Статья Развитие критического мышления на уроках химии. Автор: Антипина Татьяна Владимировна

Автор: Антипина Татьяна Владимировна
Современному педагогу становится ясно, что ни одна наука в одиночку не может дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит растущему поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки.

Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, - это инструмент, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать те педагогические задачи, о которых было сказано выше.

"Критическое мышление" -   это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.


Автор: Антипина Татьяна Владимировна

Развитие критического мышления на уроках химии

Подготовила:

Антипина Татьяна Владимировна

Учитель химии МОУ Казачинская СОШ

с. Казачинское, Казачинско-Ленский район

Иркутской области

 

Современному педагогу становится ясно, что ни одна наука в одиночку не может дать ответа ни на один заявленный вопрос, ни одна педагогическая технология, взятая в отрыве от других социальных ситуаций взаимодействия, не обеспечит растущему поколению ориентацию на самореализацию в мире современной науки.

Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием склонностей к критическому мышлению, - это инструмент, который позволяет разрешить противоречия между консервативными установками традиционного образования и авангардными идеями, позволит в большей степени реализовать те педагогические задачи, о которых было сказано выше.

"Критическое мышление" - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. "Критическое мышление" - новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа - это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.

Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя.

Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Джтил, К.Мередит, Ч.Темпл как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить [2].

Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. А.П.Чернявская [4] отмечает, что технология развития критического мышления, или РКМЧП, это разновидность личностно-ориентированного обучения. “Разница лишь в том, что в данном варианте личностно-ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода”. Под термином критическое мышление понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).

Критическое мышление не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Особенностями этой технологии являются:

учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и нформации, закономерностях и механизмах процессов познания;

на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать

свою точку зрения, опираясь не только на свои знания но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины

и последствия фактов.

Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, Е.О.Галицких выделяет четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

оно содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;

предполагает смену ролевых позиций учащихся;

настраивает на доверие участников группы друг к другу;

выполняется приемами, которыми человек пользуется постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.).

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, ученики участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, способность критически мыслить. Ученые-педагоги выделяют следующие признаки критического мышления:

мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком;

самостоятельное, ответственное;

аргументированное

, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;

многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;

индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;

социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия - дискуссия.

Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться.

Эта модель описана С.И.Заир-Бек [2]. Ее основу составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

Структура занятия в концепции "критического мышления":

1 этап -"Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.

На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами,

перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей) и т. д.

Задачами 1стадии являются:

— самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

— самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: Что это значит для меня?,

Зачем это мне нужно?.

Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?".

2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления).

Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Это та стадия, на которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания

выступлений или выполнения опытов. Это также стадия обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой

стадии обучаемый должен самостоятельно и активно участвовать в данной работе.

Главная задача стадии осмысления состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызоваэто первое. Второе

это поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания, когда учащиеся отслеживают собственное понимание, они соотносят новую информацию

со своими устоявшимися представлениями, они сознательно увязывают новое с уже известным.

Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “-” - противоречит взглядам; “?” - “хочу узнать подробнее”), выписка из текста.

3 этап - "Рефлексия" (размышление).

Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.

Задачи фазы рефлексии:

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

— Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Во время этой стадии учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами.

Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст.

Второй целью этой стадии является живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями. Тогда они могут строить собственные представления с их учетом.

Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какието приёмы и методы развития критического мышления использовались систематически.

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.

Роль учителя в технологии развития КМ:

Направляет усилия учеников в определенное русло;

Сталкивает различные суждения;

Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

— Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Формы и средства развития КМ:

Сбор данных;

— Анализ текстов;

Сопоставление альтернативных точек зрения;

Коллективное обсуждение;

Разные виды групповой и парной работы;

Дебаты;

Дискуссии;

Публикации письменных работ учащихся.

Методические приемы критического мышления

Вызов

Парная мозговая атака.

Групповая мозговая атака.

(В случае отказа: напиши, почему отказываешься?

Посиди в группе и послушай).

Работа с ключевыми терминами.

Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).

Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).

Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).

Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).

Стадия осмысления

Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация

,

- - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).

Взаимоопрос

и

взаимообучение

(например, задать друг другу вопросы).

Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).

Рефлексия

Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).

Возврат к ключевым словам.

Возврат к перевернутым логическим цепочкам.

Возврат к кластерам (их заполнение).

Возврат к ЗХУ.

Дополнительные приемы

А) Трёхчастный дневник (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения ).

Б) Графическая организация материала (Концептуальная таблица).

В) Кубик. Грани

Дай описание.

Сравни с чем-нибудь.

