирование потребности читать тлитературу;
3. Воспитание литературного вкуса;
4. Развитие творческих способностей детей;
5. Формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать;
6. Создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
7. Становление типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности – основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Цель: Воспитание читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.
Ребенка можно заставить читать настоящую литературу, апеллируя к чувству долга и ответственности, но передо мной встала проблема: как разнообразить свою деятельность, инновационно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал школьнику интересен сам по себе.
Я считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм:
- внеклассных занятий; коллективное чтение; беседа; состязания чтецов; реклама книги; литературный праздник; литературная игра; литературная гостиная; библиотечный час; час «тихого чтения».
Центральным звеном в моей работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.
Литературные игры – игры, построенные на словесном материале (В. А. Мануйлов). Взяв за основу это определение, мы разделим литературные игры следующим образом:
- игры и упражнения по развитию речи;
- литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т.д.)
- литературные викторины;
- «стилизованные» игры («Брейн – ринг», «Поле – чудес», «Умники и умницы», «Сильное звено» и т.д.).
Литературные игры интересы и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т.д.
В определенный срок (неделя или больше – в зависимости от объема читаемого материала) предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение. По окончании этого срока провожу литературные игры. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.
С огромным желанием пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, игры со словами, создание иллюстраций и т.д.)
В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.
Мною подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы.
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо и прочесть – задача взрослых (будь то родитель, учитель, воспитатель, библиотекарь), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальные мощи России.
Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития.
Я практикую следующие формы внеклассных занятий:
дискуссия;
коллективное чтение;
беседа;
состязание чтецов;
реклама книги;
литературный праздник;
литературная игра;
литературная гостиная;
театральный фестиваль;
библиотечный час;
час "тихого чтения".
Действительно, знаний всегда будет недостаточно и, чем больше человек узнает, тем больше появляется у него вопросов. Об этом говорится в притче: «Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне,- спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то не ясные вопросы?». В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои - большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь - чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».