Развитие логического мышления с помощью логико-математических игр | Казакова Марина Леонидовна. Работа №210797
Автор: Казакова Марина Леонидовна
Родительское собрание о развитии логического мышления с помощью логико-математических игр у дошкольников.
Родительское собрание «Развитие логического мышления детей через логико-математические игры»
Цель: — осуществление просвещения родителей по использованию логико-математических игр для развития логического мышления детей.
Задачи: — познакомить родителей с логико-математическими играми для развития логического мышления детей;
● обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в домашних условиях
● реализовать единый подход к обучению и развитию детей в семье
● развивать интерес к образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике полученные знания
● вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Что же такое логическое мышление?
Логическое мышление-залог успеха. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.
-От чего зависит логическое мышление? Оно зависит от его быстроты, способности рассуждать, решать задачи в разных областях.
Логика-это рассуждение. Логическое мышление-способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно?
-Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться успеха.
Занятия на развитие логики принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, в следствии чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.
-Что же такое логические игры? Как в них играть?
Логико-математические игры.
Сейчас я познакомлю вас с игровым материалом, который вы можете использовать дома:
● «Что лишнее?» — из четырех – пяти предметов дети выбирают лишнюю фигуру и объясняют свой выбор.
(стеклянная и пластиковая ёмкость, жидкое и сыпучее)
● «Назови соседей» — числа 5, вторника, осени.
«
Родственники
»
-Елка-родственница ежа, потому что…
Клубок родственник ежа, потому что…
Медведь родственник ежа, потому что…
● «Шуточные логические задачи» — «Какого цвета волосы у колобка?»
задачки для ума.
Предлагаю вам подумать и дать правильный ответ.
-Сколько ручек войдет в пенал?
-Сколько конфет лежит в пустой вазе?
-Коля шел в лес. Ему навстречу попались 3 охотника.
У каждого их них было по ружью.
В каждом ружье по два патрона. Сколько человек шло в лес?
● «Найди закономерность» — детям предлагается найти закономерность и продолжить ряд.
● «Выложи рисунок из счетных палочек»
С помощь их ребенок будет лучше ориентироваться в пространстве, логически мыслить
Мы 6 палочек возьмем, и построим новый дом.
Если 2 переложить, в доме том не смогут жить.
Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?
Захотелось покопать -надо палочку убрать и переложить другую. Так лопатку получу я.
А у вас она готова?
Передвинем палку снова, а внизу одну возьмем и в коробку уберем. Вышел стульчик. Отдыхайте!
Сколько палочек? Считайте! Их четыре!.
Ножки вы раздвиньте шире,
Спинку надо положить -будет стул столом служить!
● «Что перепутал художник?» — у детей развивается не только мышление, но и зрительное восприятие, внимание.
Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их, одним словом: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные;
лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову: Транспорт - ..., птицы - ...
«Аналогии»
Ребенку предлагается подобрать слово, аналогично первой паре
Варианты слов:
Ложка - кушать, а нож- ….
Пила – пилить, а топор - ….
Тетрадь – писать, а книга - ….
Игла – шить, ножницы - ….
Кровать – спать, стул - ……
«Подбери пару»
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.
Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.
Такие упражнения “Рыбы-птицы-звери”, “Одежда-мебель-посуда”, “Овощи- фрукты-ягоды”, в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.
Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
На сегодняшний день существует огромное количество печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития детей.
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.
Список используемой литературы:
1. «Игралочка» практический курс математики для дошкольников, Баласс, Москва 2000;
2. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. 1982. №1. С. 38-4 ;
3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. М., 1995;
4. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985;
5. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995;
Список рекомендуемой литературы для родителей:
1. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников, Тихомирова Л.Ф.
Издательство: Академия развития Развивающее обучение. Практическое приложение,1999;
2. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985;
3. Игры и логические упражнения с цифрами, Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Издательство: КАРО,2007 Серия: Подготовка ребенка к школе.