Проассоциируй (на что похоже).

Проанализируй (из чего состоит).

Примени это.

Приведи примеры.

Г) Синквейн-способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам:

1 строка - одно существительное,

2-ая - два прилагательных,

3-я - три глагола,

4-ая - крылатая фраза,

5-ая - одно существительное, которое выражает суть.

"Критическое мышление" можно смело отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

Пример разработки урока на основе технологии развития критического мышления

Урок №1

Теория электролитической диссоциации - 9 класс

(Урок проведён по технологии “Критического мышления”)

Цели урока:

1. Сформировать основные понятия: электролиты, неэлекторлиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы.

2. Дать представление о механизме электролитической диссоциации.

3. Привести учащихся к умению создавать проблемные ситуации и видеть пути их решения.

4. Обучать аргументировано защищать свою точку зрения.

5. Развитие коммуникативных способностей.

Оборудование: прибор для проверки проводимости водных растворов электролитов.

Водные растворы: дистиллированная вода, кристаллы поваренной соли, раствор соляной кислоты, раствор щелочи, водный раствор спирта.

План урока

I. Стадия “Вызова”

Вступление

Мы приступаем к изучению проводимости растворов некоторых классов веществ. Электрический ток в металлах и растворах некоторых веществ вы изучали в курсе 7-го класса. Новый материал запоминается легче, если он нанизывается на уже полученные знания. Поэтому сейчас предстоит работа с извлечением этого материала из памяти.

а) Стадия “ Вызова”

Расчертите листок на три части и подпишите графы.

Я знаю

Хочу узнать

Что узнал?

В течение 5-ти минут каждый из вас заполнит графу, отвечая на вопросы: см. задание №1.

б) Перескажите друг другу ваши записи. (15 мин.)

в) Выделите ключевые понятия по теме “Электрический ток” в электролитах и в растворах щелочей, кислот, солей.

г) Какая информация у вас осталась неполной?

Заполните 2-ю графу.

Как правило, 80% учащихся осознают проблему в том, что открытие вопроса остаётся на пункте: №6. Как возникают заряжённые частицы в одном растворе этих веществ?

Ввозникает ещё одна проблема - откуда у веществ с молекулярной решёткой в растворе появляютсяионы.

Демонстрация опыта и заполнение таблицы.

См. задание №2.

II. Стадия “Осмысление”

См. опорный конспект.

Идёт работа с текстом и его маркировка.

V - уже известно

+ абсолютно новое, неожиданное;

- противоречит твоим представлениям;

? хочется узнать что-то больше.

На данной стадии идёт соотношение уже известного с тем, “что узнал”. Происходит структурная организация информации в памяти. Можно спросить, у кого были значки, и какие?

III. Стадия “размышления” (рефлексия)

Учащиеся должны попробовать выразить информацию, которую получили своими словами. (Работа с графой №3 - "Что узнал?").

Выяснили, какие новые понятия они увидели в тексте. (Эти пояснения записываем в 3-ю колонку).

Рассказать о механизме диссоциации веществ с ионным типом связи.

Рассказать о механизме диссоциации веществ с ковалентным типом связи.

Домашнее задание: § 1. Выучить понятия, знать механизм диссоциации. Ответить на вопрос: процесс растворения физический или химический. Подобрать доказательства в пользу каждого процесса.

Задание № 1

Электрический ток в металлах и в растворах щелочей, кислот, солей

Прочти следующие вопросы:

1. На какие частицы распадаются при растворении в воде вещества?

2. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе?

3. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрические заряды?

4. Что представляет собой электрический ток в водных растворах солей, кислот, щелочей?

5. Как называют растворы этих веществ?

6. Как возникают заряженные частицы в водном растворе этих веществ?

Очень кратко запиши свои ответы в первой колонке таблицы № 1.

Задание №2

Демонстрационный опыт

Исследовать электрическую проводимость веществ с различным типом связи.

ЦЕЛЬ: Установить на какие частицы (молекулы, ионы) распадаются при растворении вещества с различным типом связи.

ИНСТРУКЦИЯ

1. Внимательно прочитайте задание и цель исследования.

2. Систематизируйте вещества по характеру химической связи и типу кристаллической решетки.

3. Выскажите предложения, какие из исследуемых веществ при растворении в воде будут распадаться на молекулы, а какие на ионы.

4. Пронаблюдайте опыт.

5. Результаты опыта сформулируйте в виде таблицы.

Опорный конспект

Сущность процесса электролитической диссоциации

Электролиты - вещества, проводящие в растворенном или расплавленном состоянии электрический ток, вследствие распада их на ионы.

