Статья "Развитие личности и креативность школьников с различными и структурными характеристиками интеллекта".. Автор: Плужникова Наталья Александровна

Автор: Плужникова Наталья Александровна
Работа с одаренными детьми в сельской школе


Автор: Плужникова Наталья Александровна

Кейс № 1 «Дневник НИР»

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мичуринский государственный аграрный университет»

 

Институт социально-педагогический

Направление 44.04.02 - «Психолого-педагогическое образование»

Направленность (профиль) «Психолого-педагогическое консультирование»

Кафедра педагогики и психологии

 

ДНЕВНИК

ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

(сосредоточенная форма)

В Жидиловском филиале МБОУ «Заворонежская средняя общеобразовательная школа подразделение-отделение № 2 Мичуринского района Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск – 2018

База НИР: Жидиловский филиал МБОУ «Заворонежская средняя общеобразовательная школа подразделение-отделение № 2 Мичуринского района Тамбовской области

Период проведения НИР 5.02.2018 - 5.03.2018

Адрес: 393021, Тамбовская область, Мичуринский район, с. Жидиловка, ул.Советская, д.13

Руководитель НИР: Орлова Людмила Вячеславовна 

Администрация образовательной организации

Заведующая филиалом: Пашков Виктор Витальевич

Руководитель НИР: Орлова Людмила Вячеславовна 

Расписание звонков и занятий

№ занятия

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1

8.30-9.15

8.30-9.15

8.30-9.15

8.30-9.15

8.30-9.15

8.30-9.15

2

9.25-10.10

9.25-10.10

9.25-10.10

9.25-10.10

9.25-10.10

9.25-10.10

3

10.20-11.05

10.20-11.05

10.20-11.05

10.20-11.05

10.20-11.05

10.20-11.05

4

11.25-12.10

11.25-12.10

11.25-12.10

11.25-12.10

11.25-12.10

11.25-12.10

5

12.20-13.05

12.20-13.05

12.20-13.05

12.20-13.05

12.20-13.05

12.20-13.05

6

13.10-13.55

13.10-13.55

13.10-13.55

13.10-13.55

13.10-13.55

13.10-13.55

7

14.00-14.45

14.00-14.45

14.00-14.45

14.00-14.45

14.00-14.45

14.00-14.45

 

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.

Характеристика образовательного учреждения:

Материально - техническая база Жидиловского филиала МБОУ " Заворонежской СОШ "соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безо- пасности и задачам образовательной программы школы. Жидиловский филиал МБОУ  «Заворонежской СОШ »  расположен в типовом одноэтажн- ом здании, общей площадью 1391,3 кв. м, которое введено в эксплуатацию в 1969 году.

Школа имеет газовое отопление, водопровод, наличие спортивных секцийружков, общая численность классов 12 , библиотеку, кабинет технологии,  кабинет группы предшкольной подготовки,4 запасных выхода,наличие 2 сторожа, ограждение периметра – шлагбаумы, общая площадь территории школы составляет 1,6 га.

Имеется площадка для спортивных игр (волейбол, баскетбол, футбол).

Предельная численность контингента обучающихся школы в соответствии с лицензией определена в 108 человек в одну смену. Фактическая мощность на 1 сентября 2017  года составила 88 человек, учебный процесс организован в одну смену.

В школе имеется 8 компьютеров, 4 ноутбука, из них в учебном процессе используется 11. К сети Интернет подключено 4 компьютера.

Для организации учебно-воспитательного процесса в школе имеется два сканера,1 телевизор.

Обеспечен доступ к сети Интернет для педагогических работников и обучающихся, при условии фильтрации контента и использования лицензионного оборудования. Используются различные способы обработки и хранения информации: на бумажных,  на электронных носителях.

   В школе имеется библиотека. Библиотечный фонд составляет 1129 экземпляров: художественной литературы –460 экземпляров, учебной   литерат уры – 589  экземпляров, справочных изданий – 46 экземпляров, научно - методическая литература – 34 экземпляра.  Обеспеченность учебной литературой – 100 %.

Спортивный зал оснащён необходимым инвентарём и спортивными снарядами для проведения занятий по физической культуре. Имеются  волейбольные сетки, баскетбольные кольца, различные мячи, скакалки, обручи и т.п.  

Территория школы благоустроена. Перед школой организованы зеленая зона и цветник площадью 0,2га. Работа по укреплению материально-технической базы ведется целенаправленно и планомерно и соответствует требованиям продуктивного функционирования образовательного учреждения.

Обеспечение образовательного процесса учебными кабинетами,

объектами для проведения практических занятий

В первый день практики мне был предоставлен кабинет, который использует приезжающий в школу психолог. В кабинете имеется стол, 2 стула, диван, 1 двухстворчатый шкаф. Мультимедийные средства представлены 1 ноутбуком и 1 сканером. Кабинет оснащен психологической методической литературой в хорошем объеме. Также в кабинете находится аптечка первой помощи и инструкция по охране труда. Цвет стен, пола, мебели, штор подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Также кабинет оснащен игрушками, метафорическими картами.

Заведующий филиалом считает, что для успешной деятельности практического психолога в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство. Эффективность функционирования психологического кабинета в Жидиловском филиале МБОУ «Заворонежская СОШ» подразделение-отделение № 2 Мичуриского района Тамбовской области базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием.


Задание научного руководителя на научно-исследовательскую работу

Научно-исследовательская работа на 1 курсе

Период выполнения НИР 5.02.2018 - 5.03.2018

на базе Жидиловскоговского филиала МБОУ «Заворонежская СОШ» подразделение-отделение № 2,Мичуринского района Тамбовской области.

Руководитель НИР от университета к.псх.н., доцент кафедры педагогики и психологии Перышкова С.А.

Характер НИР: Эмпирический этап исследования (сосредоточенная форма)

 

 

 

Студент Плужникова Наталья Александровна

 


Задание научного руководителя на научно-исследовательскую работу

Задание обучающемуся, проходящему НИР на 1 курсе.

