Статья Развитие коммуникативных навыков в повседневной жизни детей дошкольного возраста. Автор: Шишкина Оксана Владимировна

Автор: Шишкина Оксана Владимировна
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это не только умение общаться и взаимодествовать с другими людьми, но и возможность аргументировать своё мнение, владея всеми правилами общения. Все эти навыки важны и нужны, потому что формируют у ребенка возможность беспрепятственного общения, хорошую адаптацию в любом социальном пространстве.

Без общение невозможно никакое взаимодействие, налаженный контакт, потому-то так необходимы занятия и мероприятия со стороны воспитателей по приобретению коммуникационных навыков дошкольника.

Навыки коммуникации – это не только умение общаться, но и возможность управлять своим поведением, возможность устанавливать контакты с другими людьми. Общение предусматривает реализацию:


Автор: Шишкина Оксана Владимировна
Развитие коммуникативных навыков в повседневной жизни детей дошкольного возраста
Шишкина Оксана Владимировна
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников - это не только умение общаться и взаимодествовать с другими людьми, но и возможность аргументировать своё мнение, владея всеми правилами общения. Все эти навыки важны и нужны, потому что формируют у ребенка возможность беспрепятственного общения, хорошую адаптацию в любом социальном пространстве.
Без общение невозможно никакое взаимодействие, налаженный контакт, потому-то так необходимы занятия и мероприятия со стороны воспитателей по приобретению коммуникационных навыков дошкольника.
Навыки коммуникации – это не только умение общаться, но и возможность управлять своим поведением, возможность устанавливать контакты с другими людьми. Общение предусматривает реализацию:
Коммуникативную
Социальную.
Средствами установления контактов выступают как вербальные коммуникации (знаковые системы, например, речь), так и невербальные (например, мимика) [Князьков, 112].
Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, и именнно через неё лучше всего осуществлять приобретение коммуникативных навыков. Очень хорошо в таких играх использовать упражнения, где дети смогут показать все свои умения, не соревнуясь друг с другом, но при этом оставаясь индивидуалистами. Например, такие упражнения, как Похвали соседа, очень легко помогают установить контакт с любым человеком. Принцип упражнения заключается в том, что ребенок говорит комплемент в адрес сидящего рядом с ним ребенка, при этом гдядя на него и подбирая самые добрые слова.
Или ситуативные игры. Например, Хочу играть с вами. Ребенок просится в незнакомую компанию детей, чтобы принять участие в их игре. Нужно подобрать правильные слова и убедить ровесников в своей нужности и необходимости.
Умение общаться без слов тоже вырабатывается в ходе игровых ситуаций, таких как, например, Изобрази животного. Дошкольник показывает жестами, мимикой задуманного им животного, а его ровесники должны угадать, кто это [Юдина, 23].
Навыки разговорной речи хорошо приобретаются на игровых занятиях Как говорит Кощей Бессмертный или Баба Яга?
Очень хорошо вырабатываются навыки общения на игровых занятиях, где разбираются ситуации общения, например, Ты нашел голодного щенка, что будешь делать с ним? Пожалей его!
Но в одностороннем порядке воспитанник-воспитатель не решить воспитательную коммуникативную функцию, обязательно нужно привлекать родителей. Для этого проводятся родительские собрания, где рассказывается о занятиях с детьми по приобретению навыков общения, где родителей привлекают в союзники и партнеры. Для этого с ними также проводятся тренинги и игры. Очень часто практикуются совместные мероприятия, где делается инсценировка, театрализация сказок, где участие принимают как родители, так и дети. Все эти мероприятия преследуют одну общую цель – воспитать сформировать творческую личную, умеющую коммуницировать и радоваться, быть счастливым.
Основные методы, которые помогают ребенку развить свои навыки общения:
Игры-упражнения;
Словесные игры;
Театрализованные представления;
Чтение и обсуждение литературного произведения;
Обыгрывание ситуативной эмоции;
Совместные с родителями праздники.
Особенное предпочтение дошкольники отдают театрализованным представлениям, где им выделена роль. Ведь играя, ребенок погружается в мир героя, пропускает через себя всю ситуацию, характер, настроение, вживается в роль, испытывая при этом массу эмоций и впечатлений.
Часто поведение героя положительно сказывается на дошкольники, позволяя ему усвоить лучшие черты характера, основываясь на его опыте и поведении правильно вести себя в каких-то ситуациях. Подражание герою сказывается положительно и на ребенке, его поведении [Немов, 204] .
Таким образом, развитие навыков общения у дошкольников позволяет создать все необходимые условия для гармоничного всестороннего развития личности, возможности реализовать себя творчески.
Список литературы:
1. Князьков, А. А. Словарь. Педагогическое речеведение / А.А.Князьков. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 672с.
2. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1: Общие о основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Владос, 2000. – 688с.
3. Юдина, Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 9.
3
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x