Примеры электролитов: соли, щелочи, кислоты. В этих веществах имеется ионная или ковалентнаясильнополярная связь.

Неэлектролиты - вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток. К таким веществам относят кислород, водород, сахар, глицерин. Для них характерна ковалентная неполярная или малополярная связь. Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называетсяэлектрической диссоциацией.

Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ следует учесть строение молекулы воды и вид связи растворяемого вещества.

В молекулах воды между атомами водорода н кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи:

Поэтому молекулы воды полярныдиполь.

Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются отрицательными полюсами к положительно заряженным ионам натрия кристаллической решетки, а положительными полюсами - к отрицательно заряженным ионам натрия. Такой процесс называетсягидратацией, он идет с выделением энергии. Энергия гидратация приводит к разрушению кристаллической решетки и вещество распадается на ноны.

Притяжение и действие полярных молекул воды на кристаллическую решётку хлорида натрия.

При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода НС1,происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием энергии гидратации ковалентная связь превращается в ионную и далее процесс протекает как у веществ с ионной связью.

При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка и образуются ионы.

В растворе и расплаве электролита ионы движутся хаотически.

Пример Технологической карты урока:

Таблица 1. Технологическая карта урока по технологии РКМ

Стадии Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приёмы и методы

 

 

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

Вызов

Вызов уже имеющихся

знаний по изучаемому

вопросу. Активизация

учащихся, мотивация

для дальнейшей ра-

боты.

 

Ученик вспоминает, что ему из-

вестно по изучаемому вопросу

(делает предположения), си-

стематизирует информацию

до её изучения, задаёт вопросы,

на которые хотел бы получить ответ, ставит цели.

Корзина идей.

Составление списка «известной информации».

Рассказ-предположение по ключевым словам.

Систематизация материала (графическая): кла-

стеры, таблицы.

Верные и неверные утверждения. Ассоциации.

Логические цепочки и др.

 

Осмысление

содержания

 

Организация работы

с текстом. Сохранение

интереса к теме, посте-

пенное продвижение

от знания «старого»

к «новому».

 

Ученик читает (слушает) текст,

используя предложенные учи-

телем активные методы чтения,

делает пометки на полях

или ведёт записи по мере

осмысления новой информации.

 

Маркировка «Инсерт»:

V знал;

— думал подругому;

? спросить учителя (непонятная информация);

+ новая информация;

! очень важно.

Работа в парах, группе, индивидуально; ин-

струкции; двухчастный дневник; лист решения

проблем; аналогия; прием группировки; чтение

со стопами; таблица аргументов и др.

 

Рефлексия

 

Метод активного чтения,

Учитель возвращает

учащихся к перво-

начальным записям,

предположениям,

предлагает внести из-

менения, дополнения,

дает творческие за-

дания.

Учащиеся соотносят новую

информацию со старой, ис-

пользуют знания, полученные

на стадии осмысления.

 

Заполнение кластеров, таблиц, установление

причинно-следственной связи между блоками

информации.

Возврат к ключевым словам, верным и не-

верным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация круглых столов и дискуссий.

Написание творческих работ.

Эссе, синквейн, тонкие и толстые впросы, «Древо пзнания» и др.

 

 

Обобщая все вышесказанное, можно предложить некоторые выводы.

Что дает технология критического мышления ученику:

повышение эффективности восприятия информации;

повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

умение критически мыслить;

умение ответственно относиться к собственному образованию;

умение работать в сотрудничестве с другими;

повышение качества образования учеников;

желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Думать критически:

Проявлять любознательность, использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов, вскрывать причины и последствия фактов, сомнение в общепринятых истинах, выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами, внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.

Что дает технология критического мышления учителю:

умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.

 

 

Литература:

Загашев

И. О. Умение задавать вопросы. // Перемена, 2001 г. № 4. Заир-Бек С. И.

Муштавинская

И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.

Клустер

Д.

Что такое критическое мышление. // Подборки «Первое сентября. Обучение в разновозрастных группах: из опыта учителей биологии (Методическое пособие.) / Под редакцией Л. В.

Байбородовой

, Л. Н. Сухоруковой. — Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005.

Селевко

Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1, — М., НИИ школьных технологий, 2006. Современные педагогические технологии. http://www.ref.by/refs/62/30006/1.html http://ucheba.com/ur_rus/k_metodkopilka/kalmikova.htm

http://www.openclass.ru/knowledgedbs/28713

Медведева Н. А. Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии» // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 559-562. — URL https://moluch.ru/archive/118/32705/ (дата обращения: 19.03.2019).

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x