1. Вид НИР Эмпирический этап исследования.

2. Выполнение работ, предусмотренных программой НИР.

Обучающийся должен:

2.1. Ознакомится с научно-исследовательской работой, проводимой в Жидиловском филиале МБОУ «Заворонежская СОШ» подразделение-отделение № 2 Мичуринского района Тамбовской области.

2.2. Изучить эмпирический аспект проблемы нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников.

2.3. Освоить специфику проведения семинаров по теме исследования «Развитие личности и креативность школьников с различными и структурными характеристиками интеллекта».

2.4. Выполнить сбор теоретических данных по теме: «Развитие личности и креативность школьников с различными и структурными характеристиками интеллекта».

2.5. Провести критический анализ эмпирических данных по теме исследования «Развитие личности и креативность школьников с различными и структурными характеристиками интеллекта.

3. Оформление документов Отчет по НИР, отчет-презентация, Портфолио научно-исследовательских достижений №2.

4. Получение инструктажа по технике безопасности: 07.02.2018 г.

5. НИР в течение 5.02.2018 - 5.03.2018

6. Теоретические занятия:место проведения: Жидиловский филиал МБОУ «Заворонежская СОШ» подразделение-отделение №2 Мичуринского района Тамбовской области

7. Дата проведения занятий : 8.02.2018, 13.02. – 15.02.2018, 23.02.2018.

8. Время для заключительного оформления дневника, отчета: 5.02.03 -5.03. 2018

9. Время и место работы комиссии по защите отчета _____________________

Общая оценка по НИР__________________

Председатель комиссии ______________________________________________

подпись, ФИО

Руководитель практики от организации: заведующая филиалом

Орлова Людмила Вячеславовна________________

 

Руководитель практики от университета: к.псх.н., доцент кафедры педагогики и психологии Перышкова Светлана Алексеевна_____________________


Дневник научно-исследовательской работы

(сосредоточенная форма)

 

УЧЕТ РАБОТЫ

Дата

Выполняемая работа

Подпись руководителя

05.02.2018

Знакомство с базовым учреждением практики, изучение содержания и особенностей его деяте- льности.

 

06.02.2018

Знакомство с деятельностью, документацией, дол жностными обязанностями и методологией школьного психолога.

 

07.02.2018

Изучение литературы, пособий по предмету практики.

 

08.02.2018

Проведение классного часа для детей 3 класса с презентацией на тему: «Развитие креативности мла дших школьников».

 

09.02.2018

Подбор и подготовка материала для проведения психологического исследования.

 

12.02.2018

Организация и проведение предварительного исследования по выявлению нарушений эмоциональных состояний у детей школьного возраста.

 

13.02.2018

Выявление тревожности у детей школьного возраста с помощью проективной методики «Назови настроение на лице».

 

14.02.2018

Выявление креативности, у детей школьного возраста с помощью диагностики: « Торренса».

 

15.02.2018

Выявление личностных свойств у детей школьного возраста с помощью методики «Рука».

 

16.02.2018

Подготовка анкеты для родителей по развитию творческих способностей ребенка.

 

19.02.2018

Систематизация, обобщение и теоретическое осмысление полученных данных.

 

20.02.2018

Составление таблиц и диаграмм, включающих сопоставительные данные констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы. Статистическая обработка данных.

 

21.02.2018

Проведение родительского собрания с родителями детей 3 класса на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников». Раздача родителям анкет для заполнения.

 

22.02.2018

Анализ и систематизация полученных анкетных данных.

 

23.02.2018

Проведение внеклассного часа с детьми школьного возраста.Мыактивные,мы креативные! (игры-квесты)

 

26.02.2018

Детям младшего,школьного возраста было предложено рассказать, что понравилось и не понравилось в предложенных играх.

 

27.02.2018

Анализ и обработка полученных ответов.

 

28.02.2018-01.03.2018

Подготовка материалов для отчетной документации по итогам НИР.

 

02.03.2018

Подготовка дневника НИР.

 

05.03.2018

Написание и оформление отчета по итогам НИР.

 

 


Кейс № 2 «Индивидуальный план»

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мичуринский государственный аграрный университет»

 

Институт социально-педагогический

Направление 44.04.02 - «Психолого-педагогическое образование»

Направленность (профиль) «Психолого-педагогическое консультирование»

Кафедра педагогики и психологии

Индивидуальный план научно-исследовательской работы

(сосредоточенная форма)

 

Студента магистратуры Плужниковой Натальи Александровны

 

Наименование НИР

Форма отчёта

Отметка о выполнении (дата)

Подпись руководителя

 

Ознакомиться с организацией, целями и задачами научно - исследовательской практики. Познакомиться с администрацией и комплектованием классов. Ознакомиться с условиями обучения и воспитания, режимом дня, методическим и дидактическим обеспечением, технической аппаратурой. Закрепить профессиональные знания, умения, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения и приобретение новых специализированных знаний, умений, навыков и компетенций, ориентированных на конкретное рабочее место.

Подготовить индивидуальное занятие. Подготовить материала к психологическим исследованиям учащ- ихся. Провести открытый урок в 3 классе, с целью более близкого контакта с детьми

Проанализировать итоги классного часа. Определить качества работы психолого-педагогического сопрово- ждения детей школьного возраста.

Классный час

08.02.2018

 

 

Применить опытно – эксперимента- льные программы исследования для определения и выявления тревожности у детей школьного возраста.

 

Родительское собрание

21.02.2018

 

 

Проанализировать полученные данных при содействии руководителя. Сформулировать предложения по методикам решения поставленных задач.

 

 

 

 

Провести открытый урок с родителя ми детей младшего, школьного возраста, проанкетировать их. Проанализировать полученные результаты анкет.

 

 

 

 

Провести опрос о проведенных играх: что понравилось, а что нет.

