Развитие координационных способностей у младших школьников нетрадиционными методами. ☼
Автор: Шелухина Ирина Владимировна
Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Младший школьный возраст – является «золотым временем» для развития координационных способностей, так как в это время значительно быстрее и рациональнее школьники овладевают различными двигательными навыками и умениями.
Упражнения по развитию координационных способностей выбираются в порядке нарастающей сложности, точности, скорости. Существуют различные методики развития данного качества у младших школьников например:
- циклические движения с перекрестной координацией разных видов ходьбы и бега;
- зеркальные движения;
- разнонаправленные вращательные движения и многое другое.
При обучении детей традиционными методами довольно часто возникают трудности различного характера от нежелания выполнять скучные упражнения, до полного отсутствия интереса к таким урокам. Моя задача помочь ребенку преодолеть трудности возникающие при обучении.
Поэтому поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные игровые методы и средства для развития координационных способностей. Для этого хотелось предложить один из нетрадиционных методов развития координационной системы, которую я использую на уроках гимнастики – игру «Зверобатику».
Что же такое «Зверобатика»? «Зверобатика» - это освоение неожиданных способов передвижения. Точнее, это элементарные перемещения, которые включаются в любую спортивную игру или тренировку. Вы выполняете задания или играете в спортивные игры, но используете при этом непривычный способ передвижения. На этом принципе и основана «Зверобатика». Вот, различные способы передвижения: «собачка», «червячок», «носорог», «гусь», «лягушонок», «паучок», «кошка», «тюлень»... Характерный жанр — «двигательные задачки», где физические усилия и спортивный азарт соединяются, с одной стороны, с рефлексией и расчетом, а с другой - с умением выразить себя, понять другого и суметь быть понятным для него.
На «двигательных задачках» осваиваются базовые двигательные умения, которые потом закрепляются в разнообразных усложняющихся вариациях - уже по ходу игр, «путешествий» и тому подобных «фантазийных сюжетов», дающих простор детской импровизации. Предлагать детям такие «двигательные задачки» можно с первого класса.
Какие возможности таят в себе самые простые, доступные каждому упражнения?
Освоение горизонтали.
Упражнения «зверобатики» - это работа в непривычных условиях. Непривычно уже то, что это движения не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Появляется нагрузка на руки, все тело включается в работу. На четвереньках все тело вовлечено в движение - снимаются и физические, и психические зажимы.
Непривычное положение («не стоя») - разгрузка сознания. Ведь чем более положение человека вертикально, тем больше он настроен на сознательное поведение. В горизонтальном положении не только отдыхает позвоночник, но и куда активнее включается интуиция.
Кстати, в этом положении легко дать большую нагрузку за короткий промежуток времени. Попробуйте провести матч по футболу в положении «паучка» или «гуся»! Десять минут игры — и упадешь от усталости.
Вот задание - «кошке» и «собаке» нужно разойтись на гимнастической доске, не
потеряв равновесия. Другое задание. Нужно вместе «бревном» прокатиться по дорожке из матов или по полу, держась за руки и не мешая друг другу.
Третий пример. Можно вместе «паучками» плечом друг к другу переносить большой цилиндр мягкого конструктора, мячи. А можно «ослику» перевозить груз через пропасть, причем у каждого «ослика», должен быть свой груз и он не должен повторяться.
Принципиально новых упражнений, действительно, нет. Большинство из них можно найти в известных сборниках. Но важны несколько особых вещей: во-первых, постоянное усложнение заданий, во-вторых, возможность совместных действий в непривычных условиях, и, в-третьих, возникает образная основа движения.
Как сделать гимнастику интересной для малышей? Через образы! Любые зверушки - интересны!
Дети находят для себя образ определенного движения и сами называют его (тигрята, уточки, мышки...). «Зверобатика» при этом для малышей легко заменяет гимнастику, в ней достаточно и отжиманий и подтягиваний, и сложной координации движений - только все происходит исподволь.
Увлекательно наблюдать, как дети меняются в движениях, внутренне преображаются, когда превращаются в разных зверей. Мышата - как-то сжимаются, собираются в комочек. Львы — и плечи расправляют, просто сразу вырастают!
Причем у «мышат» могут быть свои характерные препятствия: например, «мышеловка» -две скамейки, на них лежат гимнастические палки. Надо пролезть под палками, чтобы не задеть и не сбить их.
«Зверобатика» позволяет устраивать различные сказочные маршруты — путешествия к разным героям с трудным долгим маршрутом. Ну и выстроим для них в зале маршрут со всякими препятствиями: чтобы перелезать, подлезать, протискиваться, перешагивать, перепрыгивать, спрыгивать, забираться и т.д. Сначала дети ползли «червяками» под землей - подлезали под разными мостиками, по норкам, по туннелю... Потом встретили лягушку, пошли по-лягушачьи (еще раз по тому же маршруту, но теперь «лягушачьим способом», то есть не подлезть, а перелезть, обойти, перепрыгнуть - разные вариации.