 

 

 

 

Подготовить материалы для отчетной документации по итогам практике. Своевременно подготовить документы подтверждающие прохождение практики в Жидиловском филиале МБОУ «Заворонежская СОШ подразделение-отделение № 2 » (индивидуальный план, дневник, отчет, характеристику).

Отчет, дневник

05.03.2018

 

 

 

Руководитель НИР: к.псх.н., доцент кафедры педагогики и психологии Перышкова С.А.

Руководитель ОПОП магистратуры: к.псх.н., доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Корепанова Е.В.


Кейс № 3 «Эмпирический этап исследования»

 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мичуринский государственный аграрный университет»

 

Институт социально-педагогический

Направление 44.04.02 - «Психолого-педагогическое образование»

Направленность (профиль) «Психолого-педагогическое консультирование»

Кафедра педагогики и психологии

 

Справка-заключение об утверждении материалов

магистерской диссертации

 

Студента магистратуры Плужниковой Натальи Александровны

Тема диссертации: «Развитие личности и креативность школьников с различными и структурными характеристиками интеллекта».

Наименование этапа выполнения магистерской диссертации

Дата сдачи

Отметка научного руководителя об исполнении

Поиск источников литературы по развитию личности и креативности школьников,с различными и структурными характеристиками интеллекта

Ноябрь 2017

 

Формирование плана исследования «Развитие личности и креативность школьников,с различными и структурными характеристиками интеллекта», его содержания и структуры

Декабрь 2017

 

Проведение пилотажного исследования

по развитию личности и креативности школьников в зависимости от пола и уровня интеллекта, и сбор эмпирических данных.

Февраль-Март 2018

 

Формирование выводов и практических рекомендаций по использованию развития личности и креативности школьников,с различными и структурными характеристиками интеллекта

Апрель-Май 2018

 

Обработка и оформление данных, полученных в ходе эмпирического исследования использования развития личности и креативности школьников,с различными и структурными характеристиками интеллекта

 

Июнь 2018

 

 

 

Руководитель НИР: к.псх.н., доцент кафедры педагогики и психологии

Перышкова С.А.

 

Руководитель ОПОП магистратуры: к.псх.н., доцент, зав. кафедрой

педагогики и психологии Корепанова Е.В.

 


Промежуточный отчет о научно-исследовательской работе

студента магистратуры Плужниковой Натальи Александровны

научный руководитель к.псх.н., доцент кафедры педагогики и психологии Перышкова С.А.

 

Тема магистерской диссертации «Развитие личности и креативность школьников с различными и структурными характеристиками интеллекта».

 

Содержание проделанной НИР

Изучение и анализ

теоретико-методологических основ изучения

р

азв

и

тия

лич

ности и

креативности

детей школьного возраста;

Уточнение различия структуры характеристики интеллекта

детей

шк

о

-

ль

ного

возраста;

Изучение генезиса и характеристик нарушений эмоциональных с

о

стояний детей

школьного возраста;

Исследование

значения и роли эмоциональной сферы и её отношение к проблеме пси

хологического здоровья детей;

Анализ метода «

Развитие личности и

креативность

школьников

ра

з

личными и структурными характеристиками интеллекта

»

.

 

Результаты НИР

В ходе сосредоточенного этапа исследования использовались следующие диагностические методики (подробное описание данных методик находится в приложении к кейсу №3):

1. Тест детской тревожности «Назови настроение на лице» А.М. Прихожан.

2. Выявление креативности тест « Торренса».

3. Методика выявление личностных свойств «Рука».Вагнер.

4. Анкета для родителей по развитию творческих способностей ребенка.

Результаты проведенного сосредоточенного этапа исследования на

тему: «Развитие личности и креативность школьников с различными и структурными характеристиками интеллекта»нашли свое отражение в публикациях научных статей в международном научно-практическом журнале «Мир педагогики и психологии», а также на международной научно-практи- ческой конференции «Роль педагогики и психологии в становлении и развитии современного общества», проходившей в г. Москва.

 


Заключение научного руководителя

В ходе прохождения практики Плужниковой Н.А. был полностью реализован педагогический маршрут научно-исследовательских задач НИР. Натальей Александровной был выверен аппарат исследования, определена методологическая база, проведено теоретическое исследование на тему «Развитие личности и креативности школьников различными и структурными характеристиками интеллекта». Плужникова Наталья Александровна представила развернутый библиографический список с аннотациями, раскрыла основные теоретические понятия по теме НИР, изучила историю исследуемого вопроса и традиционные подходы, осуществила теоретико-методологическое обоснование планируемого эмпирического этапа исследования.

 

 

Студент магистратуры__________

(подпись)

 

Научный руководитель

к.псх.н., доцент кафедры педагогики и психологии Перышкова С.А. ______________

(подпись)

 

«____» _______________ 20___ г.

Согласовано:

Руководитель ОПОП магистратуры к.псх.н., доцент, зав. кафедрой

педагогики и психологии

Корепанова Е.В.____________

(подпись)

 

«____» _______________ 20___ г.

 

 

 


Кейс № 4 «НИР кафедры»

Институт социально-педагогический

Направление 44.04.02 - «Психолого-педагогическое образование»

Направленность (профиль) «Психолого-педагогическое консультирование»

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кейс № 5 «Методический семинар»

Институт социально-педагогический

Направление 44.04.02 - «Психолого-педагогическое образование»

Направленность (профиль) «Психолого-педагогическое консультирование»

Кафедра педагогики и психологии

Открытый урок для родителей детей 3 класса на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников»

План

1. Организационная часть (подготовка к работе)

2. Мотивирование родителей на развитие творческих способностей ребенка

3. Расширить знания о детском творчестве.

4. Создание алгоритма условия для развития творческих способностей.

5. Практическая работа, объяснение и показ основных методов выполнения работы.

6. Подведение итогов занятия, обсуждение выполненной работы.

7. Уборка рабочих мест.

Цель: способствовать формированию потребности родителей в создании условий для максимального развития детского творчества.

Задачи: мотивирование родителей на развитие творческих способностей ребёнка, расширение знаний о детском творчестве, создание алгоритма условий для развития творческих способностей.

Оборудование: обработанные анкеты родителей, 3 ватмана, маркеры, столы для работы в группах, интерактивная доска, компьютер.

Подготовительная работа к собранию

1.Изучение научных работ известных американских психологов Джона Смита и Джона Гауэна.
2.Консультация учителя у школьного педагога-психолога по теме «Методика проведения «Мозгового штурма».
3.Анкетирование родителей для выявления информированности о знаниях и заинтересованности по вопросам детского творчества.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада видеть всех присутствующих на родительском собрании и надеюсь, что эта встреча оставит положительные следы в деле воспитания наших детей.

Наша жизнь многогранна и быстротечна. Сейчас в России новая экономическая и социально-общественная ситуация, которая требует развития человека, как активной личности, способной творчески решать многие воп- росы, умеющей самостоятельно находить неординарные решения и преобразовывать существующую действительность. Нашему обществу нужна личность, проявляющая свою индивидуальность и самобытность, постоянно находящаяся в процессе саморазвития и творческой реализации. Мы знаем, что творческая личность более восприимчива к любой внешней информации, она находит неординарный выход из трудной ситуации, решает проблемы своими способами и приёмами, следуя процессами творческого мышления. 
Потребность нашего общества усиливает внимание к проблемам развития творческих способностей учащихся. Одна из проблем – это создание условий для развития творческих способностей детей. Наша современная школа создаёт условия для развития детского творчества.

На занятиях внеурочной деятельности ребята вовлекаются в процесс саморазвития, индивидуально подходят к реализации задуманных идей.

Очень важно эту творческую обстановку воссоздать дома, дать возмож- ность ребёнку в моменты вдохновения проявить свой талант.
Сегодня на собрании мы попытаемся дать ответ на вопрос: «Какие необходимо создать условия для наибольшего развития творческих способностей ребёнка?»
Эта тема для нас очень значима и актуальна, потому что все дети талантливы, нужно только вовремя это заметить и помочь ребёнку раскрыть и реализовать себя в социуме.

Прежде чем говорить по данной теме, давайте разберёмся в значении основных терминов и в видах детского творчества.
Как Вы понимаете смысл слова «условие»?
Условие - это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; это может быть определённое правило, установленное в какой-нибудь области жизни, деятельности.
Что такое «детское творчество»? 
Детское творчество — это деятельность ребёнка, в процессе которой он пробует, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. 
Какие бывают виды детского творчества? 
Существуют 3 вида детского творчества:

художественное (изобразительное и литературное творчество)

техническое

музыкальное.
Как выражается детское изобразительное творчество? 
Детское изобразительное творчество проявляется у детей в 4-5 лет, когда они начинают изображать узнаваемые предметы, образы. Далее в 9-10 лет рисунок представляет собой определённый сюжет.
Как развивается литературное детское творчество?
Ребёнок в первые годы жизни учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. Он играет, сочиняет новые слова, придумывает сюжеты.

В момент взросления у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит удовлетворение от создания литературного произведения. В школьном возрасте литературное детское творчество приобретает яркий характер, когда дети пишут стихи, сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Как Вы понимаете детское техническое творчество? 
Детское техническое творчество — это процесс конструирования приборов, моделей, механизмов. 
Что такое детское музыкальное творчество?

Детское музыкальное творчество это совокупная деятельность( иг ра на музыкальных инструментах, ритмика, пение). 

Уважаемые родители, подумайте и дайте ответ на вопрос: «Какие необходимо создать условия для наибольшего развития творческих способностей ребёнка?» 
Родители работают в группах, высказывают свои предложения, на ватмане записываются краткие формулировки ответов, затем зачитывают свои идеи, идёт обсуждение и составление алгоритма. Этот алгоритм в процессе обсуждения набирается на компьютере.

Составление примерного алгоритма создания условий для наибольшего развития творческих способностей ребёнка.
В данном алгоритме использовались рекомендации известных американских психологов: Джона Смита и Джона Гауэна.
Материально-техническое обеспечение:

1. Необходимо создать дома детский уголок творчества.
Он должен быть оснащен разнообразными материалами, техникой, кон структорами, литературой, удобен и доступен для работы в любой момент вдохновения ребёнка.
2.Создание положительного эмоционального настроя.
В доме должна царить атмосфера творчества и доброжелательности, способствующая к самовыражению ребёнка. Ребёнок, находящийся в поиске творческих идей, не должен чувствовать негативные проявления со стороны взрослых.
3.Создание условий поощрения и поддержки.
Юный творец должен ощущать свободу действий, быть раскованным в своих творческих попытках. Взрослые должны поддерживать начинающего творца, даже если у него есть неудачи. Необходимо мотивировать стремление творить.
4.Создание условий уважения и принятия необычного творческого замысла ребёнка.
Имейте терпение выслушать ребёнка, уважайте его стремление необычно, по-новому решить творческие проекты и замыслы. Уважайте любознательность ребёнка и неординарность его решения.
5.Создание условий к самостоятельной деятельности.
Старайтесь меньше вмешиваться в процесс воплощения детских творческих идей, не нарушайте внутренний мир ребёнка. Наберитесь терпения и дайте возможность ему самому справиться с ситуацией.
6.Создание условий научиться находиться в постоянном интеллектуальном напряжении.
Акцентируйте внимание ребёнка на вопросы, которые приводят к долгому размышлению, дают неоднозначные ответы, способствуют развитию интеллектуального напряжения.
7.Создание условия «право на ошибку».
Помните, что каждый имеет право ошибаться. Дайте возможность ребёнку самому испытать наслаждение, которое он получит при обнаружении и исправлении своих ошибок. Не критикуйте ребёнка, а, вдохновите на удачу.
8.Создание условий принятия ценностей.
Ребенок должен учиться выстраивать свою систему ценностей, помогайте ему в этом. Очень важно, чтобы он мог с уважением относиться как к своим идеям, так и к идеям других людей.
9.Создание условий удовлетворения социальных потребностей.
Постарайтесь обеспечить детям удовлетворение основных социальных потребностей: ощущения безопасности, любви, уважения к себе, ведь скованный человек меньше склонен к самовыражению и творческим проявлениям.
10.Создание условий для развития интуиции.
Помогайте ребенку стать "разумным авантюристом", порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
11.Создание условий потребности и удовлетворённости ребёнка в детском творчестве.
Помните, чем больше вы даете возможностей ребенку для созидательного творчества, чем больше вы гордитесь его творчеством, тем успешнее он будет в жизни.