Эти упражнения — отличное средство развития всех видов выносливости.
Звериные союзы.
Все элементы «зверобатики» объединяться могут в длину высоту и в ширину. В длину - это, например: сороконожка, в ширину - парами, держась за руки. «Звери» могут заболеть. «Больные звери» передвигаются, не опираясь на больную «переднюю» или «заднюю лапу». «Звери» могут носить предметы: палки, мячи, элементы мягкого конструктора и т.п. «Звери» могут держаться друг за друга, передвигаясь в командах (получаются «упражнения на дружбу»).
Звериные союзы или работа в парах работает как средство избирательного воздействия на отдельные группы мышц, и на весь организм в целом. Очень ценны упражнения вдвоем. Наличие партнёра, который в одних случаях поддерживает, в других оказывает сопротивление или активную помощь, позволяет разносторонне активно воздействовать на нервно-мышечный и костно-связочный аппараты. Некоторые упражнения просто невозможно проделать без помощи и поддержки. Положительное влияние упражнений вдвоем на развитие силы, укрепление суставов и повышение их подвижности объясняется тем, что сопротивление партнера является добавочным раздражителем нервной системы. Следствием добавочного раздражителя является ответная реакция организма, выражающаяся в выполнении мышцами работы повышенной мощности.
Разнообразие прыжковых упражнений в «Зверобатике» поражает. Это и «лягушка», и «кенгуру», и «воробушки». Прикладное значение различных прыжков - бесценно. Способность прыжковыми упражнениями варьировать нагрузку на организм находится в большом диапазоне. Влияние прыжков на развитие физических качеств огромно. Они укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, рук и спины. Это прекрасное средство развития силы и быстроты — качеств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Развивая одно, мы действуем на другое. То есть прыжковые упражнения — это средство развития и совершенствования скоростно-силовых способностей.
«Зверобатику» можно использовать для развития равновесия. При обучении упражнениям в равновесии стараюсь как можно больше разнообразить условия их выполнения. Упражнения выполняются с различными предметами, из разных исходных положений, с разнообразными движениями рук. Это повышает активность и интерес учащихся к занятиям.
Упражнения в равновесии желательно проводить в форме соревнования: «Кто лучше и точнее выполнит задание». С этой целью использую специальные упражнения в равновесии с открытыми глазами и без зрительного контроля, например «аисты» переносят мешочки на голове и крыльях, «червячки» и «ослики» проходят по гимнастической скамейке с удержанием на голове или спине мешочка с песком.
Использовать всевозможные «зверобатические» способы передвижения можно в виде эстафеты. В эстафетах происходит соревнования различных животных, можно дать задание передвигаться только как домашние животные или только как дикие животные, таким образом, мы расширяем и закрепляем представления об окружающем мире, развиваем фантазию. «Зверобатика» помогает поддерживать постоянный интерес благодаря постоянным сменам, вариациям в способах передвижения. Играйте с детьми в любую игру, салочки или футбол, но разными «зверобатическими» способами – и игра станет бесконечной!
Результатом моей работы по развитию координационной системы у младших школьников нетрадиционными методами является:
- улучшение координации и точности движений;
- улучшение общей двигательной активности;
- развитие воображения, логического мышления, произвольного внимание, зрительного и слухового восприятия;
- умение находить новые способы для решения двигательных задач;
- поддержание положительного эмоционального настроя обучающихся;
- развитие психического и физического здоровья ребенка.
В период с 7 до 10 лет происходят те преобразования в организме, на основе которых развиваются и совершенствуются физические способности. В процессе физического воспитания идет развитие и совершенствование выносливости, ловкости, быстроты, силы и гибкости. Младший школьный возраст — это самое благоприятное время воспитания перечисленных качеств. Упущенное в это время трудно, а иногда и невозможно наверстать в будущем. Поэтому от преподавателя зависит очень многое, владение различными методиками и средствами развития физических качеств, заинтересованность в своем труде — залог успешной профессиональной деятельности. Все это, умноженное на творческое отношение к делу, принесет свои плоды в виде здоровых, физически развитых граждан России и подарит нравственно-моральное удовлетворение нам — Учителям физической культуры.
Список используемой литературы:
1. Газета “Спорт в школе” №1 2007.
2. Журнал “Физкультура в школе”№8 2010.
3. Настольная книга учителя физической культуры – Г.И.Погадаев.
4. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников – А.И. Мальцев.