Вывод: каждая семья надеется на то, что ребенок, которого они растят, сможет состояться во взрослой жизни. Без способностей к творчеству, без развитого интеллекта сделать то достаточно трудно.

Психологи считают творчество критерием развития человека. Если человек не умеет быть творцом, ему будет трудно в его будущей профессиональной деятельности, будет трудно взаимодействовать с людьми.

Психологами доказано, что именно младший школьный возраст является наиболее плодородным для развития творческих способностей, так как особенностями младшего возраста являются:

- впечатлительность;

- восприимчивость;

- доверчивость;

- личная тяга к учителю;

- подражание;

- тщательность в выполнении заданий;

- наивность;

Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

Прощание:

Спасибо, Вам, уважаемые родители за сотрудничество! До новых вст- реч!

узнать

Большинство родителей имеют представление о творчестве, но затрудняются в

объяснении понятия «творчество», недостаточно осведомлены о видах детского

творчества, родители не смогли назвать все условия для развития творческих

способностей детей, но считают, что такие условия необходимы

 

Большинство родителей имеют представление о творчестве, но затрудняются в

объяснении понятия «творчество», недостаточно осведомлены о видах детского

творчества, родители не смогли назвать все условия для развития творческих

способностей детей, но считают, что такие условия необходимы.

 

 

 

Отметьте на листочках для себя , что вы знаете по теме собрания, что хотите

узнать

Отметьте на листочках для себя , что вы знаете по теме собрания, что хотите

узнать.

Большинство родителей имеют представление о творчестве, но затрудняются в

объяснении понятия «творчество», недостаточно осведомлены о видах детского

творчества, родители не смогли назвать все условия для развития творческих

способностей детей, но считают, что такие условия необходим

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

На тему: «Развитие творческих способностей младших школьников»

Цель: Способствовать формированию потребности родителей в создании условий для максимального развития детского творчества . 

Задачи: 
1.Мотивирование родителей на развитие творческих способностей ребенка

2.Расширить знания о детском творчестве.

3.Создание алгоритма условия для развития творческих способностей.

Сообщение на родительское собрание на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников»

Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада видеть всех присутствующих на родительском собрании и надеюсь, что эта встреча оставит положительные следы в деле воспитания наших детей.

максимального развития детского творчества.

мотивирование родителей на развитие творческих способностей ребёнка, расширение

знаний о детском творчестве, создание алгоритма условий для развития творческих

способнос
Сообщение на родительское собрание на тему: «Сказкотерапия в семье»

Полезные советы и рекомендации для родителей.

Что такое творчество? Это деятельность, результатом которой являются материальные и духовные ценности. Высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются новые способности.

Традиционно считалось, что наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство и художественная деятельность. Этому способствуют уроки рисования, труда, музыки. Но такие предметы, как литературное чтение и русский язык, математика и познание мира тоже имеют немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

Как у ребенка, правильно сформировать желание учиться?

Лучший способ для этого - похвала, положительная оценка. Важно, чтобы эта оценка была наглядной. Придумайте вместе с ребенком забавные символы, которыми вы будете оценивать работу: это может быть смешная рожица: улыбающаяся, если задание выполнено хорошо, и плачущая, если ребнок не справился с заданием. Заведите тетрадь, в которой ребенок будет выполнять письменные задания. Старайтесь, чтобы ребенок ставил собственную оценку каждому выполненному им заданию, учите его критично относиться к собственной работе, напоминая ему о его ошибках. 
В конце каждого занятия совместно с ребенком обсудите, что нового и полезного он узнал за урок; что, по его мнению, у него получается хорошо, а что - пока не очень; пусть он сам (при помощи придуманных вами символов) поставит себе оценку. 
          Важно, чтобы ребенок наглядно видел результаты своей работы. Для этого можно, например, использовать рисунок замка. Его можно распечатать на принтере, и после каждого занятия пусть ребенок закрашивает очередной кирпичик здания. Или можно строить график достижений. Это будет стимулировать его движение к новым результатам. 
           Необходимо, чтобы ребенок видел свои результаты и вашу искреннюю заинтересованность в их росте. Однако, помните, что похвала должна быть конкретной, ребенок должен отчетливо понимать, чем вы сегодня обрадованы. Если вы недовольны результатом, удержитесь от резких замечаний и ограничьтесь констатацией факта: "Сегодня ты устал, занятия даются тебе тяжело", и нацельте ребенка на будущие достижения: "Уверена, в следующий раз, когда ты отдохнешь, у тебя все получится гораздо лучше"

Как правильно создать условия, для развития творческих способностей в семье?

  Если Вы  хотите  воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей, то:

*Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".

*Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

*Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

*Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

*Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

*Помогайте ребенку... порой полагаться в познании на риск и интуи-

цию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Какую пользу оказывает творчество?

Когда ребенок творит - рисует, танцует, конструирует, лепит, собирает он познает мир, самовыражается и устанавливает более тесный контакт со своей личностью.

Также дети во время создания чего-то нового своими руками делают важные открытия - это позволяет им устанавливать связь не только с собой, но и с внешним миром.

Когда ребенок чувствует себя творцом, радуясь успехам и получая похвалу от родителей - он растет и развивается спокойно и гармонично, его самооценка стабильна, он учится оценивать результат своих стараний положительно и гордиться им.

Когда дети занимаются творчеством, они не только структурируют свое время, но также и развиваются. Творческие занятия помогают становлению познавательной сферы, мелкой моторики и могут способствовать проявлению склонности ребенка к той или иной деятельности.

Понимание этого способствует выбору жизненного пути — возможно, увлекшись каким-либо видом творчества, ребенку будет легче определиться с тем, чем он хотел бы заниматься. Может быть, он станет художником или танцором, музыкантом или архитектором.

Дети, которые много занимались творческими занятиями, вырастают с лучшим пониманием себя и своих желаний, раскрывают способности, которыми их наградила природа. Так ребенок получает возможность увлекаться любимым делом в жизни и, когда повзрослеет, достичь профессионального роста.

Какие применять методы, в развитие творческих способностей детей?

1.Введите творческие моменты в повседневную жизнь!

Привлекайте ребенка к разным делам! Лепите пирожки – дайте ребенку кусочек теста: пусть создаст свое изделие. Как интересно будет вылепить фигурку и потом ( с помощью мамы) испечь ее. Уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за цветами – дети с удовольствием займутся бытовыми делами вместе с взрослыми. В процессе они будут заниматься новыми увлекательными занятиями, часто играя, развивая творческий подход к делу. Все делайте вместе! Дети обожают заниматься чем-то интересным вместе с мамой и папой!

2.Создавайте с ребёнком «шедевры» из разнообразных материалов!
Этим вы будете способствовать развитию творческого мышления и мелкой моторики. Например, создайте зимний ночной пейзаж с помощью клея и соли. Нарисуйте произвольный рисунок клеем на чёрном листе бумаги, а после посыпьте бумагу солью — получится «снег». Стряхните лишнее и увидите, что зимний пейзаж готов. Если же использовать различные крупы – вы сможете создавать разноцветные творения, что принесёт большое удовольствие от подобной игры и вам, и малышу! Получившийся «шедевр» станет приятным подарком родственникам или важным элементом семейной

галереи.

3.Чаще общайтесь с природой!
В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша.

Развитию творческого взгляда ребёнка на мир способствует изготовление поделок из природных материалов: листьев, семян, шишек, каштанов, ракушек, морских камешков, песка. Такой способ очень быстро даст положительные результаты, которые будут выражаться в стремлении ребёнка к познанию, развитии креативного и логического мышления.

4. Не забывайте о развитии речи!

Для того чтобы ребёнок научился выражать свои идеи словесно, важно развивать и его речь. Придумывайте вместе с малышом сказки, создавайте новых героев, сочиняйте продолжения существующих сказок, переселяйте героев из одних сказок в другие. Давайте ребёнку слова с просьбой найти к ним рифму, сочиняйте стихи и песни.

Полезно играть в разные ассоциативные игры, где малышу будет предложено отыскать связь между двумя ничем не связанными предметами, словами, и составить с ними рассказ, который можно снабдить иллюстрациями! Хорошим продолжением этой увлекательной истории может быть игра на этой основе, где героев будут ждать удивительные приключения.

 

 

 

 

 

 

 

Жидиловский филиал муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения

"Заворонежская средняя общеобразовательная школа

подразделение-отделение№2"

 

СПРАВКА ПОДТВЕРЖЕНИЕ

Дана Плужниковой Наталье Александровне, студентке 1 курса магистратуры, проходившей практику в Жидиловском филиале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заворонежская средняя общеобразовательная школа подразделение-отеление№2» в том, что она 21 февраля 2018 года провела родительское собрание с родителями детей 3 класса на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников».

 

 

Заведующий филиалом Пашков В. В.


Жидиловский филиал муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения

"Заворонежская средняя общеобразовательная школа

подразделение-отделение№2"

 

 

СПРАВКА ПОДТВЕРЖЕНИЕ

Дана Плужниковой Наталье Александровне, студентке 1 курса магистратуры, проходившей практику в Жидиловском филиале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заворонежская средняя общеобразовательная школа подразделение-отеление№2» в том, что она 8 февраля 2018 года провела классный час для детей 3 класса с презентацией на тему: «Развитие креативности младших школьников».

 

 

 

Заведующий филиалом Пашков В. В.


Жидиловский филиал муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения

"Заворонежская средняя общеобразовательная школа

подразделение-отделение№2"

 

 

 

СПРАВКА ПОДТВЕРЖЕНИЕ

Дана Плужниковой Наталье Александровне студентке 1 курса магистратуры, проходившей практику в Жидиловском филиале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заворонежская средняя общеобразовательная школа подразделение-отеление№2» в том, что она 23 февраля 2018 года провела внеклассный час с детьми 3 класса.

 

 

Заведующий филиалом Пашков В. В.



Анкета для родителей

«Развитие творческих способностей у младших школьников»

разработанная  Асановой Э. О.

 

Уважаемые родители!

Просим вас внимательно изучить и максимально полно ответить на вопросы. Анкетирование проводится с целью выяснить, как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей.

Знаете ли Вы, что такое творчество?

а) да

б) нет

в) не знаю      

2. Как вы считаете, творческие способности есть у каждого человека?

а) Да, конечно

б) Затрудняюсь ответить

в) Нет, не у каждого

3. Есть ли творческие способности у вашего ребенка?

а) Да, есть (указать)_________________________________________________

б) Возможно, есть, но пока не проявились.

в) Нет.

4. Может ли семья помочь в развитии творческих способностей у ребенка?

а) Да, конечно

б) Затрудняюсь ответить

в) Не может, это должен делать специалист

5. Какую помощь может оказать школа в развитии творческих способностей ребенка?

а) Консультативную

б) Организовать кружки и секции

в) Ваш вариант ответа___________________________________________

6. На что должна обратить внимание семья при развитии способностей ребенка?

а) На рекомендации педагога.

б) Советы родных и знакомых.

в) Желание самого ребенка.

г) Модные тенденции.

д) Другой вариант ответа_________________________________________

 

7. Часто ли вы вместе с ребенком занимаетесь творческими видами деятельности?

а) Да, очень часто

б) Редко, потому что мало свободного времени

в) Не занимаюсь, потому что считаю, что у моего ребенка нет творческих способностей

8. Выражает ли ребенок свои эмоции и впечатления в своем творчестве, проявляя инициативу?

а) да

б) нет

в) не знаю     

9. Принимаете ли вы участие с детьми в творческих конкурсах учреждения?

а) часто

б) иногда

в) не участвуем

10. Оцените Ваше родительское участие в творческих видах деятельности? (подчеркните)

а) систематическое

б) эпизодическое

в) отсутствие участия

11. Откуда вы получаете информацию о развитии творческих способностей детей?

а) Из интернета.

б) В школе от учителей.

в) Из литературы.

г) От знакомых.

д) Другой вариант ответа_____________________________________________

12. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи? а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

13. Какие творческие способности есть у вас лично?

__________________________________________________________________

Ваши пожелания и рекомендации __________________________________________________________________

 

Благодарим за участие!

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Тест творческого мышления Торренса предназначен для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Он состоит из 3 частей:

1.«Нарисуй картинку».

Испытуемым предлагается стимульный материал в виде овала, вырезанного из цветной бумаги (цвет экспериментатор выбирает самостоятельно, размер — с куриное яйцо).

Приложив фигуру к листу чистой бумаги, ребёнок должен нарисовать законченную картинку, включающую в себя исходный элемент, и дать ей название.

Первый субтест - предполагает работу испытуемого с простым овалом

2.«Закончи рисунок»

Испытуемым предлагается набор фигур, которые он должен завершить таким образом, чтобы из каждой получилась осмысленная картинка. Испытуемым также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил, чтобы экспериментатор мог верно оценить результат.

Второй субтест - набор фигур, которые дети должны завершить, превратив каждую в рисунок

 

3.«Повторяющиеся линии».

Тестируемым предлагается изображение 30 пар параллельных прямых. На основе каждой ребёнку нужно создать уникальный рисунок, который бы включал в себя исходные элементы.

Третий субтест - на основе каждой пары линий испытуемый должен придумать рисунок в рамках третьего субтеста

 

По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов.

Обработка и интерпретация результатов. Приступая к интерпретации, следует прежде всего оценить соответствие результатов заданию.

Ответ признаётся неадекватным в случае, если: не был использован предложенный элемент; рисунок тестируемого представляет с собой неопределённую абстракцию; название картинки бессмысленное, не связанное с изображением; та или иная иллюстрация копирует один из предыдущих ответов.

Беглость

Беглость (продуктивность) оценивается подсчётом завершённых заданий: тестируемому начисляется по 1 баллу за каждое. Следует отметить, что этот критерий не является прямой оценкой творческого мышления. Он используется лишь в качестве ориентира для других параметров.

Оригинальность

Все результаты, которые были признаны адекватными, следует проанализировать по предложенной составителем теста шкале:

баллы за оригинальность начисляются за статистически наиболее частые ответы на задания, заслуживающие 0 или 1 балла, редко встречающиеся и необычные варианты оцениваются 2 очками. Этот показатель является наиболее значимым.

Высокие результаты по шкале оригинальности говорят о способности испытуемого находить нестандартные решения, отличные от общепринятых и банальных.

 

Ответы тестируемого сверяются со списками, чтобы понять, какие оригинальные, а какие — не очень

Примерные ответы с низкой оригинальностью

Овал:

0 баллов: рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Стимул №1:

0 баллов: абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица (летящая), чайка.

1 балл: брови, глаза человека, волна, море, животное (морда), кот, кошка, облачко, туча, сверхъестественные существа, сердце («любовь»), собака, сова, цветок, человек, мужчина, яблоко.

Стимул №2:

0 баллов: абстрактный узор, дерево и его детали, рогатка, цветок.

1 балл: буква (Ж, У и другие), дом, строение, знак, символ, указатель, птица, следы, ноги, цифра, человек.

Стимул №3:

0 баллов: абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человек, парусный корабль, лодка, фрукты, ягоды.

1 балл: ветер, облака, дождь, воздушные шарики, дерево и его детали, дорога, мост, животное или его морда, карусели, качели, колёса, лук и стрелы, луна, рыба, санки, цветы.

Стимул №4:

0 баллов: абстрактный узор, волна, море, вопросительный знак, змея, лицо человека, хвост животного, хобот слона.

1 балл: кот, кошка, кресло, стул, ложка, половник, мышь, насекомое, гусеница, червяк, очки, птица (гусь, лебедь), ракушка, сверхъестественные существа, трубка для курения, цветок.

Стимул №5:

0 баллов: абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, корабль, лодка, лицо человека, зонт.

1 балл: водоём, озеро, гриб, губы, подбородок, корзина, таз, лимон, яблоко, лук (и стрелы), овраг, яма, рыба, яйцо.

Стимул №6:

0 баллов: абстрактный узор, лестница, ступеньки, лицо человека.

1 балл: гора, скала, ваза, дерево (ель), кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек (мужчина, женщина), цветок.

Стимул №7:

0 баллов: абстрактный узор, автомобиль, ключ, серп.

1 балл: гриб, ковш, черпак, линза, лупа, лицо человека, ложка, половник, молоток, очки, самокат, символ (серп и молот), теннисная ракетка.

Стимул №8:

0 баллов: абстрактный узор, девочка (женщина), человек — голова или тело. 1 балл: буква: У и другие, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, сверхъестественные существа, цветок, щит.

Стимул №9:

0 баллов: абстрактный узор, горы, холмы , животное и его уши, буква М;

1 балл: верблюд, волк, кот, лиса, лицо человека и фигура, собака.

Стимул №10:

0 баллов: абстрактный узор, гусь, утка, дерево (ель), сучья, лицо человека, лиса.

1 балл: Буратино, девочка, птица, сверхъестественные существа, цифры, человек (фигура).
Параллельные линии:

0 баллов: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

Гибкость

Этот показатель позволяет оценить способность ребёнка переходить от одной стратегии к другой, уровень информированности и мотивации. Разнообразие идей и подходов у испытуемого выявляется количеством категорий, к которым могут быть отнесены его ответы (как рисунки, так и подписи к ним).

Разделив это значение на показатель беглости и умножив его на 100%, можно получить индекс гибкости. Низкие результаты говорят о негибкости мышления либо о недостаточном интересе к выполнению теста.

Возможные категории

* Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.

* Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.

* Аксессуары: браслет, корона, кошелёк, монокль, ожерелье, очки, шляпа. Бельевая верёвка, шнур.

* Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.

* Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.

* Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утёс.

* Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.

* Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.

* Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма.

* Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекрёсток, эстакада.

* Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.

* Животное: следы.

* Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприёмник, рация, камертон, телевизор.

* Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.

* Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор.

* Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.

* Книга: одна или стопка, газета, журнал.

* Колёса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.

* Комната или части комнаты: пол, стена, угол.

* Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.

* Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник.

* Коробка: коробок, пакет, подарок, свёрток.

* Космос: космонавт. Костёр, огонь.

* Крест: Красный крест, христианский крест, могила.

* Лестница: приставная, стремянка, трап.

*Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолёт, спутник.

*Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.

* Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтёрский молот.

*Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.

* Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки.

Наземный транспорт — см. «Автомобиль», не вводить новую категорию.

* Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.

* Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение луны, звезда, луна, метеорит, комета, солнце.

* Облако, туча: разные виды и формы.

* Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.

* Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.

* Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемёт, пушка, рогатка, щит.

* Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис.

* Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепёшка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.

* Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган

* Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щётка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щётка.

* Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыплёнок.

* Развлечения: певец, танцор, циркач.

* Растения: заросли, кустарник, трава.

* Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.

* Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт

* Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.

* Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема. Снеговик.

* Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.

* Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскрёб, отель, пагода, хижина, храм, церковь.

* Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.

* Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба. Тростник и изделия из него.

* Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.

* Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.

* Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. Цифры. одна или в блоке, математические знаки.

* Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер. Девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определённая личность, старик.

* Части тела человека: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.

* Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница. Разработанность Разработанность подразумевает степень детализации рисунка — наличие уточняющих элементов, штриховки, теней, разнообразие цветов.

Разработанность

Дополнительный балл начисляется за:

- каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается (например, при густой листве засчитывается 1 балл за весь элемент, несмотря на количество прорисованных листиков).

- цвет, если его использование дополняет основной сюжет изображения. особую штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) — тени, объём, оттенки.

- каждую идею оформления (кроме чисто количественных повторений) рисунка, значимую с точки зрения сюжета. Например, одинаковые предметы иногда изображаются для создания ощущения пространства.

- поворот рисунка на 90 градусов и более, оригинальность ракурса (вид снизу или изнутри, например), выход изображения за рамки стимула.

- подробный заголовок.

Высокие показатели разработанности говорят об изобретательности и способности к конструктивной деятельности. Низкие характерны для детей со слабой мотивацией и успеваемостью.

*Абстрактность названия

В тесте оцениваются не только рисунки участников, но и названия-пояснения, которые они им дают. Баллы за заголовки начисляются по следующей шкале:

0: очевидные названия, простые, констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект, состоящие из одного слова («Сад», «Горы», «Булочка» и так далее);

1: простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на изображении, или из каковых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект («Мурка», «Летящая чайка», «Новогодняя ёлка», «Саяны», «Мальчик болеет» и прочие);

2: образные названия («Загадочная русалка», «SOS»), описывающие чувства, мысли («Давай поиграем», например);

3: абстрактные и философские заголовки, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл («Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернёшься вечером» и подобные).

Пример расшифровки

Представленный на картинке пример демонстрирует, как начисляются баллы в соответствии со шкалами. Первая цифра (слева направо) относится к номеру категории, вторая обозначает баллы, полученные за оригинальность, третья — очки за разработанность.

 

 

 

 

Каждый рисунок оценивается по трём параметрам: номер категории ответа, оригинальность и разработанность

 

Подсчёт баллов и их анализ

Все выставленные баллы суммируются и делятся на количество категорий, по которым оценивалась работа ребёнка (беглость, оригинальность и так далее). Результаты сверяются со следующей шкалой:

* 30 — плохо;

* 0—34 — меньше нормы;

* 35—39 — немного ниже нормы;

* 40—60 — норма;

* 61—65 — несколько лучше нормы;

* 66—70 — выше нормы;

* >70 — отлично.

Таблица: Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов

 

Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1-2

9,0

7,5

10,3

22,4

3-4

8,9

7,6

9,7

31,7

5-6

9,0

6,8

9,2

30,4

7-8

9,1

7,4

9,6

11,8

9-11

9,7

8,1

10,7

40,4

1-11

9,2

7,6

10,0

31,3

 

Торренс утверждал, что для успеха во взрослой жизни одного только творческого потенциала недостаточно. Для полной реализации возможностей человеку также требуется наличие определённых умений и мотивации. Только при условии сочетания этих трёх составляющих можно рассчитывать на большие творческие достижения в дальнейшей жизни. Иными словами: мало иметь способности к креативности, их нужно развивать и стремиться применять смолоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проективная методика диагностики тревожности

«Выбери, нужное лицо» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 7-10 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Экспериментальный материал: 12 рисунков ( 18x13 см) выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика . Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Проведение исследования : Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Инструкция.

Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные.

*Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать.

*Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение.

*Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое – грустное, печальное.

*Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.

*Выполнение задания по картинке №1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

*Затем последовательно предъявляются картинки №2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

*Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем.

Набор картинок для мальчиков


 

 

 

 

 

 

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Рис.8

Рис.9